Этап
| Содержание
| Время
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
|
Оргмомент
| Приветствие, знакомство с темой и целью урока
| 2 мин
| Проверяет готовность к уроку. Приветствует учащихся, объявляет тему и цель урока
| Приветствуют учителя, записывают в тетрадь тему урока.
|
Подготови-тельный
| Проверка домашнего задания
| 8 мин
| Приглашает трех учащихся к доске, пока они готовят домашнее задание, с остальными работает фронтально
| У доски готовят ответы на вопросы домашнего задания, остальные отвечают на вопросы учителя.
|
|
|
| Составьте структурные формулы всех изомерных аминокислот:
а) аминомасляных
| Предполагаемый ответ
NH2-CH2-CH2-CH2-COOH
4-аминобутновая (γ-аминомасляная) кислота
CH3–CH2–CH–COOH
|
NH2
2-аминобутановая (α-аминомасляная) кислота
CH3–CH–CH2–COOH
|
NH2
3-аминобутановая (β-аминомасляная)
|
|
|
| б) аминовалериановых
| NH2 – CH2–CH2–CH2–СН2-COOH
5-аминопентановая
(δ-аминовалериановая) кислота
CH3–CH–CH2–СН2-COOH
| 4-аминопентановая
NH2 (γ-аминовалериановая)
CH3–СН2 – CH–CH2–COOH
| 3-аминопентановая
NH2 (β-аминовалериановая)
CH3–СН2 – CH2–CH–COOH
|
NH2
2-аминопентановая
(α-аминовалериановая) кислота
|
|
|
| Как, исходя из метана, получить аминоуксусную кислоту?
| Один из вариантов ответа:
2 СН4 C2H2 + 3 H2 (t>1500˚C)
C2H2 + H2O CH3CHO (кат. – соли Hg2+)
CH3CHO + Ag2O CH3COOH + 2 Ag (аммиачный раствор, t)
CH3COOH + Cl2 Cl CH2COOH + HCl (t,P)
Cl CH2COOH + NH3 NH2 CH2COOH
|
|
|
| Вопросы для фронтальной работы:
Какие вещества относятся к аминокислотам?
Почему аминокислоты относятся к органическим амфотерным соединениям?
Как классифицируют аминокислоты по происхождению?
По строению?
Что такое незаменимые аминокислоты?
Какими физическими свойствами обладают аминокислоты?
Перечислите химические свойства аминокислот.
Почему аминокислоты используются в качестве пищевых добавок при производстве продуктов питания?
Что такое пептидная связь? Как образуются пептиды?
|
|
Изучение нового материала
| Работа с ЭОР 1 (слайд 1)
Понятие о белках, элементарный состав белков.
| 3 мин
| Учитель предлагает рассмотреть на слайде 1 диаграмму элементарного состава белков и ответить на вопрос, почему белки имеют в своем составе именно эти элементы?
Предлагает прослушать текст и сформулировать определение белков.
| Предполагаемый ответ.
Белки образуются из одних и тех же 20 природных α-аминокислот. В состав аминокислот входят С, Н, О, N, иногда S. Поэтому состав аминокислот примерно одинаков. Прослушивают тест. Формулируют определение.
|
| Работа с ЭОР 1 (слайд 2)
Уровни организации белковой молекулы.
| 5 мин
| Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию на слайде и таблицу 4 (стр.129) и объяснить, какую пространственную организацию имеет белковая молекула
| Работают с таблицей 4 учебника и слайдом 2, готовят рассказ об уровнях организации белковой молекулы. Отвечают, слушают. Могут задать вопросы.
|
| Работа с ЭОР 1(слайд 4)
Химические свойства белка (денатурация и гидролиз).
| 3 мин
| Предлагает просмотреть активные зоны слайда - гидролиз и денатурация - и ответить на вопрос: что это за реакции, при каких условиях они происходят?
| Рассматривают слайд, смотрят видеоопыт, отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ:
Денатурация – это необратимое осаждение (свертывание) белков. Оно происходит при нагревании, под действием солей тяжелых металлов, сильных кислот и щелочей.
Гидролиз – это расщепление белка на отдельные аминокислоты под действием ферментов или в водных растворах кислот и щелочей.
|
| Химические свойства белков (цветные реакции белков)
| 5 мин
| Говорит о возможности качественного определения белков. Предоставляет слово учащимся, готовившим химические опыты.
Наблюдает за выполнением эксперимента, при необходимости корректирует. Предлагает записать схему реакций.
| Наблюдают. Записывают схему:
Белок + Cu(OH)2 фиолетов. окр.
t
Белок + HNO3 желтое окрашив.
Два ученика показывают опыты:
Биуретовая реакция (действие на белок свежеприготовленного Cu(OH)2 в щелочной среде фиолетовое окрашивание)
Ксантопротеиновая реакция (действие на белок концентрированной азотной кислоты при нагревании желтое окрашивание, при добавлении раствора аммиака – оранжевое).
|
| Работа с ЭОР 1 (слайд 6)
| 5 мин
| Предлагает рассмотреть и прослушать слайд презентации и привести примеры из биологии, иллюстрирующие функции белков в организме.
| Рассматривают и прослушивают слайд, предлагают примеры.
(Например, каталитическая: ферменты – биологические катализаторы – имеют белковую природу;
Структурная: мышцы, кожа, волосы, ногти состоят из белков;
Транспортная: гемоглобин, переносящий кислород – белок
И т.д.)
|
| Поисковая беседа
| 3 мин
| Предлагает ответить на вопросы:
Что является материалом для построения организмом белков?
Могут ли жиры и углеводы превращаться в белки? Почему?
Какие последствия могут быть при неправильном питании – недостатке в пище белков?
Предложите рекомендации по правильному питанию, которые позволят избежать белкового голодания.
|
Аминокислоты, которые образуются при гидролизе белков, поступающих с пищей.
Не могут, так как у белков более сложный элементный состав.
Возникнет белковое голодание, недостаток всех белков, обеспечивающих жизнедеятельность организма.
Нужно в достаточном количестве употреблять в пищу мясные, молочные продукты, рыбу, яйца, бобовые культуры, которые наиболее богаты белком.
|
Закрепление материала
| Работа с ЭОР 2 (тест)
| 8 мин
| Создает игровую ситуацию. Три ряда – три команды. Каждый ряд по очереди отвечает на один из вопросов теста. Набранные баллы засчитываются команде. Если команда выбирает неправильный ответ, остальные команды могут предложить свой вариант. (Обратить внимание: повторно вернуться к вопросу в тесте нельзя. Команды должны заготовить свой ответ до окончательного выбора отвечающей команды)
| Отвечают на вопросы теста, Исправляют ошибки других команд. В случае необходимости задают вопросы.
|
Подведение итогов урока
| Рефлексия,
выставление оценок за урок
| 2 мин
| Задает вопросы: Что для вас было самым трудным на уроке?
Изменится ли ваше отношение к питанию?
Озвучивает оценки за урок.
| Отвечают на вопросы.
|
Домашнее задание
| §17, упр. 9
| 1 мин
| Поясняет домашнее задание
| Записывают домашнее задание
|