Факультет политических наук и социологии





Скачать 204.9 Kb.
НазваниеФакультет политических наук и социологии
Дата публикации25.07.2013
Размер204.9 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»


Факультет политических наук и социологии






Рабочая программа дисциплины (модуля)


Б 3. ДВ 4 Гражданское общество

(Наименование дисциплины (модуля))



Направление подготовки

030200.62 «Политология»

(шифр, название направления)
Профиль подготовки

Государственная политика и управление


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

(очная, очно-заочная и др.)


Кемерово

2013

1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Гражданское общество» является на конкретном политологическом, социально-экономическом и историческом материале сформировать у студентов-политологов представления об основах становления и развития на современном этапе политической идеи гражданского общества в России и на Западе, рассмотреть основные субъекты гражданского общества и взаимоотношения между ними.

Актуальность изучения данной дисциплины связана с необходимостью повышения политической эрудиции студентов-политологов, рассмотрения особенностей развития гражданского общества в современной России в условиях процесса демократизации.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Гражданское общество» является дисциплиной по выбору в профессиональном цикле (общепрофессиональной) части дисциплин по специальности 030200.62 «Политология».

Основными задачами дисциплины являются следующие: рассмотреть процесс формирования и развития идеи гражданского общества в истории политической мысли в странах Запада и России; проанализировать и сравнить особенности развития гражданского общества в России и странах Европы; осветить процесс формирования основных субъектов гражданского общества в разных странах; охарактеризовать особенности взаимодействия между субъектами гражданского общества.

Дисциплина позволяет студентам, уже прослушавшим дисциплины «Теория политики», «История политических учений», «Политические институты» овладеть современными знаниями и навыками анализа социально-политических процессов в современных обществах, необходимыми для работы в сфере внутренней политики в различных государственных и негосударственных организациях, в том числе в работе политических партий.

В свою очередь изучение дисциплины «Гражданское общество» влияет на дальнейший учебный процесс, являясь основой для изучения таких дисциплин, как «Политическая социализация», «Теория национальной безопасности», «Политическое лидерство», «Гендерные аспекты политии».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
В процессе усвоения данной дисциплины у студентов формируются и демонстрируются следующие общекультурные компетенции:

ПК-9 - знание основных закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса, представление о процессах глобализации и их влиянии на современные международные отношения, о месте и роли основных политических институтов в современном обществе.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные западные и российские научные подходы в изучении гражданского общества, закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса в системе «государство - общество».

Уметь: анализировать и сопоставлять особенности субъектов гражданского общества в России и на Западе.

Владеть: основными понятиями, теориями гражданского общества, этапами и особенностями развития и уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности в органах власти и общественных организациях.


Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.


4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (108 часов)
4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость базового модуля дисциплины

108

Аудиторные занятия (всего)

56

В том числе:




Лекции

28

Семинары

28

Самостоятельная работа

52

В том числе:




Творческая работа (эссе)

20

И (или) другие виды самостоятельной работы

32

Вид промежуточного контроля

опросы, тесты, рефераты

Вид итогового контроля

зачет




      1. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)







п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Общая трудоёмкость (часах)

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)




Учебная работа

В.т.ч.

активных форм

Самостоятельная работа
















Все

го

лекции

Практ.




1

Методологические проблемы исследования гражданского общества

6

1-2

12

4

4




4




2

Сущность, исторические формы, структура и функции гражданского общества

6

3

8

2

2

2

4

Опрос,

рефераты

3

Особенности становления и функционирования гражданского общества в странах первичной и вторичной модернизации

6

4

8

2

2




4

Тесты,

рефераты

4

Гражданское общество в дореволюционной России

6

5

8

2

2




4

Тесты, рефераты

5

Гражданское общество в СССР

6

6

9

2

2




5

Тесты, рефераты

6

Гражданское общество в современной России

6

7

9

2

2

2

5

Опрос, рефераты

7

Молодежные общественные организации и движения

6

8

8

2

2




4

Тесты, рефераты

8

Современная благотворительность в России. ДобровольчествоРоРо

6

9-10

12

4

4

2

4

Тесты, рефераты

9

Профсоюзы

6

11

9

2

2

2

5

Тесты,

Рефераты


10

Гражданское общество и бизнес

6

12

8

2

2

2

4

Тесты,

рефераты

11

СМИ и гражданское общество

6

13

9

2

2




5

Тесты,

рефераты

12

Зарубежные организации

6

14

9

2

2

2

5

Тесты,

рефераты




Итого







108

28

28

12

52

зачет


4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

Результат обучения, формируемые компетенции

1

Методологические проблемы исследования гражданского общества

1. Методологические проблемы исследования гражданского общества

2. Сущность, исторические формы, структура и функции гражданского общества

3. Особенности становления и функционирования гражданского общества в странах первичной и вторичной модернизации

ПК-5


2

Гражданское общество в дореволюционной России, в СССР, в современной России

1. Гражданское общество в дореволюционной России

2. Гражданское общество в СССР

3. Гражданское общество в современной России


ПК-5


3

Организации гражданского общества в современной России и странах Запада

1. Молодежные общественные организации и движения

2. Профсоюзы

3. Гражданское общество и бизнес

4. Добровольчество

5. СМИ и гражданское общество

6. Современная благотворительность в России


ПК-5




5. Образовательные технологии
С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся используются активные и интерактивные формы проведения занятий (деловые и ролевые игры, разбор политических ситуаций российской и западной действительности).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

При изучении дисциплины «Гражданское общество: субъекты и отношения» используются следующие формы организации учебного процесса:

  1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы политической науки России и зарубежных стран в области проблем гражданского общества.

  2. Практические занятия в форме ответов на вопросы по темам, в которых рассматриваются конкретные проблемы изучаемого курса.

  3. Организация самостоятельной работы включает: работу студентов с учебником, дополнительной литературой и защиту реферата по выбранным студентами темам, в которых рассматриваются основные явления и процессы политической деятельности общественных организаций и движений.

Организация самостоятельной работы включает:

    • работу с учебником и с дополнительной литературой, подготовку рефератов;

    • подготовку к рефератам и их обсуждение на практических занятиях;

    • подготовку презентаций по основным проблемам политических партий и общественных движений.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов. Изучение дисциплины предусматривает активную самостоятельную работу студентов по изучению теорий, концепций, специфики политической проблематики, что формирует активную гражданскую позицию будущих специалистов политологов и пригодится в дальнейшем в ходе профессиональной деятельности. В интересах актуализации полученных теоретических представлений предусматривается написание студентами контрольных тестов по поставленным на лекциях заданиям и рефератов по проблемам социально-политического развития зарубежных стран и России. На лекциях рассматриваются основные теоретические вопросы курса. Практические занятия проводятся в форме опросов, бесед, диспутов. Организуется широкое обсуждение изучаемых вопросов и проблем.

Виды контроля знаний студентов и их отчетности.

  1. Текущий контроль знаний студентов осуществляется посредством проведения практических занятий.

  2. Защита рефератов по отдельным темам, раскрывающим основные тенденции и направления политического развития современной России и зарубежных стран (по каждой теме каждого подраздела).

  3. Написание тестов как промежуточной формы контроля и проверки знаний студентов в шестом семестре.

  4. Завершается курс сдачей зачета в шестом семестре.

Критерии оценки знаний студентов в промежуточной форме контроля (тесты).

  • «отлично» оценивается тест от 80% и больше правильных ответов;

  • «хорошо» - от 67-84% правильных ответов;

  • «удовлетворительно» - от 50+1- 67% правильных ответов.

Критерии оценки знаний студентов (зачет).

В седьмом семестре студенты сдают зачет. По его результатам выставляется 2 оценки – «зачтено» или «не зачтено».

"Зачтено" заслуживает ответ, содержащий: знание узловых проблем программы и основного содержания курса; умение пользоваться концептуально-понятийным аппаратом в процессе анализа основных проблем развития гражданского общества в России и зарубежных странах; умение выполнять предусмотренные программой задания; в целом логически корректное, точное и аргументированное изложение ответа.

Незнание либо отрывочное представление учебно-программного материала; путаность в ответах, заслуживают оценки "не зачтено". Данная оценка предполагает, что студент не может удовлетворительно ответить на вопросы преподавателя, не может ответить на простейшие дополнительные вопросы типа "что такое?", объяснить сущность основных категорий.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Марксистская концепция гражданского общества.

2. Концепция гражданского общества Й. Шапиро.

3. Концепция гражданского общества Э. Геллнера.

4. Концепция гражданского общества Ф. Шмиттера.

5. Модель самопрограммируемого общества А. Турена.

6. «Двухполюсная модель» гражданского общества Ю. Хабермаса.

7. Модель гражданского общества Э. Гидденса.

8. Модель гражданского общества З. Баумана (концепция гражданской социальности).

9. Консъюмеристское движение на Западе.

10. Добровольческое движение на Западе.

11. Экологическое движение на Западе.

12. Женское движение на Западе.

13. Правозащитное движение на Западе.

14. Концепция латентных ограничений власти А. Янова.

15. Система социальных корпораций на Востоке.

16. Диалектика личности и группы в процессе становления гражданского общества.

17. Особенности политических культур Востока и их влияние на формирование гражданского общества.

18. Отношение «личность-социум» в усложнившейся картине мира: «новая социальность».

19. Исторические формы гражданской социальности.

20. Конвенциональное взаимодействие как выражение качественной специфики гражданского общества.

21. Гражданское общество и проблема институционализации.

22. Основные этапы и модели формирования современного гражданского общества.

23. Исторические формы гражданской социальности.

24. Основные модели гражданского общества: персоналистическая, коммунитарная, корпоративная.

25. Конвенциональное взаимодействие как выражение качественной специфики гражданского общества.

26. Особенности системной динамики гражданского общества в современной России: тенденции и стратегии.

27. Функции институтов гражданского общества.

28. Либеральная и коммунитарно-этатистская модели гражданства.

29. Формационная модель гражданского общества.

30. Цивилизационная модель гражданского общества.

31. Модернизация как способ формирования гражданского общества: основные тенденции и гипотезы.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Теория современности и структурации Э. Гидденса.

2. Теория социального становления П. Штомпки.

3. Теории габитуса и социального поля П. Бурдье.

4. Основные подходы к пониманию гражданского общества.

5. Сущность, структура и функции гражданского общества.

6. Античная и средневековая исторические формы гражданского общества.

7. Этапы становления современного гражданского общества.

8. Институциональные, культурные и социально-психологические предпосылки и этапы становления типа личности, адекватного современному гражданскому обществу.

9. Эволюция стратегии, тактики и форм взаимоотношений государства и гражданского общества.

10. Особенности становления и функционирования гражданского общества в странах первичной модернизации.

11. Особенности становления и функционирования гражданского общества в странах вторичной модернизации.

12. Политические партии как институт гражданского общества.

13. Лоббизм как институт гражданского общества.

14. Предпринимательские ассоциации как институт гражданского общества.

15. Профсоюзы как институт гражданского общества.

16. Система социального партнерства: опыт развитых стран.

17. Организации "третьего сектора": сущность, структура и функции.

18. Социокультурные организации гражданского общества.

19. Гражданская культура: сущность, основные характеристики.

20. Профсоюзы и предпринимательские ассоциации в современной России.

21. Система социального партнерства в современной России: состояние и перспективы.

22. Институт многопартийности в современной России: состояние и перспективы.

23. «Третий сектор» в современной России: состояние и перспективы.

24. Социокультурные организации гражданского общества в современной России.

25. Социальные представления россиян на начальном этапе постсоветской трансформации и их эволюция в последующие годы.

26. Формы проявления переходного характера гражданского общества в современной России.

Учебно-методические материалы по дисциплине
а) основная литература
Матвеева Е. В. Политические партии и объединения. – Кемерово, 2011.
б) дополнительная литература
Алексеева Л. Дебаты о российском гражданском обществе // Гражданское общество и государство. - М., 2005.

Белоусова М. П. Общественная оценка и восприятие благотворительной деятельности в современной России // Исторические и социально-экономические исследования. - СПб, 2004.

Бляхман Б. Я., Гражданское общество: основные критерии формирования и функционирования / Бляхман Б. Я. - Кемерово: ИПП Кузбасс, 2005.

Бляхман Б. Я. Концепции гражданского общества в зарубежной литературе конца XX в. Бляхман Б. Я. // Философские науки.-2005.-N 6.

Бухарин Н. И. Строительство гражданского общества в странах Центральной и Юго­Восточной Европы. 90-е годы XX века - начало XXI века Н. И. Бухарин // Новая и новейшая история. 2005. N 1.

Володин А. Г. Гражданское общество и модернизация в России (Истоки и современная проблематика) // Политические исследования. - 2000. - 3.

Ворожейкина Т. Е. Государство и общество в России и Латинской Америке // Общественные науки и современность. – 2001. - № 6.

Гегель Г. Философия права. Гражданское общество. – М., 1990.

Гоббс Т. Левиафан. Сочинения в 2-х т. Т. 2. – М., 1991.

Круглов А. А. Становление общественных организаций России и опыт Германии Александр Круглов // Власть. - 2005. - N 7.

Либоракина М., Мещеряков Д. Некоммерческий сектор: международный опыт // Гражданское общество и государство. - М., 2005.

Любин В. Гражданское общество в Германии: научный и политический дискурс (Обзор новейшей литературы) // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - N7.­

Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность. - 2002. - N5.

Милославская Д. Некоторые проблемы правового регулирования НКО в России // Гражданское общество и государство. - М., 2005.

НКО и СМИ. Мостик через пропасть. - М., 2002.

Олейник А. Нужны ли гражданские технологии? (об акцентах в экономическом анализе гражданского общества) А. Олейник // Вопросы экономики. - 2005. - N 7.

Римский В., Сунгуров А. «Фабрики мысли», центры демократии и центры публичной политики // «Фабрики мысли» и центры публичной политики: международный и первый российский опыт. - СПб, 2002.

Роджерс У. Вовлечение общественности в дела местного управления // Городское управление. - 2003. - N1.

Тульчинский Г.Л. Благотоврительность в современной России: проблемы и Проблемы // Благотворительность в России. Исторические и социально-экономические исследования. - СПб, 2005.

Чевозерова Г. В. Журналистика и гражданское общество: взаимоформирующие связи // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - N5.

Шимов Я. В. Гражданское общество и правящая элита в переходный период: чешкий вариант // Полис: Политические исследования. - 2001. - N3.

Якимец В.Н. Роль и место российского бизнеса в системе межсекторного социального партнерства Исторические и социально-экономические исследования. - СПб, 2004.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Аузан А. Гражданское общество – не храм, а альтернативный способ производства общественного блага [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.opec.ru.

2. Власть, бизнес и гражданское общество [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.liberal.ru.

3. Шмидт Диана Гражданское общество в России - проблематичное, мифичное или просто другое? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nz­online.ru.

4. Хлебников Б., Якимец В. Гражданское общество: в поисках определения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nz-online.ru.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины «Государственная политика и управление» используются интерактивные устройства: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Используется набор слайдов по всем темам дисциплины.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 030200.62 «Политология».
Составитель – д. полит. н., доцент Е. В. Матвеева

Рецензент – д. полит. н., профессор О. В. Омеличкин
Рабочая программа дисциплины
обсуждена на заседании кафедры политических наук



Протокол №

4

от «

27

»

декабря

201

2

г.

Зав. кафедрой В. В. Желтов

Одобрено методической комиссией факультета политических наук и социологии

Протокол №

3

от «

16

»

января

201

3

г.


Председатель Е. В. Гоосен

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультет политических наук и социологии iconФакультет политических наук и социологии
Тема институты непосредственной демократии. Конституционно-правовое регулирование избирательного процесса и статуса политических...
Факультет политических наук и социологии iconФакультет политических наук и социологии
Книговедение как наука. Состав и структура книговедения. Книговедение в системе общественных наук
Факультет политических наук и социологии iconФакультет политических наук и социологии
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Факультет политических наук и социологии iconФакультет политических наук и социологии
Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения,...
Факультет политических наук и социологии iconФакультет политических наук и социологии
Положением о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства...
Факультет политических наук и социологии iconДиссертации: «Формирование профессиональной общности работников сферы...
Европейский Университет в Санкт-Петербурге, Факультет политических наук и социологии, PhD (Major: Science and Technology Studies;...
Факультет политических наук и социологии iconВысшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа...
Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология...
Факультет политических наук и социологии iconФакультет политических наук и социологии
Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной...
Факультет политических наук и социологии iconФакультет политических наук и социологии
Программа предназначена для лиц, поступающих в магистратуру по направлению 030900 «Юриспруденция». Программа содержит темы по отраслям...
Факультет политических наук и социологии iconРабочая программа учебной дисциплины история политических и правовых учений
Составитель: доцент кафедры политологии и социологии, кандидат философских наук Н. А. Хаустова
Факультет политических наук и социологии iconПрограмма 080200. 68-12 Международный бизнес
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Факультет политических наук и социологии iconОбществознание (факультет политических и социальных наук)
Федеральным государственным научным учреждением «федеральный институт педагогических измерений»
Факультет политических наук и социологии iconРабочая программа учебной дисциплины менеджмент
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Факультет политических наук и социологии icon«Социология политических элит»
Программа одобрена на заседании кафедры политологии и социологии политических процессов социологического факультета Московского государственного...
Факультет политических наук и социологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подвинцев Олег Борисович, доктор политических наук, профессор кафедры политических наук
Факультет политических наук и социологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Социология повседневной жизни
Председатель ученого совета факультета, декан факультета политических наук и социологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск