Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование»





НазваниеЭтапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование»
страница1/6
Дата публикации22.07.2013
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6


Доктор Мустафа Авлийа’и

Этапы развития науки хадисоведения

Часть первая

Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование», «новый», «современный», «речь», «сообщение», «счет» и «предание». Однако в контексте Ислама термин «хадис» означает «слова Пророка (ДБАР)» или «рассказ о действиях Пророка (ДБАР) или о его молчаливом согласии с чем-либо». Согласно одному из мнений, даже упоминание о сне, связанном со Святым Пророком (ДБАР), является хадисом.

В большинстве случаев слова «Сунна» и «хадис» являются для ученых-хадисоведов взаимозаменяемыми синонимами. Автор книги «Талвих» утверждает: «Сунна – это более общее понятие, нежели хадис, которое включает в себя все относящееся к Пророку (ДБАР), кроме Корана: его слова – то есть хадисы – и его поведение и характер».1 Согласно иному мнению, поскольку большинство суннитов убеждено в том, что Коран не сотворен (кадим), ко всему, что донес до нас Пророк (ДБАР) и что не является Кораном, стало расцениваться как хадис, который приобрел значение чего-то «случайного» в противоположность «вечному»2. Существуют и такие точки зрения, что высказывания сахабов (сподвижников Пророка, да благословит Аллах его и его пречистое семейство) и таби‘инов (второго поколения после Святого Пророка, да благословит его Аллах и род его) также являются хадисами3. С другой стороны, для авторитетных шиитских ученых-хадисоведов правомерно употреблять этот термин по отношению к словам, биографии и деяниям Святого Пророка (ДБАР) и Пречистых Имамов (мир им)4.

Вначале следует дать объяснение некоторым принципиально важным терминам, которые мы будем использовать в обсуждении нашей темы.

Суннав целом данное слово переводится как «обычная практика» или «традиционная процедура», и в частности, данный термин относится к словам и делам религиозных лидеров, обладающих качеством непорочности – ма‘сум5 (то есть Пророка (ДБАР) и Имамов (мир им), которые свободны от грехов и ошибок). Соответственно, данный термин относится и к Книге (Корану). Понятие «Сунна» имеет более широкий смысл, нежели термин «хадис», хотя в некоторых суннитских сборниках хадисов, таких, как «Сунан ибн Маджа», аль-Байхаки и других источниках, он эквивалентен понятию «хадис». Специалисты по хадисам разногласят относительно того, какое значение имеют понятия «хадис» и «хабар» (новость). Хотя некоторые из них считают их синонимами, другие ученые придерживаются точки зрения, что «хабар» - это более общее понятие, нежели «хадис». Согласно их мнению, хабар – это любое предание о Пророке (ДБАР), в то в время как хадис содержит в себе его (ДБАР) собственную прямую речь6. Как было сказано выше, существует также практика, в соответствии с которой высказывания сахабов (сподвижников) и таби‘инов также называют хадисами. Таким образом, каждый хадис – это хабар, в то время как не любой хабар является хадисом, хотя некоторые исследователи считают слова «хабар» и «хадис» взаимозаменяемыми синонимами7.

Ривайат – синоним слова «хадис». Согласно автору «Маджма‘ аль-бахрайн», «ривайат – это хабар, который возводится к ма‘суму через разных передатчиков»8.

Асар – шейх Баха’и пишет в своей книге «Нихайат ад-дирайат», что асар – это то же самое, что и хадис. Другие считают, что термин «асар» имеет более широкое значение, хотя некоторые сужают его до высказываний, восходящих к сподвижникам9.

Хадис аль-кудси слова Всевышнего Аллаха, которые не являются частью Священного Корана. Саййид Шариф Джурани утверждает: «[Хадис аль-кудси] восходит к Аллаху Всевышнему по своему содержанию и от Пророка (ДБАР) с актуально вербальной точки зрения. Он содержит в себе то, что Аллах сообщил Пророку (ДБАР) в Откровении или через его сны. Пророк (ДБАР) пересказал окружающим смысл этого своими собственными словами. Соответственно, Коран превосходит хадисы аль-кудси, ибо содержит в себе прямую Речь Аллаха».

Существует шесть отличий между Кораном и хадисами аль-кудси. Во-первых, Коран – это Божественное чудо, что не всегда можно сказать о хадисе аль-кудси. Во-вторых, салят (молитва) недействителен, если в нем не читаются айаты Корана, однако это правило не относится к хадисам аль-кудси. В-третьих, тот, кто отрицает Коран, является кафиром (неверующим), однако если кто-то отрицает хадис аль-кудси, он не становится неверным. В-четвертых, весь Коран был ниспослан Пророку (ДБАР) через посредничество ангела Джибрила, однако хадисы аль-кудси были сообщены иным образом. В-пятых, каждое слово в Коране является словом Аллаха, но словесное выражение хадиса аль-кудси может принадлежать Пророку (ДБАР). В-шестых, до Корана нельзя дотронуться, если человек не находится в состоянии предписанной шариатом ритуальной чистоты (тахарат), но это условие не относится к прикосновению к хадису аль-кудси10.

Истоки науки хадисоведения

Святой Пророк Ислама (ДБАР) на протяжении 23 лет с момента начала собственной пророческой миссии и вплоть до своей кончины был духовным руководителем и лидером общины. Перед мусульманами вставали самого разного рода вопросы, касающиеся их потребностей, и они обращались с ними к Святому Пророку (ДБАР). Пророк (ДБАР) отвечал на них, разъясняя и обсуждая эти темы с ними, и тематика этих бесед становилась все более разнообразной по мере укрепления Ислама, который охватывает все аспекты нравственной, социальной и гражданской жизни мусульман. Новое общество, которое появилось в это время, имело большое значение. Мусульмане, которые были современниками Пророка (ДБАР), обладали преимуществом прямого общения с ним и имели возможность задать ему вопросы, касающиеся их жизни в обществе. Тем не менее, на протяжении жизни Святого Пророка (ДБАР) среди мусульман находился источник Божественного Откровения, и важность записывания слов Посланника Аллаха (ДБАР), не была полностью ими понята. Однако после кончины Пророка (ДБАР) мусульмане осознали неизбежную необходимость записи хадисов для того, чтобы избавить от затруднений последующие поколения. Соответственно, начиная с эпохи правления первого халифа мусульмане остро ощутили потребность в записывании хадисов. Нельзя не отметить, что Али (мир ему), первый Имам мусульман-шиитов, обладая проницательностью, первым сказал записывать высказывания Пророка (ДБАР) еще при его жизни. Он записывал слово-в-слово то, что слышал от Пророка (ДБАР). Автор книги «Та‘сис аль-ши‘а» пишет:

«Знайте, что шииты были первыми, кто озаботился сбором записей о действиях и словах Пророка (ДБАР) в эпоху правления халифов. Они последовали пути своего Имама Али, Повелителя Правоверных (мир ему), ибо он записывал и классифицировал хадисы во времена Святого Пророка (ДБАР). Со слов Мухаммада ибн ‘Азафара известно, что шейх Абу-ль-Аббас ан-Надджаши рассказал: «Я сидел вместе с Хакамом ибн ‘Аййина рядом с Абу Джа‘фаром Мухаммадом ибн Али аль-Бакиром (мир ему). Хакам начал задавать вопросы, и Абу Джа‘фар (мир ему) отвечал на них без энтузиазма. Между ними возникли разногласия по одному вопросу. Затем Абу Джа‘фар сказал: «Сынок, встань и принеси книгу Али». Он принес большую толстую книгу и открыл ее. Он стал внимательно изучать ее, пока не нашел описание той проблемы (по поводу которой они дискутировали). Абу Джа‘фар сказал: «Это рукопись Али (мир ему), которую он составил под диктовку Посланника Аллаха, да будет с ним мир и благословение Всевышнего»11.

Это предание согласуется с тем, что я нашел в книге Надджаши «Риджал». Кроме того, два других источника подтверждают аутентичность приведенного выше хадиса12.

Другое предание, которое свидетельствует о внимании, уделяемом шиитами записи хадисов, повествует о случае из жизни Фатимы Захры (мир ей). Однажды Фатима (мир ей) не могла найти рукопись с хадисами. Как сообщается, она настаивала на том, чтобы ее служанка поискала ее, говоря: «Поищи, где она. Она так же ценна для меня, как мои сыновья Хасан и Хусейн»13.

Сунниты начали запись хадисов после смерти Святого Пророка (ДБАР) после продолжительных дебатов между сторонниками и противниками этого.14 В связи с этим Айша сообщила: «Мой отец Абу Бакр собрал пятьсот хадисов Посланника Аллаха (ДБАР), и однажды он сжег все эти записи»15.

Существует несколько преданий, согласно которым второй халиф препятствовал тому, чтобы люди рассказывали хадисы Святого Пророка (ДБАР)16.

Сунниты начали хаписывать хадисы с начала второго века хиджры, когда омейядский халиф Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз приказал собирать их и составлять их сборники17. Согласно широко распространенному мнению, Ибн Джурайдж был первым суннитом, который записывал и собирал хадисы18.

Здесь стоит упомянуть о том, что помимо членов семейства Пророка (ДБАР), их последователи начали записывать хадисы раньше суннитов. Абу Рафи‘ был первым человеком, который наряду с Ахл аль-Бейт (мир им) взял на себя выполнение этой задачи19. Тем не менее, были и некоторые другие люди, помимо Абу Рафи‘ и после него, которые занялись этим. В их числе были ‘Убайдулла ибн Аби Рафи‘, Али ибн Аби Рафи‘, Салман аль-Фариси, Абу Зарр аль-Гифари, Асбаг ибн Нубата и другие20.

Шиитов, записывавших хадисы, можно разделить на четыре группы:

  1. К первой, наряду с Али ибн Аби Талибом (мир ему) и Фатимой Захрой (мир ей), следует отнести Абу Рафи‘, Салмана аль-Фариси, Майсама ат-Таммара, Асбага ибн Нубату, Муджаши’и аль-Куфи, ‘Убайдуллаха ибн Аби Рафи’, Харса ибн ‘Абдуллу аль-А‘вара аль-Хамдани, Раби’у ибн Сами’, Салима ибн Кайса, Али ибн Аби Рафи‘, ‘Абдуллаха ибн Хурра, Мухаммада ибн Кайса аль-Баджали, Йа’лу ибн Мурру, Джабира ибн ‘Абдуллаха аль-Ансари.

  2. Вторую группу составляют Имам Али ибн аль-Хусейн Зайн аль-‘Абидин (мир ему), Джа‘фар ибн Йазид аль-Джу‘фи, Зайд ибн Али, Хусейн ибн Савр, Зийал ибн аль-Мунзир.

  3. К третьей группе относятся Йахйа ибн Касим, ‘Абд аль-Муʼмин, Зурара ибн А‘йан, Мухаммад ибн Муслим, Бассим ас-Сайрафи, Абу ‘Убайда аль-Хазза’, Закариййа ибн ‘Абдуллах, Савраб ибн Камама, Маджд ибн Мухира, Мухаммад ибн За’ида аль-Хадрами, Му‘авийа ибн ‘Амара, Матлаб аз-Захри, ‘Абдуллах ибн Маймун.

  4. К этой группе принадлежит более четырехсот человек из Ирака, Хиджаза, Хорасана и Шама (Сирии), которые передавали предания от Имама Мухаммада аль-Бакира (мир ему) или Имама Джа‘фара ас-Садика (мир ему)21.

Первыми собирателями хадисов среди суннитов были Ибн Джурайдж из Мекки, Ибн Исхак и Малик из Медины, Раби‘ ибн Саби, Са‘ид ибн ‘Уруба, Хаммад ибн Салама из Басры, Суфйан ибн Саври из Куфы, аль-Авза‘и в Сирии, Хасан из Васита, Му’аммар из Йемена, Джарир ибн ‘Абд аль-Хамид из Рея и Ибн Мубарак из Харрана22. Тем не менее, среди суннитских ученых имеются разногласия относительно того, кто первым начал записывать хадисы23. Согласно Ибн Хаджару, Раби‘ ибн Салих (ум. 160/777) и Са‘ид ибн Аби ‘Урба (ум. 156/773) были первопроходцами в этой области, их пути последовали Малик из Медины и ‘Абд аль-Малик ибн Джурайдж из Мекки, которые записывали хадисы. Однако, согласно Хаджи Халифе, ‘Абд аль-Малик ибн Джурайдж и Малик ибн Анас были первыми, кто стал заниматься этим, а первым человеком, который начал классифицировать и подразделять хадисы на главы, был Раби‘ ибн Сабих [24]. В любом случае, вне зависимости от того, кто среди суннитов стал первым записывать хадисы – Раби‘ ибн Сабих24, или Малик, или Са‘ид ибн Аби ‘Урба – все они жили во втором веке хиджры, и прошло уже сто лет с тех пор, как шииты уже начали работу по записи хадисов.

Как мы уже упомянули выше, мусульмане осознали потребность в записи слов Пророка (ДБАР) сразу после его кончины, потому что они знали, что это единственный путь уберечь грядущие поколения от разнообразных проблем. Осознание значимости такой работы приходило постепенно. После Пророка (ДБАР) его ближайшие сподвижники формируют первичный источник хадисов. На протяжении их жизни перед ними вставали разные проблемы, и высказываниями сподвижников стали руководствоваться представители следующего поколения таби‘инов. Таби‘ины принялись записывать ответы сподвижников на разные вопросы и их высказывания. Таким образом было положено начало науке хадисоведения. Хадисы служили ключом к пониманию Корана и стали дополнением к Священной Книге мусульман. Тем не менее, как об этом говорилось раньше, шииты почувствовали нужду в записи хадисов гораздо раньше, еще при жизни самого Пророка (ДБАР).

Как только мусульмане начали ощущать потребность в сборе и записи хадисов, они начали прилагать значительные усилия в этом направлении. Такой человек, как Джабир ибн ‘Абдаллах аль-Ансари, мог проводить месяцы верхом на верблюде ради того, чтобы слушать [от рассказчиков] новые хадисы25.

В некоторых книгах указывается, что насчитывается около 114 сподвижников Пророка (ДБАР), которые передавали хадисы26. Главные рассказчики хадисов – Али ибн Аби Талиб (мир ему), ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, Салман аль-Фариси, Убайй ибн Ка‘аб, ‘Аммар ибн Йасир, Хузайфа ибн аль-Йаман, ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, Анас ибн Малик, Абу Муса аль-Аш‘ари, ‘А’иша, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Абу Хурайра, ‘Абдуллах ибн аль-‘Аббас, ‘Убайда ибн Самит, Джабир ибн ‘Абдуллах аль-Ансари, Абу Са’ид аль-Худри.

Среди таби‘инов передатчиками хадисов были Ша‘би, Ибн Мусаййиб, Ибн Сирин и другие27.

Автор книги «Тадриб ар-рави» приводит данные о количестве хадисов, переданных от каждого из сподвижников и располагает их в таком порядке [исходя из объема рассказанных хадисов]:

  1. Абу Хурайра: 5374 хадиса;

  2. ‘Абдулла ибн ‘Умар: 2630 хадисов;

  3. ‘А’иша: 2208 хадисов;

  4. ‘Абдуллах ибн аль-‘Аббас: 1660 хадисов;

  5. Джабир ибн ‘Абдулла аль-Ансари: 1540 хадисов;

  6. Абу Са‘ид аль-Худри: 1170 хадисов28.

Никто из остальных сподвижников не передал более тысячи хадисов. Очевидно, что в силу политических условий в эпоху правления омейядов не дозволялась передача хадисов от Али (мир ему) и его последователей (шиитов). Стоит отметить, что все из действительно надежных передатчиков хадисов в равной степени заслуживают доверия. Данная тема будет подробно освещена в разделе о науке дирайат аль-хадис (критический анализ хадисов). Но прежде, чем приступить к разговору о такой дисциплине, как дирайат аль-хадис, о ее истоках и развитии, необходимо сказать несколько слов о том, как развивалась наука хадисоведения в шиитской и суннитской среде, в частности, о том, как шло составление сборников хадисов в разные исторические периоды.

Хадисоведение у шиитов: 400 усул

Как было сказано выше, шииты начали работу по сбору хадисов еще при жизни Пророка (ДБАР). Текстам, которые были составлены ранними шиитскими учеными, было дано название «Усул». Тем не менее, следует упомянуть, что эти тексты не были лишены изъянов в плане наличия ошибок при записи и сборе, поскольку большинство из их авторов, которые слышали какой-либо хадис от кого-нибудь из Имамов (мир им), в частности, от Имама аль-Бакира (мир ему) или Имама Джа‘фара ас-Садика (мир ему), записывали его на своих листах. Эти личные записи, которые содержали хадисы от Имамов (мир им), услышанные их учениками или теми, кто слышал эти хадисы от непосредственно слышавших их от Имамов (мир им), в дальнейшем были использованы шиитскими учеными и были озаглавлены как «Усул». Один из этих сводов, в котором содержались хадисы от Имамов (мир им) начиная с Имама Али (мир ему) и заканчивая одиннадцатым Имамом Хасаном аль-‘Аскари, был назван «четырехсотником» по числу его сборников. Хадисы из этих сводов не были классифицированы исходя из их тематики. Большинство из этих преданий содержатся в сборниках «Ал-Махасин аль-Барки», «Аль-Кафи», «Ман ла йахдуруху-ль-факих». Некоторые из них можно найти в «Тахзиб». Стало известным, что многие из этих свитков учеников Имамов (мир им) хранились в Библиотеке Шапур Карх в Багдаде и были утеряны, когда Тугрул-турок сжег город при его завоевании в 448/1056 году. Другие рукописи, которые избежали подобной несчастной участи и иных бед, сохранились вплоть до времен Ибн Идриса и Ибн Тавуса, имевших доступ к ним. Некоторые – более двухсот – сохранились вплоть до настоящего времени29. К названию этих свитков обычно добавляется префикс «китаб» и часто – «навадир». Тринадцать из них имеются в библиотеке Тегеранского Университета под номером «манускрипт 962». Двенадцать из них обладают префиксом «китаб», а один – «навадир». Их названия:

  1. «Китаб Зайд аз-Зад»;

  2. «Китаб Гафари»;

  3. «Китаб Ибн Хамид аль-Ханнат»;

  4. «Китаб Зайд ан-Нурси»;

  5. «Китаб Джа‘фар аль-Хадрами»;

  6. «Китаб Мухаммад аль-Хадрами»;

  7. «Китаб ‘Абд аль-Малик ибн Хаким»;

  8. «Китаб Мусанна ибн Валид аль-Ханнат»;

  9. «Китаб Хаддад ас-Синди»;

  10. «Китаб Хусейн ибн ‘Усман»;

  11. «Китаб Кахили»;

  12. «Китаб Салам Хорасани»;

  13. «Навадир Аби-ль-Хасан Али ибн Асбат ибн Салим».30
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» iconКак добавить новость на сайт Ucoz
Чтобы добавить на сайт Ucoz новость, следует воспользоваться ссылкой «Добавить новость», отобразившейся на главной странице сайта...
Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» iconЛекция 1 Проблемы определения перевода. Предпосылки возникновения...
И, разные склады мышления, разные литературы, разные эпохи, разные уровни развития, разные традиции и установки. Переводом интересуются...
Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» iconБ. Л. Смирнов санкхья и йога в кн.: Махабхарата (Философские тексты)....
Данная работа выполняется в рамках инновационного проекта и имеет целью повышение результативности учебного процесса в Саратовском...
Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные этапы развития экономической теории как науки. Появление макроэкономики
Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы с вами начали изучать новый раздел науки о языке, который называется морфология. Что же он изучает? /раздел науки о языке изучает...
Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» iconПлан Начальные этапы формирования Московского государ­ства (XIV первая...
Начальные этапы формирования Московского государ­ства (XIV первая половина XV века)
Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» iconЛекция-беседа
Тема Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» iconРамадан
Хафиз Ибн Раджаб приведя этот хадис сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) радовал своих сподвижников наступлением...
Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» iconПрограмма развития Технического института
Университета и осуществляющим постоянно все или часть его функций по оказанию услуг и выполнению работ в области образования и науки,...
Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» iconЕникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов
Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной...
Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» iconИсторические этапы развития экологии Слово «экология»
Программа предназначена для студентов направления 020200 биология, спец. 020208. 65 «Биохимия»
Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» icon2. Вам надо написать небольшое повествование, куда вы должны органично...
...
Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» iconПлан История как наука. Восточные славяне: расселение, хозяйство, общественный строй
Необходимо также дать определение исторического источника, указать виды исторических источников, рассмотреть основные этапы развития...
Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Этапы развития науки хадисоведения Часть первая Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие, как «новость», «повествование» icon«Коллективная деятельность как эффективный метод приобщения детей к изобразительному искусству.»
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск