Тематика рефератов по истории педагогики
к кандидатскому экзамену общенаучной дисциплине
"История и философия науки»
Понятие воспитания и его различные трактовки.
Становление и развитие педагогики как науки о воспитании.
Развитие взаимодействия педагогики с другими науками о человеке.
Педагогика и религиозные учения: их взаимоотношения в различные исторические эпохи.
Политизация педагогики: причины и следствия.
Становление системы педагогических наук и их дифференциация.
Идеал человека и цели воспитания и образования, их эволюция и отражение в деятельности воспитательно-образовательных институтов.
Дидактические концепции и их реализация в практике образовательных учреждений: история и современность.
Идея непрерывного воспитания и образования: возникновение, эволюция, реализация.
Влияние философии рационализма на развитие педагогической науки.
Различные концепции воспитания и их реализация в историческом развитии школьной практики.
«Традиционные» и «альтернативные» школы в истории образования: анализ и оценка их деятельности.
Педагогическая наука в XX в.
Тенденции в развитии современной педагогики и отражение в них исторического опыта.
Исторический обзор развития систем образования (в различных регионах мира).
Семейное воспитание: сущность, задачи, требования к нему общества в различные исторические эпохи.
Проблема общего и профессионального образования: история и современность.
Проблема учителя в истории педагогики ( «педагог», «учитель», «преподаватель»).
Историческое развитие отечественной педагогики: анализ и оценки.
Отношение к истории в современной педагогике.
Проблема дифференцированного обучения: история и современность.
Типы обучения в истории педагогики.
Опыт развития гуманистических традиций воспитания.
Соотношение светского и религиозного в истории образования.
Проблема поликультурного и полириотического в истории образования.
Проблема соотношения традиций и инноваций в воспитании: исторический подход.
Проблема результативности воспитания школьников в истории педагогики.
Образовательные реформы в России (1985 - 2006 гг.).
Проблема личностно ориентированного обучения в аспекте исторического развития.
Информатизация системы образования: исторический опыт становления.
Учение К.Д. Ушинского о единстве общечеловеческого и национального и его влияние на развитие народной педагогики.
Реформаторская педагогика в Западной Европе и США в конце 19 - начале 20 в.
Педагогическая антропология в России в конце 19 - начале 20 в.
Развитие педагогической науки в России в конце 19 - начале 20 в,
Развитие гуманистической концепции образования.
Проблемы глобализации образования.
Инновационные процессы в образовании.
Ведущие педагогические идеи развития советской школы и педагогики.
Развитие современной школы и педагогики в странах Западной Европы и США.
Российская школа и педагогика в новых социально - экономических условиях.
Тематика рефератов по истории педагогики
к кандидатскому экзамену общенаучной дисциплине
"История и философия науки» 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
Предмет и задачи истории физической культуры. Методы изучения. Периодизация.
Сравнительный анализ Афинской и Спартанской систем физического воспитания.
Средства и методы физического воспитания в Древнем Риме. Значение цирковых зрелищ для общественно-политической жизни Древнего Рима.
Развитие научных основ в области педагогики и естествознания на рубеже Средних веков и Нового Времени как фундамента возникновения науки о физическом воспитании (Я. Коменский, У. Гарвей, А. Везалий, Леонардо да Винчи).
Развитие представлений о роли физического воспитания в формировании личности в первый период Нового Времени (Джон Локк, Иоган-Генрих Песталоцци, Жан-Жак Руссо).
История создания и анализ основных положений Немецкой национальной системы физического воспитания.
История создания и анализ основных положений французской национальной системы физического воспитания.
История создания и анализ основных положений Шведской национальной системы физического воспитания.
Система гимнастики Ж. Демени и ее значение для дальнейшего развития теории и практики физической культуры.
Сокольское движение в Чехии и других славянских странах. Содержание сокольской гимнастики.
Значение трудов Н.И. Пирогова и И.М. Сеченова для развития теории и практики физического воспитания.
Система физического образования П.Ф. Лесгафта.
История создания, этапы развития и современное состояние Академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.
Возникновение и развитие спортивного движения в России во второй половине XIX в.
Взгляды прогрессивных деятелей России XVIII и первой половины XIX веков на физическое воспитание (В.Н. Татищев, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев).
Состояние и проблемы развития физической культуры на современном этапе (с 1980 г. по настоящее время). Организационные преобразования, внедрение достижений науки и техники в спортивную практику и др.
Теории возникновения и развития спорта.
Франсуа Рабле и Мишель Монтень о воспитании.
Закономерности общественно исторического развития физической культуры как методологическая основа формирования современных концепций ее развития.
Гуманистический аспект антропных технологий физкультурно-спортивной деятельности на рубеже XX и XXI веков.
Педагогические идеи и естественнонаучные вопросы физического воспитания в Древней Греции.
Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского средневековья: - Влияние традиций античной культуры на развитие образования; Рыцарство и изменение взглядов на задачи физического воспитания.
Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (XIV -XVI в.в.), зарождение школ нового типа (Витторино де Фельтре, Т. Мор, Ф. Рабле).
Педагогически взгляды Е. Славицкого, С. Полоцкого, К. Истомина и их практическая деятельность по созданию новых учебных книг. Вопросы физического воспитания в их трудах.
Становление педагогики как науки в странах Западной Европы (XVII - XVIII в.в.).
Вопросы воспитания и подготовки детей к трудовой деятельности в социальных учениях второй половины XIX в. (Р. Оуэн, Ш. Фурье, К.А. Сен-Симон).
Школа и педагогическая мысль в России XVIII в.
Реформаторские идеи И.И. Бецкого, организация воспитательных учреждений нового типа по его проектам, новые подходы к физическому воспитанию детей.
Обшественно-педагогическая мысль второй половины XIX в. в России (В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.).
Учение К.Д. Ушинского о единстве общечеловеческого и национального воспитания, его программа построения начальной школы.
Общеобразовательная школа и педагогические идеи в Новейшее время (после первой Мировой войны): - отражение поисков мировой педагогической мысли и школьной политики Советского государства в «основных принципах единой трудовой школы» (А.В. Луначарский, Н.С. Крупская, Н.П. Лепешинский).
Поиски путей гуманизации воспитания и гуманитаризации образования в послеперестроечный период (XX – XXI вв.).
Тематика рефератов по истории педагогики
к кандидатскому экзамену общенаучной дисциплине
"История и философия науки» 01.02.08 – Биомеханика
История развития и современное состояние биомеханической науки.
Цели и задачи биомеханики как науки и учебной дисциплины.
Взаимодействие человека и внешней среды.
Методы биомеханического контроля.
Тренажеры, тренировочные приспособления и машины управляющего воздействия в спорте.
Значение биомеханики в спортивной подготовки и достижении наивысших результатов.
Биомеханические пути повышения выносливости.
Применение современных технологий в научно-исследовательской деятельности.
Основные понятия биомеханики.
Биомеханические аспекты силовых, скоростных и скоростно-силовых качеств.
Биомеханические условия оптимизации свойств спортивного инвентаря и оборудования.
Особенности изменения биомеханических характеристик с ростом спортивного мастерства.
Взаимосвязь биомеханики с другими отраслями науки.
Биологические и механические явления в биомеханических системах.
|