Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря





Скачать 51.36 Kb.
НазваниеУрок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря
Дата публикации16.01.2015
Размер51.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок истории Древнего мира. 5 класс.

Тема урока: Единовластие Цезаря.

Цели урока: 1.Раскрыть причины возвышения Цезаря.

2.Познакомить учащихся с завоеваниями Цезаря и захватом им власти.

3.Дать характеристику Цезарю, как личности, как полководцу и

политическому деятелю.

Основные понятия и даты: ветеран, диктатор, 49 год до н.э.

Оборудование: карта «Римская империя в 1 – 3вв. до н.э.», иллюстрации учебника,

репродукция с картины Мартынова «Римский лагерь».

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания: параграф 51 «Восстание Спартака».

- Составьте рассказ от имени гладиатора:

а) о бегстве гладиаторов из Капуи;

б) о победе спартаковцев у подножия Везувия;

в) о прорыве рабами укреплений Красса.

- Проследите по карте путь Спартака (походы восставших ).

- Назовите причины поражения восстания Спартака.

3.Исторический диктант.

1в. 2в.

Республика Консул

Патриции Плебеи

Народный трибун

Закон Гая Гракха Восстание Спартака

133 г. до н.э. 74 – 71 гг. до н.э.

753 г. до н.э. 509 г. до н.э.

Основание Рима Установление республике в Риме

4.Сообщение темы урока: «Единовластие Цезаря»

5.Изучение новой темы.

Словарная работа.

Ветераны – старые солдаты.

Диктатор – правитель, обладающий неограниченной властью и не обязанный ни перед

отчитываться в своих действиях.

  1. Римская армия стала наёмной.

В 1 веке до н.э. армия набиралась из неимущих граждан, которым платили жалованье. Солдаты готовы были служить любому щедрому полководцу и помочь ему стать единоличным правителем Рима.

После победы над Спартаком главными соперниками в борьбе за власть стали полководцы Красс и Помпей. Они были врагами и ненавидели друг друга.

  1. Возвышение Цезаря. (рис. на стр. 240).

В эти же годы выдвинулся Гай Юлий Цезарь.

- Какие следы личности Цезаря присутствуют в нашей культуре через 2000 лет после его гибели? (Во – первых, женское имя Юлия сейчас достаточно распространённое).

- А происхождение русского слова «царь»?

Цезарю не удалось достичь царской власти, но его имя стало названием всех царей, ведь «царь» - это искажённое «цезарь».

- А юлианский календарь, который ввёл в России Пётр 1?

Цезарь происходил из знатного рода, был очень умным и одарённым от природы человеком. Он получил блестящее образование в лучших школах Рима и Греции.

Цезарь везде чувствовал себя вожаком. Но его путь к власти был прям и долог. С 20 до 40 лет Цезарь был весь в долгах. Все деньги он вкладывал в общественные постройки, либо в подкуп избирателей, в подарки своим сторонникам и упорно шёл к торжеству или гибели, без надежды на спокойную жизнь.

Цезарь до 42 лет не имел сколько – нибудь заметного полководческого опыта, ни войско для борьбы за власть. Он делает для себя вывод на будущее: пока не сумеет вырастить свою армию – удержать верховную власть он не сможет, даже если случайно получит её.

Дальновидный Цезарь использовал ненависть бедняков к сенаторам, он обещал улучшить положение свободных бедняков, если придёт к власти. Он утверждал, что хочет продолжить дело братьев Гракхов.

Цезарь помирил Красса с Помпеем и заручился поддержкой обоих полководцев. Цезарь был выбран консулом. Консул по окончании года службы получал в управление от сената одну из провинций.

3.) Цезарь и его легионы завоёвывают огромную страну.

Галлия делилась на Предальпийскую (пере Альпами, в долине реки Гю) и Заальпийскую.

Предальпийская Галлия – давно захвачена римлянами, Заальпийская – лишь небольшая область.

Это была огромная страна, богатая железом, медью, золотом, строевым лесом. Её население превышало численностью население всей Италии. Цезарь провёл в Галлии около 10 лет.

- Но как Цезарь сумел сохранить своё влияние в Риме в течение 10 лет отсутствия?

Ведь тогда не было телевизионных репортажей на Галльском фронте! Да, этого не было, но была регулярная публикация очередных глав книги Цезаря, которую тот диктовал в перерывах между боями и издавал в Риме за свой счёт. 45-летний полководец, обладавший 20-летним политическим опытом, зная цену хорошо организованной пропаганде и сам руководил ею, ставя свою победоносную и богатую армию в пример недовольным римским обывателям.

Итак, Цезарь следовал правилу «разделяй и властвуй», он привлёк на свою сторону часть знати, громил галльские племена по одиночке и завоевал их сторону. Галльские войны принесли Цезарю славу талантливейшего полководца, груды золота и преданное войско.

Работа с репродукцией картины Мартынова «Римский лагерь».

Войско было прекрасно организовано. Оно делилось на легионы (не более 10 тысяч человек). Их знаменем было изображение орла, а легионы (знамя6 изображение руки). Войско располагало метательными машинами. Легионеры возводили прекрасно укреплённые лагеря.

- Вспомните, что вы знаете о римском лагере?

Солдаты получали от Цезаря двойное жалованье и рабов, верили в его обещание – наградить их земельными участками по окончании службы.

Успехи Цезаря вызывали зависть.

Красс – на Восток против могущественного Парфянского царства. Войско разбито, Красс попал в плен и убит.

Помпей – опасался чрезмерного усиления Цезаря. Он уговорил Сенат приказать Цезарю распустить войско и вернуться в Рим, чтобы отчитаться в своих действиях. В случае отказа объявить Цезаря врагом Отечества.

4.) Захват Цезарем власти – 49 год до н.э.

Цезарь был отличным военачальником, войска любили его и были готовы выполнять

Приказ. А Цезарь мечтал о власти, ему хотелось стать властелином если не мира, то Рима. И он двинулся на Рим На берегу небольшой реки Рубикон, служившей границей Италии, Цезарь узнал, что сенат отстранил его от командования. Ещё можно было вернуться назад, но Цезарь перешёл через реку.

«Жребий брошен. Рубикон перейдён» , - эти слова стали крылатыми, они означают, что пути назад нет.

Рим был занят без боя: беднота восторженно встретила Цезаря.

Помпей бежал на Балканский полуостров. Цезарь последовал за ним и разбил его войско. Помпей вскоре погиб.

Цезарь и тут показал себя на голову выше всех прежних римских завоевателей. В Италии и провинциях он наделил землёй десятки тысяч ветеранов. Заново отстроены Коринф и Карфаген, куда переселились многие неимущие граждане.

Опора Цезаря – легионы. Сенат даровал ему пожизненно звание диктатора. Цезарь стал повелителем Рима. Изображение повелителя Рима чеканилось на монетах (рис. на стр. 242).

Народное собрание принимало постановления угодные Цезарю, на все должности оно выбирало тех римлян. На которых указывал Цезарь.

- Предположите, сделал ли Цезарь что – нибудь для римских бедняков?

- Почему, несмотря на эти меры, выгодные бедноте, власть Цезаря нельзя назвать народной?

5).Гибель Цезаря.

В сенате были и тайные враги Цезаря, недовольные его единовластием. Эти люди решили убить диктатора. Возглавил заговор молодой сенатор Брут, которого Цезарь считал своим другом и относился к нему как к сыну. Заговорщики договорились убить Цезаря во время заседания сената 15 марта 44 г. до н.э.

Накануне этого дня Цезарь был на пиру и утром почувствовал себя больным. Жена упрашивала его отложить заседание. Однако, Цезарь подумал о том, как будут раздражены сенаторы, если он не придёт и приказал подать носилки. Рабы понесли повелителя Рима в сенат.

(Учащиеся зачитывают сцену убийства Цезаря и рассмотреть рис. на стр. 242).

Брут хотел обратиться к сенаторам с речью, но здание сената опустело: все, кроме заговорщиков, в ужасе разбежались.

6.Обобщение:

Цезаря можно назвать первым строителем Римской империи и даже зачинателем будущего рисского содружества наций, которое мы сейчас именуем Западной Европой. И если вообще Цезарь заслуживает памяти людей, то прежде всего за это достижение. Ни Александр Македонский, ни Карл Великий, ни Наполеон не добились таких успехов, хотя имели сходные замыслы.

7.Закрепление: задание 1, 2 стр. 243

8.Задание на дом: параграф 52, определения и даты.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconРазработка урока по Истории древнего мира 5 класс Тема урока: Зарождение демократии в Афинах
Цели: ознакомить учащихся с понятием «демократия» и ее основоположником Солоном; формулировать несложные выводы, работать с текстом...
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconРабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка
Рабочая программа курса истории древнего мира для 5-х классов создана на основе следующих документов
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconРазработка урока по истории 5 класс «История древнего мира». Тема программы
Сформировать понятие о причинах победы греков в борьбе с персидским нашествием, о героизме, патриотизме греческого
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconТема урока, класс, умк, по которому ведётся обучение
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего...
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconТематическое планирование По Истории Древнего мира 5 класс
Учебник: Ф. А. Михайловский Всеобщая история. История древнего мира. М.: «Русское слово», 2010
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconРабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной...
История Древнего мира. 5 класс: программа для общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая– М. Просвещение,...
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconРабочая учебная программа по истории древнего мира (базовый уровень)...
«История», а также Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина,...
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История древнего мира»
Предмет и структура дисциплины истории древнего мира. Ее место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин,...
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconКалендарно-тематическое планирование курса «История Древнего мира» 5 класс
Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении...
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconКонспект урока Индийские касты Ямкова Светлана Николаевна моу «оош...
История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение,...
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconУрок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях»
Оборудование: карта Республики Башкортостан, иллюстрации флага, герба рб, аудиозапись гимна, ноутбук, проектор, экран, рисунки животных,...
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconУрок по разделу «Древняя Греция» Форма урока: виртуальная экскурсия по древней Греции
«История Древнего Мира», Москва, издательство «Дрофа» под редакцией Е. В. Саплиной, Б. С. Ляпустина. А. И. Саплина, 2010 год, рабочая...
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconУрока: обучающая
Оборудование: учебное пособие по истории Древнего мира, рабочая тетрадь, карта Древнего Египта, игровой материал, презентация
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconРабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного...
Урок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря iconРабочая программа по Истории древнего мира ( 5 класс) на 2011-2012...
Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «циви­лизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск