Скачать 139.63 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО Томский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета ________________В.П. Зиновьев «____»_______________ 2010 г. История Сибири (1917-нач. 2000 гг.) Рабочая программа Направление 030600 – История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2010 1. Цели освоения учебной дисциплины Получить разносторонние научно обоснованные представления о политической, социально-экономической и культурной специфики Сибири в составе СССР и Российской Федерации, особенностях её развития в тесной связи с закономерностями российского исторического процесса; научиться применять полученные знания при анализе исторических источников и исследовательской литературы, при составлении обзоров, аннотаций, рефератов. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина входит в раздел «Б.3». Профессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 - история. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в процессе освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по отечественной истории. Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение исторических процессов и явлений в их социокультурных, политических и экономических измерениях и отражение их в исторических источниках. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - общие этапы и закономерности исторического развития Сибири; - специфику их проявления в тесной связи с закономерностями исторического процесса в России; - самостоятельно оценивать сложные и многообразные тенденции современного этапа развития Сибири; - основные понятия, раскрывающие суть социокультурных, политических и экономических процессов и явлений в Сибири; Уметь: - использовать категориально-понятийный аппарат, связанный с освоением курса; - ориентироваться в общей хронологической структуре периода; - ставить цели при поиске информации в исторических источниках и литературе, - представлять результаты своей научно-поисковой деятельности в письменной и устной форме; - применять полученные знания в образовательной и научно-исследовательской деятельности; Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История А) общекультурные (ОК): - владение культурой мышления; способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1); - способность логически верно, аргументировано и ясно, строить устную и письменную речь (ОК-2); - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); - стремление к саморазвитию и социальной адаптации (ОК-6); - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); - - готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-11) Б) профессиональные (ПК) - способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области истории Сибири (ПК-1); - способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); - способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов по тематике проводимых исследований (ПК-10) 4. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет ??? зачетные единицы, 64 часа. А. Тематическое содержание дисциплины Тема 1. Сибирь в период революций. 1917 год в Сибири: общественно-политические процессы от Февраля к Октябрю; положение в Сибири накануне Октября. Первый Общесибирский съезд Советов. Установление советской власти. Строительство новых органов власти и управления. Начало социалистических преобразований. Тема 2. Гражданская война и интервенция в Сибири. Белочешский мятеж и свержение Советской власти. Создание вооруженных сил сибирской контрреволюции и возникновение Восточного фронта. Ход боевых действий летом 1918 - зимой 1919 гг. Первые антибольшевистские правительства Сибири и их политика. Колчаковский переворот. Фронт и тыл. Рабочие и крестьянские восстания, партизанское антиколчаковское движение. События на Восточном фронте весной 1919 - в начале 1920 гг. Поражение белых и восстановление советской власти. Причины падения колчаковщины, специфика гражданской войны на Востоке страны. Создание общесибирских и местных органов управления (Сибревком, Сиббюро ЦК РКП(б) и др. Тема 3. Сибирь в 1920-е годы. Состояние региона в первые послевоенные годы. «Военный коммунизм» в Сибири. Крестьянские антикоммунистические восстания в начале 1920-х гг. и переход к нэпу. Экономика Сибири (сельское хозяйство, промышленность , транспорт, торговля) в годы НЭПа (1921-1928 гг.). Борьба с разрухой. Восстановление сельского хозяйства, промышленности, транспорта. Основные задачи и направления индустриального развития Сибири. Изменения в численности, составе, материальном и бытовом положении рабочих. Нэпманы в Сибири. Первая продналоговая кампания. Борьба с голодом. Сельскохозяйственное производство. Кооперирование крестьянских хозяйств, колхозное и совхозное строительство. Торговля. Национально-государственное строительство в 20-е гг. Изменения в административно-территориальном делении Сибири и в общесибирских структурах власти и управления. Общественно-политическая жизнь. Ликвидация неграмотности. Народное образование, наука, культура. Тема 4. Сибирь в период «большого скачка» (1928-1937 гг.). Индустриальное развитие Сибири в годы первых пятилеток. Структурные изменения в промышленности. Рост численности и формирование новых отрядов рабочих. Источники пополнения рабочего класса. Изменения в составе рабочих и его материально-бытовом положении. Рост населения городов. Новостройки. Формирование новых промышленных центров. Источники накопления. Народный энтузиазм и Стахановское движение. Сибирская деревня и крестьянство Сибири накануне «Великого перелома». Причины, начало и ход массовой коллективизации сибирского крестьянства. Последствия и жертвы коллективизации. Трагедия спецпереселенцев. Колхозное и совхозное строительство в сибирской деревне (конец 1929-1937 гг.). МТС и их роль в укреплении колхозного строя. Развитие народного образования. Школьное и вузовское строительство, развитие научных исследований, рост научно-педагогической и научно-технической интеллигенции, развитие науки, искусства, литературы. Общественно-политические кампании партийных и общественных организаций. Конституция 1936 г. Выборы в Верховный Совет. Политические процессы и репрессии. Индустриальное, колхозное, кооперативное строительство и преобразование в культуре и быту в национальных регионах Сибири. Переход кочевников к оседлому образу жизни. Комитет народов Севера. Тема 5. Сибирский тыл в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Перестройка экономики Сибири на военный лад. Экономика Сибири (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и организация труда) в годы войны. Влияние войны на сибирскую промышленность. Быт, трудовая и общественно-политическая активность сибиряков, их помощь фронту. Сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны. Вклад сибиряков в восстановление экономики пострадавших от немецкой оккупации районов СССР. Национальные регионы Сибири в годы войны. Образование и наука. Литература. Искусство. Театральная жизнь, художественная самодеятельность. Тема 6. Сибирь в первое послевоенное десятилетие (1945-середина 1950-х гг.). Состояние экономики Сибири к концу Великой Отечественной войны. Реэвакуация промышленных предприятий в Европейскую Россию. Перевод промышленных предприятий на выпуск мирной продукции. Состояние строительной базы, энергетических мощностей. Начало строительства закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Трудности в развитии сельского хозяйства. Социальная сфера. Обеспечение продуктами питания населения городов. Образование, наука, культура в первые послевоенные годы. Отголоски послевоенных политических кампаний в Сибири. Тема 7. Индустриальное развитие Сибири (1950-1985-е гг.). Начало кардинальных преобразований в экономике Сибири. Развитие топливно-энергетического комплекса Сибири (гидроэнергетика, теплоэнергетика, создание Западно-Сибирского нефтегазового комплекса). Модернизация добывающей и обрабатывающей промышленности Сибири: черная и цветная металлургия, химическая и электронная промышленность, машиностроение, «оборонка». Особенности смещения отраслевой структуры промышленности в сторону первичных и промежуточных стадий, связанных с добычей и переработкой природного сырья. Развитие инфраструктуры Сибири: Байкало-амурская магистраль. Территориально-промышленные комплексы: мифы и реальность. Особенности экологической ситуации в регионе. Основные тенденции аграрного развития Сибири. Проблемы и решения вопросов социальной сферы. Вехи активизации общественно-политической жизни. Общеобразовательная школа. Высшая школа и наука: открытие новых вузов, создание вузовских и академических научных центров. Театр, искусство, литература, публицистика, печать. Быт и культурная жизнь года и деревни. Проблемы развития коренных народов Сибири. Тема 8. Экономика и изменения в общественно-политической и культурной жизни Сибири в период Перестройки (1985-1991 г.). Тема 9. Сибирь в постсоветский период. Распад СССР. Основные тенденции в экономике, быту и культурной жизни. Общественно-политическая жизнь Сибири на современном этапе.
5. Образовательные технологии В курсе используется как традиционная академическая методика, сочетающая обзорные лекции, проблемные лекции, лекции-визуализации по ключевым событиям курса, а также организация СРС. Проблемная лекция и лекция визуализация. Байкало-Амурская магистраль: грандиозный проект эпохи социализма или «памятник эпохи застоя»? Вопросы: - БАМ: комсомольско-молодежная стройка или «место ссылки комсомольцев»? - Было ли строительство БАМа демонстрацией инженерно-технических возможностей СССР? - Может ли быть БАМ рентабельным проектом? 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости. Для организации текущего контроля используются: - тестирование (в начале и по завершению курса), которое позволяет оценить знание фактического материала, умение логически мыслить, способность к рефлексии и творчески подходить к решению поставленной задачи; - аннотация по исследовательской литературе (не менее 4000 печ. зн.), которая показывает способность студента перечислить и кратко охарактеризовать основные положения текста, давать выходные данные (автор, название, место и время издания) по библиографическим стандартам; - тематические таблицы по заданным темам, которые позволяют оценить умение студента работать с учебной литературой и картами (выбирать, структурировать информацию, размещать ее в хронологической последовательности). - итоговое написание работы (реферат) по предложенной или собственной теме по предварительному согласованию с преподавателем – объемом 6-8 тыс. знаков. Критерии оценки письменной работы: уровень собранной библиографии подача материала, аргументация оценок и выводов владение культурой цитирования Содержание портфолио
- какое место занимает курс в Вашей профессиональной подготовке? - какие трудности возникли в ходе освоения курса? Что считаете своими успехами и достижениями в процессе усвоения курса? - Ваши предложения по коррекции и улучшению курса. Примерная тематика рефератов
Формы итогового контроля: Зачет в конце восьмого семестра7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины1. Основная литература: Аджиев М.Э. Сибирь: XX век. М., 1983. 254 с. Докучаев Г.А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. Новосибирск, 1968. Евсеенко А.В., Зверев В.С., Унтура Г.А. Интеграционные процессы в экономике региона. Новосибирск, 1996. 196 с. Некрылов С.А. Социально-экономическое развитие Сибири в послевоенный период: Учено-методическое пособие / Под редакцией С.Ф. Фоминых. Томск, 2004. 36 с. Олех Л.Г. История Сибири: Учебное пособие. Москва: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. 314 с. Сибирь на пороге нового тысячелетия / Отв. ред. В.В. Кулешов. Новосибирск, 1998. 264 с. 2. Дополнительная литература Актуальные проблемы социально-политической истории Сибири (XVII-XX вв.): Бахрушинские чтения 1998 г.: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В.И. Шишкина. Новосибирск, 2001. Бандман М.К., Ершов Ю.С., Кулешов В.В., Селиверстов В.Е., Суслов В.И., Шнипер Р.И. Сибирь в экономическом пространстве России: тенденции и возможные перспективы: Всерос. конф. по экон. развитию Сибири // Изв. СО РАН. Регион: экономика и социология. 1993.-№ 2-3. С. 4-38. Беляев И.К. Социалистическая индустриализация Западной Сибири. Новосибирск, 1958. 256 с. Долголюк А.А. Проблемы формирования трудовых коллективов в осваиваемых районах Сибири // Актуальные проблемы истории советской Сибири. Новосибирск, 1990. С. 248-264. Из истории социальной и общественно-политической жизни советской Сибири: Сб. статей / Отв. ред. М.Е. Плотникова. Томск, 1992. 153 с. Крестьянство Сибири в период упрочения и развития социализма. Новосибирск, 1985. С. 270-376. Кулешов В.В., Крюков В.А. Проблемы развития Западной Сибири в XX веке - повторение пройденных уроков? // ЭКО: Экономика и организация пром. пр-ва. Новосибирск, 2000. № 12. С. 16-39. Мерцалов В.И. Предпосылки реформирования управления промышленностью в 1957 - 1965 гг. // Народы Забайкалья: возрождение и развитие. Сборник материалов научной конференции. Чита, 1997. С. 123 - 126. Мерцалов В.И. О происхождении реформы управления промышленностью и строительством (1957-1965 гг.) // Историко-экономический научный журнал. Иркутск - Чита, 1999. № 6. С. 60 - 73. Николаев А.А. Влияние административно-командной системы на развитие аграрных отношений в 60-е – 80 –е гг. // Актуальные проблемы истории советской Сибири. Новосибирск, 1990. С. 265-277. Новосибирский арсенал: 1941-1945 гг. Новосибирск, 2005. 400 с. Савицкий И.М. Экологические последствия в Западной Сибири испытаний ядерного оружия и ракетной техники (1950-е - первая половина 90-х годов) // Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Отечественная история. 1999. № 2. С. 95-100. Савицкий И.М. Экологические последствия в Западной Сибири испытаний ядерного оружия и ракетной техники (1950-1990 гг.) // Сибирская деревня: История, современное состояние, перспективы развития. Омск, 2000. С.94 - 95. Шинкарев Л.И. Сибирь: откуда она пошла и куда она идет. Факты, размышления, прогнозы. Новосибирск, 1985. 608 с. Штубова Е.В. Деятельность учреждений культуры нефтегазодобывающих районов Западной Сибири как фактор социальной адаптации // Человек на Севере: экономические, социальные и нравственные проблемы. Ч. 2. Тюмень, 1988. С.33-36. 8. Материально техническое обеспечение дисциплины Оргтехника: компьютер, экран. Интерактивная доска. Автор: Некрылов Сергей Александрович – доктор исторических наук, профессор кафедры современной отечественной истории Рецензент: Луков Евгений Викторович – кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории. Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета ТГУ Председатель комиссии, доцент______________В.Ю. Соколов Протокол №___от____»_____________2010 г. |
Рабочая программа Направление 030600 История Данная дисциплина входит в раздел «б общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 история | Рабочая программа Направление 030600 История Данная дисциплина входит в раздел «Б. 2». «Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 – история | ||
Рабочая программа Направление 030600 «История» Данная дисциплина входит в раздел «Б. 3» «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос-3 по направлению 030600... | Рабочая программа Учебная дисциплина Введение в специальность Направление... ... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 030600. 62 «История» | Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История» ... | ||
Рабочая программа Направление 030600 История Востоке; научиться применять полученные знания в исследовательской и аналитической работе по окончании учебного заведения, в преподавании... | Рабочая программа Направление 030600 «История» Великой Отечественной войны; научиться применять полученные знания в профессиональной деятельности, в том числе в педагогической,... | ||
Рабочая программа дисциплины Мифология Направление подготовки 030600 «История» Эта задача решается на основе достижений отечественной и зарубежной исторической науки, а также в контексте разработок ученых-религиоведов... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки... В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы | Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... ... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... ... | ||
Рабочая программа Направление 030600 История Запада и средневековой истории; повысить профессиональный уровень работы с различными типами источников; научиться использовать полученные... | Рабочая программа Направление 030600 «История» Сформировать глубокие систематизированные знания этнополитической истории России первой четверти ХХ в.; научить применять полученные... |