Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси»





Скачать 453.64 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси»
страница1/4
Дата публикации10.12.2014
Размер453.64 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4

Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт гуманитарного и социально-экономического образования

Кафедра отечественной истории



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

По дисциплине «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ»

по направлению «050400 – Социально-экономическое образование.

Профиль: социология, Политология»

По циклу ОПД.Ф.11. - Общепрофессиональные дисциплины

(федеральный компонент)


Очная форма обучения

Курс - 2

Семестр – 4

Объем в часах всего – 200

в т.ч. лекции – 70

практические занятия – 30

самостоятельная работа – 100

Экзамен – 4 сем.



Заочная форма обучения

Курс – 2

Семестр – 3, 4

Объем в часах всего – 200

в т.ч. лекции – 12

практические занятия – 4

самостоятельная работа – 184

Контрольная работа – 3 сем.

Экзамен – 4 сем.




Екатеринбург 2010

Рабочая программа и методические рекомендации для семинарских занятий по дисциплине «История древней Руси»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2010. – 32с.


Составитель: ассистент кафедры Отечественной истории Воробьева А.Л.

Рабочая программа и методические рекомендации для семинарских занятий обсуждены на заседании кафедры Отечественной истории УрГПУ
Протокол от 23.03.2010 г. № 10.

Зав. Кафедрой___________М.В. Попов

Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. № _____ от _________г.

1. ВВЕДЕНИЕ
Изучение курса истории Древней Руси даёт возможность студентам рассмотреть сложнейшие социально-политические процессы, происходившие в нашей стране на протяжении её древней истории; осмыслить такие важнейшие теоретические проблемы, как демократия и диктатура, реформы, политика и экономика, национальные процессы развития российского общества; проанализировать альтернативные пути развития России.

Овладение историческим материалом, его систематизация призваны помочь студентам на основе научного анализа выработать собственную точку зрения на прошлое страны, её настоящее и будущее.

Основными источниками изучения курса истории России являются летописи, труды выдающихся мыслителей прошлого, историков, политических деятелей Российского государства, документы и материалы государственных органов, монографические исследования, статьи, опубликованные в журналах "Вопросы истории", "Отечественная история", а также газетные материалы.

Программа курса охватывает период отечественной истории с древнейших времён и до конца XV в. Главное внимание уделяется проблемам социально-экономического и политического развития, процессу формирования государства, истории социальных конфликтов, развитию российской государственности, вопросам истории культуры, общественной жизни.

Настоящая рабочая программа и методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по курсу «История Древней Руси» учитывают опыт работы высших учебных заведений страны (Уральского государственного университета им. А.М. Горького, Московского педагогического университета и др.), а также современные достижения современной исторической науки.

В целом курс предполагает осмысление студентами поступательности и единства всемирно-исторического процесса через изучение совокупности материальных и духовных достижений человеческого общества на различных ступенях его культурно-исторического развития, анализ вклада каждой из исторических стадий в современное культурное наследие. Системно-хронологический подход делает возможным в процессе изучения привлечение исторического материала в широких хронологических рамках, начиная с рубежа IV-III вв. до н.э. до конца XXв.

Целью курса является выявление места древней Руси в истории мировых цивилизаций.

Задачи курса:

- изучение истории древней Руси;

- выявление этапов развития древней Руси;

- определение основных понятий курса, выработка системы понятийного аппарата;

- выявление общего и особенного в развитии древней Руси в сравнении с историей других стран;

- изучение всех явлений и структур в динамике с выявлением их генетических корней;

- выявление особенностей политического, экономического и социального развития древней Руси;

- выявление христианского духа древнерусской цивилизации в ее православном варианте;

- рассмотрение эволюции типа личности древнерусского человека;

- освоение исторической карты Древней Руси;

- выявление межпредметных связей и акцентирование внимание на взаимосвязи с такими курсами как «История древнего востока и античности», «История нового и новейшего времени», «Отечественная история», «История религии», «Философия» и др. дисциплинами гуманитарного цикла;

- формирование у студентов уважительного отношения к мировому, а также российскому историческому опыту;

- развитие чувства патриотизма у студентов.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения


№ пп

Наименование темы, раздела

Всего трудоемкость

Аудиторные часы

Самостоят. работа

Всего

лекции

практич

лаборат




Введение

10

6

2

4




6

1.

Происхождение и расселение славян

8

4

4







4

2.

Образование Древнерусского государства

12

6

4

2




6

3.

Государство Русь в IX – начале XII века

16

8

6

2




8

4.

Социально-экономическое развитие Киевской Руси IX –нач. XIII вв.

12

6

4

2




6

5.

Культура Киевской Руси в IX – начале XIII вв.

8

4

2

2




4

6.

Феодальная раздробленность 

16

8

6

2




8

7.

Рождение монгольской державы в начале XIII века и завоевательные походы монголов

16

8

6

2




8

8.

Русь и иноземные вторжения

12

6

4

2




6

9.

Политическое объединение Руси

16

8

4

4




8

10

Социально-экономическое развитие Руси XIII-XV вв.

16

8

6

2




8

11

Культура XIII-XV вв.

12

6

2

4




6

12

Церковь во второй половине XIII-XV вв.

12

6

6







6

13

Повседневная жизнь древнерусского человека

8

4

4







4

14

Спорные вопросы истории Древней Руси

12

6

4

2




6




Обобщающие занятия

12

6

6







6




Итого:

200

100

70

30




100


2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения


№ пп

Наименование темы, раздела

Всего трудоемкость

Аудиторные часы

Самостоят. работа

Всего

лекции

практич

лаборат




Введение

10
















1.

Происхождение и расселение славян

8

2

2

-




6

2.

Образование Древнерусского государства

12

2

-

2




10

3.

Государство Русь в IX – начале XII века

16

2

2

-




14

4.

Социально-экономическое развитие Киевской Руси IX –нач.XIII вв

12

-

-

-




12

5.

Культура Киевской Руси в IX – начале XIII вв.

8

2

2

-




6

6.

Феодальная раздробленность 

16

2

2

-




14

7.

Рождение монгольской державы в начале XIII века и завоевательные походы монголов

16

-

-

-




16

8.

Русь и иноземные вторжения

12

2

2

-




10

9.

Политическое объединение Руси

16

-

-

-




16

10.

Социально-экономическое развитие Руси XIII-XV вв.

16

2

2

-




14

11.

Культура XIII-XV вв.

12

-

-

-




12

12.

Церковь во второй половине XIII-XV вв.

12

-

-

-




12

13.

Повседневная жизнь древнерусского человека

8

-

-

-




8

14.

Спорные вопросы истории Древней Руси

12

4

2

2




8




Итого:

200

18

14

4




184


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Предмет истории России и его место в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин. Значение курса отечественной истории в патриотическом и гражданском самоопределении личности педагога, в формировании ценностного отношения к духовному наследию и прошлому своей страны. Общее и особенное в историческом развитии России. Место России во всемирно-историческом процессе. Важнейшие источники по истории древней Руси и основные историографические концепции. Основные виды интерпретации исторического процесса

Тема 1. Происхождение и расселение славян.

Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. География Восточно-европейской равнины. Славяне и другие народы Восточной Европы в древности. Историография о прародине славян. Расселение восточных славян. Этническая природа славян и Руси. Хозяйство древних славян.  Общественная организация. Язычество древних славян.


Тема 2. Образование Древнерусского государства.

Племенные объединения славян. Две версии начала Руси. Норманизм, антинорманизм, центризм. Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства. Территория Древнерусского государства.

Тема 3. Государство Русь в IX – начале XII века.

Общественный строй. Раннефеодальная монархия.

Политическая история: внутренняя и внешняя политика первых киевских князей. Князья Олег и Игорь. Княгиня Ольга. Князь Святослав. Походы. Князь Владимир I. Князь Ярослав Мудрый. Русь и Византия. Древняя Русь и Византия. Принятие христианства. Значение христианизации Руси. Княжое право. Порядок престолонаследия. Тенденции к раздробленности. Любечский съезд князей.



Тема 4. Социально-экономическое развитие Киевской Руси IX –нач. XIII вв. 

Экономика Киевской Руси в IX - начале XII века. Социальная история: феодальные отношения. "Русская правда". Формирование и развитие феодального уклада.


Тема 5. Культура Киевской Руси в IX – начале XIII вв.

Зарождение культуры Руси. Влияние христианства на культуру Киевской Руси. Летописание. Культура в период феодальной раздробленности. Литература. Архитектура. Письменность. Школы. Искусство. Быт.

Тема 6. Феодальная раздробленность 

Переход к феодальной раздробленности: предпосылки и причины. Древнерусские княжества в период раздробленности. Судьба Новгородских, Владимиро-Суздальских, Галицко-Волынских земель.

Тема 7. Рождение монгольской державы в начале XIII века и завоевательные походы монголов

Зарождение и развитие монгольского государства. Чингисхан. Социальные, экономические, политические особенности державы Чингискаха. Завоевания монголов. Значение завоеваний монголов.


Тема 8. Русь и иноземные вторжения.

Трагедия на Калке. Нашествие Батыя. Установление монголо-татарского ига на Руси: причины, этапы, последствия.


Борьба русского народа против немецких, шведских и датских феодалов

Тема 10. Политическое объединение Руси

Предпосылки, этапы и особенности образования русского централизованного государства. Становление государственности. Новая политическая система. Внешняя политика. Великое княжество Литовское. Феодальная война. Завершение политического объединения Руси во второй половине XV в.

Тема 10. Социально-экономическое развитие Руси XIII-XV вв.

Социально-экономическая жизнь Руси XIII-XV вв. Распределение феодальной земельной собственности. Формы ренты. Закрепощение крестьянства. Судебник 1497 г.

Тема 11. Культура XIII-XV вв.

Просвещение. Накопление знаний. Фольклор. Литература. Живопись. Архитектура. Прикладное искусство. Быт.

Тема 12. Церковь во второй половине XIII-XV вв.

Русская церковь в условиях татаро-монгольского нашествия. Митрополит Петр. Возвышение Москвы как религиозного центра. Сергий Радонежский. Общежитский устав. Светская и духовная власть: особенности древней Руси.

Тема 13. Повседневная жизнь древнерусского человека.

Нравы, обычаи, традиции славян. Изменения в быту, повседневной жизни, мировоззрении в связи с объединением Киева и Новгорода. Русский человек в условиях татаро-монгольского нашествие. Мировоззрение и образ жизни различных социальных групп населения Руси XIII-XV вв.

Тема 14. Спорные вопросы истории Древней Руси.

Проблема расселения славян и образования государства в исторической литературе. Особенности взаимодействия населения Руси с завоевателями. Спорные вопросы внешней политики Древней Руси. Альтернативные варианты создания единого централизованного государства.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» iconМетодические рекомендации по проведению практических (семинарских)...
Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» iconСеминарских занятий по курсу
И 90 Планы семинарских занятий по курсу «История России. XX век»: Учебно-методические рекомендации для студентов исторического отделения...
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» iconПланы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов...
Ое пособие семинарских занятий для студентов по дисциплине «Основы философии» разработано на основе Федерального государственного...
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» icon«санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического...
Конституционное право России: Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по курсу «Конституционное право России»...
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности...
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» iconМетодические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» iconМетодические рекомендации по организации практических и семинарских...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» iconУчебно-методические указания по подготовке и проведению практических...
Учебно-методические указания предназначены для проведения практических и семинарских занятий по курсу «Конфликтология», а также для...
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» iconФакультет Права Программа дисциплины
«Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы...
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» iconРефератов по дисциплине «Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики»
Методические указания для проведения семинарских занятий, написания эссе и рефератов
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» iconМетодические рекомендации преподавателя по проведению практических...
Цель семинарских (практических) занятий- закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, формирование навыков работы с литературой,...
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» iconПланы семинарских занятий разработаны на основе рабочей программы...
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарскому занятию
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» icon«Быт и нравы Древней Руси»
Цели урока: Познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси: с повседневной
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» iconМетодические рекомендации «Культурология. Содержание курса и методические...
Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине «Финансы и кредит»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и«Финансы и кредит» очной...
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «история древней руси» iconИстория государства и права зарубежных стран планы семинарских занятий...
Гоу впо «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск