Скачать 110.49 Kb.
|
Роман «Что делать?»(1863) ЧИТАЯ РОМАН «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Н. Г. Чернышевского Ответьте на вопросы:
Над чем подумать:
Семинар по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?» Подготовьте доклад (сообщение, реферат) на одну из следующих тем по роману «Что делать?»:
Для подготовки к семинару предлагается пользоваться статьей Д. И. Писарева «Мыслящий пролетариат. Консультация к семинару. I вариант. Знания и труд как основа жизни новых людей ( гл. II, II, VIII и глава III, X).
Для новых людей нет труда высокого и низкого, достойного и недостойного, увлекательного и скучного;.. Есть труд ради накопительства или карьеры,— он развращает, унижает, нравственно уродует человека; и есть труд ради бескорыстной радости созидания, познания, ради такой же бескорыстной помощи людям,— такой труд формирует новых людей.
II вариант Достоинство и независимость, гуманизм и высокое сознание общественного долга, широта и смелость дерзаний — главные черты «обыкновенных порядочных людей»( гл.II, II, VIII, IX, X и гл. III, VIII, IX, X). Для автора романа интересны не только отдельные герои его, но целая группа, особый тип людей, их общие черты: «хладнокровная практичность», «деятельная рассудительность», «безукоризненная честность» и др.
«Любовь в том,— утверждает Чернышевский,— чтобы помогать возвышению и возвышаться».
III вариант Разумный эгоизм» как нравственный принцип новых людей( гл. II, VIII и гл. III,XX).
«Разумный эгоизм» — это не правила; это нравственная потребность, нравственная позиция порядочного человека, которая проявляется в нем на определенном уровне его умственного и духовного развития.
IV вариант Почему «особенный человек»? (гл. III, XXIX, XXX, XXXI).
Известно, что образ Рахметова, как и весь роман, оказал громадное влияние на молодых революционеров последующих поколений. Вот свидетельства:
Я был молод и горяч, и немедленно начал приучать себя к выносливости на боль: как бы нечаянно я разбил себе при рубке молотком левую руку. Один раз я ударил молотком по ногтю большого пальца, ноготь почернел, из-под него выступила кровь. Но эти испытания казались мне недостаточными. Однажды в слесарной мы пришабривали со слесарем шток к большому поршню. Нагнувшись, я как бы нечаянно выпрямился преждевременно и теменем ударился о железо, упал на пол, но тут же заставил себя подняться. Испытание утвердило меня в мысли, что я смогу вынести сильную боль...»
(Георгий Васильевич Чичерин — 1873—1936 — выдающийся советский дипломат; вырос в старинной аристократической семье; профессиональный революционер; с 1905 года — член РСДРП). Поставив крест над своим прошлым, Чичерин с какой-то необузданной страстностью отдался новому миру, в который он вступил. Он стал фанатиком и ригористом в своих действиях, мыслях, поведении, образе жизни. В прошлом Чичерин любил изысканно и богато одеваться — теперь он стал носить только дешевые рабочие костюмы. В прошлом Чичерин любил хорошо поесть, понимал толк в дорогих вещах — теперь стал вегетарианцем и абсолютным трезвенником. В прошлом Чичерин очень любил театр, оперу, балет — теперь он перестал даже думать о музыке. В прошлом Чичерин тратил много денег на себя — теперь он стал жить по-пролетарски, а все свои средства передал партии. После вступления в РСДРП Чичерин считал, что революции должна быть отдана каждая минута его 24 часов. Свой аскетизм проводил так строго, последовательно, прямолинейно, что иногда просто поражал нас, эмигрантов плебейского происхождения: до таких крайностей в бытовой и личной жизни мы никогда не доходили, да и не считали нужным доходить. V вариант Общество будущего в романе «Что делать?» и наша современность(гл. IV, XVI, главки 8-11). Чернышевский был первым, кто в будущем России увидел контуры социалистического общества. Вот те принципы, которые положил Чернышевский в это общество будущего:
VI вариант Базаров и новые люди (реферат) Предлагается реферат по материалу статьи Д. И. Писарева «Мыслящий пролетариат» (Соб. соч. в 4-х т.— М., 1956.— Т. 4, с. 11 —12, 25, 42). Студент медицинского факультета Московского университета, внук дьячка, сын полкового лекаря Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»,— демократ не только по происхождению, но и по взглядам, манерам, поведению. Если же с первой встречи видишь в нем и пренебрежение к внешним формам, и нарочитую грубость, то позволительно спросить: «А с кем сталкивается Базаров? Кого ему любить или хотя бы уважать в том кругу, где он живет и действует? Павла Петровича, Николая Петровича или Аркадия Кирсановых — людей «совершенно другого закала»? Базаров является один в том кругу, который вовсе не соответствует его умственным потребностям». Тургенев — художник, который, по оценке Н. А. Добролюбова, «быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал... внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общества». Однако «в отношении к людям нового типа» Тургенев оказался «чужим»: «он мог наблюдать их только издали и отмечать только те стороны, которые обнаруживают эти люди, приходя в столкновение с людьми совершенно другого закала». Он «просто не знал, как проявляются у таких людей чувства серьезной любви и сознательного уважения», не представлял себе, каким может быть Базаров среди других Базаровых. Он лишь почувствовал «необычность» этого типа: «...Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки в преддверии будущего...» — писал он в письме к Случевскому (от 14 апреля 1862 г.). Тургенев «вынужден был в своем Базарове остановиться на одной суровой стороне отрицания»: не хватило материала, чтобы полнее обрисовать своего героя с разных сторон, чтобы понять его внутреннюю жизнь. Чувствуя «небывалость этого типа» людей, он так и не смог преодолеть своего «недоумения» перед фигурой Базарова. Герои романа Чернышевского «Что делать?» принадлежат, по выражению Писарева, «к базаровскому типу»: в них та же внутренняя устойчивость, уверенность в себе, то же сознание внутренней силы. Они и ведут себя «по-базаровски» в столкновениях с людьми «старого мира» (например, со Сторешниковым; в доме барыни, где Кирсанов приводил в порядок библиотеку, и т. п.). Но Чернышевский — разночинец, и потому «он знает не только то, как думают и рассуждают новые люди (это знает и Тургенев — по журнальным статьям, писанным новыми людьми), но и то, как они чувствуют, как любят и уважают друг друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому». Герои Чернышевского находятся в привычной для них среде, их окружают друзья и единомышленники, где каждый ощущает , постоянную поддержку и участие. Главное же отличие героев Чернышевского в том, что у них нет и не может быть чувства одиночества, трагической безысходности, как у Базарова. Наоборот, даже в неблагоприятных обстоятельствах они не теряют твердую нравственную опору — уверенность, что делают важное и нужное для России дело, которое обязательно принесет плоды. Отлична и проблематика двух романов. У Тургенева она точно обозначена в заглавии: «Отцы и дети»,— разрыв между поколениями, конфликт социальный и идеологический. Не менее точен и Чернышевский: «Что делать?», как жить? каким человеком быть? Иными словами, революционного демократа интересуют другие проблемы: человек и государство, человек и народ, право человека на счастье... VII вариант Чернышевский и его революционном подвиг (реферат). Что считать подвигом в жизни Чернышевского? Ниже перечислены некоторые действия и поступки Чернышевского. Какие, на ваш взгляд, являются наиболее героическими? Почему?
Н. А. Некрасов Н. Г. Чернышевский (Пророк) Не говори: «Забыл он осторожность! Он будет сам своей судьбы виной!..» Не хуже нас он видит невозможность, Служить добру, не жертвуя собой. Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских. «Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для других!» Так мыслит он — и смерть ему любезна. Не скажет он, что жизнь его нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна: Его судьба давно ему ясна... Но час придет — он будет на кресте; Его послал бог Гнева и Печали Царям земли напомнить о Христе. (1874) |
Рабочая программа по музыке в 5 классе Челноковой Татьяны Павловны Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров | Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии Наш урок хотелось бы начать с прослушивания отрывка из известного произведения( запись на магнитофонной ленте четвёртого сна Веры... | ||
Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной... Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями... | Учебно-методический комплекс по дисциплине социология Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции... | Шансы выбиться в люди есть у всех Дг мы рассказали об акции пользователей городского портала berezovskii ru, которые 4 января побывали в монетнинском детском доме.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность:... Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции... | Урок в 7 классе по предмету «Катехизис». Тема: Третий член Символа веры. О пресвятой Богородице Первая часть Символа Веры была составлена на Никейском соборе (325 год) (7 членов) | ||
2006 «Сто пудов», №27 от 14. 01. 06 г. Недвижимость Продается 4-комн квартира в сером кирпичном доме. Либо меняем на 2-комн в аналогичном доме. Тел. 8(903)789-11-61 | Анализ работы Ефимовой Валентины Павловны За 2008-2009 учебный год Тема самообразования: «Чувашский фольклор как одно из средств формирования национального самосознания учащихся» | ||
Брюс Липтон Биология веры: Недостающее звено между Жизнью и Сознанием... В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования, связанный с инновацией | Рефератов (выступлений) и примерные Как раскрывается термин «государств» в разных источниках (словари, учебники, монографии), в разные периоды времени | ||
Теория личности А. В. Петровского Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, личность, по мнению А. В. Петровского, это качество... | Урок №7 Тема: Христос и Его крест. Цель урока Воспитывать благоговейное отношение к Кресту как знаку исповедания веры в Христа Спасителя | ||
Издательском Доме «Комсомольская правда» Издательском Доме «Комсомольская правда» состоялась пресс-конференция руководителя Рособразования Н. И. Булаева на тему «Уроки егэ.... | Музыкотерапия выступление на родительском собрании Музыка не имеет ни с какой другой наукой таких исторических и глубинных взаимоотношений, как с восстановительной медициной. Высокое... |