Скачать 100.77 Kb.
|
Урок физики в 10-м классе "Третий закон Ньютона"Тип урока: урок изучения нового материала. Задачи урока: образовательные:К концу урока учащиеся должны: 1. Знать
2. Уметь
воспитательные: Способствовать формированию
развивающие: Способствовать развитию:
Оборудование:
Ход урокаАктуализация опорных знаний учащихся Слово учителя: В истории есть немного имен и книг, пронизывающих века и даже тысячелетия и непрестанно влияющих на развитие культуры, техники и науки. В архив сложены и забыты многочисленные гипотезы и теории. Но если научные открытия и результаты исследований, сделанные давно, сохранили свою действительность, если они оказываются пригодными для решения новых научных и практических задач в современных условиях, то это означает, что они достоверны, ибо ими пройдено самое строгое и жестокое испытание – испытание временем. Именно такими являются законы механики, открытые около трехсот лет назад гениальным английским ученым Исааком Ньютоном. Будучи хорошим математиком, Ньютон физику хотел построить по образу и подобию геометрии. Он поставил перед собой задачу, среди всех физических законов, отыскать те, которые можно было бы положить как аксиомы в ядро физики и из которых математическим путем можно получить следствия. Что составляет ядро классической механики? На ваших столах – пазлы на обратной стороне которых изображены разнообразные случаи движения. (Приложение 1) Прошу показать пазлы с примерами всему классу. Вы должны соотнести указанное физическое явление с законом классической механики. По истечении 2 минут желающий выходит, укрепляет пазл на магнитной доске и отвечает на вопрос. Вопросы к пазлам
Слово учителя: итак, подведем определенный итог нашей работы. Что объединяет все примеры первой группы? Учащиеся отвечают: это примеры проявления I закона Ньютона. Слово учителя: сформулируйте I закона Ньютона (учащиеся формулируют). Что объединяет все примеры второй группы? Учащиеся отвечают: это примеры проявления II закона Ньютона. Слово учителя: сформулируйте II закона Ньютона (учащиеся формулируют). Изучение нового материала Итак, два компонента ядра классической механики, нами установлены. Это первый и второй законы Ньютона. Какова же третья структурная единица ядра классической механики? Вашему вниманию предлагаю былину «О Святогоре – богатыре и сумочке переметной», факты из повседневной жизни, пословицы. (Приложение 1)
Проанализируйте и скажите, что объединяет все эти на первый взгляд разные примеры. Учащиеся отвечают: все эти примеры показывают, что в природе не бывает так, чтобы только одно тело действовало на другое, а это другое тело на первое не действовало бы. Тела взаимодействуют, то есть взаимно действуют друг на друга. Слово учителя: верно! Вывод о взаимном действии тел друг на друга, о взаимодействии – это результат наблюдений, сделанных народом и зафиксированный в пословицах, поговорках, легендах, сказках, былинах. Заслуга И.Ньютона заключается в том, что он смог оценить бытовую наблюдательность людей и включил вышеуказанную закономерность в число фундаментальных законов физики. Этот закон известен как III закон Ньютона. Именно он является третьей структурной единицей ядра классической механики. Итак, тема сегодняшнего урока «Третий закон Ньютона». Цель нашей работы на уроке заключается в том, что бы изучить третий компонент ядра классической механики - III закон Ньютона. Все приведенные примеры указывают на то, что тела действуют друг на друга с силами (учитель пишет на доске). Но каковы силы, с которые тела действуют друг на друга? Для ответа на это вопрос воспользуемся одним из инструментов физико-экспериментальным методом научного познания. На каждой парте лежит пара динамометров. Зацепите друг за друга их крючками и растягивая, следите за показаниями обоих динамометров. Каковы показания обоих динамометров? Учащиеся отвечают: как бы мы ни растягивали соединенные динамометры, показания обоих динамометров будут совпадать. Следовательно, сила, с которой первый динамометр действует на второй, равна силе, с которой второй динамометр действует на первый. Вопрос учителя: Тогда какого продолжение фразы «тела действуют друг на друга с силами… Учащиеся отвечают: «равные по модулю и противоположному направлению». Слово учителя: такова формулировка III закон Ньютона. Запишите III закон Ньютона на языке математики: (записывают учащиеся) Согласно III закону Ньютона силы возникают парами. Эту пару называют ньютоновскими силами. Серьезное внимание стоит обратить на особенности ньютоновских сил: (формулируются учащимися).
Итак, III закон Ньютона подчеркивает взаимный характер действия тел друг на друга. Данный закон является теоретическим, никаких опытов по установлению вышеуказанной закономерности не осуществлялось. В механике Ньютон стал создателем законченной, логически непротиворечивой физической теорией, ядро которой составляют I, II, III законы Ньютона. Теорию Ньютона сравнивают с прекрасным, гармоничным, совершенным зданием. Великие революции в физике XX века не сокрушили здание ньютоновской механики, а лишь надстроили и расширили его, утвердили его вечную и неизмеримую ценность в мире привычных человеку скоростей и масштабов. Закрепление нового материала Предлагаю нескольких вопросов для закрепления основной идеи теории Ньютона: 1. Назовите тела взаимодействующие друг с другом по III закону Ньютона:
2. Вы отталкиваетесь от Земли с силой F1= 50 Н. С какой силой Земля отталкивает вас? 3. Что произойдет с плотом, покоящимся на поверхности озера, находящийся на нем мальчик начнет двигаться по периметру плота с постоянной скоростью? Сопротивлением воды пренебречь. 4. Третий закон Ньютона находит проявление в том случае, если брусок находится на поверхности. Задание:
Сто человек разделилось на две команды для перетягивая каната. Какой будет сила натяжения каната, если каждый прикладывает силу 200Н (50х200=10000). Контроль первичного усвоения ранее изученного и нового материала Положите перед собой листочки с копировальной бумагой, скрепленных скрепкой. Листочек подпишите. Слева ставим № вопроса – через «тире» записываем ответ в виде одной из римских цифр, соответствующих законам Ньютона. Каждый правильный ответ приносит вам «1» балл. О каких законах идет речь?
Сетка верных ответов (записана на доске)
Домашнее задание С III законом Ньютона нередко связывают кажущиеся парадоксы. Например, когда лошадь везет воз сена, то по третьему закону Ньютона сила тяги со стороны лошади должна быть в точности равна по модулю сил, действующих со стороны воза не лошадь. Так почему же происходит движение в сторону лошади, а не наоборот – в сторону воза? Предлагаю ответить на этот вопрос дома с использованием II и III законов Ньютона. В помощь вам § 10 (УМК Л.Э. Генденштейна) Заключительный этап урока Слово учителя: Исаак Ньютон – титаническая фигура в истории науки. Современники Ньютона были поражены: ученый люд – стройностью и завершенностью теории; людей далеких от науки, впечатление следствия. «На кончике пера» открыта новая планета! Появление кометы Галлея предсказано с точностью до 10… суток! Будто она появилась по предсказанию самого Ньютона! Объяснено происхождение приливов и отливов. Возможно предсказание затмений с точностью до мин., сек.! Кого это все оставит равнодушным?! О нем говорили и писали много. Я предлагаю вам расшифровать те слова, что начертаны на памятнике И.Ньютону (Приложение 3) |
Конспект урока. Третий закон Ньютона Цель урока: восприятие учащимися... Обучающие: обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий как взаимодействие тел, третий закон Ньютона; а также научных... | Тема урока: «Второй закон Ньютона» Обучающие: обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий как взаимодействие тел, третий закон Ньютона; а также научных... | ||
Тезисы к уроку физики в 9 классе по теме: «Искусственные спутники Земли» Место урока: Тема Законы Ньютона. Урок проводится после темы «Закон всемирного тяготения» | Тема учебного занятия: «Третий закон Ньютона» Ньютона; усвоить формулировку закона. Знать, что силы взаимодействия всегда приложены к разным телам, а потому не имеют равнодействующей.... | ||
Конспект урока физики в 9 классе по теме "Законы Ньютона" Цель урока: закрепить основные понятия, рассматриваемые в законах механики Ньютона | Урок физики в 10 классе по теме: (слайд №1) Обучающие: закрепить знания, умения, навыки решения задач на применение законов Ньютона, когда на тело действуют две и более сил;... | ||
Конспект урока третий закон Ньютона Базовый учебник: Громов С. В., Родина Н. А физика: учеб для 8 кл общеобразоват учреждений. 9-е изд. М.: Просвещение, 2009 | Закон всемирного тяготения 1 Из второго закона Ньютона: a = F/m;... | ||
Урок физики. 10 класс. Тема: закон ома для полной цепи Урок физики с использованием электронно-образовательных ресурсов (эор) в образовательном процессе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить материал, закрепить знания, полученные по теме третий закон Ньютона, научить видеть проявления изученных закономерностей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить материал, закрепить знания, полученные по теме третий закон Ньютона, научить видеть проявления изученных закономерностей... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить материал, закрепить знания, полученные по теме третий закон Ньютона, научить видеть проявления изученных закономерностей... | ||
Урок физики в 10 классе по теме: «Деформации и силы упругости» Образовательные: углубить и систематизировать знания о деформации твердых тел, сформулировать закон Гука, рассмотреть причинно-следственные... | Программа Вопросы экологии на уроках физики Вопрос курса физики Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения полной механической энергии. Мощность. Закон Бернулли | ||
Тема учебного занятия: Первый закон Ньютона Цели и задачи учебного занятия: раскрыть суть инерциального движения, как инерциального; углубить понятие материальной точки; ввести... | Урок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах» Ребята! Мы продолжаем с вами принимать участие в проекте «Успешное чтение», поэтому сегодня у нас необычный урок физики, к нам снова... |