Скачать 145.41 Kb.
|
Тема: Система образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока: повторительно - обобщающий. Оборудование: стенд, рисунки, портреты писателей (М. Булгаков, Н. Гоголь, М. Горький), произведение «Мастер и Маргарита», тетрадь, ручка, конспект, свечи, костюмы для героев). Цели: Образовательная – обобщить полученные знания по пройденной теме, систематизация изученного материала. Развивающая – развитие у студентов способности анализировать, обобщать факты, делать выводы, доказывать верность своего мнения. Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к литературе, а также вызвать интерес студентов к творческой деятельности педагога. Межпредметные связи: эстетика, театральное и парикмахерское искусство, моделирование одежды. Литература:
Структура урока.
Ход урока 1. Организационный этап. Приветствие. Готовность учебной группы к уроку. 2. Сообщение темы, постановка цели. Сегодня мы общими усилиями попытаемся воскресить атмосферу бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Пусть герои романа незримо находятся среди нас, как Воланд на балконе у Понтия Пилата. Вечер не претендует стать вторым Балом у Сатаны, но я надеюсь, что литературная гостиная сможет вдохнуть жизнь в незабываемые события, произошедшие в квартире №50 по улице Садовой на Патриарших прудах. Наиболее колоритные персонажи романа почтят нас своим присутствием. Я же берусь взять на себя скромные обязанности хозяйки, и с помощью четвёртого измерения буду вашим проводником по страницам романа. Мы вместе с вами попытаемся разгадать мистические загадки романа «Мастер и Маргарита», на отгадки М. Булгаков даёт лишь едва уловимые намёки, и тем самым интереснее будет наша задача. 3. Актуализация опорных знаний учащихся. Одна из самых волнующих по сей день загадок – это вопрос о прообразах героев. Чрезвычайно интригующими являются 2 образа: Мастера и Маргариты. До сих пор не существует единой точки зрения на прообраз Мастера. Интересно, кто-нибудь из вас нашёл информацию об этом, ведь это было вашим домашним заданием на этот урок. Итак, кто же является прообразом Мастера? - Сам М. Булгаков: он был историком, безумно любил свою жену, 38 лет. - Кант: историк, науке отдал свою жизнь, безразличен к семейной жизни. - Гоголь: историк, портрет – бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающим клоком волос. - Топлянинов (художник). -наиболее аргументированная версия, хотя и не самая популярная эта та, что прообразом Мастера является М. Горький: его всегда называли МАСтером СОветской ЛИТературы (МАССОЛИТ), он никогда не подписывал своих вещей именем Максима – а всегда М. Горький (М на шапочке), его имя присутствует в произведении в виде многочисленных эпитетов (горькая складка обозначилась у губ гостя, больной проснулся, вспоминая горькую, последнюю в жизни осеннюю ночь, наставала пора действовать, приходилось пить горькую чашу ответственности.) Год смерти Мастера совпадает со смертью Горького 19 июня 1936 год. 1936 год- 3000 членов ЛИТО, 22 дачи , война в Испании – не 1929г. «Тьма» пришла в Москву после смерти Мастера, но перед обретением им «покоя». Затмение имело место на следующий день после смерти Горького, но перед погребением его праха 20 июня. Горького называли «долгоносиком». А как вы думаете кто же является прообразом Маргариты? -жена М. Булгакова Елена Сергеевна (уход от обеспеченного мужа, любовь, красота). -Мария Андреева – гражданская жена М. Горького (черноволосая, кудрявая женщина, считалась одной из самых красивых женщин России). Не одна версия не была подтверждена, портреты зыбки и расплывчаты, отсюда можно сделать вывод, что образы героев вероятнее всего собирательные, так что нельзя рассматривать ни одного ни реального, ни литературного персонажа как прототипы героев. Скорее всего Булгакову были интересны многие люди, и их черты нашли отражение в главных героях. 4. Начальная мотивация учебной деятельности учащихся. М. Булгаков создал многослойный, многоуровневый мир со множеством необычных персонажей, связанных друг с другом в пространстве и во времени едва уловимыми нитями. А знаете ли вы, что в сложной структуре романа – чёткая закономерность, раскрываемая через систему образов. Автором созданы 3 основных мира, давайте назовём их (древний ершалаимский, московский современный, вечный потусторонний). Они не только связаны между собой (роль связки – мир Сатаны), но и имеют 3 соотносящихся ряда персонажей, назовём их триадами. Этих персонажей объединяет как сходство в поступках и мотивациях, так и внешность. 5. Обобщение и систематизация изученного материала. К главным героям романа мы вернёмся чуть позже, и вы поймёте почему. А пока обратим свои взоры на менее значительных действующих лиц, принадлежащих разным мирам и попытаемся выяснить, что их связывает. То есть, наша с вами задача: заполнить эту таблицу, расположив героев: по степени значимости в романе, по принадлежности к разным мирам и рассмотреть их связь между собой. И я вызываю первую и наиболее значимую триаду.
Я думаю вы узнали этих героев, назовите их. Нам нужно выяснить, почему эти герои составляют триаду. Давайте порассуждаем. Поблагодарим героев за то, что уделили нам кусочек вечности. Естественно, что люди обременённые властью не могут обойтись без подручных, без своих верных соратников. (Выходят первые помощники).
-Я счастлив служить под вашим начальством, игемон. (Афраний) -Потрясающе! Все очарованы, влюблены, раздавлены, сколько такта, сколько умения, обаяния и шарма. (Коровьев) -Вам здесь помогут… Вы получите облегчение. Здесь тихо. Всё спокойно. (Фёдор Васильевич) Спасибо, вы можете занять места в зале и присоединиться к обсуждению следующих героев. И вот сцена опустела, и ждёт появление следующих героев. -На голову выше самого высокого из солдат и настолько широк в плечах, что совершенно заслонил еще невысокое солнце, его лицо было изуродовано: нос его некогда разбит ударом германской палицы.(Марк Крысобой). -И было в полночь видение в аду. Черноглазый красавец, опоясан широким кожаным поясом, из-за которого торчали рукояти пистолетов, а его волосы были повязаны алым шёлком.(Арчибальд Арчибальдович). -Маленький, но необыкновенно широкоплечий, с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию, и при этом огненно-рыжий.(Азазелло). -Кто же они? -Какую функцию выполняют эти персонажи в произведении? -Чем схожи?
Поблагодарим палачей, но будем надеяться, что нам с вами не придётся в жизни сталкиваться с представителями их нелёгкой профессии. Мы разобрали с вами 3 триады и переходим к четвёртой, очень своеобразной, состоящей из животных. Они необычно представлены в произведении. -Как вы думаете, кто из животных в романе М. Булгакова наделён более человеческими качествами? (кот Бегемот) В нём сочетается как не свойственная котам говорливость со свойственной котам шаловливостью. Поскольку не нашлось ни одного говорящего кота, придётся подключить своё воображение и представить его себе. -Вспомним, какие ещё животные присутствуют в романе, наделённые человеческими качествами? -Выясним, к каким мирам они относятся?
5 триада содержит в себе глубокую мысль, что подлинное зло отражено в романе не Сатаной, а тремя обычными людьми, совершившим предательство. Я представляю их вашему взору. Догадались ли вы, какие герои вышли на сцену? Почему вы так решили?
Вывод: современный мир Сатана исправить не в силах, это могут попытаться сделать только сами люди, в которых Воланд лишь обнажает существующие пороки, роднящие их с миром Сатаны. М. Булгаков умышленно не описывает внешности этих людей, дабы подчеркнуть тем самым, что людей такого сорта объединяют не портретные черты, а низменность поступков. Особую шестую триаду составляют женщины.
Дамы преданы своим господам, главным их оружием являются женские чары, этим оружием они владеют в совершенстве и эффективно используют. (Выходит Мастер) -Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож. -Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни- тишиной. Вот твой дом, твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи.(Маргарита). Разумеется, венчают эту таблицу главные герои, к которым мы наконец возвращаемся, как я и обещала, понятно, что речь идёт о Мастере и Маргарите. Вы можете лицезреть их своими глазами. Как вы думаете, что для них главное в жизни? (Мастер – творчество, Маргарита – любовь). Помимо современного Мастер вводит читателя в мир ершалаимский, повествуя о Иешуа Га-Ноцри. -Злых лей нет на свете. Рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Настанет время, когда не будет власти, человек перейдёт в царство истины и справедливости. В то время, как Маргарита является связующим звеном между миром потусторонним и современным посредством Воланда. Что собой олицетворяют Иешуа и Воланд? (крайности – добро и зло, проблема добра и зла рассматривается как стержень, соединяющий образы героев в единую систему, для существования реального мира необходимо равновесие добра и зла.) Что роднит Мастера с Иешуа? (Верность убеждениям, неумение скрывать правду, внутреннюю независимость. Подобно бродячему философу, Мастер чутко откликается на человеческие страдания, боль: « …Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности мне ненавистен морской крик, будь то крик страданий, ярости или иной какой-нибудь крик». Общность судеб Мастера и героя проецируется и в бездомности. Иешуа совершает нравственный подвиг, даже перед лицом мучительной смерти оставаясь твёрдым в своей проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Автор романа о П. Пилате совершает подвиг творческий. В отличие от Иешуа, Мастера перенесённые страдания сломили, заставили отказаться от творчества, сжечь рукопись. Они оба имеют учеников: Иешуа – Левия Матвея, Мастер – Ивана Бездомного. Ученики жалки, слабы и непоследовательны. Не способны пройти путь учителя как в нравственном, так и в духовной плане. Бездомный – не так талантлив, Л. Матвей – не твёрд в своей вере). Почему Иешуа заслуживает свет, а Мастер покой? (Награда, данная герою не ниже, но в чём-то даже выше, чем традиционный свет. Ибо покой, дарованный Мастеру, - это покой творческий. М. Булгаков поднял подвиг творчества так высоко, что Мастер на равных разговаривает с князем тьмы, так высоко, что вообще возникает речь о вечной награде). По этому поводу хочет высказаться и Воланд. Предоставим ему слово. -Что бы делало добро, если не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей, бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты обобрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое, из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом. (Воланд). Как вы думаете, о чём этот монолог? (Добро без границ тоже несёт зло, насилие, страдание; если был бы только один свет, не было бы творческого вдохновения). Таким образом, Мастер обретает бытие после смерти за подвиг свободной творческой воли, Маргарита – за свою любовь. Итак, благодаря этой таблице, нам с вами сегодня удалось сделать чуть понятнее сложный мир романа «Мастер и Маргарита».
6. Сообщение домашнего задания. Сегодня мы заканчиваем изучение романа «Мастер и Маргарита», дома вам нужно будет подготовиться к сочинению по этому роману.» 7. Заключительная часть занятия. Мы с вами проделали большую работу, собрали все образы в единую систему, выявили принадлежность их к разным мирам, а также установили связь между ними. Выставление оценок. |
Урока литературы в 11 я классе по теме: «Новозаветная история в романе... Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке... | Урок – пара Тип урока Тип урока: Комбинированный урок: повторительно обобщающий с элементами проверки знаний | ||
Тема урока: Великая Отечественная война глазами современников и потомков.... Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа | Реферат Н. В. Гоголь и М. А. Булгаков: Разные грани общей судьбы.... М. А. Булгаков настойчиво в течение всей своей жизни обращался к личности Н. В. Гоголя и его произведениям; как связаны между собой... | ||
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке... | Литература мастер и Маргарита, Булгаков Умк: Рамзаева Т. Г.: Русский язык. Учебник для 4 класса нач шк. В 2ч. – М.: Дрофа, 2009 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: Повторительно-обобщающий урок по теме “Генетика и здоровье человека ”. 10 класс | Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» композиция, сюжет герои. Сатира на коррупцию | ||
Киевская Русь IX – первая четверть XII века. 6 класс Тип урока: повторительно-обобщающий, проводится с использованием информационно коммуникационных технологий (Интернет, мультимедийный... | Словарь Паронимический минимум Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке... | ||
Урок литературного чтения во 2-м классе Оборудование: портреты писателей А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, карточки с названиями произведений, предметные... | Практическая работа «технологии поиска работы» постановка цели Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип: повторительно-обобщающий урок – групповые формы работы по заданиям исследовательского и творческого характера | Разработка урока по теме «Welcome to my house!» («Добро пожаловать... Гоу детский сад №2519 имеет «Устав ( редакция №2)», принятый Советом педагогов детского сада №2519, Протокол №2 от 22. 06. 2009г | ||
Конспект урока многоплановость, разноуровневость повествования в... Многоплановость, разноуровневость повествования в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: атлас, стенд «Великие путешественники», портреты путешественников, глобус, физическая карта полушарий |