Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме?





Скачать 110.49 Kb.
НазваниеКак раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме?
Дата публикации21.02.2015
Размер110.49 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > История > Вопрос
Роман «Что делать?»(1863)

ЧИТАЯ РОМАН «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Н. Г. Чернышевского

Ответьте на вопросы:

  • Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме?

  • Что говорится о влиянии среды на человека в «Похвальном слове Марье Алексеевне»?

  • Как первый сон Веры Павловны помогает подытожить ее жизнь в родительском доме?

  • В чем состоит смысл второго сна Веры Павловны?

  • Какие факты из жизни Лопухова, Кирсанова и Веры Павловны убеждают читателя в том, что у «новых людей» слово не расходится с делом?

  • Какую роль в романе играет третий сон Веры Павловны?

  • Кто такой Рахметов? Какие поступки и как характеризуют этого «особенного человека»?

  • Какие картины недалекого будущего нашей родины нарисованы в четвертом сне Веры Павловны?

  • Чем завершается роман Чернышевского? Сопоставьте конец этого произведения с эпилогом романа Тургенева «Отцы и дети».

  • Каковы моральные принципы «новых людей»? Какие из этих принципов, по вашему мнению, могут быть приняты нами?


Над чем подумать:

  • Сопоставьте моральные принципы идеальных героев романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» с нормами жизни современных людей.

  • Мечты Н. Г. Чернышевского о будущем и наша действительность.

  • Чем завершается роман Чернышевского? Сопоставьте конец этого произведения с эпилогом романа Тургенева «Отцы и дети».

  • Внимательно изучите иллюстрации художников к произведению. Найдите детали (индивидуальные черты), на которые обращает наше внимание художник.


Семинар по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Подготовьте доклад (сообщение, реферат) на одну из следующих тем по роману «Что делать?»:

  • I вариант: Знания и труд как основа жизни новых людей ( гл. II, II, VIII и глава III, X).

  • II вариант: Достоинство и независимость, гуманизм и высокое сознание общественного долга, широта и смелость дерзаний — главные черты «обыкновенных порядочных людей»( гл.II, II, VIII, IX, X и гл. III, VIII, IX, X).

  • III вариант: «Разумный эгоизм» как нравственный принцип новых людей( гл. II, VIII и гл. III ,XX).

  • IV вариант: Почему «особенный человек»? (гл. III, XXIX, XXX, XXXI).

  • V вариант: Общество будущего в романе «Что делать?» и наша современность(гл. IV, XVI, главки 8-11).

  • VI вариант: Базаров и новые люди (реферат) (Д. И. Писарев «Мыслящий пролетариат).

  • VII вариант: Чернышевский и его революционном подвиг (реферат).

Для подготовки к семинару предлагается пользоваться статьей Д. И. Писарева «Мыслящий пролетариат.

Консультация к семинару.

I вариант.

Знания и труд как основа жизни новых людей ( гл. II, II, VIII и глава III, X).


  • Где, а главное — как сформировались Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Катя Полозова? Почему можно уверенно сказать: их «создали» труд и образование?

  • На жизненных судьбах новых людей показать, что только труд и знания делают человека свободным, независимым, позволяют сознательно выбирать жизненную дорогу.


Для новых людей нет труда высокого и низкого, достойного и недостойного, увлекательного и скучного;.. Есть труд ради накопительства или карьеры,— он развращает, унижает, нравственно уродует человека; и есть труд ради бескорыстной радости созидания, познания, ради такой же бескорыстной помощи людям,— такой труд формирует новых людей.



  • Докажите также, что труд для них — естественное состояние, жизненная необходимость, потребность; он-то и рождает то чувство полноты жизни, которое делает человека по-настоящему счастливым.

  • Каковы ваши собственные представления о труде и о роли знаний?



II вариант

Достоинство и независимость, гуманизм и высокое сознание общественного долга, широта и смелость дерзаний — главные черты «обыкновенных порядочных людей»( гл.II, II, VIII, IX, X и гл. III, VIII, IX, X).

Для автора романа интересны не только отдельные герои его, но целая группа, особый тип людей, их общие черты: «хладнокровная практичность», «деятельная рассудительность», «безукоризненная честность» и др.

  • Как новые люди хотят как можно скорее помочь другим улучшить жизнь?

  • Как новые люди живут, работают, отдыхают, «и смотрят в будущее …» (Д. И. Писарев)?

  • Умеют ли они и любить?

«Любовь в том,— утверждает Чернышевский,— чтобы помогать возвышению и возвышаться».

  • Что такая любовь пробуждает в человеке ?

  • Чем автор объясняет появление чувства Веры Павловны к Кирсанову? Как проявляются лучшие качества новых людей в разрешении «семейного конфликта»?


III вариант

Разумный эгоизм» как нравственный принцип новых людей( гл. II, VIII и гл. III,XX).

  • Что такое «разумный эгоизм» или «теория расчета выгод», которой руководствуются новые люди?

  • Объясните своими словами следующее определение А. В. Луначарского: «Мы называем эгоистом того... кто всегда свои интересы считает более важными, чем другие. Эгоист Чернышевского не таков: отдавши свою жизнь за других, он скажет перед смертью: — Я поступил как разумный эгоист, ибо высоко понятый мной интерес диктовал мне именно такой образ действия в рамках великого целого, любовь к которому явилась главной сущностью моей личности».

«Разумный эгоизм» — это не правила; это нравственная потребность, нравственная позиция порядочного человека, которая проявляется в нем на определенном уровне его умственного и духовного развития.

  • «Теория расчета выгод» требует глубокого, тонкого и точного анализа ситуации, в которой она применяется. Проследите, например, как Лопухов, прежде чем принять решение о мнимом самоубийстве, анализирует ситуацию «второй любви» Веры Павловны (гл. вторая, XIX, XX). Приведите примеры и других ситуаций, когда герои романа действуют в соответствии с принципом «разумного эгоизма».

  • Как вы думаете, должен ли человек ради другого человека отказаться иногда от личных интересов, личной жизни, любимого дела?



IV вариант

Почему «особенный человек»? (гл. III, XXIX, XXX, XXXI).

  • Рахметов молод: ему всего лишь 22 года! Не этим ли объясняется его максимализм, смешные (на наш взгляд) чудачества?

  • Для чего рассказывается история рода Рахметовых? Какие главные моменты выделены в биографии героя и почему? Можно ли видеть в нем искусного конспиратора? Какое значение для характеристики Рахметова имеют две «странные истории» о нем? Прав ли Рахметов, отказавшись от семейной жизни? Расценивает ли он свое служение делу революции как жертву? Почему он назван автором «двигателем двигателей»?

  • «...Когда Рахметов, поговорив с Верой Павловной, уйдет, то уже и совсем уйдет из этого рассказа и... не будет он ни главным, ни неглавным, вовсе никаким действующим лицом в моем романе»,— пишет Чернышевский. Так все-таки Рахметов — «главный» или «неглавный»? И что это значит, «вовсе никакой»? Зачем же он введен в роман и так подробно описан?


Известно, что образ Рахметова, как и весь роман, оказал громадное влияние на молодых революционеров последующих поколений. Вот свидетельства:

  • Петр Андреевич Заломов — 1877—1955 — рабочий Сормовского завода, революционер; прототип Павла Власова в романе Горького «Мать».
    «...Имею ли я право вступить в ряды бойцов за дело пролетариата, смогу ли я выдержать пытки, когда от меня потребуют вы­дачи товарищей?


Я был молод и горяч, и немедленно начал приучать себя к выносливости на боль: как бы нечаянно я разбил себе при рубке молотком левую руку. Один раз я ударил молотком по ногтю большого пальца, ноготь почернел, из-под него выступила кровь. Но эти испытания казались мне недостаточными. Однажды в слесарной мы пришабривали со слесарем шток к большому поршню. Нагнувшись, я как бы нечаянно выпрямился преждевременно и теменем ударился о железо, упал на пол, но тут же заставил себя подняться. Испытание утвердило меня в мысли, что я смогу вынести сильную боль...»


  • Из воспоминаний о Г. В. Чичерине

(Георгий Васильевич Чичерин — 1873—1936 — выдающийся советский дипломат; вырос в старинной аристократической семье; профессиональный революционер; с 1905 года — член РСДРП).

Поставив крест над своим прошлым, Чичерин с какой-то необузданной страстностью отдался новому миру, в который он вступил. Он стал фанатиком и ригористом в своих действиях, мыслях, поведении, образе жизни. В прошлом Чичерин любил изысканно и богато одеваться — теперь он стал носить только дешевые рабочие костюмы. В прошлом Чичерин любил хорошо поесть, понимал толк в дорогих вещах — теперь стал вегетарианцем и абсолютным трезвенником. В прошлом Чичерин очень любил театр, оперу, балет — теперь он перестал даже думать о музыке. В прошлом Чичерин тратил много денег на себя — теперь он стал жить по-пролетарски, а все свои средства передал партии. После вступления в РСДРП Чичерин считал, что революции должна быть отдана каждая минута его 24 часов. Свой аскетизм проводил так строго, последовательно, прямолинейно, что иногда просто поражал нас, эмигрантов плебейского происхождения: до таких крайностей в бытовой и личной жизни мы никогда не доходили, да и не считали нужным доходить.

V вариант

Общество будущего в романе «Что делать?» и наша современность(гл. IV, XVI, главки 8-11).

Чернышевский был первым, кто в будущем России увидел контуры социалистического общества.

Вот те принципы, которые положил Чернышевский в это общество будущего:


  • Общество будущего — бесклассовое общество; взаимоотношения между его членами строятся на началах равенства и братства.

  • Власть принадлежит народу; все силы и средства общества направлены на созидательный труд.

  • Люди — гармонично развитые личности. Творческий труд стал для них такой же потребностью, как и разумный отдых после труда.

  • Экономика, культура, техника переживают могучий взлет. Человек, став господином природы, заботливо охраняет ее.

  • Совместная жизнь в коллективе не только не приводит к обезличиванию человека, но способствует всестороннему обогащению его личности.

  • Задача воспитания молодежи является одной из главнейших, причем основное внимание уделяется трудовому воспитанию.



VI вариант

Базаров и новые люди (реферат)

Предлагается реферат по материалу статьи Д. И. Писарева «Мыслящий пролетариат» (Соб. соч. в 4-х т.— М., 1956.— Т. 4, с. 11 —12, 25, 42).

Студент медицинского факультета Московского университета, внук дьячка, сын полкового лекаря Евгений Базаров, герой рома­на И. С. Тургенева «Отцы и дети»,— демократ не только по происхождению, но и по взглядам, манерам, поведению. Если же с первой встречи видишь в нем и пренебрежение к внешним формам, и нарочитую грубость, то позволительно спросить: «А с кем сталкивается Базаров? Кого ему любить или хотя бы уважать в том кругу, где он живет и действует? Павла Петровича, Николая Петровича или Аркадия Кирсановых — людей «совершенно другого закала»? Базаров является один в том кругу, который вовсе не соответствует его умственным потребностям».

Тургенев — художник, который, по оценке Н. А. Добролюбова, «быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал... внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общества». Однако «в отношении к людям нового типа» Тургенев оказался «чужим»: «он мог наблюдать их только издали и отмечать только те стороны, которые обнаруживают эти люди, приходя в столкновение с людьми совершенно другого закала». Он «просто не знал, как проявляются у таких людей чувства серьезной любви и сознательного уважения», не представлял себе, каким может быть Базаров среди других Базаровых. Он лишь почувствовал «необычность» этого типа: «...Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки в преддверии будущего...» — писал он в письме к Случевскому (от 14 апреля 1862 г.). Тургенев «вынужден был в своем Базарове остановиться на одной суровой стороне отрицания»: не хватило материала, чтобы полнее обрисовать своего героя с разных сторон, чтобы понять его внутреннюю жизнь. Чувствуя «небывалость этого типа» людей, он так и не смог преодолеть своего «недоумения» перед фигурой Базарова. Герои романа Чернышевского «Что делать?» принадлежат, по выражению Писарева, «к базаровскому типу»: в них та же внутренняя устойчивость, уверенность в себе, то же сознание внутренней силы. Они и ведут себя «по-базаровски» в столкновениях с людьми «старого мира» (например, со Сторешниковым; в доме барыни, где Кирсанов приводил в порядок библиотеку, и т. п.). Но Чернышевский — разночинец, и потому «он знает не только то, как думают и рассуждают новые люди (это знает и Тургенев — по журнальным статьям, писанным новыми людьми), но и то, как они чувствуют, как любят и уважают друг друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому».

Герои Чернышевского находятся в привычной для них среде, их окружают друзья и единомышленники, где каждый ощущает , постоянную поддержку и участие.

Главное же отличие героев Чернышевского в том, что у них нет и не может быть чувства одиночества, трагической безысходности, как у Базарова. Наоборот, даже в неблагоприятных обстоятельствах они не теряют твердую нравственную опору — уверенность, что делают важное и нужное для России дело, которое обязательно принесет плоды.

Отлична и проблематика двух романов. У Тургенева она точно обозначена в заглавии: «Отцы и дети»,— разрыв между поколениями, конфликт социальный и идеологический. Не менее точен и Чернышевский: «Что делать?», как жить? каким человеком быть? Иными словами, революционного демократа интересуют другие проблемы: человек и государство, человек и народ, право человека на счастье...

VII вариант

Чернышевский и его революционном подвиг (реферат).

Что считать подвигом в жизни Чернышевского? Ниже перечислены некоторые действия и поступки Чернышевского. Какие, на ваш взгляд, являются наиболее героическими? Почему?


  • Работая учителем в Саратовской гимназии, говорил в классе учащимся такие вещи, которые «пахнут» каторгой: «самое лучшее счастье — не пожалеть, если надобно, и самой жизни для
    блага людей»;

  • Объявил первую в России политическую голодовку;

  • Потрясающая работоспособность вообще и в тюремной камере в частности: он писал по 11,5 печатных листов каждый месяц. (Печатный лист — 24 машинописных листа сегодня).

  • Отговорил Ольгу Сократовну ехать в Сибирь.

  • Отказался от побега из Сибири; несколько раз отказывался от эмиграции, даже когда это ему предлагали близкие к царю люди.

  • Поторопился уничтожить бумаги в присутствии жандарма, пришедшего его арестовать, и успел это сделать.

  • Не приходил в отчаяние, зная, что его ждут казематы («уход со сцены», как он говорил), а жил полной жизнью, радовался, любил, верил и считал, что жизнь — хороша («Попробуйте!» — призывал он в романе «Что делать?»),— словом, был счастлив в условиях сложной, трудной, трагической жизни и сумел не потерять этого ощущения в течение всей жизни.

Н. А. Некрасов

Н. Г. Чернышевский (Пророк)

Не говори: «Забыл он осторожность!

Он будет сам своей судьбы виной!..»

Не хуже нас он видит невозможность,

Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

«Жить для себя возможно только в мире,

Но умереть возможно для других!»

Так мыслит он — и смерть ему любезна.

Не скажет он, что жизнь его нужна,

Не скажет он, что гибель бесполезна:

Его судьба давно ему ясна...

Но час придет — он будет на кресте;

Его послал бог Гнева и Печали

Царям земли напомнить о Христе.

(1874)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? iconРабочая программа по музыке в 5 классе Челноковой Татьяны Павловны
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров
Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? iconУчитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии
Наш урок хотелось бы начать с прослушивания отрывка из известного произведения( запись на магнитофонной ленте четвёртого сна Веры...
Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? iconДоклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной...
Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями...
Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции...
Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции...
Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? iconШансы выбиться в люди есть у всех
Дг мы рассказали об акции пользователей городского портала berezovskii ru, которые 4 января побывали в монетнинском детском доме....
Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность:...
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции...
Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? iconУрок в 7 классе по предмету «Катехизис». Тема: Третий член Символа веры. О пресвятой Богородице
Первая часть Символа Веры была составлена на Никейском соборе (325 год) (7 членов)
Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? icon2006 «Сто пудов», №27 от 14. 01. 06 г. Недвижимость
Продается 4-комн квартира в сером кирпичном доме. Либо меняем на 2-комн в аналогичном доме. Тел. 8(903)789-11-61
Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? iconАнализ работы Ефимовой Валентины Павловны За 2008-2009 учебный год
Тема самообразования: «Чувашский фольклор как одно из средств формирования национального самосознания учащихся»
Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? iconБрюс Липтон Биология веры: Недостающее звено между Жизнью и Сознанием...
В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования, связанный с инновацией
Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? iconРефератов (выступлений) и примерные
Как раскрывается термин «государств» в разных источниках (словари, учебники, монографии), в разные периоды времени
Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? iconТеория личности А. В. Петровского
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, личность, по мнению А. В. Петровского, это качество...
Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? iconУрок №7 Тема: Христос и Его крест. Цель урока
Воспитывать благоговейное отношение к Кресту как знаку исповедания веры в Христа Спасителя
Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? iconИздательском Доме «Комсомольская правда»
Издательском Доме «Комсомольская правда» состоялась пресс-конференция руководителя Рособразования Н. И. Булаева на тему «Уроки егэ....
Как раскрывается личность Веры Павловны в родительском доме? iconМузыкотерапия выступление на родительском собрании
Музыка не имеет ни с какой другой наукой таких исторических и глубинных взаимоотношений, как с восстановительной медициной. Высокое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск