МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
| «УТВЕРЖДАЮ»
| «УТВЕРЖДАЮ»
|
| Заведующая (ий) кафедрой
информационных систем управления
| Заведующая (ий) кафедрой
русского языка и литературы
|
|
|
|
| ______________ А.И.Сухомлинов.
(подпись) (.Ф.И.О. зав. каф.)
| ______________ Крылова Г.М.
(подпись) (.Ф.И.О. зав. каф.)
|
| «29» июня 2012 г.
| «______»_________________20____г.
|
|
| УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Специальность – 080801.65 "Прикладная информатика (в экономике)"
Форма подготовки: очная Школа гуманитарных наук
курс __1___ семестр ___2____
лекции __36_ (час.)
практические занятия____18___час.
семинарские занятия________час.
лабораторные работы_____час.
всего часов аудиторной нагрузки_____54___ (час.)
самостоятельная работа _____118____ (час.)
зачет ______-_____ семестр
экзамен______1____семестр Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ № 686 от 02 марта 2000 г, номер государственной регистрации 52 мжд / СП, 14 марта 2000 г.) Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры отечественной истории и архивоведения
«15» июня 2012 г. Заведующий кафедрой отечественной истории и архивоведения С.М. Дударенок Составитель: Э.Н. Синеокая
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
| 3
| Рабочая программа дисциплины
| 4
| Конспекты лекций
| 16
| Материалы практических занятий
| 19
| Материалы для организации самостоятельной работы студентов
| 23
| Контрольно-измерительные материалы
| 26
| Список литературы
| 158
|
|
|
|
|
АННОТАЦИЯ Учебная дисциплина «Отечественная история» установлена ГОС ВПО специальности 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)» и является федеральным компонентом в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
В современный период историческая литература предлагает вниманию читателя разнообразную, а порой и противоречивую информацию, аргументированную и логически обоснованную фактами.
Цель дисциплины – научить студентов философски анализировать события прошлого, используя методы логики, аналогии, сравнительный метод и причинно-следственную связь, т.е. в какой-то степени заняться философией истории. Это даст возможность студентам создать объективное, основанное на фактах представление не только о давно ушедших эпохах, но и о современных стремительно меняющихся событиях. Более того, без истории нельзя понять и основные тенденции дальнейших изменений в жизни нашего общества.
Приступая к изучению дисциплины «Отечественная история» студенты должны знать отечественную и всеобщую историю в соответствие со школьной программой, читать и конспектировать специальную историческую литературу, иметь навыки работы с периодическими изданиями.
Объем дисциплины определен рабочим учебным планом специальности и состоит из лекционного курса, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Составитель: Э.Н. Синеокая
Заведующий кафедрой
отечественной истории и архивоведения С.М. Дударенок МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШКОЛА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
| «УТВЕРЖДАЮ»
| «УТВЕРЖДАЮ»
|
| Заведующая (ий) кафедрой
информационных систем управления
| Заведующая (ий) кафедрой
русского языка и литературы
|
|
|
|
| ______________ А.И.Сухомлинов.
(подпись) (.Ф.И.О. зав. каф.)
| ______________ Крылова Г.М.
(подпись) (.Ф.И.О. зав. каф.)
|
| «29» июня 2012 г.
| «______»_________________20____г.
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Специальность – 080801.65 "Прикладная информатика (в экономике)"
Форма подготовки: очная Школа гуманитарных наук
курс __1___ семестр ___2____
лекции __36_ (час.)
практические занятия____18___час.
семинарские занятия________час.
лабораторные работы_____час.
всего часов аудиторной нагрузки_____54___ (час.)
самостоятельная работа _____118____ (час.)
зачет ______-_____ семестр
экзамен______1____семестр Рабочая программа учебной дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ № 686 от 02 марта 2000 г, номер государственной регистрации 52 мжд / СП, 14 марта 2000 г.)
Рабочая программа учебной дисциплины обсужден на заседании кафедры отечественной истории и архивоведения
«15» июня 2012 г. Заведующий кафедрой отечественной истории и архивоведения С.М. Дударенок
Составитель: Э.Н. Синеокая
Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ __________________
(подпись) (и.о. фамилия)
При разработке рабочей учебной программы использованы: государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования образовательной программы, утвержденный « 02 » марта 2000 г., № 686 и рабочий учебный план.
Выдержка требований к дисциплине из государственного образовательного стандарта: «Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.
Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру.
Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации». 1 Цели и задачи дисциплины
Знания о прошлом необходимы современному цивилизованному человеку для формирования целостного мировоззрения. В период освоения школьной программы студенты имели возможность получить исторические представления, исторические понятия и в старших классах развивали историческое мышление. Все это предполагает наличие у студентов определенных знаний по мировой истории вообще и по отечественной истории в частности.
В современный период историческая литература предлагает вниманию читателя разнообразную, а порой и противоречивую информацию, аргументированную и логически обоснованную фактами.
Цель дисциплины – научить студентов философски анализировать события прошлого, используя методы логики, аналогии, сравнительный метод и причинно-следственную связь, т.е. в какой то степени заняться философией истории. Это даст возможность студентам создать объективное, основанное на фактах представление не только о давно ушедших эпохах, но и о современных стремительно меняющихся событиях. Более того, без истории нельзя понять и основные тенденции дальнейших изменений в жизни нашего общества.
Задачи дисциплины:
1. Выработать навыки непредвзятой многомерной оценки исторических фактов.
2. Изучить в хронологическом порядке основные факты русской истории.
3. Научить студентов работать с историческими документами. 2 Начальные требования к освоению дисциплины
Приступая к изучению дисциплины «Отечественная история» студенты должны знать отечественную и всеобщую историю в соответствие со школьной программой, читать и конспектировать специальную историческую литературу, иметь навыки работы с периодическими изданиями.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент в области истории должен
знать:
Основные даты истории Отечества;
События, факты и их последовательность, имевшие место в нашем Отечестве;
Социально-экономическое, социально-политическое и социально-культурное развитие Российского государства;
уметь:
Работать с историческими источниками;
Работать с картами;
Выявлять причинно-следственную связь исторических событий;
Определять значение и роль личности в истории.
4 Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1 Дневная форма обучения
Виды учебной работы
|
Всего часов
| Общая трудоемкость дисциплины
| 172
| Лекции
| 36
| Практические занятия (семинары)
| 18
| Самостоятельная работа
| 118
| Вид итогового контроля
| Экзамен
|
|