Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе





Скачать 291.17 Kb.
НазваниеОсновные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе
страница1/3
Дата публикации20.02.2015
Размер291.17 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3


ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИД РОССИИ

На правах рукописи
Кику Дмитрий Владимирович

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФРГ В ООН
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ



Специальность 23.00.04 – политические проблемы

международных отношений, глобального и регионального развития
Автореферат диссертации на соискание учёной степени

кандидата политических наук


МОСКВА
2013

Диссертация выполнена на кафедре внешней политики России и актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России.
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

ТАТАРИНЦЕВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Официальные оппоненты: доктор политических наук, профессор

ИВАНОВ ОЛЕГ ПЕТРОВИЧ
доктор исторических наук, профессор

ПАВЛОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
Ведущая организация: Институт Европы РАН

Защита состоится "____" __________ 2013 г. в ____часов на заседании Диссертационного совета Д 209.001.01 в Дипломатической академии МИД России по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2.
С текстом диссертации можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России по адресу: г. Москва,
ул. Остоженка, д. 53/2.
Автореферат разослан "___ "___________ 2013 г.


Учёный секретарь

Диссертационного совета,

доктор политических наук С.С.Жильцов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

В системе современных международных отношений Германии принадлежит особая роль, специфика которой связана, прежде всего, с милитаристским, агрессивным имиджем этой страны, сложившимся в памяти человечества после Второй мировой войны. Вследствие этого ФРГ была принята в ООН лишь в 1973 году, спустя 28 лет после создания Организации1. Именно этим объяснятся определённая настороженность по отношению к этой стране со стороны ООН, одной из целей создания которой было противостояние милитаризму и сохранение послевоенного статус-кво. Место и роль Германии как одного из крупнейших европейских государств в ООН весьма специфичны и связаны не только с особенностями исторического развития этой страны, но и с её экономическим потенциалом.

В современных условиях германская внешняя политика выстраивается в соответствии с провозглашённым тезисом о возросшей роли страны в международных отношениях и её усиливающейся ответственности за ход европейских и мировых дел. Берлин считает ООН центральным, наиболее универсальным инструментом поддержания глобальной стабильности и мира, признавая при этом ту весомую роль, которую на этом направлении играют ЕС, НАТО и ОБСЕ. По словам канцлера ФРГ А.Меркель, "Организация Объединённых Наций, несомненно, является тем местом, где могут быть даны обязывающие коллективные ответы на глобальные вызовы"2. Данная позиция во многом созвучна российской, признающей за ООН центральную и координирующую роль как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью"3.

Позиция Германии в ООН подаётся преимущественно как составная часть Общей внешней политики и политики безопасности (Common Foreign and Security Policy) ЕС. Вступление в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора, расширившего компетенцию Евросоюза во внешнеполитической области, означает, что германская внешняя политика является во многом европейской. В этом смысле возможное получение ФРГ постоянного места в Совете Безопасности ООН рассматривается в Берлине как в сугубо национальном, так и в общеесовском контексте. Важное место в политике ФРГ в рамках ООН придаётся координации действий с США и сотрудничеству с Россией. Одновременно демонстрируется приверженность налаживанию стратегических партнерских отношений с новыми центрами экономического роста, к которым по праву относятся Бразилия, Индия, ЮАР и др.

Приоритетным для Берлина является подключение к решению основных вопросов международной повестки дня с акцентом на Косово, Афганистан, Сирию, иранскую ядерную программу и урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке. В последнее время на передовые позиции во внешней политике ФРГ выдвигается тема защиты климата и сохранения окружающей среды, тесно увязываемая с энергетическими проблемами.

В 1990-е гг. объединённая Германия активно подключилась к процессу реформирования Организации. Берлин не только участвует в реформе, внося конкретные предложения по усилению дееспособности ООН, но и использует Организацию как инструмент повышения своего геополитического веса. Значительный опыт работы в специализированных учреждениях ООН, в реализации программ экономического развития и сотрудничества для развивающихся стран, лидирующая роль в мире в решении проблемы защиты климата и сохранения окружающей среды, весомая финансовая поддержка, а также заметное участие бундесвера в миротворческих операциях создают предпосылки для эволюции роли и места Германии в системе ООН.

Несмотря на очевидное повышение роли ФРГ в решении ключевых международных проблем в рамках ООН, в работах российских исследователей этой проблематике уделяется сравнительно мало внимания. Особенно это касается предпринимаемых Германией настойчивых попыток получить место постоянного члена Совета Безопасности ООН, что напрямую затрагивает интересы России.

В этой связи особенно актуальным представляется рассмотрение позиции ФРГ по ключевым вопросам повестки дня ООН, принимая во внимание возрастающее влияние этой страны на международно-политические и мирохозяйственные процессы.

Объектом исследования выступает внешнеполитическая деятельность ФРГ в ООН.

Предметом исследования является эволюция роли и места объединённой Германии в ООН после распада двухполюсного мироустройства в условиях формирования новой модели международных отношений.

Цель исследования состоит в политологическом анализе приоритетов ФРГ в ООН в период конца XX – начала XXI вв.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

- проанализировать состояние и перспективы роли и места Германии в ООН в конце ХХ – начале XXI вв.;

- дать оценку трансформации доктринальных основ политики ФРГ в отношении ООН;

- раскрыть основные направления деятельности Германии в ООН;

- исследовать факторы современной системы международных отношений, которые оказывают непосредственное влияние на позицию Германии в ООН;

- рассмотреть комплекс вопросов, связанных с обозначенной федеральным правительством линией на вхождение ФРГ в состав Совета Безопасности ООН в качестве постоянного члена.

Хронологические рамки исследования. Исследование развёрнуто в широком проблемно-хронологическом контексте. Рассматриваемый период можно формально разделить на три этапа, обусловленные пребыванием у власти в ФРГ "красно-зелёной" СДПГ – Союз 90/"Зелёные" (1998-2005 гг.), "большой" ХДС/ХСС-СДПГ (2005-2009 гг.) и нынешней правящей "чёрно-жёлтой" ХДС/ХСС-СвДП (с октября 2009 г.) правительственных коалиций.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили методы системного и сравнительного анализа, позволившие изучить объект и предмет исследования в комплексе и динамике. Диалектика взаимосвязи политических, экономических и социальных факторов развития государства позволяет представить общественно-политические процессы и процессы принятия внешнеполитических решений на протяжении рассматриваемого периода в их динамике и противоречиях. В работе использованы методы, применяемые в исторических и политологических исследованиях: хронологический (последовательный анализ явлений в их временной протяжённости) и ивент-анализ (оценка влияния значимых событий международной жизни на эволюцию позиции ФРГ).

В ходе работы был проанализирован широкий круг документов Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, материалы Секретариата ООН, а также теоретические разработки, содержащиеся в трудах российских и немецких учёных.

Важным аналитическим компонентом стали личные наблюдения автора и имеющийся у него опыт работы на германском направлении и по проблематике ООН, включая вопросы реформы Организации и её Совета Безопасности.

Источниковедческую базу исследования составляют официальные документы ООН: Устав Организации Объединённых Наций и материалы органов ООН, такие как резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, касающихся реформенного процесса Организации, создания новых органов и деятельности отдельных структур. Необходимо особо выделить итоговый документ, принятый государствами-членами на "Саммите-2005" в сентябре 2005 г., который представляет собой программу действий по реформированию ООН4. Важным источником информации для автора стали заявления и доклады генерального секретаря ООН, в частности, доклад К.Аннана "При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех"5, а также доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам "Более безопасный мир: наша общая ответственность"6.

В числе германских официальных документов – вышедшая в 2012 году концепция правительства ФРГ "Выстраивать модальности глобализации, развивать сотрудничество и разделять ответственность"7, подготавливаемые на регулярной основе правительственные доклады в бундестаг (нижнюю палату парламента) "О сотрудничестве между Германией и ООН и некоторыми, действующими в глобальном масштабе, международными организациями и институтами в рамках системы ООН"8, "О реализации Плана действий по гражданскому участию в предотвращении кризисных ситуаций, урегулировании конфликтов и миростроительстве"9, "О состоянии усилий в областях контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, а также о развитии потенциала вооружённых сил"10 и "О политике в области прав человека"11, а также коалиционные договоры между правящими в Германии партиями. Ценным теоретическим источником послужили "Белая книга по вопросам политики безопасности Германии и будущего бундесвера" в редакции 2006 года12, а также решения бундестага, утверждающие мандат германских вооружённых сил в составе международных миротворческих миссий.

В ходе исследования автор ориентировался на выступления, заявления, интервью и статьи президентов, канцлеров, министров иностранных дел, постоянных представителей ФРГ при ООН, а также заявления российских политических лидеров.

Степень научной разработанности темы

Участие ФРГ в работе ООН в российской научной литературе в основном освещается в обобщённом виде.

Отдельные аспекты реформы ООН, такие как реформирование её Устава, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС), миротворческого и правозащитного механизмов в своих статьях анализируют Е.М.Примаков, Г.М.Гатилов, В.Ф.Заемский, В.Н.Фёдоров, С.В.Кортунов, В.Б.Пядышев, К.Р.Шлыков, Н.В.Мурашкин, А.Г.Задохин, А.А.Орлов, С.В.Черниченко, В.А.Карташкин, В.М.Сергеев, Л.Е.Гришаева, Д.А.Данилов13.

Особое значение для отечественной науки представляет комплексное научное исследование В.Н.Фёдорова, посвященное международным организациям14. Этот фундаментальный труд энциклопедического характера не имеет аналогов не только в отечественной литературе, но и среди работ ведущих зарубежных авторов.

Объёмным исследованием в данной области является монография А.П.Барышева "Мировая политика и Организация Объединённых Наций 1945-2009"15. Многогранная деятельность ООН анализируется в работе в контексте меняющегося соотношения сил в мире и в тесной связи с внешнеполитической линией государств, раскрывается эволюция роли ООН в мировой политике.

Пристального внимания заслуживает монография В.Ф.Заемского "Новейшая история реформы ООН"16, в которой раскрываются причины назревшей необходимости реформирования Организации, анализируются реформенные нововведения - создание Комиссии по миростроительству, Совета по правам человека, а также меры по усовершенствованию миротворческого потенциала ООН.

Монография Л.Е.Гришаевой "Россия и ООН: история и современность" является комплексным историческим исследованием деятельности СССР и России в ООН за весь период существования Организации17.

Позиция ФРГ по реформе ООН рассматривается в ряде монографий российских авторов: В.Ф.Заемского "Новейшая история реформы ООН", Н.В.Павлова и А.А.Новикова  "Внешняя политика ФРГ от Аденауэра до Шрёдера"18, а также статьях С.В.Кортунова "Реформа ООН и национальные интересы России", В.М.Сергеева "О реформе Совета Безопасности ООН", Д.А.Данилова "ООН могут разделить по цеховому принципу". Научно-методологическое значение для понимания новой роли Германии в мире после объединения имело изучение работ отечественных германистов А.А.Ахтамзяна, Л.М.Воробьевой, И.Ф.Максимычева, A.M.Филитова19.

Ряд теоретических трудов позволил глубже осмыслить систему политического анализа. В этой связи необходимо выделить исследования ученых дипломатической академии МИД России Е.П.Бажанова, Н.Е.Бажановой, В.М.Татаринцева, И.А.Василенко, С.С.Жильцова, А.Г.Задохина, Т.А.Закаурцевой, К.Н.Кулматова, Т.Н.Мозель, В.В.Штоля, А.Д.Шутова20, чьи научные выводы во многом помогли автору подобрать ключ к пониманию международно-политических процессов современного взаимосвязанного и взаимозависимого мира.

В германской научной литературе ООН уделяется не менее пристальное внимание, чем в России, однако, по мнению немецких научных экспертов, в сравнении с интенсивностью изучения других проблем ооновская проблематика находится на периферии международно-политических исследований. В подготовленном Германской ассоциацией ООН докладе "Исследование ООН в Германии" при участии известных немецких учёных Х.Фольгера, К.Хюфнера и Г.Унзера указывается, что в среднем за год в ФРГ под грифом "ООН" готовится 30 диссертационных работ и 40 монографий, наиболее распространёнными темами являются реформирование Совета Безопасности, соблюдение прав человека, а также защита климата и сохранение окружающей среды 21.

Важным источником информации, содержащим большое количество значимых фактов, в т.ч. касательно позиции ФРГ в отношении войны в Ираке в 2003 году, являются мемуары бывшего канцлера Г.Шрёдера "Решения: моя жизнь в политике"22. Примечательны содержащиеся в его книге предложения относительно укрепления взаимодействия России, Германии и Европы в целом в отношении урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке, которые, впрочем, не получили отклика со стороны правительств, возглавляемых А.Меркель.

В своей книге "Миссия по укреплению мира. Новая роль Германии в мировой политике"23 известный немецкий политик, заместитель председателя фракции СДПГ в бундестаге Г.Эрлер24 подчёркивает заслуги "красно-зелёной" коалиции по усилению координации политики ФРГ в рамках ООН, что в результате привело к укреплению немецких позиций в мировых делах и, соответственно, стало предпосылкой для декларирования Берлином готовности взять на себя бóльшую ответственность в ООН.

Исследования германских историков и учёных Г.Шёлгена, К.Кайзера, Г.Хельмана и У.Рооза, М.Фройлиха, К.Хюфнера и А.Маркера, Й.Фарвика и А.Циммермана, С. фон Шорлемер, М.Штюрмера25, сфокусированы, прежде всего, на притязаниях ФРГ на изменение статуса в Совете Безопасности ООН.

Что касается монографий по проблематике ООН и истории её реформы, то особое внимание привлекли работы Ш.Шнайдера, Т.-У.Питца, У.Кухенбух и Л.Андреае26.

В работе были использованы материалы ведущих германских научно-исследовательских центров, институтов и организаций: Института иностранного публичного и международного права им. М.Планка в Хайдельберге (http://www.mpil.de), Германской ассоциации ООН (http://www.dgvn.de), Института исследования мира и политики безопасности при Гамбургском университете (http://www.ifsh.de), боннского фонда "Развитие и мир" (http://www.sef-bonn.org), берлинского фонда "Наука и политика" (http://www.swp-berlin.org) и фонда им. Фридриха Эберта (http://www.fes.de).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе iconПлан. Введение. I основная часть. История создания ООН а Лига Наций...
В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации...
Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе iconВзаимодействие главных органов ООН в сфере поддержания международного...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе iconМеждународных исследований мгимо (У) мид россии
Россия – ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности оон, ключевое государство в регионе Евразии, имеющее глобальные интересы....
Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе icon“ Альтернативные источники энергии”
Также описаны основные группы рисков, характерные, на современном этапе, для мировой экономики. Приведены основные проблемы развития...
Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе iconФорма заявки (заполняется на каждого участника отдельно)
Состояние российской экономики на современном этапе: основные особенности и проблемы
Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе iconМетодические рекомендации для студентов заочного обучения по дисциплине «Психология общения»
Ния на современном этапе. Методические основы понимания категории общения. Социально психологическая природа общения. Основные закономерности...
Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе iconЗаконодательное обеспечение развития банковского дела в России: состояние,...
Денежная политика российских властей на современном этапе: сущность и основные инструменты
Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе iconДоклад о результатах за 2011 год и основных направлениях деятельности...
I. Основные результаты деятельности в отчетном финансовом году и основные направления деятельности
Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе iconУрок Мужества
Осоавиахим СССР в годы Великой Отечественной войны, деятельности досааф россии на современном этапе
Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе iconПубличный отчёт «сош д. Звягино» в 2010-11 учебном году Основные направления
Основные направления, содержание и формы деятельности педагогического коллектива регламентировались нормативными документами
Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе iconОсновные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011 году
Ского района на современном этапе входит совершенствование предпринимательского климата, создание условий для устойчивого развития...
Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе iconС. П. Сазонов СостояниЕ и основные направления Научной деятельности...
Представлены направления научных исследований в университете и их основные результаты за последние годы. Приведены данные по публикациям...
Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе icon«Поиск и обработка экономической информации»
Основные направления использования информационных технологий в современном бизнесе. 5
Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе iconПостоянно нейтральные государства на современном этапе
Современное развитие международных отношений характеризуется постоянным ростом процессов интеграции, экономического сотрудничества,...
Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе icon1. Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и...
Тема Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и функциям денег на современном этапе
Основные направления деятельности фрг в ООН на современном этапе iconУроках математики.(19. 04. 13)
Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск