Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики" Социально-гуманитарный факультет Программа дисциплины «Теория и история исторического знания» для направления 030600.62 «История»
подготовки бакалавра
Авторы программы:
Румянцева М.Ф., канд. ист. наук, доцент. m_roumiantseva@hse.ru
Семинар: Исэров А.А., канд. ист. наук, доцент. aisserov@hse.ru Адаптировано для кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ (Пермь):
Офицеров-Бельский Д.В., канд. ист наук, доцент. DmitriyBelskiy@gmail.com
Трофимов М.П., канд. ист наук, доцент. mtrofimov@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «___»____________ 20 г. Зав. кафедрой А.А. Борисов _______________________
Утверждена Учебно-методическим Советом НИУ ВШЭ - Пермь «___»___________20 г. Председатель Г.Е. Володина ________________________
Пермь, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления 030600.62 «История», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Теория и история исторического знания».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики» по направлению подготовки 030600.62 История, уровень подготовки бакалавр, утвержденным ученым советом НИУ-ВШЭ, протокол № 15 от 02.07.2010 г.
Учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 030600.62 История, утвержденным в 2013 г.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Теория и история исторического знания» являются
– овладение методами науковедческого и социокультурного анализа исторического познания;
– выработка понимания парадигмального характера истории исторического знания; – освоение теоретических основ исторического познания. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Теория и история исторического знания» студент должен:
знать основные парадигмы исторического знания;
освоить метод историографического анализа;
уметь применять теоретические знания в практике исторического исследования;
иметь навыки науковедческого и социокультурного анализа исторического знания.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способность ориентироваться в современных направлениях философии и методологии
науки, применять философские и науковедческие знания в профессиональной деятельности
|
ОНК-3
| Способен интерпретировать/оценивать исторические исследования с точки зрения их парадигмальной принадлежности
| Семинары
| Способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и
необходимое знание двух иностранных языков, владение иностранными языками на уровне,
достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных
источников информации
|
ИК-2
| Последовательно и логично излагает результаты самостоятельной аналитической работы
|
Лекции, семинары
| Способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого
|
СЛК-1
| Способен применять теоретические знания в практике историографического исследования
| Лекции, семинары
| Способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и истории исторического знания
|
ПК-4
| Формулирует цели исторического познания, способен конкретизировать задачи исторического познания применительно к разным социальным практикам
| Лекции, семинары
| Способность к критическому восприятию концепций различных научных школ исторической
науки
|
ПК-8
| Способен применять теоретические знания в различных социальных практиках
| Лекции, семинары
| Умение определять исследовательские проблемы, способствующие развитию исторического
знания и научных дискуссий, формулировать цели и задачи исторических исследований,
обобщать и оценивать их результаты
|
ПК-13
| Системно формирует историографическую базу собственного оригинального исследования
| Семинары
|
4 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин 2 «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
философия, источниковедение и информационные ресурсы истории
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
знать основные эпистемологические парадигмы;
понимать природу исторического источника и его роль в историческом познании;
владеть языком (терминологией) исторической науки.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: история и социология гуманитарного знания 5 Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
1
|
Введение
| 4
|
1
|
| 3
|
2
|
1.1. Основные понятия и терминология
| 2,5
|
0,5
|
| 2
|
3
|
1.2. Подходы к изучению истории исторического знания
| 2,5
|
0,5
|
| 2
|
4
|
1.3. Источниковедческие проблемы истории исторического знания
| 6
|
2
|
| 4
|
5
|
1.4. Историческое время и историческое пространство
| 6
|
2
|
| 4
|
6
|
2.1. Историописание Античности
| 20
|
2
| 4
| 14
|
7
|
2.2. Историописание Средневековья и Возрождения
| 20
| 2
| 4
| 14
|
8
|
2.3. Становление исторической науки и теории истории в XVII – XVIII вв.
| 20
| 2
|
4
| 14
|
9
|
2.4. Историческая наука в XIX веке
| 26
| 4
|
4
| 18
|
10
|
2.5. Историческая наука рубежа XIX – XX вв.
| 19
| 2
|
4
| 13
|
11
|
2.6. Историческая наука в XX веке
| 38
| 6
|
4
|
28
|
12
|
2.7. Историческая наука на рубеже XX– XXI вв.
| 16
| 2
|
2
| 12
|
|
Итого
|
180
| 26
| 26
| 128
|
6. Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
|
|
| Параметры
| 3
| 4
| Текущий
| Контрольная работа
|
| 8
| письменно. 2-3 тыс. зн.
| Итоговый
| Экзамен
|
| *
| Письменный экзамен 80 мин. Срок проверки – 2 дня.
|
6.1 Критерии оценки знаний, навыков
В устных выступлениях на семинарах студент должен продемонстрировать знание основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, знакомство с рекомендованной литературой по теме семинара.
Контрольная работа. Студент должен продемонстрировать способность применять теоретические знания в практике историографического исследования, способность интерпретировать/оценивать исторические исследования с точки зрения их парадигмальной принадлежности.
В контрольной работе (письменной работе объемом примерно 2000-3000 зн.) студент дает оценку содержания книги или серии статей из списка основной литературы, представляет цели и задачи автора (авторов) научного труда, дает оценку выводам и результатам исследования в контексте изучения истории исторического знания.
Оценки по форме текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Экзамен проводится в письменной форме в аудитории в течение 80 мин. Студент должен продемонстрировать знание историографической традиции и основных концепций научного исторического знания, умение критически анализировать историографический источник, эксплицировать социокультурный и теоретико-познавательный контексты его создания, определять его парадигмальную принадлежность. 6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватели оценивают работу студентов на практических занятиях и коллоквиумах: степень активности на семинарах и коллоквиумах (с учетом знакомства с рекомендуемой литературой), готовность к обсуждению проблем, рассматриваемых в лекциях.
Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем и называется - Оаудиторная. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная= 2/3* Отекущий + 1/3* Оаудиторная
где О текущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:
Отекущий = n1·Оконтрольная работа
при этом n1·= 1
Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Если дисциплина преподается один модуль:
Орезультирующая = 0,6* Онакопленная + 0,4*·Оэкз
Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.
7. Содержание дисциплины
Введение
Лекция (1 час)
Предмет, объект, задачи дисциплины «Теория и история исторического знания». Соотношение с иными социальными и гуманитарными науками. Основные пути, методы и предполагаемый результат освоения.
Лекция Вводная – 1 час Литература:
Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова И.Ю. История исторического знания. М. : Дрофа, 2004. – С. 4-8. Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания : учеб. пособ. / И.М. Савельева, А.В. Полетаев. – СПб. : «Алетейя. Историческая книга», 2007. С. 6-10.
|