Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество»





Скачать 110.71 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество»
Дата публикации04.08.2014
Размер110.71 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
План – конспект урока литературы в 11 классе

Возрождение души в рассказе

В.В.Набокова «Рождество».

Автор: Бурдина Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Еловской средней школы.
Представленный урок литературы - монографическая тема по литературе в 11 классе из раздела «Писатели русского зарубежья». Выбор данной темы, зависит от предпочтений учителя. Мной выбрана тема творчества Набокова В.В., так как он является наиболее известным автором русского зарубежья и его биография отражает драматизм судьбы русской интеллигенции. Рассказ В.В. Набокова «Рождество», доступен для прочтения и восприятия в старшем школьном возрасте. До проведения этого урока учащимися дается задание прочитать рассказ «Рождество».

Проблемы, рассматриваемые на уроке при анализе произведения, позволяют учащимся проникнуться духовно - нравственными переживаниями героя рассказа и соотнести свой жизненный опыт с чувствами главного героя. Художественные образы, используемые автором для определения смысла жизни, помогают формировать ценностно-смысловые ориентации личности учащихся, могут быть использованы выпускниками при выполнении заданий части «С -1» ЕГЭ.

Цель: способствовать проектированию духовно-нравственных черт личности у школьников, через знакомство с творчеством В.Набокова и анализ рассказа «Рождество».

Образовательные задачи: познакомить с биографией В.Набокова, формирование умения анализа художественного произведения; через исследование художественного текста произведения «Рождество».

Развивающие задачи: развивать интерес к чтению художественной литературы, развитие гуманного отношения к себе, развитие позитивной «Я - концепции», уважение к людям, сочувствие, развитие нравственных установок, позитивное отношение к смыслу жизни.

Воспитательные задачи: пробуждать интерес к духовно-нравственным переживаниям, способствующих проектированию у учащихся важных нравственных ценностей. Формирование навыков социального взаимодействия.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент. Сообщение темы урока.



Здравствуйте! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Идти он будет 30 минут, а вести его буду я, учитель русского языка и литературы Бурдина Светлана Владимировна.

Мы познакомимся с блестящим писателем 20 века Владимиром Набоковым.

Произведения Набокова стали доступны российскому читателю два десятилетия назад, и получается, что творчество Набокова более известно до сих пор читателю зарубежному, нежели русскому, а ведь это очень глубокий, разносторонний писатель. (Слайд 1.)




2. Мотивация учебной деятельности

Слайд эпиграф

Обратите внимание на слова Набокова:

«… И тогда я понял, что мир вовсе не борьба, не череда хищных случайностей, а мерцающая радость, благостное волнение, подарок, не оценённый нами».

Скажите, как воспринимает окружающий мир писатель?

Набоков воспринимает действительность по-особому. Отсюда необыкновенная оригинальность его рассказов, которые оказывают на читателя настолько сильное воздействие, что даже спустя значительное время после прочтения в памяти остаются образы главных героев, сюжет и неповторимая обстановка.


Возможные варианты ответов:

- Мир- это радость, подарок, но его нужно ценить.


3. Этап изучения нового материала.


Необычна и биография писателя! Пролистаем её страницы!

Владимир Владимирович Набоков родился 1899 году, это через

100 лет после рождения Пушкина, 22 апреля, но день рождения праздновал 23, потому что этот день связан с именем Шекспира. Слайд 2.

Родился в Петербурге в родовитой и богатой дворянской семье.

Дед - министр юстиции.

Отец - политический деятель.

Мать - дочь сибирского золотопромышленника.

В семье было пятеро детей. Слайд 3.

Образование получил домашнее; конечно же, обучался французскому, английскому языкам.

Занимался спортом - теми видами, которые только появились в стране: бокс, теннис, велосипед. Любил шахматы.

Очень рано увлёкся энтомологией-наукой о бабочках.

О себе иногда говорил, что он в первую очередь, энтомолог, а лишь потом писатель, поскольку первую бабочку поймал до того, как что-либо написал, а последнюю после того, как закончил свой последний роман. Слайд 4.

Заканчивает Тенищевское училище, Кембриджский университет (факультет европейской и славянской литературы. Слайд 5.

В 1919 г.Набокову пришлось уехать из России.

Скорбный путь эмиграции: Лондон, Берлин, Париж, США, Швейцария.

Вся жизнь Набокова оказалась поделена на почти равные отрезки, как будто кто-то играл его жизнью по своему усмотрению: ровно 20 лет жил в России(в которую так никогда и не вернулся), 21 год- в довоенной Европе, ровно 20 лет- в США, 17 лет- снова в Европе. Слайд 6. Слайд 7.
«Набоков безусловно явление, причём сразу двух литератур: русской и англоязычной». О.Михайлов.
Пишет по-русски под псевдонимом Владимир Сирин. Слайд 8.
Затем становится выдающимся американским писателем. Слайд 9.

Слайд 10.

Прокатят века, школьники будут скучать над историей наших потрясений,- всё пройдёт, но счастье моё, милый друг, счастье моё останется, - в мокром отражении фонаря, в осторожном повороте каменных ступеней, спускающихся в черные воды канала, в улыбке танцующей четы, во всём, чем Бог окружает так щедро человеческое одиночество.

Набоков. «Письмо в Россию»





Промежуточная рефлексия

Какой факт из биографии Набокова показался вам наиболее интересным? Почему?

Слайд 11.


Возможные варианты ответов:

- Через 100 лет после Пушкина, 23- Шекспир, энтомология;

4. Этап исследования произведения

Творчество Набокова многогранно.

Я предлагаю вам открыть один из рассказов « Рождество» и провести небольшое исследование содержания этого произведения. Что такое исследование?

Какие чувства у вас вызывает слово Рождество?

Слайд12.

Почему рассказ назван «Рождество»?

Что вы чувствуете после прочтения рассказа с таким чудесным названием ?
Почему возникают чувства печали ,грусти?
Почему автор дает герою фамилию Слепцов?
Вы наверное заметили некий парадокс .От Рождества мы ожидаем светлый радостный праздник, а содержание рассказа наполнено грустью, печалью, одиночеством, страданием.

Главный герой говорит:

«Завтра Рождество….. ..А я умру».

Какие чувства приводят героя к таким мыслям, что заключено в многоточии?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту произведения, попробуем определить, какими средствами автор изображает душевное состояние героя, его сложности.

Дают возможные варианты ответов.

-Поиск фактов, ответов на вопросы, предположение, подтверждение гипотезы;
Возможные варианты ответов:

- Радость, счастье, надежда, вера в добро и милосердие.

Возможные варианты ответов:

- события происходят во время Рождества; Рождество – символ жизни;

Возможные варианты ответов:

- грусть, печаль, сострадание, одиночество;

-смерть, состояние героя;
- ослеп от горя;

Учащиеся находят противоречия, и выстраивают предположения, что произошла смерь души главного героя, и возможно ли её возрождение?


Работа в группах.


Предлагаю поработать в группах. У каждой своё задание. Постарайтесь за 7 минут ответить на вопросы и выступить по теме, заданной в карточках.

После выступления учитель делает обобщение:

- Спасибо. Вы убедили нас, что герой воспринимает окружающие его предметы согласно своему подавленному состоянию души: мебель не в чехлах, а в саванах, в одежде мертвецов. Похоронив сына, Слепцов посчитал, что ему больше незачем жить.

Но рассказ еще не закончен.

Слушаем выводы 2 –ой группы.

Учитель подводит итог:

- Спасибо! Красота зимнего пейзажа вдохновляла поэтов, писателей, композиторов, художников. Обратите внимание на картину Грабаря «Февральская лазурь». С помощью каких средств передает красоту зимнего утра художник? (Ответы)

- Набоков тоже художник- художник слова. Именно об этом рассказ 3-ей группы.

Учитель делает «связку»

- Спасибо. Следует отметить, что раскрытию душевного состояния героя помогают интерьер, пейзаж, портрет, цветовые детали, внутренние монологи и композиция рассказа. Продолжим «исследования».

Задание для группы №1: Интерьер, художественная деталь.

Цель: проследите, какие детали интерьера отражают внутреннее состояние героя.

Группа №1 (глава 1, глава 3)

Дать связный ответ на вопрос: Как художественные детали, детали интерьера помогают созданию образа главного героя?

Для этого отметьте детали интерьера и слова, передающие душевное состояние героя.

1. Обратите внимание на детали: «нежилой угол», приемная у доктора», «шелковая клетка», половица «выстелила под ногами», «мебель в саванах», «незвенящий мешок», деревянный ящик» и др.

2. Найдите строчки, характеризующие душевное состояние героя.

3. Соедините душевное состояние героя с описанием деталей интерьера.

4. Сделайте вывод.

Ответ начните словами: «Задача нашей группы состояла в том, чтобы определить, как художественные детали, детали интерьера помогают передать душевное состояние героя.

Задание для группы № 2

Картина окружающего мира.

Цель: рассмотреть картины окружающего мира и восприятие их героем. Как восприятие пейзажа характеризует состояние героя. (глава 2)

Дать связный ответ на вопрос:

Как восприятие пейзажа характеризует душевное состояние героя?

Для этого отметьте и проанализируйте картины природы и слова, передающие душевное состояние героя.

  1. Обратите внимание на описание зимнего утра. Выборочно зачитайте строки этого описания.

  2. Какие художественные средства помогают раскрыть красоту окружающего мира.

  3. Как воспринимает восхитительный утренний пейзаж Слепцов? Что подсказывает, что он чувствительный человек, умеющий видеть красоту окружающего мира?

  4. Вызывает ли чудесная картина природы радость у героя? Почему?

  5. Сделайте вывод.

Ответ начните словами: Задача нашей группы состояла в том, чтобы определить, как картины природы и восприятие их характеризует состояние героя.

Задание для группы №3

Использование цвета

Цель: определить, какие звуки и цвета используются в тексте и почему именно эти.

Дать связный ответ на вопрос:

Какие цвета использует Набоков в рассказе «Рождество» и с какой целью?

Для этого

1. Отметьте слова, обозначающие цвет (прилагательные, причастия, глаголы, существительные со значением цвета), и что описывается «цветом»?

2. Какие цвета преобладают в начале рассказа? Почему? (Связать с душевным состоянием героя)

3. Какие цвета часто упоминаются в конце рассказа? Почему? (Связать с душевным состоянием героя)

4. Какова роль цветовых эпитетов и слов, обозначающих цвет?

5. Сделайте вывод.

Ответ начните словами: Задача нашей группы состояла в том, чтобы определить, какие цвета использует Набоков в рассказе и с какой целью?


Промежуточная рефлексия

Предположите, возможно ли возрождение души главного героя?

Какие слова рассказа вы считаете ключевыми?
А третье слово?

Бабочка – образ возрождения души, главного героя.

Высказывают предположения, рассуждают. Если не выходят на образ бабочки, то учитель дает подсказку.

- Смерть –жизнь;
- Бабочка;

Кульминация урока.

Мы нашли подтверждение нашей гипотезы, через образ рождения бабочки.

О рождении бабочки пишет Набоков, и это чудо мы увидим в фильме.

Фильм. На фоне фильма «Рождение бабочки», учитель декламирует эпизод текста рассказа, где автор показывает действо рождения бабочки из кокона.

Сопоставляют образ бабочки в фильме и в тексте, постигают глубину идеи произведения. Наполняют свой опыт эмоциональным, духовно- нравственным отношением, к происходящему событию.

Промежуточная рефлексия

Знаете ли вы символическое значение бабочки .
Продолжите фразу: « Бабочка это- …… »
Учитель подводит итог: Бабочка - символ бессмертной души и воскрешении.



Возможные ответы:

-Да, бабочка – это символ не только красоты, хрупкости, незащищённости, но и символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: яркая прожорливая гусеница (символизирующая жизнь) превращается в неподвижную куколку (символизирующую смерть), которая потом становится лёгкой бабочкой ( символизирующей воскресение и возрождение)


5. Подведение итогов урока

Последним словом Слепцова было слово смерть, и мысли о бесцельной, бесплодной, лишённой чуда жизни. Но рассказ не заканчивается смертью, а заканчивается подробным описанием рождения бабочки. Почему?

Родилась бабочка! Бабочка как предвестник возрождения души героя. Он прозрел и, вероятно, будет жить дальше.
Слайд с эпиграфом
Обращение к эпиграфу: вера Набокова, что мир – это радость, подарок и его нужно ценить, подтверждает эпиграф к уроку и само содержание рассказа.

Обратим внимание, чудо рождения бабочки, как надежда на человеческое счастье героя, происходит в Рождество.
Какой смысл вкладывает Набоков в название рассказа?

Возможные ответы детей.

- Набоков передаёт чувства отца, который потерял сына. Вместе с сыном он потерял смысл жизни. Он не понимает, зачем остался жить и решает умереть.

« Смерть», - тихо сказал слепцов, как бы начиная длинное предложение.

Зажмурился, открыл глаза и увидел чудо!
Возможные ответы детей.

- Рождество, рождение, возрождение;

- Вера Набокова, что мир- это радость, подарок Набоков утверждает, что жизнь продолжается, красота облегчает страдания, а время лечит душевные раны.

Итоговая рефлексия

Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями от встречи и продолжите фразу:

  • На сегодняшнем уроке я поняла…

  • Услышанное мною заставило меня…

  • Сегодня я задумалась о…

  • На уроке я смогла…

  • Я поймала себя на мысли…

  • Меня удивило…

Хочется верить в то, что для вас жизнь- это радость, бесценный подарок, и я желаю вам жить в согласии с собой, ценить каждый миг, стойко преодолевать трудности. Пусть для вас эта бабочка будет символом Рождества, возрождения, благополучия…


Возможные варианты ответов детей по начальной фразе, данной учителем для рефлексии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconКонспект игрового урока по теме «Рождество в Британии»
План – конспект игрового урока по теме «Рождество в Британии» («Christmas in Great Britain») в 6 классе со средней языковой подготовкой...
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconУчебник «Enjoy English 3» Тема урока «Рождество»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 3 классе по теме «Рождество» (к умк м. З. Биболетовой «Enjoy English 3»)
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconКонспект открытого урока в 3 классе "Рождество"(учебник Биболетовой М. З.) План конспект
Мбоу «Степноозерская основная общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района рт» по теме «Christmas»
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconПлан-конспект урока английского языка по теме: «Рождество в Британии»
Цель урока: создать условия для полноценногоовладения обучающимися учебной информацией по теме «Рождество в Британии»
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconУрока: Воспитательные
Данный урок проводится в конце I полугодия в 3 классе. Учащиеся узнают о традициях празднования английского Рождества. Во время урока...
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconРазработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество»
Разработка урока английского языка в 3 классе по теме «Рождество» (учебник Биболетовой М. З и др. «Happy english» unit 2)
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconКонспект урока английского языка в 3 классе с чаепитием (второй год...
План –конспект урока английского языка в 3 классе с чаепитием (второй год обучения)
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconКонспект нод по реализации образовательной области
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconУрок литературы в 6 классе по теме «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир»
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские...
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconТема урока: Учимся анализировать стихотворение
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconКонспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconКонспект урока роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»...
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока литературы в 11 классе Возрождение души в рассказе В. В. Набокова «Рождество» iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск