Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви»





Скачать 183.04 Kb.
НазваниеIi гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви»
Дата публикации01.01.2015
Размер183.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы




Пермская классическая православная гимназия

им. прп. Сергия Радонежского

II гимназические
СРЕТЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви»

гимназиста 7 класса

РОМАНОВА Ярослава

г. Пермь

Февраль - 2009


История Рождество-Богородицкой церкви
Тема моего реферата – история Рождество-Богородицкого храма.

Выбор темы не случаен. Я учусь в здании школы, которое некогда принадлежало этому храму. Двухэтажное здание из красного кирпича было построено по проекту архитектора Турчевича Александра Бонавентуровича. Это была самая лучшая церковно-приходская школа города. Также меня привлекла история возникновения и возрастания нашего города и открытие второго по величине в то время храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Вернемся на 230 лет назад. Что было на месте нынешнего города?

Грамотою от 1568 года царя Иоанна Васильевича Грозного земля, на которой стоит наш город Пермь, пожалована была Якову Аникиеву Строганову, одному из предков пермских заводовладельцев графов Строгановых. На этой земле, на берегу р. Егошихи, в версте от ее устья, возникла первоначально (но когда неизвестно) деревня Брюханова или Брюшинкина. Сказывают, по словам летописцев, что починок этот служил пристанищем «людей отчаянных». Кругом все побережье реки Камы покрыто было необитаемым дремучим хвойным лесом, пока державная рука преобразователя Руси основателя горного промысла на Урале, не коснулась в числе других и этого глухого места. По открытии здесь медных руд основан был в 1723 и в следующем 1724 году приведен в действие Егошихинский медеплавильный завод, находившийся на том самом месте, где ныне украшает берег Камы железнодорожный вокзал.

Вверх по р. Егошихе, ютясь в ее долине, тянулись до Разгуляя (деревни Брюшинкиной) убогие деревянные домишки бывших мастеровых Егошихинского завода. На площадке от фабричных строений до берега р. Камы находились торговые лавки в виде будок. Здесь же была камен­ная часовня с изваянным из дерева, почти в рост человека, изображением Христа Спасителя в терновом венце. Центр города составля­ла Петро-Павловская площадь, на которой находились на южной стороне площади громадный наместнический дом и квартиры высших чиновников; на западной -присут­ственные места, фасадом на восток и в северо-западном углу площади гауптвахта с платформою на полдень.

В том же 1724 г. в новом Егошихинском заводе заложена и в 1726 году 12 ноября пo благословению преосвященнейшего Алексия, епископа вятского освящена деревянная церковь во имя св. апостолов Петра и Павла, в честь тезоименитства Императора Петра I. Затем в 1757 г. заложен и через 7 лет в 1764 году 23 ноября, при преосвященнейшем Варфоло­мее, епископе вятском, освящен был каменный храм, что ныне Петро-Павловский собор. Этомy старейшему из градо-пермских храмов в 2008 году исполни­лось - 272года.

Через 60 лет существования Егошихинского завода суждено было на месте притона окончательно водвориться русской цивилизации и вместе с нею – святой православной церкви. Великая Государыня Императрица Екатерина Вторая, Высочайшим своим повелением 27 января данным генерал-поручику и кавалеру Евгению Петровичу Кашкину повелела это место переименовать губернским городом Пермью и открыть в нем наместничество, которое того же 1781 года 18 октября и открыто Преосвященным епископом вятским и великопермским Лаврентием.

И так новый губернский город Пермь был открыт.

Город стал расти и распространяться, строились дома, увеличивалось число граждан, и одного Петро-Павловского собора становилось недостаточно, но средств для постройки второй церкви не находилось. Прибыл в город Пермь в это время соликамский купец Василий Герасимович Лапин. Здесь он продолжал торговое дело своего отца. Дом его был на углу Покровской (нынешней Ленина) и Оханской (Газеты Звезда) т. е. против Богородицкой церкви, где затем был дом коммерции советника Ивана Ивановича Любимова, сейчас это здание принадлежит Гимназии № 17.

Господь Серцеведец видел желание жителей нового города. Он подвигнул во время благопотребное человека, любящего храм Божий, желающего зреть красоту Господню и посещать храм святой Его. Строитель сей – благочестивый муж Василий Герасимович Лапин, пермский купец и тогдашний городской глава. Искренне и сильно было желание его обрести место Господеви, селение Богу Иаковлю – воздвигнуть храм во славу Божью. Одушевляемый чистыми намерениями, приступил он к святому делу, и Господь благословил его дело.

Уместно привести записанные со слов, проживавших в городе Перми, потомков В. Г. Лапина предание. В последнюю из торговых экспедиций своих к берегам Тихого океана, корабль, на котором находился товар В. Г. Лапина и сам он, претерпел крушение. Лапин с ос­татками товара мехов, кож и прочего и с обломками корабля был выброшен на песчаный пустынный берег, где ждала его неизбежная и мучительная смерть от го­лода и жажды. Горячо молясь в эту критическую ми­нуту Пречистой Деве (а кто на море не бывал тот по народному выражению «от желанного сердца Богу не маливался»), дал обет по возвращении на родину построить храм в честь ее святого имени. Молитва его вскоре была услышана и, Василий Герасимович был спасен плывшим мимо английским кораблем.

Искренне преданный Господу, строитель нашей церкви расположил и других принять участие в построении храма Божья.

В 1784 году Василий Лапин отправил доношение в Пермское духовное правление, в котором сообщил о желании построить на свои средства каменную церковь. В этом же доношении Лапин сообщил, что уже получил от приказа общественного призрения план, фасад и смету для новой церкви, подписанные губернским архитектором П.Т.Васильевым, а также обязался выделить две тысячи рублей из своих капиталов на строительство. Лапин просил Пермское духовное правление испросить у епископа Вятского и Великипермского Лаврентия храмозданную грамоту для церкви.

Генерал-поручик Евгений Петрович Кашкин с большим вниманием относился к церковно-административным делам и заботился о строительстве новых и украшении старых церквей в губернском городе. Он поддержал Лапина и лично обратился с просьбой к преосвященнейшему Лаврентию, а также подал заявление в Синод на имя Екатерины II о строительстве церкви.

За тем, на представлении преосвященнейшего Лаврентия последовал указ святейшего Синода, от 30 ноября 1787 г., в котором изложено: «По указу Ее Императорского Величества Правительство, синод, слушали доношение его преосвященства с подлинным следствием о построении в губернском городе Перми вновь каменной во имя Пресвятой Богородицы церкви. Приказали: в помянутом губернском городе Перми вновь каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы, построить и к ней священника с диаконом и причетниками определить».

Через месяц после этого указа последовала от преосвященнейшего Лаврентия «Храмозданная грамота», которую мы приводим:

«Божию Милостию»

Смиренный Лаврентий епископ Вятский.

«По благодати, дару и власти всесвятого и живоначального Духа, данной нам от самого великого apxиeрея Господа нашего Иисуса Христа, через святые и свя­щенные Его апостолы и их памятники и преемники, слушав мы поданное к нам января 19 дня 1786 года губернского города Перми от купца Василия Ге­расимова сына Лапина доношение, которым он просил о построении по прописанным в том доношении в городе Перми вновь каменной во имя Пресвятой Богородицы, явления чудотворной Ее иконы Владимирской церкви. Посему на представление от нас в святейший правительствующей синод, полученным Ее Императорского Величества из этого святейшего синода сего года, сентября 30 дня, указом в помянутом городе Перми вновь церковь в означенное проименование, в рассуждении не мало-состоящего в том городе обывателей числа, с определяемым на содержание церкви и будущих при ней священно и церковнослужителей от прихожан денежным положением, постро­ить дозволено».

«Благословили вновь церковь каменную в объявлен­ное проименование заложа по церковному чиноположению, на восток строить, и по построении украсить святыми ико­нами и прочим церковным благолепием, как свитые правила и церковные уставы повелевают, святой же престол уготовать по указу святого правительствующего синода 1734-го года сентября 13 дня, в вышину аршина шести вершков и содскою в длину аршина осьми вершков, в ширину аршина четырех вершков, и когда та церковь всем принадлежащим строением и украшением в совершенство приведена будет также церковные сосуды и алтарные одежды и священнические облачения приготовятся, тогда о освящении оной просить нас особым доношением. Дана сия храмозданная гра­мота с приложением нашей архиерейской печати богоспасаемом граде Вятке при нашем архиерейском доме. Октября 6 дня 1787 года № 2134».

Место для новой церкви отвели на улице Покровской (ныне ул. Ленина).

Точных указаний, когда именно заложен был Владимирский храм, в имеющихся источниках не найдено. По всей вероятности основание церкви сделано было уже весною следующего 1788 года. Таким образом, храм одноэтажный, состоявший из одного придела воздвигнут был менее чем в два года.

Много было расходов, не мало препятствий, но все затруднения были преодолены. При помощи Божьей и энергии строителя, при его щедрых жертвах новый храм без приделов скоро в два года создался и возвысился над новым городом. Преосвященный Лаврентий вятский и великопермский приехал в Пермь и освятил новозданный храм по чиноположению святой церкви и Господь Бог, Царь, вошел в него своею благодатию. «И освятих храм сей, его же создал еси, еже положити имя Мое тамо во веки, и будут очи Мои, ту и сердце Мое во вся дни».

23 декабря 1789 года (старый стиль) каменную церковь освятил епископ Вятский и Великопермский Лаврентием (Баранович) с нижним приделом в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Первоначально построили только главный, средний придел церкви во имя Владимирской Божьей Матери.

В архивных документах сохранились подробные описания первоначального внешнего вида Рождество-Богородицкой церкви.

Богородицкая церковь занимала усадьбу с оградой и пристроями в 1000 кв. сажен. Сам храм имеет размеры – 17 сажен 1 аршин длины и 15 сажен ширины. Высота главного корпуса до купола 14,5 сажен. Высота колокольни вместе с шпицем 25 сажен. На колокольне находится 10 колоколов. Очень много сделал для церкви купец К.А.Сорокин, который с 1864 по 1889 год был ее старостой.

Здание церкви было прямоугольным, с боковыми приделами и трапезной. Высота нижнего этажа равнялась 2 саженям и 5 четвертям, высота верхнего этажа 10 саженям 2 аршинам. В нижней церкви было 18 окон и стеклянные двери, во всех окнах имелись железные решетки. В верхней церкви окна размещались в два яруса. Над вторым этажом были возведены купол с окнами и колокольня на восьмерике. Крыша на церкви, трапезной и колокольне была покрыта железом, а кресты и главы – вызолочены. Над круглыми окнами на куполе находились сделанные из железа и вызолоченные изображения четырех трубящих ангелов.

8 сентября 1800 года епископом Пермским и Верхотурским Иоанном (Островским) эта церковь была переименована в Рождество-Богородицкую с приделом во имя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В 1816 году с благословения епископа Пермского и Верхотурского Иустина (Вишневского) закончилось возведение верхнего этажа храма и 1 октября верхняя церковь освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1838 году храм с благословения архиепископа Аркадия (Федорова) расширяют, пристраивая правые и левые боковые приделы. На нижнем этаже: левый (северный) – во имя святителя Николая чудотворца, освящен 30 января 1840г., правый (южный) – во имя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, освящен 30 июля 1840г. На верхнем этаже: левый – во имя мученицы Агриппины, освящен 8 июля 1847г., правый – во имя воздвижения креста Господня освящен 11 июля 1848.

В 1843 году к колокольне пристроили каменную галерею для входа в церковь. На левой стороне при входе в галерею с дозволения архиепископа Аркадия возвели каменную часовню.

С 1864 по 1889 год старостой церкви служил К.А.Сорокин.

27 декабря 1889 года при храме по инициативе почетных и уважаемых граждан Тупицына А.Е., Сорокина К.А., Вологдина П.А. и др. открыто церковно-приходское попечительство. С помощью попечительства 27 декабря 1896 года рядом с храмом по проекту архитектора Турчевича А. Б. открывается двухэтажная церковно-приходская школа (ныне это Пермская Православная гимназия), а 31 мая 1898 года открыла двери народная столовая.

26 декабря 1909 года состоялось торжество 50-ти летнего служения в этой церкви протоиерея Кудрявцева Евграфа Матвеевича.

В субботу 23 декабря 1889 года исполнилось сто лет со дня освящения Рождество-Богородицкой церкви. Так как день столетней годовщины церкви пришелся накануне Рождественского сочельника и притом в последний в посте торговый день, когда каждый занят приготовлениями к Великому празднику, то торжество столетия, по желанию духовенства и прихожан, перенесено было на среду 27 декабря.

В книге Вологдина П.А. «Столетие Рождество - Богородицкой церкви в городе Перми» подробно описано приготовление к празднованию столетнего юбилея:

В самый день столетней годовщины была лишь отслужена в Владимирском приделе церкви торжественная панихида по создателю храма В.Г.Лапине. Затем в доме церковного старосты К.А.Сорокина состоялось предварительное совещание духовенства и некоторых прихожан церкви о порядке празднования дня столетия и о том – чем, по возможности, достойно ознаменовать этот достопамятный день. В тот же день прихожане выразили желание открыть при церкви попечительство.

Всенощное бдение 26 декабря празднику Владимир­ской Божьей Матери совершено было соборно всем духовенством церкви с особой торжественностью, в богатом облачении и при полном освящении храма. Сна­ружи церковь была иллюминована, как в пасхальную заутреню. В северном и южном пролетах колоколь­ни красиво выделялись на темном фоне ночного небо­склона транспаранты с цифрою «100».

В день празднования столетней годовщины храма, 27 декабря, в 7. 40 утра в одном из боковых приделов была отслужена ранняя обедня. Затем в половине 9-го начался звон „на собор" и в 9 часов благовест к обедне. В это же время, при звоне „во вся", совершен крестный ход вокруг церкви, во вре­мя которого храм со всех сторон был окроплен св. водою при пении тропаря— «Днесь светло кра­суется славнейший град Москва».

По прибытии в церковь его преосвященства Владимира - епископа пермского и соликамского, началась божественная литургия, совершенная владыкою соборно со следующими священнослужителями: ректором семинарии протоиереем В. А. Лепешинским, настоятелем церкви протоиереем А. А. Будриным, ключарем кафедрального собора, священником Д. Г. Коровиным и священнослужителем Богородской церкви М. Мухиным. За „причастием" священником той же церкви Кудрявцевым произнесено было следующее, составленное по поводу совершавшегося торжества, слово:

«В настоящий день, благочестивые прихожане, в сем святом храме совершается особое торжество, — светло празднуется столетие сего храма, посвященного главным образом Пресвятой Владычице нашей Богоро­дице, именно ее честному рождеству и ее святому образу, именуемому «Владимирским», исполнившееся 23 декабря. Столетие храма - событие редкое и радост­ное. Столетие - это такой период времени, что нельзя не поучаться здесь судьбам правды Божьей и путям промысла Божья не видеть Его милосердия. Велика милость Божья к нашему храму и нашему городу. В такой длинный период времени храм сей сохранился цел и невредим, огненная стихия не однажды истреблявшая город наш, не коснулась его, хотя была вблизи его. Отец Небесный много милостей и благодати излил через этот храм на предков наших и на нас и вот новая милость – мы свидетели исполнившегося столетия храма и участники торжественного празднования знаменательного дня его вековой годовщины.

Братья! Храмы Божьи для нас заключают все, что потребно для нашего спасения. Вся духовная жизнь христианина от рождения до самой смерти и даже после смерти совершается в тесной связи с храмом Божьим, ибо через молитву и таинства святой церкви он рождается в духовную христианскую жизнь, совершенствуется в этой жизни и переходит в загробную жизнь при молитвах и благословении церкви. Все родные и знакомые забудут, память о нас исчезнет, но святая церковь не забывает, а молится за нас и будет молится до скончания века, испрашивая нам у Бога прощение грехов и царство небесное, здесь в святом храме всегдашнее присутствие Его, здесь особенно принимает Он нашу молитву.

В храмах Божьих приносится бескровная жертва тела и крови Христовой. Здесь сам Господь, Царь Славы, невидимо присутствует и ангельские силы невидимо служат ему.

И так, вот какое значение имеет храм христианский! Он есть видимое жилище благодати Божьей, нисходящей на верующих. Сознавая такое значение храмов Божьих, наши русские предки усердно строили и украшали их. И в нашем городе Перми храмы Божьи, благодарение Богу, благолепно украшены, доказательством чего является этот храм.

Празднуя этот благознаменательный день столетия нашего храма, будем помнить что храмы пре­красные и благоустроенные особенно бывают славны тогда, когда души и сердца их прихожан сияют чи­стотою веры и доброю жизнью; будем помнить, что са­мая древность нашего храма требует от нас той твердости в святой православной вере, одушевлявшей первых строителей и прихожан его, той постоянной преданно­сти уставам святой церкви, которыми отличались наши предки.

Вера истинного христианина всегда оправдывается его добрыми делами, особенно делами на пользу ближнего. И мы радостно приветствуем ваше доброе желание, основанное на святой вере и проникнутое истинно христианскою любовью к ближнему,- открыть ныне в па­мять столетия сего храма, с благословения нашего Архипастыря, приходское попечительство, что бы оно заботилось, сколько о самом храме и его благоустрой­стве, столько и о бедных нашего прихода. Учреждение такого попечительства, будет постоянным памятником вашей христианской любви и самою приятною жер­твою Богу. В приходе нашем много бедности и нищеты. Сироты, бедняки, болящие по возможности будут призреваемы. О, это будет великое благодеяние для нашего прихода! Призреваемые будут вечно молиться за своих благодетелей. В нашей Перми довольно благотворительных учреждений, но бедности и нищеты еще много. Дай Бог успеха святому делу!

Мы, благочестивые прихожане, стоим ныне на рубеже двух столетий, вознесем же горячую молитву Господу Богу прежде всего о сем святом храме, да стоит он твердо и непоколебимо из рода в род, из века в веки, да доведет он всех нас в храм нерукотворный - небесное царствие, помолимся за почивших деятелей сего храма пастырей духовных особенно о строителях и первом попечителе его - рабе Божьем Василии, за сродников наших и всех бывших прихожан, которые молились в сем святом храме да простит им Господь праведный, все прегрешения и да упокоит их в селениях небесных; помо­лимся за богоспасаемый град наш Пермь, всех обитателях его, да хранит нас всех Небесный Домовладыка на многие лета! Аминь».

По окончании литургии, при выходе на молебен, преосвященнейший владыка, у солеи встречался с церковным старостою и почетнейшими прихожанами, со св. иконою, а маститый настоятель церкви, протоиерей Будрин, приветствовал владыку прочувствованною речью. Внимательно выслушав речь, владыка благоговей­но приложился к святой иконе и, приняв оную, благодарил всех за то, что они вспомнили о нем в такой па­мятный для них день, видя в этом залог любви пасомых к своему архипастырю. Радостно приветствовал их с достославным торжеством столетия существования в г. Перми их приходского храма, повремени сооружения, после Петро-Павловскаго собора, вполне благоустроенного, блистающего золотом и серебром паче всех храмов Пермских, а глав­ное сияющего чистотою православной веры и силою благочестия его прихожан, пожелавших ознаменовать день этот учреждением приходского попечительства и принесших уже на это дело не скудные жертвы. Затем вла­дыка выразил надежду, что Богородицкий приход навсегда пребудет верен завету своих предков, свято и неизменно соблюдавших во всей чистоте веру святую православную, благочестно поживших и в надежде жи­вота вечного окончивших дни своей жизни, что приход этот навсегда пребудет на этой православной высоте, служа, таким образом, добрым примером для прочих градо-пермских приходов.

В виду исполнившегося столетия со дня освящения Рождество - Богородицкой церкви в городе Перми между почетными и коренными прихожанами этого храма возникла мысль ознаменовать вековую его годовщину, не вещественным приношением, в котором этот, один из самых благоустроенных в городе храмов, почти не нуждается, а сплотить под сенью святой церкви в один дружный коллектив всех прихожан, которые пожелают вступить в него, для дела благотворения, для помощи и под­держки каждого из них в трудные дни жизни, дабы со временем, если Господь Бог благословит это начинание наш приходской храм мог, по евангельской заповеди, воззвать к своим прихожанам: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и аз упокою вы», и упокоит не в смысле только религиозно - нравственного утешения и подъема удрученного скорбью и нуж­дою духа, в чем и ныне никто не встретит отказа, но и материально денежным и иным вещественным пособием по примеру церквей времен апостольских и первых веков христианства.

Таким образом, 27 декабря 1889 года приходское попечительство при Рождество-Богородицкой церкви было открыто.

Председателем попечительства большинством голосов был избран Александр Евграфович Тупицын, казначеем – церковный староста К.А.Сорокин, секретарем - П.А.Вологдин, непременным членом совета – протоиерей А.А.Будрин.

В Рождество - Богородицкой церкви города Перми в разное время служили священнослужители:

Протоиереи: Андрей Аникитич Будрин, Евграф Матвеевич Кудрявцев;

священники: Никанор Николаевич Пономарев, Михаил Николаевич Мухин, Александр Меркурьев, Александр Шкляев (расстрелян 10 сентября 1918г.);

протодиакон: Владимир Васильевич Пепеляев;

диакон, псаломщик- Дмитрий Александрович Затопляев;

диаконы: Стефан Дмитриевич Бажуков, Константин Александрович Затопляев, Иван Третьяков;

заштатный диакон: Павел Яковлевич Левитский;

псаломщики: Константин Федорович Калашников, Василий Васильевич Богородицкий;

сверхштатный псаломщик: Павел Иванович Богоявленский;

заштатный диакон: Павел Яковлевич Левитский.
Трудные времена пережила Рождество-Богородицкая церковь в годы Советской власти: В декабре 1928 года сломали колокольню, реквизировали имущество. Пермский окрисполком принял решение расторгнуть договор с общиной верующих Рождество-Богородицкой церкви, изъять у них здание и передать его горсовету для размещения в нем учебного заведения. В 1933 году снесли купола и разобрали колокольню. С 1933 по 1941 год здание церкви занимал стоматологический факультет, а с 1941 года в стенах бывшего храма функционирует один из корпусов фармацевтического института.

В настоящее время остро встал вопрос возрождения Рождество-Богородицкой церкви,
Торжественное собрание прихожан в доме городского общества. Открытие городского попечительства.

Исторический очерк столетия церкви.

К половине второго часа пополудни, 27 декабря 1889 года, в зал думских заседаний прибыли: преосвященнейший Владимир, епископ Пермский и Соликамский; начальник губернии, тайный советник, Василий Викторович Лукошков; ректор ду­ховной семинарии, npoтоиерей Василий Иоаннович Лепешинский; городской голова Петр Ерофеевич Сигов, духовенство Рождество-Богородицкой церкви с настоятелем протоиереем Андреем Аникитичем Будриным во главе, представители городского духовенства, губернских учреждений, именитого купечества, многие из прихожан других сословий и посторонняя публика.

Около 2-х часов пополудни его преосвященством, епископом Владимиром, заседание торжественного собрания объявлено открытым.

Исполнявший обязанности секретаря собрания П. А. Вологдин поднес цреосвященнейшему Владыке святой крест, принадлежавший основателю церкви В. Г. Лапи­ну и принесенный им, по преданнию, сохранившемуся в потомстве Лапина, из святых мест Востока со святыми моща­ми. Крест этот деревянный, кажется кипарисный, весьма тонкой художественной работы, с рельефными изображениями на одной стороне распятого Христа а на другой Божьей Матери. С боковых сторон в кресте сделаны правильные углубления с крышечками в виде задвижек, в которых и нахо­дились частицы св. мощей, перенесенных, впоследствии по преданию же, под престол Богородицкой церкви. Приняв святой крест и благоговейно приложившись к нему, владыка передал его настоятелю церкви протоиерею А. А. Будрину для хранения в храме, как предмет священный и исторический.

Крест этот передан П. А. Вологдину внучкою строителя храма Агрипиною Михайловною Лапиной, живущей в г.Перми. Ныне у нее же хранятся 2 книги, также принадлежавшие В. Г. Лапину – «Псалтирь» и «Канон». На полях книг самим Василием Герасимовичем, и затем сыном его Михаилом (скончался около 1856 г.) велась весьма аккуратно хроника семейных и других общегосударственных событий. Некото­рые из этих записей не лишены значения для местной истории. Так, например, из этих записей можно заключить, что еще отец В. Г. Ла­пина - Герасим Петрович вел экспортную торговлю, часто бывал в Петербурге, где и умер «преставился», как повествует запись под 21-м августа Соликамский купец Герасим Петрович Лапин. По этим же надписям господином Вологдиным найдена могила строителя храма, находящаяся на старом кладбище в Перми, с северной стороны кладбищенской церкви, в 4 аршинах от стены трапез­ной части храма. На могиле находится массивная чугунная плита трапециидальной формы, бывшая уже под слоем земли, со следую­щею надписью: «На сем месте похоронен раб Божий Пермский купец Василий Герасимович Лапин. Преставился 1793 г- Апреля 20 дня- от рождения имел 62 лета 3 месяца и 20 дней». Тоже отмечено и в «Псалтири» на листе 181 рукою Михаила Герасимов. Лапина. Обе книги преосвященнейший Владыка предложил на­стоятелю приобрести от их владелицы и хранить в храме.

В заключение заседания торжественного юбилейного собрания прихожан П. А. Вологдин обратился к присутствовавшим со следующею речью: «Ваше преосвященство, Ваше превосходительство и милостивые государи! Прежде чем приступить к изложению обстоятельств, при которых возникла и сто лет назад осуществилась мысль о сооружении в г. Перми тогда Владимирской, а ныне Рождество-Богородицкой цер­кви, окинем беглым взглядом исторические события, предшествовавшие построению этого храма, дабы, насколь­ко это возможно по достоверным историческим данным и сохранившимся устным преданиям мысленно обри­совать склад тогдашней общественной городской жизни и картину, которую представлял город Пермь в день освящения Рождество-Богородицкой церкви, 23-го декабря 1789 года, блаженной памяти, преосвященнейшим Лаврентием, епископом Вятским и Великопермским».
И так к декабрю 1789 года Лапинская Влади­мирская церковь, говоря словами храмозданной грамоты «всем принадлежащим строением и украшением в совершенство приведена была» и 23 декабря его преосвященством, преосвященнейшим Лаврентием, епископом Вятским и Великопермским, в царствовании, блаженной памяти Императрицы Екатерины II при генерал-губернаторе Е. П. Кашкине торжественно ос­вящена.

В 1816 году окончен постройкою и 1 октября освящен преосвященнейшим Иустином главный придел верхнего этажа во имя Рождества Пресвятой Бо­городицы, в следствие чего изменено, по желанию прихожан и самое «переименование» храма из Владимирского в Рождество-Богородицкий.

Затем в течение своего столетнего существования Рождество-Богородицкая церковь, постепенно обогащалась и украшалась усердием своих прихожан и благотвори­телей и стараниями церковных ктиторов. В настоящий же благолепный вид храм этот приведен в послед­нее двадцатипятилетие, при неустанном попечении о нем нынешнего достопочтенного старосты К. А. Сорокина.

В этот период времени некоторые иконостасы заме­нены новыми, другие обновлены, стены и своды храма украшены живописью, иконы - дорогими ризами и прочим.

Церкви принадлежит каменный двухэтажный дом, построенный в 1869 г. и стоящий свыше 15 тыс. руб. и часовня внутри гостиного двора во имя святи­теля Николая, построенная, но преданно, в память оте­чественной войны 1812 г. В эту часовню ежегодно 9 мая совершается крестный ход.

Основатель Рождество - Богородицкой церкви В. Г. Лапин скончался через 4 года по осуществлении своего благочестивого дела - постройки храма в 1793 году, 20 апреля. Да будет память его вовеки благосло­венна!

В 3 с половиной часа по полудни заседание торжественного собрания объявлено закрытым.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Рождество Христово», беседа с детьми на тему «Рождество», заучивание колядок
Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» iconЛитература и русский язык
Ежегодные городские гимназические ученические чтения. Материалы научно-практической конференций 2005, 2006 г г. – Спб., изд-во …,...
Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В великобритании сегодня Рождество. Что значит Рождество для англичан? (Выдаю листы с темой “Рождество – семья – Рождественское дерево...
Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» iconФтд. 5 «История Русской Православной Церкви»
Обучение в рамках дисциплины «История Русской Православной Церкви» предполагает изучение основных аспектов церковной истории, приобретение...
Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» iconСочинение на тему: «Как моя семья встречает праздник Рождества Христова»
Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество вернулось совсем недавно. В недалёком...
Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» iconЭлектронный сборник методических материалов «Рождество Христово» История создания
Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного,...
Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» iconРеферат по предмету: История на тему: «протестанские конфессии в россии 19 века»
В настоящее время в Азии и Африке действуют «молодые» протестантские церкви, гораздо более многочисленные, чем в «старой» Европе
Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» iconКонспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество»
Рассказ В. В. Набокова «Рождество», доступен для прочтения и восприятия в старшем школьном возрасте. До проведения этого урока учащимися...
Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» iconКонкурс «Грамотей» 5-6 6-8 Презентации на тему: «Рождество»

Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» iconПрограмма учебная дисциплины «история русской православной церкви»
Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г....
Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» icon«Недуги человеческого тела, суть естественные последствия повреждения...
Выступление иерея Георгия Высоцкого – священнослужителя Казанского храма Левобережного церковного округа Воронежской и Борисоглебской...
Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Священная библейская история, Храм Божий и богослужения, История Христианской Церкви
Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» iconСценарий выступление девятиклассников 25 мая (в архиве выступление...
Сценарий выступление девятиклассников 25 мая (в архиве выступление уч-ся 9 класса, классного руководителя и презентация, автор Л....
Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» iconОтчет Презентация школы «Тиккурила». Выступление на тему «Новые технологии...
Презентация школы «Тиккурила». Выступление на тему «Новые технологии в современной финской школе»
Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» iconСреднего профессионального образования вятское духовное училище
«История Русской Православной Церкви» является дисциплиной базовой части профессионального цикла (модуль: «История конфессии»)
Ii гимназические сретенские чтения выступление на тему: «История Рождество-Богородицкой церкви» iconУроки культуры чтения
День знаний; день матери; день Земли; масленица; Рождество; общественные акции: день борьбы с наркоманией и наркобизнесом и др.;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск