Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации26.01.2015
Размер1.24 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"
Социально-гуманитарный факультет
Программа дисциплины
«Теория и история исторического знания»
для направления 030600.62 «История»

подготовки бакалавра


Авторы программы:

Румянцева М.Ф., канд. ист. наук, доцент. m_roumiantseva@hse.ru

Семинар: Исэров А.А., канд. ист. наук, доцент. aisserov@hse.ru
Адаптировано для кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ (Пермь):

Офицеров-Бельский Д.В., канд. ист наук, доцент. DmitriyBelskiy@gmail.com

Трофимов М.П., канд. ист наук, доцент. mtrofimov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 20 г.
Зав. кафедрой А.А. Борисов _______________________

Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»___________20 г.
Председатель Г.Е. Володина ________________________

Пермь, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления 030600.62 «История», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Теория и история исторического знания».

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики» по направлению подготовки 030600.62 История, уровень подготовки бакалавр, утвержденным ученым советом НИУ-ВШЭ, протокол № 15 от 02.07.2010 г.

  • Учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 030600.62 История, утвержденным в 2013 г.




  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Теория и история исторического знания» являются

– овладение методами науковедческого и социокультурного анализа исторического познания;

– выработка понимания парадигмального характера истории исторического знания; – освоение теоретических основ исторического познания.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Теория и история исторического знания» студент должен:

знать основные парадигмы исторического знания;

освоить метод историографического анализа;

уметь применять теоретические знания в практике исторического исследования;

иметь навыки науковедческого и социокультурного анализа исторического знания.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция


Код по ФГОС/ НИУ


Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)


Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции


Способность ориентироваться в современных направлениях философии и методологии

науки, применять философские и науковедческие знания в профессиональной деятельности


ОНК-3


Способен интерпретировать/оценивать исторические исследования с точки зрения их парадигмальной принадлежности


Семинары


Способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и

необходимое знание двух иностранных языков, владение иностранными языками на уровне,

достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных

источников информации


ИК-2


Последовательно и логично излагает результаты самостоятельной аналитической работы


Лекции, семинары


Способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого



СЛК-1


Способен применять теоретические знания в практике историографического исследования



Лекции, семинары


Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и истории исторического знания



ПК-4


Формулирует цели исторического познания, способен конкретизировать задачи исторического познания применительно к разным социальным практикам


Лекции, семинары


Способность к критическому восприятию концепций различных научных школ исторической

науки


ПК-8


Способен применять теоретические знания в различных социальных практиках


Лекции, семинары


Умение определять исследовательские проблемы, способствующие развитию исторического

знания и научных дискуссий, формулировать цели и задачи исторических исследований,

обобщать и оценивать их результаты



ПК-13


Системно формирует историографическую базу собственного оригинального исследования


Семинары



4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин 2 «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

философия, источниковедение и информационные ресурсы истории

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

знать основные эпистемологические парадигмы;

понимать природу исторического источника и его роль в историческом познании;

владеть языком (терминологией) исторической науки.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: история и социология гуманитарного знания
5 Тематический план учебной дисциплины








Название раздела




Всего часов



Аудиторные часы



Самостоятельная работа



Лекции



Семинары



1



Введение


4


1





3


2



1.1. Основные понятия и терминология


2,5


0,5





2


3



1.2. Подходы к изучению истории исторического знания


2,5


0,5





2


4



1.3. Источниковедческие проблемы истории исторического знания


6


2





4


5



1.4. Историческое время и историческое пространство


6


2





4


6



2.1. Историописание Античности


20


2


4

14


7



2.2. Историописание Средневековья и Возрождения


20

2

4

14


8



2.3. Становление исторической науки и теории истории в XVII – XVIII вв.


20

2


4


14


9



2.4. Историческая наука в XIX веке


26

4


4


18


10



2.5. Историческая наука рубежа XIX – XX вв.


19

2


4


13


11



2.6. Историческая наука в XX веке


38

6


4



28



12



2.7. Историческая наука на рубеже XX– XXI вв.


16

2


2


12





Итого



180


26

26

128



6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля


Форма контроля








Параметры


3


4


Текущий


Контрольная работа





8

письменно. 2-3 тыс. зн.


Итоговый


Экзамен





*


Письменный экзамен 80 мин. Срок проверки – 2 дня.



6.1 Критерии оценки знаний, навыков

В устных выступлениях на семинарах студент должен продемонстрировать знание основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, знакомство с рекомендованной литературой по теме семинара.

Контрольная работа. Студент должен продемонстрировать способность применять теоретические знания в практике историографического исследования, способность интерпретировать/оценивать исторические исследования с точки зрения их парадигмальной принадлежности.

В контрольной работе (письменной работе объемом примерно 2000-3000 зн.) студент дает оценку содержания книги или серии статей из списка основной литературы, представляет цели и задачи автора (авторов) научного труда, дает оценку выводам и результатам исследования в контексте изучения истории исторического знания.

Оценки по форме текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Экзамен проводится в письменной форме в аудитории в течение 80 мин. Студент должен продемонстрировать знание историографической традиции и основных концепций научного исторического знания, умение критически анализировать историографический источник, эксплицировать социокультурный и теоретико-познавательный контексты его создания, определять его парадигмальную принадлежность.
6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватели оценивают работу студентов на практических занятиях и коллоквиумах: степень активности на семинарах и коллоквиумах (с учетом знакомства с рекомендуемой литературой), готовность к обсуждению проблем, рассматриваемых в лекциях.

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная

где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = n1·Оконтрольная работа

при этом n1·= 1

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Если дисциплина преподается один модуль:

Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический.
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

7. Содержание дисциплины

Введение

Лекция (1 час)

Предмет, объект, задачи дисциплины «Теория и история исторического знания». Соотношение с иными социальными и гуманитарными науками. Основные пути, методы и предполагаемый результат освоения.

Лекция Вводная – 1 час Литература:

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова И.Ю. История исторического знания. М. : Дрофа, 2004. – С. 4-8.
Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания : учеб. пособ. / И.М. Савельева, А.В. Полетаев. – СПб. : «Алетейя. Историческая книга», 2007. С. 6-10.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск