Скачать 110.64 Kb.
|
Приложение № 2 МОУ СОШ № 5 “АЛЮМИНИЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ” Деловая игра по географии и химии, 9 класс. Авторы: Синякова. В. И. Учитель географии. Запекина. Г. В. Учитель химии. г.Тайшет 2005 год. Учителя географии и химии: Наш урок хотелось бы начать с прослушивания отрывка из известного произведения( запись на магнитофонной ленте четвёртого сна Веры Павловны) Н. Чернышевского “Что делать?” Так, что это за металл, ребята! Конечно, это алюминий, а отрывок из известного романа Чернышевского “ Что делать?” сон Веры Павловны, знакомит нас с алюминием и повествует о его значении. Алюминий производит цветная металлургия и, конечно, сегодня мы знаем, что значение цветной металлургии в экономике страны огромно. Поэтому сегодня мы проводим деловую игру по географии и химии “Алюминиевая промышленность”, и цели нашего урока следующие: выявить химико - технологические, экономические особенности производства алюминия, его воздействие на окружающую среду, определить факторы размещения предприятий, познакомиться с центрами выплавки алюминия и его сырьевыми базами на основе моделирования деловой встречи. На нашу деловую встречу прибыли гости из г. Красноярска в лице директора Красноярского алюминиевого завода и главного инженера. На встрече присутствуют хозяева представители отделов: снабжения, сбыта, технического, экономического, охраны природы Иркутского, Братского алюминиевых заводов, а также Уральского и Северо-Западных районов. Заседание начинает работу, а вести его будет директор КрАЗа. Директор: На нашем комбинате накоплен большой материал об истории производства алюминия. Вопрос из зала: Нам очень интересно узнать, а как производство алюминия возникло в России? (Директор даёт историческую справку). В современных условиях у себя на КрАЗе мы сталкиваемся с большими трудностями в производстве алюминия и нам хотелось бы знать, а как обстоят дела на ваших предприятиях. Мы постараемся на заседании дать экономический анализ развитию алюминиевой промышленности. Главный инженер: Как известно, любое производство начинается с сырья. Пожалуйста, ознакомьте нас с сырьевой базой и центрами алюминиевой промышленности. Я думаю, ответит нам на этот вопрос отдел снабжения. Отдел снабжения. Алюминиевая промышленность использует сырьё с более высоким содержанием полезных компонентов, чем остальные отрасли цветной металлургии. Сырьевые ресурсы представлены широко распространёнными бокситами, которые добывают на Северо-Западе-Бокситогорск, в Ленинградской области и на Урале - Североуральск, нефелинами- на Кольском полуострове (г. Кировск) и Сибири- Горячегорс (юго-западнее Красноярска). В странах СНГ- бокситы в Казахстане (г. Аркалык), в Закавказье (г. Алунитдаг). Главный инженер: Я считаю, что к нашему разговору должен подключиться технический отдел и у меня к нему вопрос: За счёт каких реакций из сырья получают алюминий? В чём сущность процесса? Технический отдел (рассказывает о производстве алюминия электролизом). Главный инженер: Разъясните, пожалуйста, нам , а каковы же особенности технологического процесса? Представитель технического отдела по схеме разъясняет устройство и принцип работы электролизера, показатели производства. Представитель отдела снабжения: От технического отдела мы узнали, что технологический процесс в алюминиевой промышленности складывается из двух основных стадий: производства глинозема и производства металлического алюминия. Территориально эти стадии могут находиться вместе, как, например, на Северо- Западе ( г. Волхов) или Урале (г. Краснотурьинск). Однако большей частью они разобщены, поэтому подчиняются влиянию разных факторов размещения. Производство глинозема, будучи материалоёмким, тяготеет к источникам сырья, а производство алюминия, как энергоёмкое (1 т-18 тыс. квт.), ориентируется на источники массовой и дешёвой электроэнергии. Кроме значительной материалоёмкости, производство глинозема обладает высокой топливо- и теплоёмкостью: на I т годовой продукции расходуется 8 т. пара. Поэтому для размещения глиноземных заводов оптимальные районы, в которых наряду с алюминиевым сырьём встречается известняк и дешёвое топливо. Таковы, например, Ачинско - Красноярский район, в Восточной Сибири и Североуральско- Краснотурьинский на Урале. Центры производства глинозема расположены на Северо- Западе, Урале, Восточной Сибири, Закавказье, Казахстане. Северо - Западный центр- сырьём служат хибинские нефелины и хихвинские бокситы. Производство из бокситов находится в Бокситогорске, из нефелинов в Волхове, Пикалево, т. е. в одном районе, который располагает известняками. Комплексная переработка нефелина впервые освоенная в Волхове, даёт возможность получить здесь соду, используемую в свою очередь для производства глинозема из бокситов, а также поташа и цемента. В принципе, при комплексном использовании нефелина на I т глинозема дополнительно производится около I т соды и поташа. Полученный глинозем только частично подвергается электролизу на месте. Большая часть его поступает на другие алюминиевые заводы Северо- Запада. На Урале - важнейший источник сырья- Североуральский бассейн с месторождениями Красная шапочка, Северным, Сольвинским. Производство глинозема находится в г. Краснотурьинске и на Каменск- Уральске, где совмещено с получением металлического алюминия. Сибирские предприятия используют глинозем Казахстана, Урала, а также используют нефелины Кия - Шалтырского месторождения в Ачинско- Красноярском районе Восточной Сибири. Наличие здесь известняков и дешёвого угля, добываемого открытым способом, позволило создать в Ачинске комбинат, где попутно с глиноземом производят соду, поташи, цемент. На базе электроэнергии, поступающей с Красноярской ГЭС и глинозема с Ачинска, в г. Красноярске работает предприятие КРАЗ по выпуску алюминия. Его мощность более 700 тыс. тонн алюминия в год. Наличие дешёвой электроэнергии позволило создать алюминиевую промышленность, что поставило нашу область на одно из первых мест в стране по производству алюминия. Отличительной особенностью алюминиевой промышленности является то, что в области нет I стадии- выпуска глинозема, сосредоточена II стадия- электролиз глинозема. Эта стадия очень энергоёмка и приближена к каскаду ГЭС на Ангаре( I т Al- 1,92 т.- глинозема- 18 тыс. кВт электроэнергии). Сырьё везут с Урала, Ачинска, Казахстана (диапозитив “Сырьё”). Вопрос из зала: “Какова мощность этих заводов?” Выплавка алюминия производится на Иркутском и Братском заводах, получающих энергию с Иркутской и Братской ГЭС. Мощность БрАЗа более 700 тыс. т. в год, это наиболее мощный гигант цветной металлургии. Серия его корпусов расположена в стройном порядке среди приангарской тайги. ИркАЗ- первенец цветной металлургии. Первый алюминий он выдал в 1962 г. Основная продукция - чушковый металл, катанка (провода). Мощность его - 200-300 тыс. в год. Вопрос. Что вы можете рассказать об особенностях технологического процесса? Структурно-территориальные особенности алюминиевой промышленности позволяют алюминиевой промышленности выделить следующие типы сочетаний разных стадий технологического процесса: Северо- запад- добыча и обогащение сырья, В Сибири - Ачинского- Красноярский район – добыча и обогащение сырья, производство металлического алюминия. Все центры производства алюминия удалены от сырья ( исключение Урал). Алюминиевая промышленность будет ориентирована на топливно- энергетические ресурсы восточных районов, т. е. Сибири, где выпускается 70-80% всего алюминия. Главный инженер: Сейчас город Тайшет живёт слухами о предстоящем строительстве алюминиевого комбината. Очень многих интересуют вопросы: где и когда начнут возводить комбинат? За достоверной информацией мы обратились к исполняющему обязанности мэра г.Тайшета А. М. Костантинову и взяли у него интервью ( Запись на магнитофонной ленте- прослушивание). Директор: Производство алюминия очень дорогое, я думаю мы послушаем представителей экономического отдела. Алюминиевые заводы потребляют большое количество энергии, глинозема, кварцита, древесины, угля, стеарина. Всё это составляет 80% затрат на производство крылатого металла. Поэтому рациональное использование и экономия ценных ресурсов является важной задачей работников алюминиевой промышленности. Таблица № 1 “ Мощность предприятий в тыс. т. в год”
Таблица № 2 “Технико - экономические показатели работы крупных промышленных предприятий”
Примечание: I т. глинозема 4 т. топлива, руды, 10 т. известняка. Главный инженер: Нам известно, что алюминий чаще используется для производства сплавов. А сколько алюминия идёт в самостоятельную жизнь? Каково его потребление? Отдел сбыта: Потребление алюминия ориентировано на машиностроительный комплекс, более 30%, электротехнике – 14%. В США, Японии, Германии в электротехнике 6-8%, машиностроении- 14%. В России расходовалось значительно меньше цветных металлов на производство товаров народного потребления, а также на тару, упаковку в нашей стране 15%, США- 56%, Германии- 35%, Японии- 46%. У нас экономический кризис, поэтому - сокращение спроса на цветные металлы. Сократилось потребление металла на машиностроительных предприятиях оборонного значения. На душу населения на внутреннем рынке в России сократилось с 25,9 кг а 1990 г. до 7,2 кг в 1996 году. Поэтому алюминий идёт, в основном, на экспорт. В 1995 году Россия экспортировала 2,1 млн.т. Схема Алюминий произведено экспорт внутреннее потребление 2600 тыс.т. 2140 тыс. т 460 тыс. т. Плакат на доске “Алюминий- металл нашего века, поэтому он находит широкое применение”. Представитель отдела сбыта читает стихотворение об алюминии. В тринадцатой квартире Живёт известный в мире Как проводник прекрасный, Пластичен, серебрист. Ещё по части сплавов Завоевал он славу. И в этом деле - специалист. Вот мчится словно ветер В космической ракете По внешности он видный, Хоть плёнкою оксидной покрыт, Она ему прочная броня. Он мягкий, лёгкий, ковкий, Сверкает в упаковке. Обёрнуты конфеты блестящею фольгой. Для плиток шоколада Его немало надо. А раньше был он очень дорогой. Схема
Главный инженер: Научно-техническая революция открывает новые горизонты расширения производства алюминия. Какие научные принципы используются при производстве алюминия? Какие меры принимаются, чтобы на предприятии оно не было убыточным? Научно- исследовательский отдел излагает научные принципы. Директор: По прогнозам большинство предприятий, экспортирующих цветные металлы, будут убыточными. Рентабельным будет лишь экспорт алюминия сибирских заводов. Для этого надо снижать издержки производства за счёт модернизации, увеличивать производительность труда. Главная задача- увеличение конкурентно - способности продукции. Широкое распространение получил толлинг- переработка импортного сырья на давальческой основе с оплатой стоимости предела. Толлинг характеризуется схемой “деньги - сырьё- товар”, которая предусматривает привлечение иностранного капитала для оплаты сырья, транспортных расходов, с последующем расчётом продукцией. Как правило, закономерность - чем больше произведено продукции из давальческого сырья, тем выше рентабельность предприятия. Пример: Владелец сырья привозит глинозем на алюминиевый завод как бы бесплатно, платит за его переработку, готовую продукцию забирает прямо на заводе и сам продаёт. В 1993 году по толлинговой системе выпускалось 60% алюминия, в 1999- почти 100%. Стабильно работают Иркутский, Саянский, Красноярский заводы. Главный инженер: Мы очень много сегодня говорим о производстве алюминия. Но, кА известно, для металлургического производства особенно актуально охрана окружающей среды. В чём для природы опасность данного производства? Отдел охраны природы ( излагает ответ на данный вопрос). Директор: Как известно, есть такое выражение “Кадры решают всё”. А каким образом решается кадровая проблема на ваших предприятиях? Ответ даёт отдел кадров. Затем слово просит работник прокуратуры. Он знакомит присутствующих с правонарушениями, с которыми им приходится сталкиваться ( воровство цветных металлов, продажа за границу). Заканчивают урок учителя. Дорогие ребята! Так, примерно, проходят производственные совещания. Многим из вас в будущем придётся участвовать в таких совещаниях, разрабатывать и утверждать проекты, обмениваться опытом. Сегодня вы убедились насколько это сложное дело, сколько знаний, опыта должен иметь руководитель, ведущий специалист, как велика роль и ответственность всех: от рабочего до директора. |
Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности Кережина М. А. зам директора по вр, Матвеев А. В.– учитель истории, Сподобаев А. В. – учитель истории, Белова М. А. – учитель информатики,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В работе шмо приняли участие учитель математики Лимина Р. В., учитель математики и физики Петрунькин А. С., учитель химии и географии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав мо входят восемь учителей: Ирина Борисовна учитель информатики, Эльвира Равильевна учитель математики, Ольга Евгеньевна... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В школьное методическое объединение учителей естественно математического цикла входят 5 человек: 2 учителя математики – Андреева... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,... | Видоизменения подземных побегов Учитель Учитель: Карпенко Ольга Геннадьевна, учитель химии и биологии I квалификационной категории | ||
Составители Цопина Любовь Ивановна, учитель географии Коринь Светлана... Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего... | Краткое содержание проекта Проект направлен на приобретение учащимися... Учитель икт лемешко Елена Викторовна, учитель географии Дидык Ольга Павловна, учитель физики Рябуха Ольга Николаевна, учитель русского... | ||
Мкоу «Любимовская основная общеобразовательная школа» программы элективных... Работа выполнена в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения ран | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных... | ||
Урок на базе предметов химии и английского языка "Чай: как он вкусен, приятен, ароматен" Авторы: Коновалова Л. И. учитель английского языка, Узенькова А. В. учитель химии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель: Красулина Наталья Викторовна, учитель географии муниципального общеобразовательного учреждения «Хоринская средняя общеобразовательная... | ||
Республики Башкортостан Отдел образования Администрации мр мечетлинский... Учитель истории и обществознания Гильметдинова Г. М., учитель химии Ахмадеева В. В | Учитель: Полутина Лидия Фёдоровна ... | ||
Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Александрова В. П., к б н., учитель биологии, Малютина И. С., учитель географии и экологии гоу сош №930 |