Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации»





НазваниеМетодические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации»
страница1/15
Дата публикации05.12.2014
Размер1.71 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > История > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
«Пятигорский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России»

Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики

Т.Д.Савченко, О.М.Павлюк

Методические указания

для студентов

заочного отделения

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ»

Пятигорск, 2013

удк
Рецензенты: Е.В.Колодийчук, доктор медицинских наук, профессор Ставропольской медицинской академии,

А.Г.Авшаров, кандидат экон. наук, доцент кафедры инноватики, маркетинга и рекламы

ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «История фармации» / О.М. Павлюк, Т.Д. Савченко,– Пятигорск: Пятигорский медико-фармацевтический институт (ПМФИ) – филиал Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ). – 2013.   77 с.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «История фармации» разработано авторами в соответствии с требованиями ФГОС для студентов, обучающихся по специальности 060301 – фармация, и полностью соответствует программе курса.

Цель пособия – оказать помощь студентам при подготовке к практическим занятиям. текущему и промежуточному тестированию и выполнению индивидуальных домашних заданий. В приложении приведены темы рефератов, вопросы к зачету, выдержки из текстов исторических и художественных источников.

Печатается по решению

Центральной методической комиссии ПМФИ

© «Пятигорский медико-

фармацевтический институт –

филиал ВолгГМУ
Методический материал

ЗАНЯТИЕ № 1

Развитие фармации в цивилизациях:
Лекарствоведение в первобытном обществе

Эпоха первобытной общины охватывает огромный промежуток времени. В истории первобытных людей можно выделить два этапа: период первобытной орды и период родового строя, который в свою очередь делится на 2 стадии: материнский родовой строй (матриархат) и отцовский родовой строй (патриархат).

Период матриархата характерен тем, что основным способом поддержания существования человека было собирание даров природы: плодов, ягод, трав, корней и т.д. Отыскивая среди окружающей природы всё, что было пригодно для употребления в пищу, первобытные люди замечали ядовитое или лечебное действие многих растений. Путем отбора полезного от вредного, целебного от ядовитого люди первобытной эпохи открыли значительное количество ЛС растительного происхождения. Большинство ученых считают, что уже в эпоху матриархата эмпирическим путем были обнаружены первые лекарственные растения. Прежде всего это пасленовые (дурман, белладонна, скополия), наркотические (мак, табак, индийская конопля), растения, оказывающие раздражающее действие на ЖКТ (полынь), а также тонизирующие (женьшень, лимонник) и возбуждающие (кока).

Женщина как глава рода заботилась не только о питании и поддержании очага, но и о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные памятники в честь женщин, воздвигнутые в различных местах расселения первобытных людей (археологи называют их «каменными бабами»), ученые установили, что в славянских племенах их называли «берегинями».

Причиной болезни первобытных людей могли служить естественные явления: землетрясения, наводнения, нападения диких зверей, нарушение нормального питания в связи с засухой или миграцией диких животных. Костные останки первобытных людей, найденные археологами, несут на себе следы травм, рахита, туберкулеза и других болезней. Вместе с тем не найдено каких-либо достоверных данных об уровне медицинской помощи в период матриархата.

Появление лука и стрел – второй крупное изобретение человека после открытия способов получения огня. С помощью лука человек мог систематически охотиться на птиц и мелких животных. Первобытный человек переходит к охоте и рыболовству как к одному из главных источников существования. Этот переход явился немаловажным фактором расширения медицинских познания. Тот факт, что человек наряду с растительной стал употреблять и животную пищу, способствовал открытию целебных свойств некоторых органов животных (печень, жир, кровь). От холода человека защищало обильное смазывание кожи жиром. Вероятно, что охотники, подвергаясь нападениям зверей, сопровождающимся травмами, научились применять своеобразные шины, накладывать на поврежденные места золу, смолу деревьев и глину. Возможно, что в этот период доисторического развития люди познакомились с одним из первых фармацевтических препаратов минерального происхождения – поваренной солью, ее вкусовыми и консервирующими свойствами. Таким образом, на ранней стадии развития лекарствоведения накапливался опыт лечения теми или иными ЛС растительного, животного или неорганического происхождения.

В период патриархата человек создал крупные центры добычи и обработки цветных металлов и железа. Металлургическими навыками стали овладевать самые различные племена, что привело к созданию таких инструментов, как ножи и скальпели. Благодаря развитию гончарного производства появилась глиняная посуда, в которой можно было сварить пищу и приготовить лечебные снадобья. Пастухи, наблюдая за стадом, подмечали лечебное действие растений на животных. Этот опыт первобытные люди перенесли и на человека. Многие авторы ссылаются на предания о пастухе Мелампии, который открыл слабительное действие травы чемерицы. Пастух Хирон обнаружил, что раны у животных быстрее заживают при поедании ими травы золототысячника. Таким образом, использование целебных свойств растений было результатом обобщений человеческих наблюдений.

Первобытная культура внесла огромный вклад в развитие медицины и лекарствоведения. Многое из того, что стал применять первобытный человек, используется и сейчас. Так, например, лечебные свойства хинного дерева открыли инки. Они впервые стали применять порошок и кору этого дерева при заболевании тропической малярией. Горицветом весенним лечили водянку и одышку.

В первобытную эпоху формировались специальные знания, которые потом использовались народной медициной. Под этим термином понимают медицину, накопившую в течение тысячелетий эмпирическим путем сведения о средствах и приемах лечения, которые до настоящего времени передаются устно из поколения в поколение. Ценность народной медицины заключается в том, что в результате эмпирических наблюдений, установления определенных фактов образовался материал и основа для научных исследований. Многие препараты и ЛС, вошедшие в современные фармакопеи, разработаны на основе народной медицины.

Таким образом, медицина и лекарствоведение в эпоху первобытно-общинного строя возникли и развивались в результате деятельности первобытных людей на всех стадиях его существования. Причем врачевание и применение ЛС возникли на самых ранних из них, развивались и совершенствовались вместе с эволюцией общества.

Опыт научил первобытных людей пользоваться природными ЛС, собирать растения и готовить из них «снадобья», применять противоядия, узнавать и использовать лечебные свойства отдельных органов животных. Выработанные эмпирическим путем гигиенические правила и навыки стали более широко применяться в последующие века, многочисленные медицинские приемы и ЛС заложили основу народной медицины.

Фармация древнего мира (ДРЕВНИЙ ВОСТОК, Древняя Греция, древний рим)

Первые государства на Древнем Востоке возникли в 4-2 тысячелетиях до н.э. в тех регионах, где имелись благоприятные условия для занятий земледелием. Это были долины рек Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы и др. Здесь процветали древнейшие цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Ирана, Китая.

О состоянии развития медицины и тесно связанной с ней фармации в странах Древнего Востока мы узнаем из многочисленных письменных источников: надписей на саркофагах, колоннах храмов, из клинописных надписей (Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина еще мягкая деревянной палочкой для письма или заостренным тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи. Месопотамия, Междуречье) на скалах и глиняных табличках. Кроме того, к настоящему времени известны свыше 200 тысяч различных папирусов из Египта. Содержание этого огромного собрания необычно разнообразно: это многочисленные рецепты изготовления лекарств, моющих средств, стекла. Сохранились древние медицинские книги в Китае, Тибете, Индии. Сведения о Медицине можно обнаружить в эпических произведениях: «Махабхарата» и «Рамаяна» (Индия), в религиозных сочинениях.

Вместе с тем археологи обнаружили на территориях цивилизаций Древнего Востока сосуды с остатками растений и мазей, хирург. инструменты, санитарно-гигиенические сооружения (бани, бассейны).

Таким образом, из подобных разрозненных источников мы узнаем, что к периоду зарождения рабовладельческого строя люди уже имели значительный опыт распознавания болезней, а также ряд препаратов для их лечения.

С возникновением и развитием религии изменились представления о происхождении и природе болезни. Постепенно усиливалось влияние жрецов, так как болезнь воспринималась людьми как наказание свыше. Жрецы были наиболее образованными людьми и считались посредниками между богом и больным. Так возникла храмовая и жреческая медицина. Появилась классовая медицина. Появились боги здоровья и болезней, покровители врачей, медицины, а также боги жизни и смерти. В Месопотамии богом медицины считался Мардук, богиней плодородия и покровительницей материнства – Иштар (Астарта). В честь этих богов строились храмы, им приносились жертвы, у них люди просили исцеления. Жрецы активно использовали эмпирические знания о лечении болезней, накопленные и обобщенные народной медициной в предшествующие периоды. Для обучения медицине при храмах создавались школы.

Уже в древние времена деятельность врачей строго регламентировалась правилами. Если врач им следовал, то он ничем не рисковал даже при неблагоприятном исходе болезни. При нарушении предписываемых правил врач наказывался вплоть до смертной казни.
Лекарствоведение в Древнем Египте

Согласно историческим документам Египет считается самой древней цивилизацией Древнего Востока, где благодаря высокому уровню жизни населения были сосредоточены накопленные в древнем мире знания в области медицины и фармации.

Египтяне на основе существующих четырех основных элементов мира: воздух, земля, вода, огонь – разработали учение о четырех основных жизненных соках, являющихся носителями этих элементов, составляющих человеческий организм и обусловливающих его здоровье или болезнь. Одновременно возникло учение о пневме. (неведомые и невесомые ве-ва – из воздуха при вдохе – в легкие и сердце – в организм; нормальное соотношение пневмы и крови – здоровье; нарушение – болезнь. Характер воздействия – удаление из организма дурной крови гнилостных веществ, паразитов.: препараты, к-рые вызывают рвоту, опорожнение кишечника, мочеотделение, потоотделение). Арсенал применяемых ЛП свидетельствует о высоком уровне развития эмпирической фармации в ДР.Египте. В папирусе Эберса имеется раздел «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В этом «лечебнике» приведено ок. 800 рецептов, в к-рых описаны способы извлечения из растений различных соков и масел. В Египте были известны процессы настаивания, процеживания, сбраживания, выжимания, перегонки, экстрагирования и возгонки, а также фильтрации.

Непосредственно для лечения больных в Др.Египте применялись такие ЛФ, как мази, водные растворы, промывания, впрыскивания, клизмы, компрессы, горчичники, пластыри, пилюли, настойки, отвары, способ окуривания.

Среди широко используемых растительных препаратов были: трава белены, полыни, листья подорожника, цветы ромашки, морской лук, можжевеловые ягоды, опий, кедровое и касторовое масло, мирт, уксус, вино, ладан, пивные дрожжи. Из минеральных соединений применялись селитра, медный купорос, квасцы, поваренная соль. Из числа препаратов животного происхождения получили распространение жиры, желчь, мозг, печень, кровь животных, мед, молоко женщин и коз.

Многие историки считают Египет родиной дерматологии, т.к. именно там приобрели широкую известность средства против кожных болезней.

Форма рецепта у древних египтян была почти современной: часто лекарство состояло из вещества основного, вспомогательного и исправляющего (корригирующего) вкус. Кроме того, давались обычно подробные пояснения относительно времени приема лекарств.
Египтяне считали, что лечебное дело находится под покровительством бога врачебного искусства Тота, которого называли Фармаки или Фармаци, что в переводе означает «защитник, избавитель, исцелитель». Вероятно, поэтому до наших дней дошли слова с корнем «фарма», обозначающим лекарство.

В Др.Египте широко практиковались профилактические мед. мероприятия. Гигиенические знания и мероприятия служили делу сохранения здоровья, предупреждения болезней, продления жизни (водопровод и канализация в кварталах для знати; законы, регламентирующие гигиенич.нормы общественной жизни: погребение умерших, осмотр убойного мяса, правила приема пищи).

Врачебное искусство и лекарствоведение в Др.Египте было сосредоточено в руках профессиональных врачей.
Лекарствоведение в Месопотамии (Междуречье)

Первые сведения о развитии лекарствоведения и медицины в Междуречье датируются 3 тысячелетием до н.э., когда началось возвышение Вавилонского царства.

В Месопотамии было широко распространено представление о том, что все процессы в здоровом или больном организме человека зависят от движения небесных светил, прибегали также к сравнению организма человека с природными явлениями, объясняли развивающуюся болезнь действием поселившихся в теле человека паразитов. Наряду с этим особую роль в жизненных проявлениях организма приписывали циркулирующим в теле человека жидкостям, особенно крови. Т.О., у древних вавилонян существовала смесь различных теорий, объясняющих болезнь: демонической, космической, паразитарной и гуморально-патологической. Подобные представления о болезни обусловливали и лечебные мероприятия: широко применялись амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями, идолы добрых духов.

Арсенал ЛС вавилонян и ассирийцев состоял из препаратов растительного, животного и минерального происхождения. Наиболее распространенными при лечении болезней являлись вода и масло. Слово «врач» у жителей Месопотамии в буквальном переводе означало «знающий воду» или «знающий масло». Применялись почки различных растений, животные жиры, нефть. Лекарства назначались в форме настоев, отваров из растений для применения внутрь. Готовили мази и пасты для наружного применения, назначали компрессы, натирания, клизмы и ванны. Рекомендовали массаж и обливания, производили кровопускания. Различался прием лекарств натощак и после еды. При употреблении лекарств в отдельных случаях использовалась спец.посуда.

При изготовлении ЛС использовались процессы кипячения, растворения, смешивания, фильтрации, измельчения и др.

Профилакт. и гигиенич мероприятия (водопровод, канализация). Классовая медицина, как и в Египте.
Лекарствоведение в Индии

Николай Александрович Богоявленский в книге «Индийская медицина в древнерусском врачевании» пишет: «Тысячи лет тому назад, когда Европа видела еще только ребяческие сны человечества, на территории Индии уже создавались великие государства, и складывалась великая культура». Потуостров Индостан, расположенный у южной подошвы Гималайских гор, орошаемый величественными реками, Индом и Гангом, при тропическом климате обладая богатейшей растительностью с разнообразными ароматными кореньями, пряностями, плодами и цветами, по праву считается родиной многих лекарственных растений.

Источником для изучения истории медицины и фармации Индии являются Веды (памятники индийской культуры), а также сборник законов Ману. Из них мы узнаем, что во 2-ом веке до н.э. в Индии существовало мед.образование: университеты в Таксиле и Бенаресе. Сущ-ли также мед.школы при провинциальных монастырях.

Древнеиндийские врачи считали, что для нормальной жизнедеятельности человеческого организма необходимо наличие трех первичных элементов: воздуха (эфира), слизи и желчи. В «Аюр-Веде» («Книге жизни») говорится, что болезнь наступает при нарушении равновесия трех этих компонентов, обеспечивающих здоровье.

В 9 веке до н.э. выдающийся древнеинд. врач Сушрута, указывая на причины возникновения болезней, называл климат, времена года, космические стихии, ветры, неопрятность одежды, жилища, испорченную воду, вредные местности и т.д.

Назначение лекарства считалось в Др.Индии важной и ответственной частью лечения. По выражению Сушруты, «в руках невежды лекарство – яд, и по своему действию м.б. сравнимо с ножом, огнем и светом, в руках же людей сведущих оно уподобляется напитку бессмертия». В «Аюр-Веде» (своеобразной древнеиндийской фармакопее) дается перечень 760 ЛП. Индийские врачи отдавали предпочтение растительным ЛС, многие из них применяются в нар.медицине Индии и в настоящее время. В эмпирической медицине Др.Индии находили применение злаки, древесина, кора, коренья, цветы, плоды как северных (гималайских), так и южных (тропических) видов. Употреблялись также вино, уксус, молоко, масло, жиры, кровь, железы и др.органы жив-ных, рыб, птиц. В кач-ве перевязочного материала использовали хлопок, камбий деревьев, волокна растений, шелк, особым образом обработанный кишечник некоторых деревьев. Нашли широкое применение в лечебной практике минеральные вещества и их соли: препараты мышьяка, железа (при кровопотерях), меди (прижигали язвы и лечили глазные болезни), чрезвычайно распространена была ртуть для лечения разнообразных заболеваний, в состав мазей часто включали свинец, серу, сурьму, цинк, соли аммония.

Особое внимание в Др.Индии обращалось на знание ядов. Сушрута описывает до 80 видов ядовитых змей и указывает всевозможные методы лечения.

Заслуживает внимания система подготовки врачей в Др.Индии. Преподавание вели наставники из высшего сословия, которые должны были обладать высокими нравственными качествами, а также иметь блестящую подготовку по всем разделам медицины. По окончании обучения ученик принимал обязательство, которое требовало гуманного отношения к больному, готовности всегда прийти на помощь, скромного поведения в быту. (Классовая медицина – привилегированные касты).

Огромное значение для развития лекарствоведения в странах Древнего Востока имели достижения и открытии в химии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconМетодические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»
Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,...
Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconМетодические указания для подготовки к экзамену по математике для студентов заочного отделения
Методические указания и контрольные задания по курсу «Линейная алгебра» для студентов вечернего и заочного факультетов. – Спб.: Изд-во...
Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconМетодические указания для студентов 2 курса судомеханического факультета заочного отделения
Методические указания предназначены для студентов 2 курса смф заочного отделения и составлены для организации работы студентов-заочников...
Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconМетодические указания для студентов очного и заочного отделения к самостоятельным работам по
Зоотехния), “Сельскохозяйственная радиология” (специальность 110305 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции,...
Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconМетодические указания по дисциплине «Рынок ценных бумаг» по выполнению...
Методические указания составлены на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconМетодические указания по экологии для студентов заочного отделения...
С 42 Методические указания по экологии для студентов заочного отделения для всех специальностей / Сост. А. А. Скибинская, А. В. Шарафутдинова....
Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconМетодические указания и рекомендации по выполнению реферата для студентов...
Методические указания и рекомендации по выполнению реферата для студентов вечернего и заочного отделения
Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconМетодические указания, программа курса и тематика контрольных работ...
Государственного образовательного стандарта и в соответствии с учебными планами кафедры истории и политологии. При этом количество...
Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconМетодические указания по организации самостоятельной работы студентов...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconМетодические рекомендации для студентов заочного отделения нижний...
Методические рекомендации предназначены для организации и совершенствования самостоятельной работы студентов заочного отделения,...
Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по истории искусств для студентов ииид ижевск
Методические указания предназначены для студентов 4-го курса дневного и 5-го курса заочного художественно-педагогического отделения...
Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Политология» изадания...
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей
Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconМетодические указания для студентов 2 курса заочного отделения сокращенные...

Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов 3 курса...
Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «,Нотариат» как студентами очного, так и заочного отделений специальности...
Методические указания для студентов заочного отделения по дисциплине «история фармации» iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск