Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/4
Дата публикации03.12.2014
Размер0.57 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Институт гуманитарных наук
Общеуниверситетская кафедра истории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

История


050100.62

Педагогическое образование (Музыка)

(бакалавр)

Музыкально-педагогический факультет

Курс 1, семестр 1


Москва 2012

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании ОУК истории № 5 от 18.03.11., утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.

Составители:
к.и.н. проф. Кириллов В.В.
д.и.н. проф. Лысенко Л.М.
д.и.н. проф. Музафарова Н.И.

к.и.н. доц. Аверьянова Г.И.
к.и.н. доц. Боева Л.А.
к.и.н. доц. Огородникова О.А.
к.и.н. доц. Порхова Т.М.

к.и.н. доц. Щулепникова Е.И.

к.и.н. доц. Чернова М.Н.
ст. преп. Махоткин А.В.

к.и. н. доц. Фирсова О.Г.

Рецензент

Проф., д.и.н. Девятов С.В.

Зам. зав. кафедрой


Доц. к.и.н. Кириллов В.В.

Часть 1.

Пояснительная записка
Подготовка высококвалифицированного специалиста немыслима без широкой эрудиции. Истории в этом отношении принадлежит громадная роль. Изучение многовекового опыта народов нашей страны помогает правильно оценить прошлое, осмыслить настоящее, понять место и роль России в системе мировой цивилизации.

Предлагаемый учебно-методический комплекс по Отечественной истории подготовлен авторским коллективом преподавателей общеуниверситетской кафедры истории Московского городского педагогического университета. Авторы стремились показать основные стороны исторического развития России, помочь студентам систематизировать полученные на занятиях знания, ориентируя их внимание на узловых проблемах отечественной истории.

Курс «Отечественной истории» разработан для общегуманитарной подготовки студентов в соответствии с основными квалификационными требованиями к выпускнику высшего учебного заведения по разделу «История».

Цель курса - сформировать у студентов основы теоретического и методологического подхода к анализу явлений социальной действительности на позициях этических норм и требований, предъявляемых к современному специалисту.

Задачи изучения дисциплины

Программа курса охватывает период истории России с зарождения государственности у восточнославянских племен до современности. В ее основу положен цивилизационный метод освоения истории с учетом генерализирующего подхода (традиционности и новаций в решении исторических задач общества). Содержание курса строится в соответствии с теорией модернизации, т.к. европейской цивилизации принадлежит со времен античности особая роль в становлении современного мира и именно оттуда шли импульсы, оказавшие воздействие на развитие всего человечества.

Разделы огромного по объему и растянутого по времени материала составлены в соответствии с проблемно - тематическим принципом. В программе концентрируется внимание на основных тематических пластах и узловых проблемах, составляющих каркас изучаемого раздела.

Такой подход позволяет обеспечить научность в преподавании курса и вариативность в освоении богатого исторического материала.

В помощь изучающим курс в программе предусматривается использование исторических источников, отечественной и зарубежной литературы как монографической, так и мемуарной. Рекомендательный перечень источников и литературы составлен в сжатом виде. Составители при этом руководствовались возможностью их расширения по мере выхода новых печатных изданий.

Содержание программы ориентирует преподавателей и студентов на творческий подход к изучению исторического материала, историко-сравнительный метод освоения исторической действительности. Особое значение при этом придается самостоятельной работе студентов с источниками и литературой. Выработка практических навыков историографического анализа, умение проникать в суть исторических явлений, познание закономерностей общественного развития - составляют важнейшую задачу исторического образования.

По итогам изучения курса студенты сдают экзамен.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

- основные исторические подходы к изучению событий прошлого;

- основные принципы и методы исторического познания действительности;

- периодизацию отечественной истории и сущностные характеристики этапов её развития;

- основные источники и литературу по курсу «История Отечества»;

- динамику экономических процессов и развития, понимать сущность социально-экономических отношений, их своеобразие в России, причины сохранения многоукладности социально-экономических отношений к концу XIX в., особенности различных социальных общностей /сословных, религиозных, классовых/ и их ценностные ориентации;

- динамику становления и развития российской государственности: основные типы государственно-политических образований и формы осуществления политической власти в России;

- основные социальные движения в истории России и крупнейшие революции XX века;

- сущность проблемы модернизации России на различных этапах ее развития, содержание, механизм осуществления реформаторских процессов. (Знать их творцов);

- эволюцию основных политических /консервативных, либеральных, радикальных / и идеологических течений и их лидеров;

- сущность этнонациональных процессов и геополитических интересов России, основные направления внешней политики России и СССР.


Студент должен уметь:

- анализировать ситуацию исторического выбора на различных этапах истории России и СССР: выделять причины, оценивать роль объективных и субъективных факторов, диалектику реформ и революций, их роль в разрешении объективных противоречий и модернизации страны;

- аргументировано высказывать свое мнение о спорных и дискуссионных проблемах отечественной истории, опираясь на основные концептуальные подходы;

- уметь работать с источниками информации;

- давать характеристику основным этапам истории и выдающимся деятелям различных эпох;

- прослеживать основные тенденции в развитии социально-экономических, политических процессов российского общества, определять их доминанты;

- ориентироваться в общественных и политических теориях, аргументировано оценивать их;

- прослеживать диалектику отношений общества, государства и церкви, выявлять взаимосвязь, распространением идей свободы и прав человека, развитием человеческой личности;

- определять роль, место и особенности России в мировом историческом процессе.
Курс должен способствовать формированию следующих общекультурных компетенций (ОК):

- Владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обощению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

- Стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- Умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9)

Содержание курса

Раздел I. Восточные славяне в древности. Древнерусское государство (IX-XII вв.)



Восточные славяне в древности. Становление славянского мира. Восточные славяне в VI-IХ вв.: первые упоминания о славянах, их расселение, занятия, социальная организация, религия. Соседи славян и взаимоотношения с ними. Начало разложения первобытнообщинного строя. Возникновение племенных союзов и первых государственных образований.

Возникновение Древнерусского государства. Предпосылки складывания древнерусской государственности. «Норманнская теория», ее происхождение и современные трактовки о роли скандинавов в образовании Древнерусского государства.

Киевская Русь. Взгляды современной науки на характер древнерусской государственности. Развитие феодальных отношений в Киевской Руси. Элементы рабовладения и первобытнообщинного строя. Социальная структура Древней Руси. Начало формирования сословий. Политический строй Древнерусского государства. Основные центры Древней Руси - Новгород, Владимир, Ярославль. Становление и развитие раннефеодальной монархии при Владимире 1 и Ярославе Мудром. «Русская правда». Международные связи Киевской Руси.
Раздел II. Удельный период
Феодальная раздробленность Руси. Предпосылки выделения земель и княжеств Руси в XII в. Факторы выбора путей развития. Владимирово - Суздальское / Ростово - Суздальское/ и Галицко - Волынское княжества, Новгородская феодальная республика.

Борьба русского народа с иноземными нашествиями в XIII веке. Монголо - татарское нашествие на Русь. Экономика, социально - политические отношения, культура Руси в период господства Золотой Орды, ее влияние на судьбы России.

Отпор агрессии немецких и шведских феодалов против русских земель. Оценка политики князя Александра Невского. Обособление юго-западных и северо-восточных земель на рубеже XIII- XIY вв., своеобразие их политического, экономического и этнического развития.

Возвышение Москвы и начало объединения русских земель. Геополитические и географические факторы объединительного процесса. Предпосылки возвышения Московского княжества. Иван Калита и его преемники. Политическое соперничество с Тверью. Роль церкви в возвышении Москвы. Митрополиты Петр и Алексий. Ослабление Золотой Орды. Становление Москвы как общерусского центра освободительной борьбы. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Победа на Куликовом Поле. Подъем национального самосознания.
Раздел III. Образование и развитие централизованного Российского государства (XV- XVII вв.)
Образование Московского государства. Основные этапы образования единого государства. Внутриполитическая борьба русских князей, феодальная война второй четверти XV в. и ее итоги. Взаимоотношения Руси с Великим княжеством Литовским. Внутренняя и внешняя политика Ивана III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы на рубеже XV- XVI вв. Распад Золотой Орды и его последствия для народов Восточной Европы, Урала, Сибири. Ликвидация зависимости Руси от монголо-татар.

Политический строй и социальная структура Московского государства. Изменение в структуре феодальной собственности на землю. Складывание поместной системы, начало формирования крепостного права. Формы феодальной зависимости крестьян по Судебнику 1497 г. Сословная система организации общества. Влияние византийских традиций и ордынского владычества на характер российской государственности. Усиление роли государства в сфере общественных отношений. Становление самодержавия как специфической формы организации политической власти в России. Роль боярской думы. Местное самоуправление. Остатки удельной системы. Основные тенденции развития русской культуры.

Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. Политическая обстановка в Московском государстве после смерти Василия III. Начало царствования Ивана Грозного. Реформы «Избранной рады». Судебник 1550 г. - основа системы и управления государством. Опричнина Ивана Грозного. Дискуссии о ее характере и месте в русской истории. Усиление крепостного гнета. Внешняя политика. Присоединение к России Поволжья. Борьба за выход к Балтийскому морю. Начало присоединения Сибири. Поход Ермака. Итоги внутренней или внешней политики Ивана IV, их оценка в трудах историков.

Смутное время. Политический кризис и гражданская война в Московском государстве на рубеже XVI-XVII вв. Предпосылки политического кризиса. Причины, сущность и этапы Смуты. Правление Бориса Годунова. Голод 1601 – 1603 гг. Нарастание социальных противоречий. Династический кризис. Феномен самозванства в России. Борьба за власть в Русском государстве и польско - шведская интервенция. Поход Ивана Болотникова на Москву. Проблема альтернатив исторического развития России в начале века. Народно - патриотическое движение в защиту Отечества и церкви. К.Минин и Д.Пожарский . Восстановление государственности. Земский собор 1613 г. и утверждение династии Романовых. Последствия Смуты для дальнейшей истории России.

Россия в XVII в. Территория России. Основные тенденции социально - экономического и политического развития. Появление мануфактуры. Начало складывания всероссийского рынка. Дискуссия о новых явлениях в хозяйственной жизни страны. Феодальное землевладение. Соборное Уложение 1649 г.: оформление государственной системы крепостного права. «Бунташный век». Обострение социальных отношений в стране. Крестьянская война под предводительством С. Разина. Развитие государственного строя от сословно - представительной монархии к абсолютизму. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Церковная реформа. Раскол в русской православной церкви как проявление социального и духовного кризиса. Внешняя политика России. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири. Начало формирования русской нации - новый этап развития русского народа.

Раздел IV. Российская империя в XVIII – I пол. XIX вв.


Эпоха петровских реформ. Россия на рубеже XVII-XVIII вв.: необходимость радикальных преобразований. Предпосылки петровских преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство». Реформы Петра I - цели, характер, содержание. Реформы органов власти и управления. Оформление абсолютизма. Создание бюрократического государства. Военная реформа. Организация регулярной армии и флота. Церковная реформа - завершение процесса огосударствления церкви. Социально- экономическая политика. Преобразования в области культуры и быта. Европеизация России и ее последствия для русского общества. Социальный конфликт традиционного общества. Внешнеполитическая деятельность Петра I: основные направления внешней политики России. Война с Турцией. Северная война и ее значение. Оценка деятельности Петра в отечественной и зарубежной историографии.

Россия после Петра I – проблемы общества и власти. Кризис власти и его причины. Эпоха дворцовых переворотов. Царствование Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Ивана VI Антоновича, Елизаветы Петровны, Петра III. Изменения в системе государственного управления.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Век «просвещенного абсолютизма». «Наказ» Екатерины II и деятельность Уложенной комиссии. Государственно-административные и экономические реформы Екатерины II. «Золотой век» русского дворянства. Жалованная грамота дворянству. Обострение социальных противоречий. Казацко-крестьянская война под предводительством Е. Пугачева и ее последствия. Внешняя политика Екатерины II. Участие России в разделах Польши. Борьба с революционной Францией. Русско-турецкие войны. Россия при Павле I.

Социально-экономическое положение, политическая система в первой четверти XIX в. Кризис феодализма. Государство и общество в поисках выхода из кризиса. Попытки осуществления либеральных реформ в начале царствования Александра I. Негласный комитет. М. Сперанский, его проекты изменения системы управления.

Отечественная война 1812 г. и общество. Причины войны и ее дипломатическая подготовка. Основные этапы войны и их освещение в отечественной и зарубежной историографии. Партизанское движение. Герои Отечественной войны 1812 г. Разгром наполеоновской Франции. Создание «Священного союза» и его роль в международной политике. Начало революционного движения в России. Декабристы. Конституция Н. Муравьева и «Русская правда» П. Пестеля. Восстание 14 декабря 1825 г. Судьба декабристов и оценка их деятельности в русской истории.

Внутренняя и внешняя политика Николая I. Централизация и бюрократизация государственной и общественной жизни. Формирование официальной государственной идеологии. Создание III отделения. Политический сыск и политическая цензура в России. Крестьянский вопрос. Реформы Л. Перовского и П. Киселева.

Россия в 1815-1855 гг.: апогей внешнеполитического могущества. Царская Россия и Европа. «Восточный вопрос». Присоединение к России народов Кавказа. Крымская война, ее экономические и политические. Последствия.

Общественная мысль в 30-50-х гг. XIX в. Осмысление исторических путей и перспектив развития России и Запада. П.Я. Чаадаев. Возникновение «охранительной», либеральной и социальной традиции. Славянофильство и западничество. «Русский социализм» В.Г.Белинский. А.И. Герцен.

Раздел V. Российская империя во II пол. XIX – нач. ХХ вв.



Реформы 60-70-х гг. XIX в. и пореформенное развитие России. Назревание необходимости коренных преобразований в России. Формирование общей концепции реформ. Александр II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. К.Д. Кавелин, Я.И. Ростовцев, Н.А. Милютин. Проведение крестьянской. реформы.1) Начало формирования фундамента будущего гражданского общества и правового государства: земская, городская, судебная, военная и другие реформы 60-70 годов. Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIXв. Убийство Александра II и конец эпохи реформ. Оценка в историографии. Александр III. Политика контрреформ. Социально-экономическое развитие России в 80-90-е гг.: успехи, противоречия, проблемы.

Общественное движение в пореформенной России. Консервативное, либеральное и революционно-социалистическое направления. Российский консерватизм: К.П. Победоносцев, М.Н. Катков и др. Русский пореформенный либерализм- умеренный и радикальный. Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, Д.И. Шипов. Деятельность земств. Народничество: основные течения, эволюция, политическая практика. М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Народничество и марксизм. Г.В. Плеханов. От марксистских групп к созданию рабочей партии. Рабочее движение.

Обострение противоречий в мире на рубеже XIXXX веков. Социально-экономические и политические процессы XX века. Развитие производства, мировых экономических и торговых связей. Утверждение капитализма как мировой общественной системы. Неравномерность развития народов и государств. Рост социальной напряженности. Борьба за передел мира и международные конфликты. Назревание мировой войны.

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века. Россия в системе мирового хозяйства в начале XX века. Особенности развития российской экономики. Промышленность. Сельское хозяйство. Предпринимательство и банковское дело. Усиление кризисных явлений в стране, обострение социальных и национальных противоречий. Попытка правящих классов найти выход из кризиса на путях реформ. С.Ю. Витте и его деятельность.

Формирование политических партий. Три основных течения в общественном движении России: революционно-демократическое (радикальное), либеральное и консервативно-монархическое (традиционалистское) и отражение их на создании политических партий. Программные и тактические установки социалистических, буржуазных и монархических партий.

Революция 1905 – 1907 годов. Причины и предпосылки революции. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. и ее роль в приближении революционных событий. Характер революции 1905 – 1907 гг., ее основные этапы. Отношение к революции политических партий, различных классов и социальных слоев. Группировка политических сил в революции. Революционные движения в армии и на флоте. Подъем революции. Манифест Николая II от 17 октября 1905 года. Формирование многопартийной системы. Декабрьское вооруженное восстание в Москве. Поражение. Аграрные выступления в условиях спада революции. Опыт российского парламентаризма и деятельность I и II Государственных дум. Государственный переворот 3 июня 1907 года. III Государственная дума. Уроки и значение первой революции.

Реформы П.А. Столыпина. Взгляды П.А. Столыпина на пути дальнейшего развития России. Аграрная политика 1906, 1910, 1911 годов. Выделение на хутора и отруба. Переселенческая политика. Землеустроительные работы.
Раздел VI. Россия в условиях войн и революций (1914-1922 гг.)
Первая Мировая война и участие в ней России. Происхождение и характер первой мировой войны, основные группировки воюющие держав. Важнейшие этапы войны и театры военных действий. Отношение к войне различных классов и партий. Общественно-политический кризис в условиях войны. Создание в августе 1915 года «Прогрессивного блока» и военно-промышленных комитетов.

Февральская революция. Углубление кризиса в стране с осени 1916 года. Правительственная «чехарда». Февральская революция 1917 года. Совокупность причин обусловивших революционный кризис. Движущие силы революции. Свержение самодержавия. Образование Временного правительства, его партийный состав и политика. Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, их состав и взаимоотношения с правительством. Тактика политических партий. Установление двоевластия, альтернатива развития

Политическая обстановка в России весной – летом 1917 года. Борьба за выбор пути общественного развития России в марте – октябре 1917 года. Распад победившего в феврале блока. Поляризация политических сил. Противоречия в лагере социалистических партий. Курс большевиков на соц. революцию. Кризис политики Временного правительства. Всероссийский съезд Советов. Дальнейшее углубление кризиса в июле. Приход Керенского к власти. Разгром Корниловского мятежа в августе. Объявление России республикой. Рост социальной и политической напряженности. Большевизация Советов в Питере и Москве.

Октябрьская революция 1917 года. Победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. II съезд Советов и его решения. Образование правительственного блока большевиков, меньшевиков-партийцев и левых эсеров и разногласия в нем. Борьба за установление Советской власти на местах. Роспуск Учредительного собрания. Выход России из мировой войны. Воздействие революции в России на развитие мировой цивилизации

Гражданская война. Дискуссии о времени начала и причинах Гражданской войны. Начало вооруженных антисоветских выступлений. Принятие политики «военного коммунизма». Основные этапы Гражданской войны, ход военных действий. Фактор иностранной интервенции. Красный и белый террор. Победа в войне Советской власти, ее цена и значение. Образование национальных советских республик. Советская модель социально-экономического развития; политика «военного коммунизма». Экономическая и социальная политика первых месяцев Советской власти. «Красногвардейская атака» на капитал. Аграрные преобразования. Продовольственная диктатура и продовольственная разверстка. Создание комбедов. Рост недовольства политикой Советской власти в городе и деревне.
Раздел VII. СССР в 1922-1953 гг.
Кризис «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике. Экономический, политический и социальный кризис 1920-1921 гг. Экономическая разруха. Разрушение финансовой системы. Крестьянские выступления. Кронштадский мятеж. Введение новой экономической политики. Сущность НЭПа и его основные этапы развития. Противоречия НЭПа. Оценка НЭПа в исторической и экономической литературе. Государственное строительство. Образование СССР: причины и принципы создания Союза. Первая Конституция СССР и дальнейшее развитие национальных отношений.

Политическая борьба в советском руководстве в 1920-е гг. Ленинская концепция построения социализма и борьба вокруг нее после смерти В.И. Ленина. Политические взгляды Л.Д. Троцкого. «Новая оппозиция». «Троцкистско-зиновьевский блок». Разногласия И.В. Сталина и Н.И. Бухарина по вопросу о пути дальнейшего развития страны. Поражение оппозиции. Постепенное свертывание НЭПа.

Система международных отношений и внешняя политика СССР. Изменение соотношения сил в мире после Первой мировой войны. Версальско-вашингтонская система. Лига наций. Генуэзская конференция. Внешняя политика Советского государства в начале 20-х гг.: полоса признания. Кризис советской внешней политики во второй половине 20-х гг.

Коллективизация и индустриализация в СССР. Проблемы развития промышленности и сельского хозяйства на рубеже 1920-1930-х гг. Концепции А.В. Чаянова и Н.Д. Кондратьева. Концепция «большого скачка». Форсированная индустриализация страны: методы, результаты, цена. Коллективизация сельского хозяйства и ее характер. Дискуссии о причинах и последствиях «большого скачка».

Общественно-политическая жизнь СССР. Складывание тоталитарной системы в СССР. Подавление оппозиции. Завершение перехода к однопартийной системе. Режим личной власти Сталина. Убийство С.М. Кирова. Формирование «нового общества». Массовые политические репрессии.

Великая Отечественная война (1941 – 1945). Нападение фашистской Германии на СССР и начало Великой Отечественной войны. Причины, характер, периодизация великой Отечественной войны. Особенности начального периода войны. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны. Трагедия плена. Организация отпора фашистской агрессии. Единство фронта и тыла. Оборонительные сражения. Битва под Москвой, ее историческое значение. Положение на оккупированных территориях. Партизанское движение. Начало формирования антигитлеровской коалиции.

Коренной перелом в ходе войны. Битва под Сталинградом. Сражение на Орловско-Курской дуге. Битва за Днепр. Влияние побед Советской армии на ход Второй Мировой войны. Советская военная экономика. Трудовой подвиг народа.

Антигитлеровская коалиция: этапы формирования; взаимодействие и разногласия союзников. Поставки по ленд-лизу. Проблема второго фронта и действия союзников. Международные конференции (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская), их решения.

СССР на завершающем этапе второй Мировой войны. Военные действия в 1944 – 1945 годах. Изгнание немецко-фашистских захватчиков с советской территории. Восстановление государственной границы СССР. Освободительная миссия Советской Армии в Центральной и Восточной Европе. Цена освобождения народов. Битва за Берлин. Роль СССР в разгроме германского фашизма. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне. Цена Победы. Итоги и уроки Второй Мировой войны. Значение создания ООН. Дискуссии по вопросам хода и итогов войны.

Политические последствия Второй мировой войны. Противоборство двух мировых систем. Геополитические изменения в мире после Второй мировой войны. Раскол мира на две системы и начало противоборства между ними. Речь У. Черчилля, доктрина Г. Трумэна, план Дж. Маршалла. Создание Коминформа. Характер и результаты послевоенных преобразований в странах советского блока. Рост национально-освободительного движения, крушение колониализма. Международные отношения в условиях раскола мира на две системы. Создание НАТО и организация Варшавского Договора. «Холодная война». Корейская война 1950-1953 гг. как практическое воплощение открытого военного столкновения между противоборствующими блоками. Очаги напряженности и вооруженные конфликты.

СССР в первые послевоенные годы. Советское общество после войны. Сложности и трудности перехода к мирному строительству. Трудовой подвиг советских людей в восстановлении разрушенной экономики страны. Причины ужесточения административно-командной системы, режима личной власти Сталина. Репрессии конца 40 – начала 50-х гг.: борьба с космополитизмом, «Ленинградское дело», «Дело врачей», идеологический прессинг.

Раздел VIII. CCCР в 1953-1991 гг.



Поиск путей обновления жизни советского общества после смерти И.В. Сталина. Борьба за власть в руководстве страны после смерти Сталина. Преобладание радикальной тенденции общественного развития. «Новый курс» Г.М. Маленкова. Устранение А.П. Берии. Н.С. Хрущев - ставка на организационные меры. Начало десталинизации общества. XX съезд КПСС и его влияние на советское общество.

Эксперименты и новации в сфере экономики. Реформа управления промышленностью 1957 г. Аграрная политика Н.С. Хрущева. Основные меры, направленные на повышение жизненного уровня населения. Ошибки и просчеты Н.С. Хрущева. Волюнтаризм. Противоречивый характер реформаторской деятельности Н.С. Хрущева и его отставка.

Новые реальности внешней политики. Либерализация внешнеполитического курса СССР и его противоречивый характер. Восстановление дипломатических отношений с Югославией. Подавление мятежа в Венгрии в 1956 г. Берлинский вопрос и обострение отношений с ФРГ. Карибский кризис 1962 г. Договор 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трех сферах между СССР, США и Великобританией.

«Оттепель» в духовно-культурной жизни. Сущность «оттепели» в литературе и искусстве. Развитие науки в 1953 – 1964 гг. Реформы образовательной сферы. Пределы десталинизации в отношениях между властью и интеллигенцией.

Социально-экономическое и политическое развитие СССР во второй половине 1960-х – середине 1980-х годов. Основные тенденции экономического развития страны. Хозяйственная реформа А.Н. Косыгина: успехи и неудачи. Военно-промышленный комплекс СССР: сверхмилитаризация и стагнация экономики СССР. Нарастающее отставание СССР от передовых государств в развитии экономики.

Утверждение Л.И. Брежнева у власти. Переход к консервативному внутриполитическому курсу. Нарастание произвола партийно-государственной бюрократии и коррупции чиновничьего аппарата. Разработка теории «развитого социализма». Принятие Конституции СССР в 1977 году. Поиск путей упрочения социализма при Ю.В. Андропове.

Обострение социальных проблем и рост социальной напряженности. Духовные деформации советского общества. Вызревание в обществе понимания необходимости радикальных перемен. Диссидентство.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск