Скачать 215.89 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образованияКАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТФакультет иностранных языков Кафедра английского (основного) языка УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета_____________ «___» ____________ 200 __ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИстория английского языка По подготовке специалиста По специальности 033200.00 Английский язык с дополнительной специальностью немецкий язык курс 3, семестр 5 Нормативная трудоемкость дисциплины
Петрозаводск 2008 Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 033200.00 Иностранный язык. Рабочая программа разработана на основе типовой программы, утвержденной УМО. Разработчик программы старший преподаватель кафедры английского языка КГПУ, аспирантка кафедры английской филологии РГПУ им. Герцена Филон С.А. « » ____________ 200 г. __________________ ( ) Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры английского языка как основной специальности, протокол заседания кафедры №____ от _____ « » ____________ 2008 Заведующий кафедрой к.п.н., доцент, Гвоздева М.С. « » ____________ 2008 г. __________________ ( ) Настоящая программа не может быть использована другими вузами или подразделениями университета без разрешения разработчика программы.
2. Цели и задачи преподавания дисциплины 2.1 Цель:
2.2 Задачи. В задачи дисциплины входит изложение важнейших изменений фонологической, лексической систем и грамматического строя английского языка на протяжении всей истории его развития и установление причинных связей, управляющих данными изменениями. В результате изучения дисциплины студент будет: иметь представление (понимать и уметь объяснить):
знать:
уметь: - читать и анализировать письменные памятники английского языка; - проводить этимологический анализ слов; - проводить сравнительный и сопоставительный анализ единиц разных уровней языка; иметь опыт (навыки):
3. Содержание и структура дисциплины 3.1 Сводные данные об учебной дисциплине
3.2 Лекции
Тема 1: Место английского языка среди других германских языков. Периодизация истории английского языка. Основные письменные памятники. Германский период. Германские племена. Территориально-племенные диалекты. Рунический алфавит. Хронологические границы древнеанглийского языка. Культурно-исторические предпосылки развития письменной формы древнеанглийского языка в IX-XX вв. Христианизация и распространение латинской письменности. Древнеанглийское письмо. «Беовульф» – важнейший памятник древнеанглийской поэзии. Основные памятники нортумбрийского, уэссекского, кентского и мерсийского диалектов. Хронологические границы среднеанглийского языка. Внутренняя периодизация его истории: раннесреднеанглийский (XII в.), классический среднеанглийский (XIII-первая половина XIV вв.), позднесреднеанглийский (вторая половина XIV-XV вв.). Основные письменные памятники. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера. Хронологические границы новоанглийского языка. Ранненовоанглийский язык (XV-XVII вв.). Этапы становления национального языка. Основные авторы, оказавшие влияние на становление литературной нормы. У. Шекспир. Современный английский язык.
Тема 1. Германский период. Основные фонологические изменения германского периода, приведшие к формированию абсолютно новой, по сравнению с индоевропейской, системы консонантизма. Первое общегерманское передвижение согласных (закон Гримма). Общегерманское ударение. Закон Вернера. Ротацизм. Западногерманское удлинение согласных (геминация). Ингвеонское выпадение носовых. Германские гласные дописьменного периода. Общегерманское преломление. Тема 2. Основные фонетические изменения древнеанглийского периода. Общая характеристика системы согласных в древнеанглийском языке. Ассибиляция палатализованных смычных. Ассимиляция согласных. Общая характеристика системы гласных в древнеанглийском языке. Дифтонги и монофтонги. Старые и новые гласные. [æ] как результат ингвеонской палатализации. Палатальная перегласовка (i-умлаут). Древнеанглийское преломление кратких гласных (дифтонгизация). Дифтонгизация после палатализованных согласных. Велярная перегласовка (велярный умлаут). Особые черты древнеанглийской фонологической системы. Развитие безударного вокализма. Тема 3. Основные фонетические изменения среднеанглийского периода. Хронология и диалектные особенности качественных изменений. Ассибиляция среднеязычных шипящих и возникновение аффрикат и шипящих. Вокализация задне- и среднеязычных щелевых. Монофтонгизация древнеанглийских дифтонгов. Судьба древнеанглийского гласного [y]. Возникновение новых дифтонгов в среднеанглийском языке. Количественные изменения гласных: удлиняющие группы. Сокращение перед группой согласных. Удлинение в открытом слоге. Этапы редукции безударных гласных. Роль французских заимствований в возникновении новых фонем. Ударение в заимствованных словах. Влияние французского языка на среднеанглийскую орфографию. Тема 4. Основные фонетические изменения новоанглийского периода. Изменения в системе гласных. Великий сдвиг гласных: его системные предпосылки и фонологическая сущность, хронологические этапы сдвига. Сокращение долгого открытого [e:], а также [u:] перед дентальными, его спорадический характер. Колебания между [er] и [ar]. Переход [a] в [æ]. Переход [al] в [aul], а затем в [au] (в словах типа talk). Монофтонгизация [au]. Развитие долгого [o:] и долгого открытого [o:]. Лабиализация [a] в сочетании [wa]. Делабиализация [u] и возникновение новой фонемы [Λ]. Вокализация [r] и возникновение дифтонгов нового типа. Изменения в системе согласных. Дефонологизация количества у согласных (выпадение геминат). Фонологизация голоса у щелевых. Новый сонант [ŋ]. Ассибиляция сочетаний переднеязычных согласных с [j]. Озвончение щелевых и аффрикаты [tch] в безударном слоге. Упрощение начальных групп согласных.
Тема 1. Основные характеристики древнеанглийской лексики. Основные способы пополнения словарного состава в древнеанглийский период. Преобладающая роль собственных ресурсов в развитии словарного состава: аффиксация и словосложение. Наиболее продуктивные аффиксы древнеанглийского языка. Суффиксы и их связь с полнозначными словами. Модели словосложения. Место заимствований в древнеанглийской лексике. Скандинавское влияние. Этимологические дублеты. Заимствования из кельтских языков. Заимствования из латыни: первый и второй слой. Тема 2. Состояние лексики в среднеанглийский период. Нормандское завоевание и новая языковая ситуация в Англии. Тематические группы французских заимствований. Конкуренция исконной и заимствованной лексики, судьба заимствованных слов. Третий слой латинских заимствований. Этимологические дублеты французского и латинского происхождения. Словообразование в среднеанглийском. Влияние латинских заимствований на словообразовательную систему английского языка. Заимствованные аффиксы, степень их ассимилированности. Частичное разрушение исконной системы превербов. Судьба преверба ge- > i-. Гетерогенность позднесреднеанглийской лексики. Тема 3. Обогащение словарного состава в новоанглийский период. Заимствования из итальянского, испанского, голландского, греческого и др. языков в эпоху Возрождения. Французские заимствования XVII-XVIII вв., степень их ассимилированности. Заимствования из других языков (немецкий, русский, языки народов Ближнего Востока и коренного населения Северной и Южной Америки и др.) Интернациональная лексика в связи с развитием научно-технической и общественно-политической терминологии, ее происхождение. Лексические особенности литературных вариантов английского языка в США и Канаде. Тема 4. Становление национального английского языка. Динамика взаимоотношений английского и французского языка. Борьба трех языков (англо-саксонского, французского, латинского) в XXI – XXIII вв. Социолингвистические предпосылки победы английского языка к середине XV века. Стирание границ территориальных диалектов. Возвышение лондонского диалекта, причины. Проникание различных диалектных форм в лондонский диалект, их сосуществование. Роль государственных институтов в нормализации лондонского диалекта и распространения его влияния в стране. Основные письменные памятники, созданные на лондонском диалекте (творчество Джеффри Чосера, Джона Гауэра и Джона Уиклифа). Признаки национального литературного языка и основные этапы его формирования в XV-XVII вв. Английский первопечатник Уильям Кэкстон, роль книгопечатания в распространении нормы. Секуляризация школы. Вытеснение латыни и утверждение английского языка в сфере науки, государственного управления и университетского образования. Движение пуризма. Роль переводной литературы в развитии литературного языка (перевод Библии 1611 г.).
Тема 1. Изменение грамматического строя древнеанглийского языка в процессе развития. Грамматический строй древнеанглийского языка, преимущественно синтетический характер древнеанглийской грамматической системы. Основные грамматические категории. Среднеанглийский период как переходный от древнеанглийского к новоанглийскому. Процесс аналитизации. Грамматический строй новоанглийского языка. Структурные факторы изменения и консервативность грамматической нормы. Тема 2. Глагол. Основные категории глагола в древнеанглийском. Спряжение глагола. Морфологическая классификация древнеанглийских глаголов: сильные, слабые, претерито-презентные, неправильные. Сильные глаголы, их классы. Аблаут. Слабые глаголы, общая характеристика. Неправильные (слабые) глаголы 1 класса. Претерито-презентные глаголы: их особенности, семантика, формы, соответствия в современном языке. Неправильные глаголы. Супплетивизм глагола со значением «бытия» в древнеанглийском языке: индоевропейские, германские и древнеанглийские основы его форм. Изменения в системе глагола в среднеанглийском. Дальнейшая судьба различных морфологических групп глаголов. Унификация основ ед. и мн. числа сильного претерита. Распад классов сильных глаголов, переход большого количества сильных глаголов в слабые. Упрощение спряжения и унификация форм. Тенденция к аналитизму (развитие аналитических форм перфекта, длительного вида, будущего времени и страдательного залога). Развитие системы вспомогательных глаголов. Дальнейшее развитие категории вида в новоанглийском, ее распространение на непредельные глаголы в современном языке. Развитие аналитических форм “do + инфинитив” и их особое место в системе английского языка. Место неправильных глаголов в системе языка, различные источники происхождения современных неправильных глаголов. Тема 3. Неличные формы глагола. Инфинитив: формы и функции в древнеанглийском, изменения в средне- и ранненовоанглийском, развитие аналитических форм. Формы и употребление причастия I и причастия II в древнеанглийском, их склонение по сильному и слабому типу. Влияние отглагольного существительного (на -ing/-ung) на изменение форм причастия I в среднеанглийский период. Становление аналитических форм причастия I в ранненовоанглийский период. Причастие II в ранненовоанглийском. Становление герундия, герундий и отглагольное имя в ранненовоанглийском. Тема 4. Имя существительное в древнеанглийском. Основные категории. Род как лексико-грамматическая категория. Особенности категории числа у древнеанглийских существительных. Категория падежа, функции падежных форм. Структура имени и основообразующие суффиксы (-a-, -o-, -i-, -n-, -u-, -r-, -es-). Деление на типы склонения в зависимости от основообразующего суффикса. Индуцирующие и неиндуцирующие основы. Сильное склонение. Слабое склонение. Имена существительные корневого склонения. Омонимия грамматических форм в различных парадигмах. Этапы упрощения парадигмы в среднеанглийском, дифференциация сильного (двухпадежного: Им. – Род.>Притяж.) и слабого (неизменяемого по падежам) типов склонений. Род как лексическая категория (исчезновение рода как грамматической категории). Дальнейшее упрощение и унификация форм в новоанглийском. Возможные причины распада флективного строя. Системный статус притяжательного падежа. Закрепление апострофа как графического показателя притяж. падежа во мн.ч. Развитие группового притяжательного. Тема 5. Имя прилагательное. Происхождение имени прилагательного. Категории имени прилагательного: род, число, падеж, степени сравнения. Сильное и слабое склонение имен прилагательных. Степени сравнения и морфологические формы их выражения. Происхождение суффиксов сравнительной и превосходной степени. Стандартные формы степеней сравнения. Степени сравнения с умлаутом. Супплетивные формы степеней сравнения. Разрушение реляционных категорий (род, число, падеж, сильное/слабое склонение) в системе прилагательного в среднеанглийском. Сохранение словоизменительных форм на -е- в позднесреднеанглийском, их дальнейшее исчезновение и превращение прилагательного в неизменяемую часть речи. Фиксация порядка слов в атрибутивной группе. Образование аналитических форм сравнения прилагательных, спорность их аналитизма. Периферийное положение относительных прилагательных в современном английском языке. Тема 6. Местоимение. Разряды древнеанглийских местоимений. Личные местоимения и их категории: лицо, число, род, падеж. Супплетивизм местоимений 1 лица. Двойственное число личных местоимений 1-го и 2-го лица. Происхождение местоимений 3 лица. Перестройка системы личных местоимений в среднеанглийском и новоанглийском, исчезновение родительного падежа (его развитие в новый класс притяжательных местоимений), слияние дательного и винительного падежей в объектный. Заимствование местоимения 3 л. мн.ч. they из скандинавского. Судьба местоимения 2-го л. ед.ч. thou. Особенности употребления местоимений 2-го л. в языке Шекспира. Тенденция к расширению употребления форм объектного падежа в современном языке. Притяжательные местоимения. Происхождение из родительного падежа личных местоимений. Притяжательное местоимение 3 л. мн.ч. their. Развитие их позиционных вариантов и употребление притяжательных местоимений в постпозиции в среднеанглийском. Указательные местоимения, 2 группы, лексическое значение и грамматическая функция. Супплетивность форм в древнеанглийском. Утрата категорий рода и падежа в системе указательных местоимений в среднеанглийском. Развитие определенного артикля из 1 группы указательных местоимений. Неопределенно-личные местоимения и развитие неопределенного артикля. Этапы развития артикля: противопоставление определенный / нулевой артикль (раннесреднеанглийский) и противопоставление определенный / неопределенный / нулевой артикль (позднесреднеанглийский). Вопросительные местоимения. Омонимия вопросительных и относительных местоимений. Неопределенные и отрицательные местоимения. Развитие новых разрядов возвратных и относительных местоимений в среднеанглийском. Тема 7. Числительное. Количественные и порядковые числительные. Склонение порядковых и количественных числительных. Обозначение чисел в древнеанглийских текстах. Дальнейшее развитие числительных.
Тема 1. Древнеанглийский синтаксис. Модели подчинительных словосочетаний в древнеанглийском. Развитие словосочетания с двойной синтаксической связью. Структура простого предложения в древнеанглийском языке. Превалирующая роль согласования и управления как способов синтаксической связи. Особенности древнеанглийского отрицания. Тема 2. Изменения в структуре простого предложения в среднеанглийском. Изменение соотношения согласования, управления, примыкания и замыкания в синтаксической структуре предложений. Употребление атрибута в постпозиции. Развитие синтаксиса сложных предложений. Согласование времен в сложноподчиненном предложении. Формы выражения отрицания в среднеанглийском языке. Тема 3. Состояние синтаксиса в новоанглийском. Особенности словосочетаний в английском языке: грамматическая слитность и структурная законченность. Употребление that и one в функции замещения в ранненовоанглийском. Развитие аналитических способов связи слов в предложении и в словосочетании: грамматизация порядка слов, синтаксические функции аналитических форм, возросшая роль служебных слов. 6. Заключение Тема 1. Современный литературный язык (XVIII - XXI вв.): тенденции развития. Распространение английского языка за пределы Великобритании и образование вариантов литературного языка в США, Канаде, Австралии и Индии. Территориальная и социальная вариативность нормы. Интерференция британского и американского вариантов литературного языка. Английский язык как язык международного общения. 3.3 Практические (семинарские), лабораторные занятия Раздел 2. Фонетическая система: – анализ фонетической системы древнеанглийского языка на примере отрывка из текста о путешествии Охтхере. Сравнение древнеанглийской и современной фонетической систем. Режимы работы – в группах и фронтально. Раздел 4. Морфология: – анализ морфологической системы древнеанглийского языка на примере отрывка из поэмы «Беовульф». Основные категории: глагол и имя существительное. Режимы работы – в группах и фронтально. – анализ основных изменений, произошедших в морфологии английского языка от древнеанглийского к среднеанглийскому периоду на примере отрывка из «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера. Режимы работы – в группах и фронтально. Раздел 5. Синтаксис – анализ синтаксической системы ранненовоанглийского языка на примере отрывка из трагедии «Гамлет» У. Шекспира. Становление основных синтаксических моделей. Порядок слов. Режимы работы – в группах и фронтально. Лабораторный практикум по данной дисциплине не предусмотрен. 3.4 Самостоятельная работа студентов В рамках курса по истории английского языка предполагается организация самостоятельной работы студентов по следующим направлениям: - подготовка к семинарским занятиям; - самостоятельное выполнение упражнений из «Практикума по истории английского языка»; - подготовка небольших индивидуальных сообщений по предложенным темам (список прилагается ниже) Возможна следующая организация этих видов самостоятельной работы по темам: Раздел 1. Вводная часть: - подготовка индивидуальных сообщений по предложенным темам (см. ниже) Раздел 2. Фонетическая система: - письменное выполнение заданий для самостоятельной работы (И.П.Иванова, Л.П.Чахоян, Т.М.Беляева. Практикум по истории английского языка. Сс., 17 – 19, 28 – 30; 95 – 96). Форма контроля – фронтально или (выборочно) сдача на проверку письменно; - подготовка к семинарскому занятию (А.И. Смирницкий. Хрестоматия по истории английского языка. Из рассказа Охтхере о его первом путешествии, с. 25); - подготовка индивидуальных сообщений по предложенным темам (см. ниже) Раздел 3. Лексика: - подготовка индивидуальных сообщений по предложенным темам (см. ниже) Раздел 4. Морфология: - письменное выполнение заданий для самостоятельной работы (И.П.Иванова, Л.П.Чахоян, Т.М.Беляева. Практикум по истории английского языка. Сс. 40 – 41, 46 – 48, 55 – 57, 64, 71 – 72; 106 – 107, 114 – 116). Форма контроля – фронтально или (выборочно) сдача на проверку письменно; - подготовка к семинарскому занятию (А.И. Смирницкий. Хрестоматия по истории английского языка. Из Беовульфа, с. 15); - подготовка к семинарскому занятию (А.И. Смирницкий. Хрестоматия по истории английского языка. Из пролога Чосера к Кентерберийским рассказам, с. 66); - подготовка индивидуальных сообщений по предложенным темам (см. ниже) Раздел 5. Синтаксис: - письменное выполнение заданий для самостоятельной работы (И.П.Иванова, Л.П.Чахоян, Т.М.Беляева. Практикум по истории английского языка. Сс. 79 – 81, 123 – 124). Форма контроля – фронтально или (выборочно) сдача на проверку письменно; - подготовка к семинарскому занятию (А.И. Смирницкий. Хрестоматия по истории английского языка. Из «Гамлета» Шекспира, с. 98); - подготовка индивидуальных сообщений по предложенным темам (см. ниже) Раздел 6. Заключение - письменное выполнение заданий для самостоятельной работы (И.П.Иванова, Л.П.Чахоян, Т.М.Беляева. Практикум по истории английского языка. Сс. 154 – 156, 161 – 162). Форма контроля – фронтально или (выборочно) сдача на проверку письменно; - подготовка индивидуальных сообщений по предложенным темам (см. ниже). Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
Выполнение рефератов и курсовых работ в рамках данной дисциплины не предусмотрено. 4. Список литературы по дисциплине Основная литература:
Дополнительная литература:
5. Методические материалы 5.1 Инструкции и методические указания по проведению занятий Для преподавателя В рамках каждой обсуждаемой темы раздела осуществляется: - знакомство с новым материалом на лекции (тематическое планирование лекций представлено в пункте 3.2); - проработка его студентами в режиме самостоятельной работы (варианты заданий для самостоятельной работы приведены в пункте 3.4); - его закрепление на семинарских занятиях и уроках-презентациях (тематику семинарских занятий см. в пункте 3.3). Преподавателю важно установить обратную связь со студентами, для того, чтобы своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и обеспечить полное понимание и усвоение материала. Для студентов Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, в процессе которой они учатся самостоятельно работать с древними текстами, анализировать их, искать ответы на поставленные вопросы, пользуясь справочниками, учебниками, словарями, а также цифровыми образовательными ресурсами. 5.2 Наглядные средства обучения - контурные карты - схемы и таблицы 5.3 Технические средства обучения - видеопроектор и экран - компьютер 5.4 Цифровые образовательные ресурсы - http://yazykoznanie.ru/content/view/46/234/ - http://www.krugosvet.ru/articles/80/1008047/1008047a1.htm#1008047-A-101 6. Требования к уровню освоения дисциплины и используемые формы текущего, промежуточного и итогового контроля 6.1 Требования к уровню освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление (понимать и уметь объяснить):
знать:
уметь: - читать и анализировать письменные памятники английского языка; - проводить этимологический анализ слов; - проводить сравнительный и сопоставительный анализ единиц разных уровней языка; иметь опыт (навыки):
6.2 Используемые формы контроля - устные ответы на семинарских занятиях; - проверка заданий для самостоятельной работы, выполненных студентами письменно; - индивидуальные выступления – доклады; - контрольный срез знаний (тест); - устный экзамен
7. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы
|
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию | Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное... Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию | Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... | Российской федерации федеральное агентство по образованию Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» | ||
Программа по дисциплине «Концептуальные основы домоведения» Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты 3 | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 030501 Юриспруденция... Ведерников Н. Т., Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук,... | Обеспеченность электронными образовательными ресурсами Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию Методы обследования и функциональная диагностика в терапии (73 вопроса) | Развитие воображения у детей Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | ||
Темы конкурса рефератов Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» | Протокол №7 от «22» марта 2011 г Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо «южный федеральный университет педагогический иститут» |