Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии





Скачать 110.64 Kb.
НазваниеУчитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии
Дата публикации04.08.2014
Размер110.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Приложение № 2

МОУ СОШ № 5


АЛЮМИНИЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ”

Деловая игра по географии и химии, 9 класс.

Авторы: Синякова. В. И.

Учитель географии.

Запекина. Г. В.

Учитель химии.

г.Тайшет 2005 год.

Учителя географии и химии:

Наш урок хотелось бы начать с прослушивания отрывка из известного произведения( запись на магнитофонной ленте четвёртого сна Веры Павловны) Н. Чернышевского “Что делать?”

Так, что это за металл, ребята!

Конечно, это алюминий, а отрывок из известного романа Чернышевского “ Что делать?” сон Веры Павловны, знакомит нас с алюминием и повествует о его значении. Алюминий производит цветная металлургия и, конечно, сегодня мы знаем, что значение цветной металлургии в экономике страны огромно. Поэтому сегодня мы проводим деловую игру по географии и химии “Алюминиевая промышленность”, и цели нашего урока следующие: выявить химико - технологические, экономические особенности производства алюминия, его воздействие на окружающую среду, определить факторы размещения предприятий, познакомиться с центрами выплавки алюминия и его сырьевыми базами на основе моделирования деловой встречи. На нашу деловую встречу прибыли гости из г. Красноярска в лице директора Красноярского алюминиевого завода и главного инженера. На встрече присутствуют хозяева представители отделов: снабжения, сбыта, технического, экономического, охраны природы Иркутского, Братского алюминиевых заводов, а также Уральского и Северо-Западных районов. Заседание начинает работу, а вести его будет директор КрАЗа.

Директор: На нашем комбинате накоплен большой материал об истории производства алюминия.

Вопрос из зала: Нам очень интересно узнать, а как производство алюминия возникло в России? (Директор даёт историческую справку).

В современных условиях у себя на КрАЗе мы сталкиваемся с большими трудностями в производстве алюминия и нам хотелось бы знать, а как обстоят дела на ваших предприятиях. Мы постараемся на заседании дать экономический анализ развитию алюминиевой промышленности.

Главный инженер: Как известно, любое производство начинается с сырья. Пожалуйста, ознакомьте нас с сырьевой базой и центрами алюминиевой промышленности. Я думаю, ответит нам на этот вопрос отдел снабжения.

Отдел снабжения.

Алюминиевая промышленность использует сырьё с более высоким содержанием полезных компонентов, чем остальные отрасли цветной металлургии. Сырьевые ресурсы представлены широко распространёнными бокситами, которые добывают на Северо-Западе-Бокситогорск, в Ленинградской области и на Урале - Североуральск, нефелинами- на Кольском полуострове (г. Кировск) и Сибири- Горячегорс (юго-западнее Красноярска). В странах СНГ- бокситы в Казахстане (г. Аркалык), в Закавказье (г. Алунитдаг).

Главный инженер: Я считаю, что к нашему разговору должен подключиться технический отдел и у меня к нему вопрос: За счёт каких реакций из сырья получают алюминий? В чём сущность процесса? Технический отдел (рассказывает о производстве алюминия электролизом).

Главный инженер: Разъясните, пожалуйста, нам , а каковы же особенности технологического процесса?

Представитель технического отдела по схеме разъясняет устройство и принцип работы электролизера, показатели производства.

Представитель отдела снабжения:

От технического отдела мы узнали, что технологический процесс в алюминиевой промышленности складывается из двух основных стадий: производства глинозема и производства металлического алюминия. Территориально эти стадии могут находиться вместе, как, например, на Северо- Западе ( г. Волхов) или Урале (г. Краснотурьинск). Однако большей частью они разобщены, поэтому подчиняются влиянию разных факторов размещения. Производство глинозема, будучи материалоёмким, тяготеет к источникам сырья, а производство алюминия, как энергоёмкое (1 т-18 тыс. квт.), ориентируется на источники массовой и дешёвой электроэнергии.

Кроме значительной материалоёмкости, производство глинозема обладает высокой топливо- и теплоёмкостью: на I т годовой продукции расходуется 8 т. пара. Поэтому для размещения глиноземных заводов оптимальные районы, в которых наряду с алюминиевым сырьём встречается известняк и дешёвое топливо. Таковы, например, Ачинско - Красноярский район, в Восточной Сибири и Североуральско- Краснотурьинский на Урале. Центры производства глинозема расположены на Северо- Западе, Урале, Восточной Сибири, Закавказье, Казахстане.

Северо - Западный центр- сырьём служат хибинские нефелины и хихвинские бокситы. Производство из бокситов находится в Бокситогорске, из нефелинов в Волхове, Пикалево, т. е. в одном районе, который располагает известняками. Комплексная переработка нефелина впервые освоенная в Волхове, даёт возможность получить здесь соду, используемую в свою очередь для производства глинозема из бокситов, а также поташа и цемента. В принципе, при комплексном использовании нефелина на I т глинозема дополнительно производится около I т соды и поташа. Полученный глинозем только частично подвергается электролизу на месте. Большая часть его поступает на другие алюминиевые заводы Северо- Запада.

На Урале - важнейший источник сырья- Североуральский бассейн с месторождениями Красная шапочка, Северным, Сольвинским. Производство глинозема находится в г. Краснотурьинске и на Каменск- Уральске, где совмещено с получением металлического алюминия.

Сибирские предприятия используют глинозем Казахстана, Урала, а также используют нефелины Кия - Шалтырского месторождения в Ачинско- Красноярском районе Восточной Сибири. Наличие здесь известняков и дешёвого угля, добываемого открытым способом, позволило создать в Ачинске комбинат, где попутно с глиноземом производят соду, поташи, цемент. На базе электроэнергии, поступающей с Красноярской ГЭС и глинозема с Ачинска, в г. Красноярске работает предприятие КРАЗ по выпуску алюминия. Его мощность более 700 тыс. тонн алюминия в год. Наличие дешёвой электроэнергии позволило создать алюминиевую промышленность, что поставило нашу область на одно из первых мест в стране по производству алюминия. Отличительной особенностью алюминиевой промышленности является то, что в области нет I стадии- выпуска глинозема, сосредоточена II стадия- электролиз глинозема. Эта стадия очень энергоёмка и приближена к каскаду ГЭС на Ангаре( I т Al- 1,92 т.- глинозема- 18 тыс. кВт электроэнергии). Сырьё везут с Урала, Ачинска, Казахстана (диапозитив “Сырьё”).

Вопрос из зала: “Какова мощность этих заводов?”

Выплавка алюминия производится на Иркутском и Братском заводах, получающих энергию с Иркутской и Братской ГЭС. Мощность БрАЗа более 700 тыс. т. в год, это наиболее мощный гигант цветной металлургии. Серия его корпусов расположена в стройном порядке среди приангарской тайги. ИркАЗ- первенец цветной металлургии. Первый алюминий он выдал в 1962 г. Основная продукция - чушковый металл, катанка (провода). Мощность его - 200-300 тыс. в год.

Вопрос. Что вы можете рассказать об особенностях технологического процесса?

Структурно-территориальные особенности алюминиевой промышленности позволяют алюминиевой промышленности выделить следующие типы сочетаний разных стадий технологического процесса: Северо- запад- добыча и обогащение сырья, В Сибири - Ачинского- Красноярский район – добыча и обогащение сырья, производство металлического алюминия. Все центры производства алюминия удалены от сырья ( исключение Урал). Алюминиевая промышленность будет ориентирована на топливно- энергетические ресурсы восточных районов, т. е. Сибири, где выпускается 70-80% всего алюминия.

Главный инженер: Сейчас город Тайшет живёт слухами о предстоящем строительстве алюминиевого комбината. Очень многих интересуют вопросы: где и когда начнут возводить комбинат? За достоверной информацией мы обратились к исполняющему обязанности мэра

г.Тайшета А. М. Костантинову и взяли у него интервью ( Запись на магнитофонной ленте- прослушивание).

Директор: Производство алюминия очень дорогое, я думаю мы послушаем представителей экономического отдела.

Алюминиевые заводы потребляют большое количество энергии, глинозема, кварцита, древесины, угля, стеарина. Всё это составляет 80% затрат на производство крылатого металла. Поэтому рациональное использование и экономия ценных ресурсов является важной задачей работников алюминиевой промышленности.
Таблица № 1 “ Мощность предприятий в тыс. т. в год”

районы

мощность

Братск

Красноярск Восточная Сибирь

Шелехов

Более 700
от 200 до 300

Саяногорск

Новокузнецк

Краснотурьинск Урал

Каменск - Уральский

Волхов

Кандалакша С-Запад

Надвонцы


от 200 до 300

менее 100


Таблица № 2 “Технико - экономические показатели работы крупных промышленных предприятий”

Алюминий

Годовой объём производства

Число рабочих в тыс. человек

Предприятия

Стоимость строительства




500 тыс.т

5

170 га

2 млр. руб

Единица продукции

Сырьё

Электроэнергия в квт-ч

Топливо в т.

Вода м3

I т.

2 т

глинозема

18 тыс.

0,2

120


Примечание: I т. глинозема

4 т. топлива, руды, 10 т. известняка.

Главный инженер: Нам известно, что алюминий чаще используется для производства сплавов. А сколько алюминия идёт в самостоятельную жизнь? Каково его потребление?

Отдел сбыта: Потребление алюминия ориентировано на машиностроительный комплекс, более 30%, электротехнике – 14%.

В США, Японии, Германии в электротехнике 6-8%, машиностроении- 14%. В России расходовалось значительно меньше цветных металлов на производство товаров народного потребления, а также на тару, упаковку в нашей стране 15%, США- 56%, Германии- 35%, Японии- 46%. У нас экономический кризис, поэтому - сокращение спроса на цветные металлы. Сократилось потребление металла на машиностроительных предприятиях оборонного значения. На душу населения на внутреннем рынке в России сократилось с 25,9 кг а 1990 г. до 7,2 кг в 1996 году. Поэтому алюминий идёт, в основном, на экспорт. В 1995 году Россия экспортировала 2,1 млн.т.

Схема

Алюминий произведено экспорт внутреннее

потребление

2600 тыс.т. 2140 тыс. т 460 тыс. т.
Плакат на доске “Алюминий- металл нашего века, поэтому он находит широкое применение”.

Представитель отдела сбыта читает стихотворение об алюминии.

В тринадцатой квартире

Живёт известный в мире

Как проводник прекрасный,

Пластичен, серебрист.

Ещё по части сплавов

Завоевал он славу.

И в этом деле - специалист.

Вот мчится словно ветер

В космической ракете

По внешности он видный,

Хоть плёнкою оксидной покрыт,

Она ему прочная броня.

Он мягкий, лёгкий, ковкий,

Сверкает в упаковке.

Обёрнуты конфеты блестящею фольгой.

Для плиток шоколада

Его немало надо.

А раньше был он очень дорогой.

Схема






































Применеие Al











замена других металлов























































производство кабеля














































электротехника
















жилищное






















строительство













самолётостроение




















































автомобилестроение




производство

























упаковочных

























материалов















Главный инженер: Научно-техническая революция открывает новые горизонты расширения

производства алюминия. Какие научные принципы используются при

производстве алюминия? Какие меры принимаются, чтобы на предприятии

оно не было убыточным?

Научно- исследовательский отдел излагает научные принципы.

Директор: По прогнозам большинство предприятий, экспортирующих цветные металлы, будут убыточными. Рентабельным будет лишь экспорт алюминия сибирских заводов. Для этого надо снижать издержки производства за счёт модернизации, увеличивать производительность труда.

Главная задача- увеличение конкурентно - способности продукции.

Широкое распространение получил толлинг- переработка импортного сырья на давальческой основе с оплатой стоимости предела.

Толлинг характеризуется схемой “деньги - сырьё- товар”, которая предусматривает привлечение иностранного капитала для оплаты сырья, транспортных расходов, с последующем расчётом продукцией.

Как правило, закономерность - чем больше произведено продукции из давальческого сырья, тем выше рентабельность предприятия.

Пример: Владелец сырья привозит глинозем на алюминиевый завод как бы бесплатно, платит за его переработку, готовую продукцию забирает прямо на заводе и сам продаёт. В 1993 году по толлинговой системе выпускалось 60% алюминия, в 1999- почти 100%.

Стабильно работают Иркутский, Саянский, Красноярский заводы.

Главный инженер: Мы очень много сегодня говорим о производстве алюминия. Но, кА известно, для металлургического производства особенно актуально охрана окружающей среды. В чём для природы опасность данного производства?

Отдел охраны природы ( излагает ответ на данный вопрос).

Директор: Как известно, есть такое выражение “Кадры решают всё”. А каким образом решается кадровая проблема на ваших предприятиях?

Ответ даёт отдел кадров.

Затем слово просит работник прокуратуры. Он знакомит присутствующих с правонарушениями, с которыми им приходится сталкиваться ( воровство цветных металлов, продажа за границу).

Заканчивают урок учителя.

Дорогие ребята! Так, примерно, проходят производственные совещания. Многим из вас в будущем придётся участвовать в таких совещаниях, разрабатывать и утверждать проекты, обмениваться опытом. Сегодня вы убедились насколько это сложное дело, сколько знаний, опыта должен иметь руководитель, ведущий специалист, как велика роль и ответственность всех: от рабочего до директора.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconДополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности
Кережина М. А. зам директора по вр, Матвеев А. В.– учитель истории, Сподобаев А. В. – учитель истории, Белова М. А. – учитель информатики,...
Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В работе шмо приняли участие учитель математики Лимина Р. В., учитель математики и физики Петрунькин А. С., учитель химии и географии...
Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав мо входят восемь учителей: Ирина Борисовна учитель информатики, Эльвира Равильевна учитель математики, Ольга Евгеньевна...
Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В школьное методическое объединение учителей естественно математического цикла входят 5 человек: 2 учителя математики – Андреева...
Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,...
Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconВидоизменения подземных побегов Учитель
Учитель: Карпенко Ольга Геннадьевна, учитель химии и биологии I квалификационной категории
Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconСоставители Цопина Любовь Ивановна, учитель географии Коринь Светлана...
Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего...
Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconКраткое содержание проекта Проект направлен на приобретение учащимися...
Учитель икт лемешко Елена Викторовна, учитель географии Дидык Ольга Павловна, учитель физики Рябуха Ольга Николаевна, учитель русского...
Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconМкоу «Любимовская основная общеобразовательная школа» программы элективных...
Работа выполнена в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения ран
Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...
Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconУрок на базе предметов химии и английского языка "Чай: как он вкусен, приятен, ароматен"
Авторы: Коновалова Л. И. учитель английского языка, Узенькова А. В. учитель химии
Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Красулина Наталья Викторовна, учитель географии муниципального общеобразовательного учреждения «Хоринская средняя общеобразовательная...
Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconРеспублики Башкортостан Отдел образования Администрации мр мечетлинский...
Учитель истории и обществознания Гильметдинова Г. М., учитель химии Ахмадеева В. В
Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconУчитель: Полутина Лидия Фёдоровна
...
Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconУрок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Александрова В. П., к б н., учитель биологии, Малютина И. С., учитель географии и экологии гоу сош №930


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск