Открытый урок в 7 классе по предмету «Катехизис».
ТЕМА: Третий член Символа веры. О Пресвятой Богородице.
Учитель: Шилова Марина Александровна.
Орг. момент
|
|
| Молитва.
|
|
| Результаты теста
| Оценки за тестовую работу.
(список вывешен на доске)
|
| Объявление темы урока
| Третий член Символа веры.
Боговоплощение. Пресвятая Богородица.
| Запись в тетради
| Задачи
| Сегодня на уроке мы продолжим разговор о Символе Православной веры.
Подробно разберем положение Третьего члена Символа веры.
Рассмотрим: а) основные положения Боговоплощения,
б) вопросы о Пресвятой Богородице.
|
| Повторение
| В. Что такое Символ Веры?
Символ Веры - система основополагающих догматов вероучения.
В. Когда был сформирован Символ веры?
*Первая часть Символа Веры была составлена на Никейском соборе (325 год) (7 членов).
Вторая — на соборе Константинопольском (381 год), (еще 5 членов).
Обе части Символа Веры были соединены в один документ.
В. Сколько всего членов в Символе веры?
(12).
| ответы детей
| Задание: прочесть наизусть Первый член Символа веры.
На доске вывешиваются таблички, формируется схема.
| ответы детей
| «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»
|
| Задание. Объяснить смысл слов Символа веры.
В. О чем говорят следующие слова Символа веры?
«Верую во единаго Бога» - вера во Пресвятую Троицу.
Бог называется Вседержителем - потому, что Он все что ни есть содержит в Своей силе и в Своей воле.
Слова «Творца небу и земли»— говорят о том, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога.
В Символе веры под наименованием «невидимых» - следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат Ангелы.
|
| Задание: прочесть наизусть Второй член Символа веры.
На доске вывешиваются таблички, формируется схема.
| ответы детей
| «И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».
|
|
| Задание: Объяснить смысл слов Символа веры.
В. О чем говорят следующие слова Символа веры?
Иисус – это (Спаситель).
Христос – по-гречески это (Помазанник).
Христос – по-еврейски это (Мессия).
«иже от Отца рожденнаго» - предвечное рождение Бога Сына от Бога Отца.
«Сына Божия, единороднаго» - единственный Сын Божий.
«имже вся быша» - Сыном Божиим все сотворено.
«прежде всех век» - прежде существования нашего времени, т.е. вечно.
|
| Новая тема.
| Откройте свои тексты Символа веры.
Задание: Зачитать Третий член Символа веры.
| ответы детей
| «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедщего с Небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».
| Д/З – выучить наизусть третий член Символа веры
| Схема -1 на доске
(выстраивается в процессе беседы)
| -
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»
| «И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».
| «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедщего с Небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».
|
| Беседа
| В. О чем говорит Третий член Символа веры?
Третий член Символа веры говорит о Боговоплощении Сына Божия.
В. Как вы думаете, почему в Символе веры сказано: "сшедшаго с небес", когда Сын Божий во Святой Троице вечно пребывает на небе?
Божеством своим Он не переставал пребывать на небе и в самые дни земной жизни Своей. Но Божество Его ранее на земле было невидимо, а при воплощении явилось и в видимом человечестве, в воплотившемся Господе Иисусе Христе.
В. Как вы думаете, почему к слову "и воплотившегося" добавлено — "и вочеловечшася"?
Против древних еретиков, которые признавали в Иисусе Христе одну плоть (без души) или плоть у Него считали призрачною.
Христос истинный Бог, и — совершенный человек, состоящий из души и тела.
Ап. Павел сказал точно о человеческой природе Спасителя: "един ходатай Бога и человеков, ЧЕЛОВЕК Христос Иисус" (1 Тим. 2, 5).
| отв. детей
| Вывод-итог
| Подведем итог всему сказанному ранее.
|
| Схема -2 на доске
(выстраивается в процессе беседы)
| В. Что мы теперь знаем о Православной вере, изучив первые три члена Символа веры?
Первый член
| Второй член
| Третий член
| ЕДИНЫЙ БОГ – ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА;
БОГ ОТЕЦ – ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ
ТВОРЕЦ
| БОГ СЫН – СПАСИТЕЛЬ, ПОМАЗАННИК, МЕССИЯ,
ЕДИНСТВЕННЫЙ СЫН БОГА, ПРЕДВЕЧНО РАЖДАЕМЫЙ;
ИСТИННЫЙ БОГ
|
ИСТИННЫЙ ЧЕЛОВЕК
| ДЕВА МАРИЯ,
БОГОРОДИЦА,
ПРИСНОДЕВА
| БОГОЧЕЛОВЕК
|
| Работа с текстом Нового Завета
| Опираясь на тексты Священного Писания, посмотрим, как разъясняются вероучительные истины Третьего члена Символа веры.
|
| Работа по Плану-заготовке для каждого ученика.
|
| Беседа.
Работа с таблицей (по ходу разъяснения)
| «Нас ради человек»
| Сын Божий пришел на землю, чтобы спасти всех людей от греха и смерти.
|
| В. Что такое грех?
Грех — это преступление закона. Грех есть беззаконие (1 Ин. 3,4).
В. Как появился грех?
Грех вошел в людей (хотя они сотворены по образу Божию, а Бог грешить не может) — от диавола. Творяй грех от диавола есть яко исперва диавол согрешает (1 Ин. 3,8).
Ангел Божий Денница воспротивился Богу, стал клеветником, лжецом, диаволом.
Грех в людей вошел от диавола.
| В. Что происходит с человеком под воздействием греха?
Болезни, скорби, смерть.
Грех Адама стал причиной смерти.
В. Умирает ли тело человека?
Тело умирает – разрушается.
В. Умирает ли душа человека?
Через грех умирает душа, она не разрушается, но лишается благодати Божией: духовного света, радости и блаженства и пребывает вечно в состоянии мрака, скорби, страдания.
Вывод: От греха Адама произошла смерть двоякая: телесная, когда тело лишается души, которые оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшей духовной жизнью.
| «Нас ради человек»
| 1 Ин. 3,4
| ???
|
| 1 Ин. 3,8
| ???
|
| В. Что сделал Бог для спасения человека от грехов?
Бог дал людям надежду на спасение.
«И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты…; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3; 14-15).
В. Как назван в этом отрывке Спаситель?
(семенем жены)
Господь Иисус Христос назван Семенем Жены, потому что Он родился на земле без мужа от Пресвятой Девы Марии.
Люди могли спасительно веровать в Грядущего Спасителя, подобно тому, как мы веруем в Пришедшего.
| «нашего ради спасения»
| Своим учением, жизнью, смертью и воскресение Господь Иисус Христос спас нас от греха и смерти.
В. Значит ли это, что мы можем больше не волноваться и ничего не делать, Сын Божий спасет всех?
Каждый человек может спастись, если будет поступать согласно учению Божьему.
Спасение здесь, рядом, но человек должен приложить труд для своего собственного спасения.
Жизнь Иисуса Христа бывает для нас спасительной тогда, когда мы ей подражаем. Ибо Он говорит: «Аще кто Мне служит, Мне да последствует (последует), и идеже есмь Аз, ту (там) и слуга Мой будет» (Ин. 12,26).
| «нашего ради спасения»
| Ин. 12,26
| ???
| Цитата
| *Сын Божий сошел с Небес «нас ради человек и нашего ради спасения», как сказано в Символе веры, в том смысле, что Он пришел на землю не для одного какого-либо народа и не для некоторых людей, но для (спасения) всех нас, людей, вообще.
(Митрополит Филарет Дроздов)
| «сшедше-го с Небес»
| *«Сошел с Небес» — так сказано в Символе веры о Сыне Божием, хотя Он как Бог Вездесущ. Он Вездесущ, и потому Он всегда на Небе и всегда на земле; но на земле прежде был Он невидим, а потом явился во плоти; в этом смысле сказано, что Он сошел с Небес.
О6 этом в Священном Писании говорится словами Самого Господа Иисуса Христа: никтоже взыде на Небо, токмо (только) сшедый с Небесе Сын Человеческий, Сый (Сущий) на Небеси (Ин. 3,13).
(Митрополит Филарет Дроздов)
| «сшедше-го с Небес»
| Ин. 3,13
| ???
| «и воплотив- шегося»
| Под словом «воплощение» подразумевается то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и соделался человеком, не переставая быть Богом.
Слово «воплощение» заимствовано из слов евангелиста Иоанна: Слово плоть бысть (Ин. 1,14).
| «и воплотив шегося»
| Ин. 1,14
| ???
| «и воче-ловеч -шася».
| В Символе веры добавлено также, что Он вочеловечился. Сделано это для того, чтобы кто-либо не подумал, что Сын Божий принял одну плоть, или тело, но чтобы признавали в Нем Совершенного Человека, состоящего из тела и души.
Об этом есть свидетельство Священного Писания. Апостол Павел пишет: «Един Ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус» (1 Тим. 2,5).
| «и воче-ловеч- шася»
| 1 Тим. 2,5
| ???
|
|
| Вывод: Во 2-ом члене Символа веры говорится о том, что Иисус Христос есть Истинный Бог (надпись)
В 3-м члене Символа веры - о том, Иисус Христос – есть истинный человек (надпись)
В Господе Иисусе Христе не одно естество. В Нем находятся нераздельно и неслиянно два естества, Божественное и Человеческое, и, соответственно этим естествам, две воли.
И не два лица, но Одно Лицо, Бог и Человек вместе, одним словом—Богочеловек.
В. Может ли человек постигнуть тайну рождения Спасителя?
Нет, рождение Господа Иисуса Христа, как и Его воскресение, указаны в Евангелии и представляют собою величайшие ЧУДЕСА, и объясняются лишь БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЮ ПРИРОДОЙ нашего Спасителя.
|
|
| «от Духа Свята, и Марии Девы».
| В Священном Писании о Воплощении Сына Божия от Духа Святого и Марии Девы повествует Евангелист Лука. Когда Дева Мария спросила Ангела, возвестившего Ей зачатие Иисуса «Како будет сие, идеже (когда) мужа не знаю?» — то Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя; темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий» (Лк. 1,34-35).
| «от Духа Свята, и Марии Девы»
| Лк 1, 34-35
| ???
|
| В. Что еще мы знаем о Деве Марии?
Святая Дева Мария происходила из племени Авраама и Давида, из рода которых надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию, Она была обручена Иосифу из того же племени, чтобы он был Ее хранителем, ибо Она была посвящена Богу с обетом пребывать всегда Девой.
В. Как именует Церковь Деву Марию?
Православная церковь именует Деву Марию БОГОРОДИЦЕЮ, а также ПРИСНОДЕВОЮ, ибо Она пребыла и пребывает Девою как до рождества, так и во время и после рождения Божественного Сына Её.
В. Как говорит об этом Священное Писание?
*Пророк Исаия предсказывал, что Она родит не просто человека, как учили еретики-несториане, но именно БОГОЧЕЛОВЕКА: "се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему — Еммануил. что значит: с нами Бог" (7, 14).
*Праведная Елисавета назвала Её Богоматерию, "исполнившись Духа Свята", когда воскликнула: "и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне" (Лк 1, 43).
В. Как вы считаете, БОГОРОДИЦА и БОГОМАТЕРЬ – это одно и тоже или это разные понятия?
Богоматерь или Богородица — одно и то же, это значит, что родившйся от Неё в самом рождении, был истинный БОГ.
Вывод: Пресвятая Дева наречена Богородицей. Хотя Господь Иисус Христос родился от Нее не по Божеству Своему, которое вечно, а по человечеству, однако Она достойно наречена Богородицей, потому что Родившийся был в самом зачатии и рождении, как и всегда есть, истинный Бог.
Будучи Матерью Господа, Она превосходит благодатью и приближением к Богу и достоинством всякое сотворенное существо, и потому Православная Церковь чтит Ее превыше Херувимов и Серафимов.
|
| Закрепление
| Вставить недостающие слова в текст
Работа с листочками-заготовками.
|
| Заполни пропущенные слова в данном тексте.
Сын Божий пришел на землю, чтобы спасти всех людей от ____________________________________________________________
Господь Иисус Христос спас нас ____________________________________________________________
Бог ________________________________, Он всегда пребывает на небе и всегда на земле.
Мы говорим, «сошел с небес», и понимаем, что ____________________________________________________________
Став человеком, во всем подобным нам (кроме греха), Господь принял человеческие ___________________________________________________________.
Дева Мария до рождения Иисуса Христа, при Его рождении и после оставалась Девой, поэтому ее называют ______________________________________________.
По пророческому слову праведной Елисавет Деву Марию называют ___________________________________________________________.
|
| Обобщение
| Таким образом, можно отметить, что:
Единый истинный Бог – Пресвятая Троица.
Пресвятая Троица – это Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой
Бог Отец – Вседержитель, Творец.
Бог Сын - Спаситель, Помазанник, Мессия, единственный Сын Бога, предвечно рождающийся.
Иисус Христос – Истинный Бог и истинный человек – БОГОЧЕЛОВЕК.
Дева Мария – Богородица, Приснодева.
| Подведение итогов работы на уроке
| Объявление оценок за урок.
| Д/з
| Знать наизусть 1,2,3 члены Символа веры.
Уметь объяснять каждое слово из Третьего члена.
Уметь рассказать о Боговоплощении Сына Божия по опорным словам-схемам.
|
| Молитва.
| ПЛАН на урок
(каждому учащемуся)
Священное Писание Нового Завета и Третий член Символа веры.
«Нас ради человек»
| 1 Ин. 3,4
|
|
| 1 Ин. 3,8
|
| «нашего ради спасения»
| Ин. 12,26
|
| «сшедщего с Небес»
| Ин. 3,13
|
| «и воплотив шегося»
| Ин. 1,14
|
| «и вочеловеч шася»
| 1 Тим. 2,5
|
| «от Духа Свята, и Марии Девы»
| Лк 1, 34-35
|
|
Закрепление
Заполни пропущенные слова в данном тексте.
Сын Божий пришел на землю, чтобы спасти всех людей от _______________________________________________________________________.
Господь Иисус Христос спас нас _______________________________________________________________________.
Бог ________________________________, Он всегда пребывает на небе и всегда на земле.
Мы говорим, «сошел с небес», и понимаем, что _______________________________________________________________________.
Став человеком, во всем подобным нам (кроме греха), Господь принял человеческие ___________________________________________________________.
Дева Мария до рождения Иисуса Христа, при Его рождении и после оставалась Девой, поэтому ее называют ______________________________________________.
По пророческому слову праведной Елисавет Деву Марию называют _______________________________________________________________________.
| |