Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»





Скачать 55.18 Kb.
НазваниеКонспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Дата публикации29.09.2013
Размер55.18 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > История > Конспект
Ковалева Лариса Аркадьевна;

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №:6»

тел. 2-25-68

Учитель русского языка и литературы, I квалификационной категории
Конспект интегрированного урока по литературе и

истории в 11 классе

«Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в

контексте исторической эпохи»
Цели урока: представить учащимся историческую обстановку в России 30-х годов XXI века.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, работа над текстом.
Ход работы


  1. Лекция учителя истории, во время которой ребята в тетрадях записывают основные приметы анализируемой эпохи.

Говоря о романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», необходимо учитывать, что творчество писателя приходилось на эпоху, когда в стране царила атмосфера всеобщего недоверия и подозрительности, разъедавшего душу человека страха.

Мерзость режима, окончательно оформившегося в 30-е годы в нашей стране, заключается в том, что власти вытаскивали их наружу и использовали низменные стороны человеческой сущности: карьеризм, зависть, стремление разжиться чужим добром, злобу, нездоровое любопытство (стремление «подсмотреть в замочную скважину»), лицемерие, трусость. Причем все это прикрывалось красивыми, громкими лозунгами (банальное доносительство официально называлось проявлением бдительности).

Следует напомнить, что в 1929 году начинается коллективизация в деревне, продолжается индустриализация, все это на фоне обнищания населения, голода 1932-1933 гг., раскулачивания, очередей в магазинах, продовольственных карточек (в 1929 году введены карточки на хлеб, затем на чай, сахар, мясо, масло; в 1932 году – на картофель, в 1931 году – на промышленные товары). В 1935 году карточки отменены – события романа приходятся как раз на этот период, но в 1938 году карточки восстановлены.

Чтобы как-то объяснить обстановку в стране, власти решают выдвинуть на роль виновного интеллигенцию. Вообще надо признать, что отношения русской интеллигенции с новой властью не сложилось как-то сразу. Лучшие представители интеллигенции либо уехали, либо ушли во «внутреннюю эмиграцию» (Именно в этом обвиняли Булгакова). Те же, кто остался, имели какие-то иллюзии по поводу новой власти (Брюсов, Есенин, Маяковский), однако партия быстро навела «революционный порядок» в области литературно-художественной жизни России: в 20-е годы были созданы такие объединения литераторов, как Пролеткульт, РАПП и т.п.

Уже в 20-е годы началась травля «внутренних эмигрантов» Булгакова, Замятина. Жесткой критике подверглись «попутчики» Зощенко, Каверин, Пришвин, А.Толстой и др.

В 30-е годы давление на интеллигенцию со стороны властей еще более усилилось: начались массовые репрессии именно с показательных процессов над интеллигенцией.

Первые громкие процессы сопровождались газетной шумихой, хорошо режиссированным недовольством народа.

1929 год – «Шахтинское дело» Осуждено более 50 инженеров и техников.

1930 год – «Дело Промпартии» - 2 тысячи человек.

1930 год – «Дело Трудовой крестьянской партии» - Примерно 200 тысяч человек (видные экономисты Чалнов, Кондратьев, Юровский)

1931 год – «Дело союзного бюро меньшевиков»

Главная цель этих громких процессов – сломить интеллигенцию, запугать население. По мнению Алексея Толстого, страх уродует человека, душит его.

Ты посмотри, как в страхе люди гадки:

Начнет, как Бог, закончит, как свинья.

В начале 30-х годов ликвидировались все группы и объединения мастеров литературы и искусства. Их место занимают «творческие союзы», которые контролировались государством (ОГПУ). В 1934 году появляется Союз писателей.

Главным творческим направлением был «соцреализм». Понятно, что Булгаков никак под него не подходил, впрочем, как и Есенин, Мандельштам, Платонов, Ахматова.

Новая власть одним из средств держать интеллигенцию в узде использовала развращающую практику всевозможных льгот на фоне голода и обнищания. Например, членство в Союзе писателей давало право на отдельную квартиру, питание в столовой. Постоянный заработок, дачу. Домработницу, особый паек, обслуживание в спецмагазинах. Власть как бы прикармливала пишущую братию.

Нельзя не остановиться на так называемом «квартирном вопросе», который «испортил москвичей» ровно как и жителей Питера, и любого другого крупного города. Большевики, придя к власти, с завидным рвением стали решать этот вопрос, но не за счет строительства новых домов, а за счет уплотнения жильцов отдельных квартир, подселяя к ним жильцов или выгоняя прежних хозяев. Так появились коммунальные квартиры, жильцы которых вели непрекращающиеся войны за лишние квадратные метры, используя все возможные средства, в том числе и доносительство.

Следующий вопрос, о котором нельзя не сказать при изучении романа «Мастер и Маргарита», - это вопрос об отношении к Богу. Как вы знаете, в романе две сюжетные линии: Москва 30-х годов XX века и Ершалаимский сюжет, в котором отражены события I века н.э. (библейская линия). И это при том, что роман был написан в стране воинствующего атеизма. Подчеркиваю, именно воинствующего, так как в это время взрывались храмы, закрывались церкви (90%), священники в основном были репрессированы, все церковные праздники (Рождество, Пасха и др.) были запрещены. Какое-то время была запрещена даже новогодняя елка как признак буржуазности. Из библиотек изымалась религиозная литература. Теперь вместо библии настольной книгой каждого человека был «Краткий курс истории ВКП(б)». Одним из главных лозунгов данного периода был лозунг «Религия – опиум для народа».

В результате были разрушены все жизненные ориентиры в обществе, все моральные ценности.

Действие романа разворачивается в 1935 году. Уже год, как в стране был развернут «большой террор», поводом для которого послужило убийство 1 декабря 1934 года С.М.Кирова. В огне государственного террора сгорела не только старая большевистская гвардия (Каменев, Зиновьев, Рыков, Бухарин, Радек, Пятаков, Сокольников), но и лучшая часть нации, люди здравомыслящие, которые стали опасны для существующей власти, так как были способны трезво оценивать события, происходящие в стране, и уже фактом своего существования представляли препятствие на пути утверждения личной власти Сталина.

В заключении хочу сказать, что в основе всех человеческих пороков лежит страх. Страх за своих близких, страх утратить привычный образ жизни. Страх нелюбимым. Поэтому страх лежит в основе лицемерия, злобы, зависти, ревности, карьеризма, корысти, жадности, жестокости наконец. Страх толкает человека на совершение самых гнусных поступков. Именно за эти качества наказаны люди в романе «Мастер и Маргарита».


  1. Беседа с учащимися




  1. Итак, каковы же основные черты освещенной в лекции эпохи?

(Ребята читают по своим записям полученный план)

  • Атмосфера всеобщего недоверия, доносительства.

  • Красивые лозунги, прикрывавшие низменные качества.

  • Коллективизация и индустриализация на фоне обнищания населения

  • Гонение на интеллигенцию

  • Массовые репрессии (громкие процессы)

  • Объединение в Союзе писателей, контролируемый ОГПУ.

  • «Приручение интеллигенции»

  • Квартирный вопрос.

  • Воинствующий атеизм.

  • «Большой террор»

  • Всеобъемлющей страх.

  1. Выделите основные параметры 30-х годов.

  1. Репрессии

  2. Атеизм

  3. Отношение к интеллигенции

  4. «Квартирный вопрос» (утрата моральности)




  1. Работа в группах

Класс делится на 4 группы (по количеству выделившихся проблем). Учащихся каждой группы должны найти в романе «Мастер и Маргарита» приметы времени по одной из проблем и представить сообщение.



  1. Подведение итогов. Как видно из ваших сообщений, Булгаков очень точно отразил атмосферу 30-х годов XX века. Но нельзя забывать о том, что все то, что мы отметили сегодня, анализируя данное время, нам понятно с высоты прожитых десятилетий. И это еще раз подтверждает величие таланта Булгакова, сумевшего увидеть и показать весь трагизм сталинского тоталитарного режима.

Но, как уже отмечалось ранее, если бы перед Булгаковым стояла задача только отразить его современность, не вписывались бы в сюжет романа Иершалаимские главы. Каков же смысл этих глав? На этот вопрос мы должны ответить на следующем уроке.


  1. Домашнее задание.

Анализ главы 2 (О Понтии Пилате)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрока литературы в 11 классе. По теме «Роман м булгакова «Мастер и Маргарита»
Самоанализ урока литературы в 11 классе. По теме «Роман м булгакова «Мастер и Маргарита»
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрока литературы в 11 я классе по теме: «Новозаветная история в романе...
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке...
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» композиция, сюжет герои. Сатира на коррупцию
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке...
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconТип урока: повторительно обобщающий. Оборудование: стенд, рисунки,...
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект открытого урока по литературе в 11 классе
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока многоплановость, разноуровневость повествования в...
Многоплановость, разноуровневость повествования в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока литературы в 11 классе по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока-презентации по литературе в 11-м классе Тема: М. А....
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconЭкзаменационный реферат (штудия) по русской литературе
Что-то в этом произведении будет совершенно – своим величием, бездарностью, правдоподобностью. Своим ужасным смыслом, наконец. И...
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconСловарь Паронимический минимум
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке...
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «А вот звезды останутся…» (по творчеству М. А. Булгакова, роман «Мастер и Маргарита»)
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconПрактическая работа «технологии поиска работы» постановка цели
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке...
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрок-семинар по литературе в 11 классе Добро и зло в художественном...
Истина не пришла в мир обнажённой, но она пришла в символах и образах. Он не получит её по-другому
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия»
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconПлан урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Учебно-методический комплекс «Управление маркетингом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск