План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»





Скачать 111.12 Kb.
НазваниеПлан урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Дата публикации29.07.2013
Размер111.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
План урока

Тема урока: «Три мира в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цели урока:

дидактическая: закрепить и формировать знание по конкретной теме; понять замысел писателя; рассмотреть и осмыслить сюжетные линии в романе; доказать неизбежность введения НЭПа в 1921 г., установить его итоги (положительные и отрицательные); показать актуальность полученных учащимися знаний по данной теме.

развивающая: развивать у учащихся навыки сравнительного анализа в работе с текстом произведения, делать самостоятельные выводы; развивать логическое мышление; умение работать в команде; закрепление навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.

воспитательная: привить интерес к изучению творчества М.А. Булгакова; развивать целеустремленность, память; воспитывать нравственные качества личности; формировать грамотное экономическое мышление, умение разбираться в экономической и политической жизни прошлой и современной истории; учиться подвергать его критическому анализу.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы проведения: проверка домашнего задания; работа с презентацией по заданной теме; письменный и устный (фронтальный) опросы; работа с сигнальными карточками; использование ролевых ситуаций в рамках урока; работа с источниками; выполнение тестовых заданий

Межпредметные связи: сложное переплетение героев и сюжетных линий в романе «Мастер и Маргарита» (дисциплина литература) и неизбежность введения НЭПа в стране в 20-е годы прошлого столетия

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентации (по литературе и истории), портрет М.А. Булгакова, текст романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», раздаточный материал к уроку, костюмированные заготовки, плакаты и иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита»; видеофрагменты из кинофильма В. Бортко «Мастер и Маргарита»; рабочий лист (документы: “Из письма крестьян Панфиловской волости Вологодской губернии; учебник: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарёв, В.А. Рогожин Россия и мир. ХХ век. 11 кл. – М.: Дрофа, 2006.

Ход урока

Слова улетают, написанное остается.

Латинская пословица

  1. Организационный момент

а) Выявление отсутствующих студентов, мобилизация внимания, проверочная беседа по готовности к уроку.

б) Сообщение темы и целей урока. Вступительное слово преподавателя Татаренко Л.Г.: « Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока достаточно познавательна, актуальна и, в связи с этим, заслуживает особого внимания. Немного найдется в русской литературе романов, которые вызвали бы столько споров, сколько вызвал роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Литературоведы, историки и просто читатели не перестают рассуждать о прототипах его героев, о его философской и морально-этической сути. Три мира, представленных в романе (древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный автору – московский), соответствуют трем группам персонажей, причем представители разных миров образуют своеобразные триады.

  1. Актуализация познавательной деятельности

Связь с материалом прошлого урока. Проверка домашнего задания по литературе. Проведение фронтального опроса. Чтение и анализ отдельных глав романа.

  1. Изучение нового материала

Звучит музыка из кинофильма «Мастер и Маргарита» (И. Корнелюк). Театрализованное, костюмированное вступление (выступают «Воланд» и «его свита»:

Воланд: «Я вижу, вы немного удивлены. А между тем удивляться нечему. Это моя свита. И свита эта требует места, так что кое-кто из нас здесь лишний. И мне кажется, что этот лишний – именно вы!

Коровьев: «Они, они! Вообще они в последнее время жутко свинячат. Ничего не делают, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки».

Бегемот: «Машину зря гоняет казенную!»

Азазелло: «Я вообще не понимаю, как он попал в директора, он такой же директор, как я архиерей! Разрешите, мессир, его выкинуть из Москвы!»

Бегемот: «Брысь!»). Вопрос преподавателя: «Кого и за что так отрицательно характеризуют представители свиты Воланда? Как они решают наказать его?»

Проводится совместное обсуждение вопроса: Как связаны между собой три мира, представленные в романе? (Роль связующего звена выполняет Воланд и его свита). Выступление студентки (Коробко Александры) - сообщение о появлении в природе и литературе образа Сатаны. Просмотр видео «Кодекс Гикаса».

Преподаватель Татаренко Л.Г. представляет студентам презентацию по новой теме урока. Записывается вывод о значение образа дьявола в романе: «Падший ангел» у Булгакова подобен держателю того самого зеркала, в котором отражается современная автору жизнь. Он признан творить добро (как это не парадоксально выглядит), выявляя людские пороки, однако изменить социальную систему он не в силах». Вопрос к группе: На какие пороки в обществе указывает «князь тьмы»? Матвееня Дарья, Шевелева Анастасия, Вислоцкая Анастасия анализируют главы из романа (индивидуальное задание).

- Ребята, а почему именно в квартире № 50, что на Садовой, 302-бис автор размещает Воланда с себе подобными? Чем эта «нехорошая квартира» отличается от прочих? Студенты предлагают варианты ответов.

- Сейчас мне бы хотелось предоставить слово преподавателю истории - Бутченко Светлане Владимировне.

- В результате революции 1917 г. появился новый, уникальный политический строй – «Власть советов». Для поддержания режима большевики использовали ряд мер: как применение диктатуры власти (военный коммунизм), так и экономического характера (НЭПу).

Студентка группы Эльзнер Маргарита выступает с индивидуальным домашним заданием. “Социально-экономическая политика Советской Республики с 1918 – к. 20-х гг. ХХ в.”: характерные черты “военного коммунизма”.

Предполагаемое выполнение.
Таблица№1

“Социально-экономическая политика Советской республики

Характерные черты “Военного коммунизма” (с лета 1918 – начало 1921 года)

1.Продразвёрстка

2.Трудовая повинность

3. Продуктообмен, уравнительность в распределении.

4.Полная национализация промышленности.

5.Запрет наёмного труда.

6.Запрет торговли.

7.Бесплатные коммунальные услуги.

8.Отмена денег.

9.Ликвидация частной собственности, монополия государственной собственности.

В ходе урока мы вместе вернемся к правой часть таблицы: “Характерные черты НЭПа”.

Объявление темы урока: НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. Данная тема является неотъемлемой в плане обсуждаемого урока.

II. 1. Причины перехода к НЭПу (слайд 4)

Запись в тетради:

- Ослабление союза рабочих и крестьян (крестьяне выражали недовольство системой “военного коммунизма”: 13 августа 1920 года началось выступление крестьян под руководством Александра Степановича Антонова (40 тысяч крестьян и рабочих в Тамбовской губернии); январь 1921 года – 60 тысяч крестьян восстали в Западной Сибири);

Работа с документом. Что требовали крестьяне? (Учащиеся анализируют документ)

Запись в тетради:

28 февраля 1921 года – выступление моряков в Кронштадте. Руководитель выступления С. М. Петриченко (требовали пересмотра хозяйственной политики и демократизации советского строя: “Советы без коммунистов!”); (видео 1)

Пути выхода из кризиса: (6 слайд)

•Продолжение военного коммунизма, т.е. террор, насилие и репрессии

•Полное удовлетворение требований мятежников

•Тактический маневр, при котором командные высоты останутся за большевиками

(Слайд 7) Какие выводы сделал Ленин? (Ленин, осознав опасность ситуации, сделал два вывода: надо идти на соглашение с крестьянами и ужесточить борьбу с оппозицией, вплоть до ее полного уничтожения.)

2. Переход к НЭПу: (слайд№8).

Запись в тетради:

– март 1921 года – Х съезд РКП (б) – решение перейти к НЭПу.

3. Содержание НЭПа: (слайд 9). В связи с переходом к новой экономической политике возникла проблема реорганизации НКВД (Народный комиссариат внутренних дел)- Центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка, полномочия НКВД были существенно расширены. середины 20-х годов НКВД утрачивает функцию руководства коммунальным хозяйством и отвечают за экономические преступления. Следующим шагом НЭПа стала замена продразверстки продналогом. Он был вдвое меньше, объявлялся весной и не мог быть увеличен в течение года. Все излишки оставались у крестьян. Свободная торговля. В области промышленности была отменена ее полная национализация. Мелкие и средние предприятия передавались в частные руки. Разрешались иностранные концессии. Это потребовало отмены принудительного труда, введения тарифной системы зарплаты, формирования рынка труда. Была проведена денежная реформа, восстанавливалось денежное обращение. Был выпущен “золотой червонец”. В то же время крупные предприятия остались в руках государства. В 1923 г. были созданы тресты и синдикаты, работавшие на самоокупаемости.

Учащиеся анализируют сравнительную таблицу №1 и делают выводы. (слайд 10)

Таблица№1

“Социально-экономическая политика Советской республики с 1918-конца 20-х годов XX века”.

Характерные черты “Военного коммунизма” (с лета 1918 – начало 1921 года) Характерные черты НЭПа (начало 1921 – конец 20 годов XX века)

1.Продразвёрстка 1. Продналог.

2.Трудовая повинность 2.Оплата по труду.

3. Продуктообмен, уравнительность в распределении. 3.Отмена трудовой повинности.

4.Полная национализация промышленности. 4.Сдача государством мелких и средних предприятий в аренду частным лицам.

5.Запрет наёмного труда. 5.Разрешение наёмного труда.

6.Запрет торговли. 6.Разрешение крестьянам продавать излишки хлеба на рынке

7.Бесплатные коммунальные услуги. 7.Существование нескольких форм собственности.

8.Отмена денег. 8.Создание концессий

9.Ликвидация частной собственности, монополия государственной собственности. 9. “Командные высоты сохранились в руках государства”

4. Противоречия НЭПа: Анализ слайда №11.

Запись в тетрадях: Между экономической и политической системой, рассчитанной на использование административно-командных методов управления, и было главное противоречие.

Экономические противоречия. Высокие темпы экономического роста в период НЭПа объяснялись во многом “восстановительным эффектом”. В промышленности восстанавливались мощности, а в деревне земля вновь вводилась в севооборот. В конце 20-х годов эти резервы иссякли и потребовались огромные капиталовложения. Привлечь иностранные инвестиции, или внутренние сбережения (они были минимальны) большевики не могли.

5. Результаты НЭПа: слайд №14, учебник стр.132-133. Самостоятельная работа с текстом учебника по вариантам. Учащиеся составляют сравнительную таблицу “результаты НЭПа”
I вариант: положительные.

II вариант: отрицательные.

Выступают учащиеся. Ответы обобщаются в виде таблицы №2.
Таблица №2

Результаты НЭПа

Положительные результаты

Отрицательные результаты

1.Большевики удержались у власти.

1.Экономические кризисы 1923, 25, 27 годов – результат отставания темпов возрождения промышленности от производства сельского хозяйства.

2.Востановлено разрушенное народное хозяйство, превзойдён довоенный уровень ( к 1925 году в сельском хозяйстве, к 1928 году в промышленности).

2. Социальная и имущественная дифференциация крестьянства.

3. Созданы условия для нового этапа индустриализации.

3.К 1928 году безработица – более 2 млн чел.

4.Пробудилась частная инициатива (возродилась рыночная экономика).

4. “Ножницы цен” мешали наладить прочный товарообмен между городом и деревней.

5.Национальный доход возрос на 18 % в год; рост промышленной продукции составил 30 % в год.

5. Борьба с инакомыслием: а) 1922 год – “Философский пароход”. б) Уничтожено 200 тыс. священнослужителей.

6. Золотой червонец – твёрдая валюта.

6. Инфляция второй половины 20-х годов

7.Концессии 7. Большой чиновничий аппарат.

Противоречия НЭПа(11 слайд)

«Восстановительный эффект». Резервы иссякли, привлечь иностранные инвестиции, или внутренние сбережения могли.

К концу 1920-х годов НЭП закончил своё существование а юридически прекратил сое существование 11 октября 1931года. 21 января 1924 года- смерть В.И.Ленина- апрель 1922г- Генеральный секретарь И.В.Сталин.

Выводы по теме

- НЭП – это особая политика, рассчитанная на значительные сроки, направленная на построение основ социализма.

Видео 2

III. Закрепление.

1) Учащиеся заполняют рабочие листы, розданные на каждого ученика. Вносят соответствующие цифры, перечисляя характерные черты “Военного коммунизма” и НЭПа.

Таблица №3

Военный коммунизм

НЭП



Ответ: 1, 5, 6, 7, 9, 10, 11

2, 3, 4, 8, 12

1.Продразверстка. 2.Оплата по труду. 3. Продналог. 4. Переход к товарообмену.5.Национализация промышленности. 6. Запрет наёмного труда. 7. Запрет торговли. 8. Отмена трудовой повинности. 9. Уравнительная оплата. 10. Бесплатные коммунальные услуги. 11. Отмена денег. 12. Разрешение государством открыть мелкие частные предприятия.

Итак, мы снова постараемся с вами мысленно оказаться на страницах романа «Мастер и Маргарита», и сейчас мне бы хотелось коснуться описания «московских» и «евангельских» глав. С индивидуальным заданием выступает студентка группы Маслова Анна (образ Иешуа Га-Ноцри). Вывод записывается в тетради: «Посредством образа Иешуа Га-Ноцри Булгаков передает свое убеждение в том, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти». Просмотр кадров из кинофильма «Мастер и Маргарита» (глава «Понтий Пилат»). Устный анализ просмотренных эпизодов.

Студентка группы Слюта Иоанна выступает с сообщением о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате (индивидуальное задание).

Предлагается ответить на вопросы (устно) по всему роману: К каким из миров относятся перечисленные герои (для ответов используются сигнальные карточки) ? Марк Крысобой, Аннушка, Берлиоз, Азазелло, Низа, Маргарита, Иосиф Каифа, Левий Матвей, Иван Бездомный, Наташа, Степа Лиходеев, кот Бегемот, Гелла, Афраний, Алоизий Могарыч, Варенуха, Фагот Коровьев, Стравинский, Понтий Пилат, Федор Васильевич, Банга, Иешуа Га-Ноцри, Рюхин, Римский, Мастер, Фрида, Иуда, Тузбубен, Арчибальд Арчибальдович.

Далее ведется обсуждение образов Мастера и Маргариты ( студентки группы Кротченко Екатерина и Семенова Галина – индивидуальные задания). Чтение и анализ текста. Вывод записывается в тетради: «Душная, суетящаяся Москва в 20-30-е годы напоминает древний Ершалаим с его политической борьбой и интригами. И как две тысячи лет назад существует добро и зло, любовь и предательство. В романе все три мира переплетаются, а персонажи в чем-то повторяют друг друга. Мастер – Иешуа; Алоизий Могарыч напоминает Иуду; Левий Матвей в чем-то Ивана Бездомного».

В качестве закрепления пройденной темы подготовлены тесты и вопросы по роману «Мастер и Маргарита».

Первая триада романа: прокуратор Иудеи…

«князь тьмы»…

директор психиатрической больницы, профессор…

Вторая триада романа: Афраний –

Фагот Коровьев –

Врач Федор Васильевич –

Третья триада романа: кентурион – Марк…

демон безводной пустыни –

Арчибальд Арчибальдович –

Четвертая триада романа: животные, наделенные человеческими качествами. А), Б), В).

Женская триада романа: Низа –

Гелла –

Наташа –

Подведение итогов урока

Преподаватели подводят итоги урока, выставляют отметки студентам. Сообщают тему следующего урока с объяснением домашнего задания.

Домашнее задание

Подготовиться к тесту по роману по следующим вопросам: 1. Москва и москвичи в романе. 2. Проблема одиночества. 3. Время и пространство в романе. 4. Почему Мастер «не заслужил света», а «заслужил покой»?

Домашнее задание по истории: Параграф 34. Подобрать материал «НЭП в оценках историков и современников».

Преподаватель русского языка и литературы Татаренко Л.Г.

Преподаватель истории Бутченко С.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» композиция, сюжет герои. Сатира на коррупцию
План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрока литературы в 11 я классе по теме: «Новозаветная история в романе...
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке...
План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока многоплановость, разноуровневость повествования в...
Многоплановость, разноуровневость повествования в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке...
План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconРеферат Тема: Библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита» М....
...
План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока литературы в 11 классе по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира
План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрока литературы в 11 классе. По теме «Роман м булгакова «Мастер и Маргарита»
Самоанализ урока литературы в 11 классе. По теме «Роман м булгакова «Мастер и Маргарита»
План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconСловарь Паронимический минимум
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке...
План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconПрактическая работа «технологии поиска работы» постановка цели
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке...
План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconФантастика и реальность в произведении Булгакова Мастер и Маргарита
Iii взаимодействие фантастического и реального мира
План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по литературе
План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите тему урока «Каждый человек ответственен за добро и зло» (по роману М. Булгакова Мастер и...
План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «А вот звезды останутся…» (по творчеству М. А. Булгакова, роман «Мастер и Маргарита»)
План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconТип урока: повторительно обобщающий. Оборудование: стенд, рисунки,...
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
План урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconТайнопись романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” план введение...
Цель работы: Исследование развития криптографии и способов применения шифров в деятельности человека


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск