Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ульянковская основная общеобразовательная школа
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
«Рассмотрено»
Руководитель РМО
_______//
Протокол № _____от
«___» ___________ 20___г.
| «Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
МБОУ «Ульянковская ООШ»
_________/Челнокова Т.П./
«___» ____________ 20___г.
| «Утверждаю» Директор
МБОУ «Ульянковская ООШ»
_________/Челнокова Н.А./
Приказ № _______ от
«___» ____________ 20___г.
|
|
Рабочая программа
по музыке в 5 классе
Челноковой Татьяны Павловны Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № ____от
«___» ____________ 2012
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Тема первого полугодия: «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.
Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
авторская программа «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9- классы. – М. «Просвещение», 2005;;
утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов. Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. В музыкальный репертуар включены и произведения татарских композиторов. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод создания «композиций»;
метод игры.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Учебно-тематический план по музыке для 5 класса
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Формы контроля
|
| I полугодие четверть«Музыка и литература»
| 16 час.
|
| 1.
| Что роднит музыку с литературой
| 1 ч.
|
| 2-4.
| Вокальная музыка
| 3 ч.
|
| 5-6.
| Фольклор в музыке русских композиторов
| 2 ч.
|
| 7.
| Жанры инструментальной и вокальной музыки
| 1 ч.
|
| 8-9.
| Вторая жизнь песни
| 2 ч.
| Фронтальный опрос по теме.
Оценивание певческих умений учащихся
| 10.
| Всю жизнь мою несу родину в душе…
| 1 ч.
|
| 11.
| Писатели и поэты о музыке и музыкантах
| 1 ч.
|
| 12.
| Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
| 1 ч.
|
| 13.
| Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
| 1 ч.
|
| 14.
| Музыка в театре, в кино, на телевидении.
| 1 ч.
|
| 15.
| Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
| 1 ч.
|
| 16.
| Мир композитора.
| 1 ч.
| Фронтальный опрос по теме.
Оценивание певческих умений учащихся
|
| II полугодие
«Музыка и изобразительное искусство»
| 19 час.
|
| 1.
| Что роднит музыку с изобразительным искусством
| 1 ч.
|
| 2.
| Небесное и земное в звуках и красках
| 1 ч.
|
| 3-4.
| Звать через прошлое к настоящему
| 2 ч.
|
| 5-6.
| Музыкальная живопись и живописная музыка
| 2 ч.
|
| 7.
| Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
| 1 ч.
|
| 8.
| Портрет в музыке и изобразительном искусстве
| 1 ч.
|
| 9.
| Волшебная палочка дирижера.
| 1 ч.
|
| 10-11.
| Образы борьбы и победы в искусстве
| 2 ч.
| Фронтальный опрос по теме.
Оценивание певческих умений учащихся
| 12.
| Застывшая музыка
| 1 ч.
|
| 13.
| Полифония в музыке и живописи
| 1 ч.
|
| 14.
| Музыка на мольберте
| 1 ч.
|
| 15.
| Импрессионизм в музыке и живописи
| 1 ч.
|
| 16.
| О подвигах, о доблести, о славе…
| 1 ч.
|
| 17.
| В каждой мимолетности вижу я миры…
| 1 ч.
|
| 18-19.
| Мир композитора. С веком наравне
| 2 ч.
| Защита группового проекта.
Музыкальная викторина
|
| За учебный год:
| 35 ч.
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Знать/понимать:
специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.
Уметь:
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Содержание тем учебного курса I полугодие «Музыка и литература» (16 часов)
Что роднит музыку с литературой. Песня – душа народа. Жанры вокальной музыки. Жанры вокальной и инструментальной музыки. Фольклор в музыке русских композиторов. Сказка в программной музыке русских композиторов. Жанры вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Обобщающий урок по теме «Жанры вокальной и инструмента-льной музыки». Всю жизнь мою
несу родину в душе…
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Музыка в театре, кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Обобщающий урок по теме «Литература и музыка»
II полугодие «Музыка и изобразительное искусство (19 часов) Что роднит музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Звать через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Музыка на мольберте. Импрессионизм в музыке и живописи. О подвигах, о доблести, о славе… В каждой мимолетности вижу я миры… Мир композитора.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
2. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2004г
фонохрестоматия для 5 класса (6 кассет)
Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М,,Просвещение, 2009 г.
Учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2010г.
|