Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов





НазваниеМетодические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов
страница1/9
Дата публикации09.10.2013
Размер1.4 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД.12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403.65 Культурология с дополнительной специальностью музыкальное образование
1.1 Автор: к.фил.н., доцент кафедры литературы МГПУ Пожидаева О.В.
1.3 Пояснительная записка

УМК по “Истории русской литературы” составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Он включает следующие разделы: пояснительную записку, краткое содержание дисциплины, перечень тем для самостоятельного изучения, методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов.

Программа курса построена в строгой логической и хронологической последовательности, в ней отражен современный подход к историко-литературному процессу. УМК включает программы по «Истории древнерусской литературы», «Истории русской литературы ХVIII века», «Истории русской литературы ХIХ века», «Истории русской литературы ХХ века», «Современной отечественной литературе».

При составлении программы учтен опыт программ дисциплин предметной подготовки.

Цели курса:

- сформировать у студентов систему ориентирующих знаний о русской литературе второй трети Х1Х столетия,

- показать ее связь с мировым литературным процессом, предшествующей и последующей отечественной литературой.

Задачи курса:

- дать представление о своеобразии историко-литературного процесса XI- ХХ столетия, творчестве ведущих писателей этого периода;

- уделить внимание характеристике разных аспектов содержания и поэтики ключевых произведений названного периода в развитии русской литературы;

- обратить внимание на возможность анализа творчества отдельных писателей в аспекте проблем традиций и новаторства, преемственности в развитии литературы;

-уделить внимание формированию у студентов опыта самостоятельного осмысления литературных явлений, аналитического прочтения текстов.

Студенты должны также знать биографии крупнейших писателей, содержание наиболее значительных произведений в их творчестве

Студенты должны владеть следующими умениями и навыками:

-уметь рассматривать литературный процесс в контексте эпохи;

- уметь анализировать произведения, относящиеся к разным жанрам;

- обрести навык концептуального, а не эмпирически-описательного подхода к литературным явлениям эпохи;

-уметь пользоваться критической литературой по выбранной или предложенной теме, проблеме курса;

-грамотно выстраивать самостоятельные сообщения на практических занятиях на заданную тему.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы




п/п

шифр и наименование специальности



курс



семестр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контр.

Трудоемкость

Всего аудит



ЛК



ПР

Сам. раб.



1.

050403.65 Культурологияс доп. спец. музыкальное образование

4

7

200

(3 с.)

30

30

-

98 (3 с.)

-

4

8

200

(3 с.)

42

20

22

98 (3 с.)

зачет

5

9

200

(3 с.)

30

20

10

98 (3 с.)

экзамен


1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ



№ п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

С

Р

1

Русская литература XI – XIII веков

2

2




2

2

Русская литература XIII – XIV веков

2

2




2

3

Русская литература XVI века

2

2




2

4

Русская литература XVII века

4

4




4

5

Русская литература Петровской эпохи

2

2




2

6

Литература Классицизма

12

8

4

10

7

Русская литература последней трети XVIII века

8

6

2

10

8

Русская литература первой трети XIX века

12

8

4

12

9

Русская литература второй трети XIX века

20

14

6

12

10

Русская литература последней трети XIX века

20

14

6

12

11

Литература конца XIX – начала XX веков

6

4

2

6

12

Отечественная литература первой половины XX века

8

6

2

6

13

Отечественная литература второй половины XX века

8

6

2

6

14

Современная отечественная литература

8

4

4

12


1.6.2 Содержание разделов дисциплины

Древнерусская литература

-Литература Древней Руси. Возникновение, общая характеристика, своеобразие, периодизация

-Древнейшее летописание. «Повесть временных лет», время и причины написания. Стиль монументального историзма в летописи. Литературный этикет в летописи.

-Торжественное и учительное красноречие.

-Агиография. Жития Бориса и Глеба. Абстрагированность в житиях.

-«Слово о полку Игореве». История открытия, авторство. Споры вокруг памятника, своеобразие поэтики.

- Повести о нашествии монголо-татар на Русь

- «Хождение Афанасия Никитина за три моря»,своеобразие памятника.

-«Повесть о Петре и Февронии» литература XVI века. Публицистика XVI века Переписка Ивана грозного с Курбским.

- Литература XVII века. «Житие протопопа Аввакума», его идейно-художественное своеобразие.

-Переводной рыцарский роман и авантюрная повесть. «Повесть о Савве Грудцине», «Повесть о Горе-злочастии», «Повесть о Фроле Скобееве».

-Демократическая сатира и смеховая литература. «Калязинская челобитная», «Повесть о Фоме и Ереме», «Служба кабаку», «Азбука о голом и небогатом человеке».

Русская литература XVIII века

- Литература Петровской поры. Барокко в литературе Петровского времени. Развитие виршевой поэзии. Зарождение любовной лирики. Развитие театрального искусства: «школьная драма», репертуар театра на Красной площади. Прозаические повести. «Гистория о российском матросе Василии Кориотском». Новый герой в контексте новой российской истории.

-Предклассицизм. Творчество Ф. Прокоповича. Эстетические воззрения Ф. Прокоповича. Трагедокомедия «Владимир». Антиох Кантемир. Сатирическое творчество писателя. Взгляды на судьбы русской поэзии в «Письме Харитона Макентина».

- Классицизм – ведущее направление второй трети XYIII века. Социально – политические, философские, эстетические предпосылки становления направления. Рационализм, нормативность, иерархичность как основные признаки классицизма. Своеобразие классицизма в России.

- В.К. Тредиаковский. «Езда в остров Любви» как выражение новых взглядов на литературу. Реформа стихосложения в «Новом и кратком способе…». Поэзия Тредиаковского: пейзажная лирика, оды, идиллия, басни. Героическая поэма «Телемахида».

- М.В. Ломоносов. Продолжение стихотворной реформы в «Письме о правилах российского стихотворства». Основные темы, образы од Ломоносова. Поэма «Пётр Великий». Теория «Трёх штилей».

-А.П. Сумароков. Одическое творчество Сумарокова. Отношение к ломоносовской реформе стихосложения и ломоносовскому творчеству. «Эпистола о стихотворстве» как программа русского классицизма. Трагедийное творчество А.П. Сумарокова. «Хорев» - конфликт, характеры, идейное содержание. «Гамлет» как пример обращения к наследию Шекспира. «Димитрий Самозванец»: своеобразие творческой манеры, комедийное творчество Сумарокова. Тресотиниус «Рогоносец по воображению». Басни, эпиграммы, сатиры.

- Демократизация литературы в 60-70-е годы 18 века. Развитие журналистики. Журнальная деятельность Н.И. Новикова.

-Развитие прозаических жанров. Романы Ф. Эмина. Предпосылки сентиментальной прозы («Письма Эрнеста и Доравры»). Темы, герои сказок М. Чулкова.

-Развитие драматургии. Политическая трагедия в творчестве Я.Б. Княжнина «Комическая опера». «Анюта» Попова.

-Сентиментализм – направление конца 18 века. Предпосылки, основные черты направления. Творчество Н.М. Карамзина. «Письма русского путешественника». Журнальная деятельность Карамзина. «Московский журнал». Альманахи «Аглая», «Аониды», «Бедная Лиза», «Марфа – посадница».

-Творчество А.Н. Радищева. «Дневник одной недели». «Житие Фёдора Васильевича Ушакова». История политического взросления юноши. Политическая программа Радищева в «Письме к другу, жительствующему в Тобольске…». Композиция, сюжет, герой, идейное содержание романа «Путешествие из Петербурга в Москву». Оценка эпохи в оде «Осьмнадцатое столетие».

- Прозаическое творчество И.А. Крылова. Журнал «Почта духов». Повесть «Каиб». Герой, идейное содержание, эстетическая позиция автора. Комедийное творчество И.А. Крылова. «Урок дочкам». «Подщипа».

Русская литература XIX века

-Общая характеристика литературы первой трети 19 века. Связь литературной жизни с событиями войны 1812 года, движения декабризма и его поражением в 1825 году. Периодизация. Литературные объединения начала века. Деятельность «Беседы» и «Арзамаса». Характеристика романтизма как литературного направления

-Литературное творчество В.А. Жуковского.

-Литературное творчество декабристов. Поэзия, проза.

-Жизнь и творчество А.С. Грибоедова. Статья В.Белинского «Горе от ума» сочинение А.Грибоедова. И.А. Гончаров о комедии Грибоедова.

Жизненный путь А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина.

-Романтическая поэма, ее жанровые особенности, ее место в творчестве А.С. Пушкина. -Трагедия «Борис Годунов» - свидетельство исторического мышления поэта.

-История создания романа «Евгений Онегин». Жанровое своеобразие произведения. Сюжетно-композиционные особенности. Образы главных героев. Калейдоскопичность в изображении разных сторон и национальной жизни, и душевной жизни отдельных людей. 8-ая и 9-ая статья из цикла «Сочинения Александра Пушкина» В. Белинского.

-Пушкинская проза. Цикл «Повестей Белкина» - предощущение литературы нового качества. Философское, социальное, литературное содержание цикла. «Капитанская дочка» - стремление к осмыслению объективных законов исторического развития.

-Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта. Основные поэмы и драмы Лермонтова – романтика. «Песня про купца Калашникова» - образец реалистической поэмы в творчестве Лермонтова. В.Белинский «Стихотворения Лермонтова».

Проза М.Ю. Лермонтова («Вадим», «Княгиня Лиговская»). Идейно-тематическое богатство романа «Герой нашего времени». В.Белинский о романе «Герой нашего времени».

-Творческий путь Н.В. Гоголя. Проблема творческого метода в циклах «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя.

Комедия «Ревизор», ее социальное и субстанциальное содержание. Значение «Развязки «Ревизора» в понимании идейного содержания комедии. «Женитьба», «Игроки». Их место в творчестве Гоголя.

Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя.

Замысел и воплощение: поэма «Мертвые души». Художественно-выразительные средства в обрисовке образов помещиков и чиновничества. Композиция первого тома поэмы. Образ Чичикова, история деградации человека.

Проблема второго тома «Мертвых душ». Идейное содержание сохранившихся глав второго тома. Место «Выбранных мест» в раскрытии авторского взгляда. В.Белинский о поэме. «Письмо к Гоголю».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов icon«Правоведение. Основы теории государства и права»
Омплекс, охватывающий список основной и дополнительной литературы, базовых учебников и нормативно-правовых актов, рекомендуемых студентам...
Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов iconТематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения)
Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,...
Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов iconУчебно-методические указания по подготовке и проведению практических...
Учебно-методические указания предназначены для проведения практических и семинарских занятий по курсу «Конфликтология», а также для...
Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов iconФормы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология»...
Рецензент: В. Н. Омелин, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов iconТема урока: «Шекспир на все времена» (2 академических часа)
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов icon«Общее языкознание»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов V курса (IX семестр) очной формы обучения отделения романо-германской филологии....
Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов iconПрограмма по курсу «Фабрики мысли и центры публичной политики»
Программа включает в себя: содержание дисциплины, перечень основной и дополнительной литературы и нормативно-правовых актов, рекомендуемых...
Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения, содержит учебную программу, учебно-тематический...
Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов iconМетодические рекомендации преподавателя по проведению практических...
Цель семинарских (практических) занятий- закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, формирование навыков работы с литературой,...
Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов iconМетодические рекомендации для преподавателей, перечни вопросов к...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080801....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 80801. 65 «Прикладная информатика в географии»...
Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история удмуртской литературы...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов факультета журналистики Удгу очной и заочной форм обучения, содержит планы,...
Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Методические рекомендации по организации практических и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по курсу, примерные тестовые задания, перечень вопросов к зачету, экзамену, примерную тематику рефератов iconДокументирование управленческой деятельности
Включает тематику лекционных, практических занятий, темы рефератов, перечень типовых вопросов для самостоятельной подготовки студентов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск