Скачать 150.35 Kb.
|
Урок на конкурс « «Уроки Сахарова. «Мир. Прогресс. Права человека»Учитель-методист Смаль Елизавета Юрьевна, школа-гимназия №6,г.Винница, Тема: «А вот звезды останутся…» (по творчеству М.А.Булгакова, роман «Мастер и Маргарита»). Цели: 1) учить детей вдумчивому чтению произведений; 2) развивать речь посредством самостоятельного суждения о героях произведения, выражения своей точки зрения о том или ином явлении; 3) воспитывать высокие нравственные качества человека. Оборудование: 1. Портрет писателя. 2. Книга Д.С.Мережковского «Воскресшие боги Леонардо да-Винчи». 3. Книга Ю.Г.Виленского «Доктор Булгаков». 4. Грамзапись песни И.Николаева «Мастер и Маргарита». 5. Презентация к уроку. Библия. Репродукция картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Тип урока: урок-размышление Ход урока I.Оргмомент. Сообщение темы урока. II.Слово учителя. Удивительные вещи иногда встречаются в жизни! Экскурсионная поездка в музей космонавтики в Житомир. Читаем надпись по латыни «Per aspera ad astra» — через тернии к звёздам.Серге́й Па́влович Королёв (30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966, Москва) Королев был арестован 27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве после ареста Клейменова и других работников Реактивного института. Он был подвергнут пыткам. По некоторым данным, во время пыток ему сломали челюсть. Автором этой версии является журналист Я. Голованов. Однако, в своей книге он подчеркивает, что это только версия: «в феврале 1988 года я беседовал с членом-корреспондентом Академии наук СССР Ефуни. Сергей Наумович рассказывал мне об операции 1966 года, во время которой Сергей Павлович умер. Сам Ефуни принимал участие в ней лишь на определенном этапе, но, будучи в то время ведущим анестезиологом 4-го Главного управления Минздрава СССР, он знал все подробности этого трагического события.” Этот материал читаем в Википедии.Анестезиолог Юрий Ильич Савинов столкнулся с непредвиденным обстоятельством, — рассказывал Сергей Наумович. — Для того чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а Королев не мог широко открыть рот. У него были переломы двух челюстей… — У Сергея Павловича были сломаны челюсти? — спросил я жену Королева, Нину Ивановну. — Он никогда не упоминал об этом, — ответила она задумчиво. — Он действительно не мог широко открыть рот, и я припоминаю: когда ему предстояло идти к зубному врачу, он всегда нервничал…Королёв пишет ясно: „следователи Шестаков и Быков подвергли меня физическим репрессиям и издевательствам“. В журнале «Новый мир» (№4,1990г)читаю статью Мариэтты Чудаковой «Сквозь звезды к терниям». И сразу вспомнила Житомир…Автор статьи, изменив известное латинское название на противоположное по содержанию, отметила основные условия печатной литературы в середине 30-ых годов: 1.Жертвенность во имя будущего. 2.Определенный набор сюжетных ситуаций, вымывание большого списка тем (глубокие душевные травмы, кризисы, психологическое неравновесие героя и т.п.) 3. Ориентация на текст- образец. ( « Мать» А.М.Горького, «Цемент» Ф.В.Гладкова). Маяковский в своем стихотворении "Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому" так отозвался о "Цементе": Что годится? Чем гордиться? Продают «Цемент» со всех лотков. Вы такую книгу, что ли, цените? Нет нигде цемента, А Гладков написал благодарственный молебен о цементе. А в газете « Слава Родины» за 15 мая 1991 года к 100-летнему юбилею М.А. Булгакова помещена статья писателя Климчука «…А вот звезды останутся…». Сегодня у нас состоится встреча с героями (для некоторых ставшими любимыми) романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». И урок мы назовем « А вот звезды останутся…». Но эта встреча не состоялась бы, если бы в Киеве конца прошлого века в невысоком каменном доме на улице Воздвиженской в семье профессора духовной академии Афанасия Булгакова 3(15 по нов. ст.) мая 1891г. не родился первенец Михаил, названный в честь покровителя первостольного града Киева архангела Михаила. В романе соединены в единый могучий поток стихии реалий, фантастики, сатиры. Роман «Мастер и Маргарита» - это библия всепобеждающей любви, философский гротеск, это художественно-утонченный трактат истин, одна из которых: «Зло обречено творить благо». Умирающему писателю жена сказала: «Я клянусь, что перепишу роман… Тебя будут печатать». «Чтобы знали…» - последние слова Булгакова. III.Анализ содержания романа. Какими категориями человек может управлять сам? (Примерно: добро-зло. (Человек выбирает сам тот путь, по которому ему идти… И отсюда строит свою жизнь…)Посмотрите на схему и скажите, согласны ли вы с тем, что роман состоит из 3х слоев, которые существуют в неразрывном единстве и в то же время каждый из них на свой лад автономен? Докажите свою точку зрения. (Примерно: Писатель встречает Маргариту, они влюбляются, он пишет роман об Иешуи Га-Ноцри (Христе) и Понтии Пилате, в Москву с визитом прилетает сатана (Воланд) со своей свитой, их гастроли не остаются незамеченными, с ними же встречаются Мастер и Маргарита. Но писатель еще пишет о Мастере. Взаимопроникновение этих пластов очевидно). Литературовед Наталья Кузякина высказывает догадку, что замысел будущего романа возник у писателя после того, как прочитал он в киевской периодике фантасмагорию Александра Кузякина «Любое желание». И произошло это еще в 1919 году. На подступах к изучению «Мастера и Маргариты» естественно возникает вопрос о философском кредо Булгакова, воплощенном в тексте произведения; о том модусе отношения писателя к изображаемому, постигнув который, читатель может обрести заветную нить Ариадны, необходимую ему для свободного передвижения по лабиринтам романа. Троемирие – вот основная концепция булгаковского романа. Вечность, в которой встречаются миры человеческий и библейский, вот пространственно-временные координаты «Мастера и Маргариты».Посмотрите, какими словами заканчиваются главы из жизни москвичей 30х гг. и как начинается каждая глава из романа Мастера. (Одинаково).С позиции вечности становится вполне объяснимой и «таинственная связь» между встречей на Патриарших прудах и историей допроса Иешуа: оба эти события происходят в один и тот же день календарного года, а именно Страстный четверг. Полная весенняя луна, которая сияет в небе Ершалаима и Москвы,- это намек на то, что на дворе Страстная неделя, канун Пасхи, отмечаемой в христианском мире в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Троемирие – вовсе не открытие Булгакова. Философское учение Григория Саввича Сковороды, выдающегося украинского ученого, исходит из идеи трех «миров». Схематично: 1.Вселенная(макрокосмос)- 2.Символическая реальность. Совершенный образец –Библия –3.Человек(микрокосмос)Учение Григория Савича Сковороды Человек→ дела →значение для вселенной Итак, первый пласт романа.Обратим внимание, что и в общении с книгой проявляется триединство: произведение – читатель – впечатление.
Возмездие за содеянное зло.
Нет пророков в своем отечестве! Это слова Иисуса Христа. Но они же путеводная нить в творчестве людей, это тот жребий, который они сами выбирают. Это их крест по жизни. Булгаков писал в письме Попову, вспоминая Гоголя:
«…Укрой меня своей чугунной шинелью». По слову и сбылось. Гоголь уступил свой крестный камень Булгакову. II пласт романа. Отношения Мастера и Маргариты. Встреча писателя и Маргариты Их отношения. Рукопись… Жертва, принесенная Маргаритой любимому. Встреча Мастера с Воландом. Физическая смерть… Прощение и вечный приют. Рукописи не горят…1929 год Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной в голодные, тяжкие годы. Перехватив аванс, он пригласил ее как-то выпить кружку пива. Закусывали крутым яйцом. Но, как все с ним, это было празднично, счастливо. Он рассказывал ей завязку будущей книги, а потом повел в какую-то страшную квартиру, тут же, на Патриарших. Там их встретил какой-то старик в поддевке с белой бородой (ехал из ссылки, добирался через Астрахань) и молодой… Сидели у камина. Старик спросил: «Можно вас поцеловать?» Поцеловал и сказал: «Ведьма». 1936 г. 9 марта статья о Мольере: «Внешний блеск и фальшивое содержание».Булгаков вечно маялся с жильем. Квартирный вопрос – один из самых важных для каждого человека. Писатель пошел на собрание пайщиков в Союзе писателей. Первым в списке назвали Б. Булгаков тянет руку: «Что сделал тов. Б.? В чем его заслуги перед литературой?» «О, его заслуги велики,- отвечает председательствующий,- он достал для кооператива 70 унитазов».Потом они с Еленой Сергеевной видели этого Б. Булгаков говорил: «Смотри, смотри на него внимательнее, в нем зреет «Война и мир»!Рукописи романа «Мастер и Маргарита» сохранились неполностью. Целые тетради черновых редакций, пачки листов, отдельные листы уничтожил автор. До встречи с Еленой Сергеевной уничтожал много, почти всё. После встречи с нею, после вступления в брак с нею – реже. И все-таки уничтожал. Писал другу своему П.С.Попову (24 апреля 1932): «Печка давно уже сделалась моей излюбленной редакцией. Мне нравится она за то, что она, ничего не бракуя, одинаково охотно поглощает и квитанции из прачечной, и начала писем, и даже, о позор, позор, стихи!» И в дневнике Елены Сергеевны 12 октября 1933 года запись: «Утром звонок Оли: арестованы Николай Эрдман и Масс. Говорит, за какие-то сатирические басни... Ночью М.А. сжег часть своего романа». Квартирные махинации (по роману):«Один гражданин получил трехкомнатную квартиру на Земляном валу. Разделил одну из комнат перегородкой, мгновенно превратив ее в четырехкомнатную. Затем он обменял на две отдельных квартиры в разных районах Москвы- одну в три и другую в две комнаты. Их стало пять. Трехкомнатную он обменял на две отдельных комнаты. Стал обладателем шести комнат, рассеянных в полном беспорядке по всей Москве.Он собирался произвести последний и самый блистательный вольт, поместив в газете объявление, что меняет шесть комнат в разных районах Москвы на одну пятикомнатную квартиру на Земляном валу, но его деятельность прекратилась».«…возможно, что он сейчас и имеет какую-нибудь комнату, но только, смею вас заверить, что не в Москве».Чехов, Вересаев, Булгаков. Книга «Дьяволиада» была подарена Булгаковым Марии Павловне Чеховой с дарственной надписью. Вересаев помог Булгакову материально в трудную минуту. Чтение книг осмысление передача через призму своего видения. («Фауст» Гете, «Крошка Цахес» Гофмана, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Достоевского III пласт романа. Сатирически-документальное изображение бытовой среды Москвы 20х годов. Как характеризует писателей, критиков М.А.Булгаков в романе « Мастер и Маргарита» высказыванием о них: « Один пишет стихи, другой – прозу, один «молодой в стрижке боксом», другой «пожилой с бородой»? Анализ отрывка из романа, касающийся МАССОЛИТА.Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала.(в правлении было 13 человек!) Описание дома.Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом. А важно то, что в настоящее время владел этим домом тот самый МАССОЛИТ,во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах. С легкой руки членов МАССОЛИТа никто не называл дом "домом Грибоедова",а все говорили просто "Грибоедов": "Я вчера два часа протолкался у Грибоедова", -- "Ну и как?" - "В Ялту на месяц добился". - "Молодец!". Или: "Пойди к Берлиозу, он сегодня от четырех до пяти принимает в Грибоедове..." И так далее. «Начинка МАССОЛИТА» МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать. На дверях комнаты N 2 было написано что-то не совсем понятное: "Однодневная творческая путевка. Обращаться к М. В. Подложной". … Следующая дверь несла на себе краткую, но уже вовсе непонятную надпись: "Перелыгино". Потом у случайного посетителя Грибоедова начинали разбегаться глаза от надписей, пестревших на ореховых теткиных дверях: "Запись в очередь на бумагу у Поклевкиной", "Касса", "Личные расчеты скетчистов"... Прорезав длиннейшую очередь, начинавшуюся уже внизу в швейцарской, можно было видеть надпись на двери, в которую ежесекундно ломился народ: "Квартирный вопрос". …Далее следовали, повинуясь прихотливым изгибам, подъемам и спускам Грибоедовского дома, - "Правление МАССОЛИТа", "Кассы N 2, 3, 4, 5","Редакционная коллегия", "Председатель МАССОЛИТа", "Бильярдная", различные подсобные учреждения, наконец, тот самый зал с колоннадой, где тетка наслаждалась комедией гениального племянника. Значимость членского билета МАССОЛИТА. Всякий посетитель, если он, конечно, был не вовсе тупицей, попав в Грибоедова, сразу же соображал, насколько хорошо живется счастливцам - членам МАССОЛИТа, и черная зависть начинала немедленно терзать его. И немедленно же он обращал к небу горькие укоризны за то, что оно не наградило его при рождении литературным талантом, без чего, естественно, нечего было и мечтать овладеть членским МАССОЛИТским билетом, коричневым, пахнущим дорогой кожей, с золотой широкой каймой, - известным всей Москве билетом. Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории,но все же надо войти и в положение посетителя. Ведь то, что он видел в верхнем этаже, было не все и далеко еще не все. Весь нижний этаж теткиного дома был занят рестораном, и каким рестораном! По справедливости он считался самым лучшим в Москве. 3.Дайте анализ следующих эпизодов.
4.Ответьте на вопросы. Какую телеграмму получил дядя Берлиоза? («Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны в пятницу, три часа дня. Приезжай. Берлиоз»). Какие чувства испытывал он к погибшему Берлиозу? (Никаких, кроме беспокойства о наследстве.) Как и герои «Мертвых душ»,- это люди, человеческая суть которых в основном сводится к какой-нибудь одной «страстишке». Мир людей мало изменился по временному критерию. Те же пороки, что и раньше. Страх. Алчность. Трусость. Трусость. Измена. Желание славы. Это неполный перечень пороков, опутавших человечество на их пути к Истине. 5.Бал сатаны(происходит в пятницу вечером, когда Христос распят и вся нечисть торжествует победу).Апокрифы (тексты, не вошедшие в каноническое Святое писание) повествуют о сошествии Христа в ад, происходившем именно вечером Страстной пятницы.Булгаков, сделавший своим героем не Иешуа, а Воланда, изображает это событие словно бы в его зеркальной противоположности. Из праха вставали люди…Интересно отметить, что все гости Воланда — воскресшие грешники-мертвецы — являются исторически реальными лицами. Булгаков сталкивает фантастическое, сверхъестественное событие с реальным, надсюжетным лицом, в нём участвующим. Таким образом, в сцене бала соприкасаются три реалии: конкретно-историческая, художественная (герои романа — Маргарита, Берлиоз, Майгель) и реалия высшего порядка (сатана, ведьмы). Как происходит процесс синтеза? 6.Сравните отрывок из статьи Л. ПАРШИНА “Великий бал у сатаны” с отрывком из романа. (Паршин Л. Наука и жизнь 1990 .№ 10 С. 93 - 99.)В апреле 1935 года в посольстве Соединенных Штатов был устроен большой и необычный прием. "Я никогда в жизни не видела такого бала. Посол стоял наверху на лестнице, встречал гостей. Все во фраках, было только несколько пиджаков и смокингов. Литв[инов] - во фраке, Бубнов - в защитной форме, несколько военных наших. Боллен (секретарь посольства.- Прим. автора.) и Другой американец, который оказался военным атташе, первый - во фраке, второй - в парадной красной форме с золотыми аксельбантами. Спустились к нам навстречу, очень приветливо приняли. В зале с колоннами танцуют, с хор[ов] светят прожектора, за сеткой, отделяющей оркестр, живые птицы и фазаны. Ужинали за отдельными столиками в громадной столовой, живые медвежата в углу, козлята, петухи в клетках. За ужином играли гармонисты". "Ужинали в зале, где стол с блюдами был затянут прозрачной зеленой материей и освещен изнутри. Масса тюльпанов, роз. Конечно, необыкновенное изобилие еды, шампанского. В верхнем этаже (особняк громадный, роскошный) устроена шашлычная. Там танцевали кавказские танцы. Нас принимали очень приветливо. Я танцевала со многими знакомыми..." Две эти цитаты из дневника Елены Сергеевны Булгаковой от 23 апреля 1935 года. Сравним это с текстом "Мастера и Маргариты" : "Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за ней она увидела бесчисленные огни в колпачках и перед ними белые груди и черные плечи фрачников". "В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой - стена японских махровых камелий. Вывод. Гости на балу появляются из необъятного камина, напоминающего “холодную пасть”. Возникает ассоциация с пеплом, тлением, потухшим огнём жизни. “Вдруг что-то грохнуло внизу в громадном камине, из него выскочила виселица с болтающимся на ней полурассыпавшимся прахом... и из него выскочил черноволосый красавец во фраке и лакированных туфлях”. Булгаков выражает иронию по отношению ко всему происходящему. Так не изображают воскресение, преображение, победу жизни над смертью. Все эти “безголовые скелеты”, “выбегающие гробы”, “разложившиеся трупы” — пародия на людей. Торжество момента намеренно искажается Булгаковым. Смешна свита Воланда, притворно повторяющая каждому гостю: “Я в восхищении!” Королева бала свою миссию выполнить не может — она не полюбила всех. Маргарита отдала предпочтение Фриде, Именно — всё происходящее начинает напоминать большой маскарад.Трагедия Фриды, погубившей своего ребенка, – социальная трагедия. В «ведьме» Маргарите побеждает материнское, женское начало, она просит прощения для Фриды.Воланд возвращает Маргарите засушенную розу (любимый цветок писателя и Маргариты). И это символично…Гаршин, писатель, покончивший жизнь в пролете лестницы, т.к. не видел выхода из тупиковой ситуации разлада жизни, действительности с мечтой, написал сказку о розе и жабе, у Есенина есть стихотворение «Розу белую с черной жабою я хотел на земле повенчать...» IV.Домашнее задание. Подготовиться к написанию сочинения по роману. VI.Подведение итогов урока. Эпилог романа не дает повода для оптимизма. Бесовское начало в самом человеке (не потому ли свита Воланда кажется плотью от плоти того мира?), и сущность его мало в чем меняется со временем. Перемены – мнимые:Степа Лиходеев управляет теперь не Варьете в Москве, а гастрономом в Ростове и больше не пьет портвейна. Алоизий Могарыч въезжает в чужую квартиру и занимает кабинет финдиректора Варьете Римского. «И как раньше Римский страдал из-за Степы, так теперь Варенуха мучился из-за Алоизия».Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что и сам ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена. Прячет история в воду концы. Спрячут, укроют и тихо ликуют. Но то, что спрятали в воду отцы, Дети выуживают и публикуют. (Б.Слуцкий) Мы начали урок с «Per aspera ad astra».К людям, которые могли сказать правду о дне сягодняшнем, можно отнести не только писателей, но и ученых. Таким был и С.П.Королев. Таким является и Андрей Дмитриевич Сахаров. Андрей Дмитриевич Сахаров в 1974 году собрал пресс-конференцию, на которой сообщил о состоявшемся Дне политзаключённых в СССР. В 1975 году написал книгу «О стране и мире». В том же году Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира. В советских газетах публикуются коллективные письма деятелей науки и культуры с осуждением политической деятельности А.Сахарова. Это люди высокой гражданской позиции. Их имена не канут в историю. |