Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия»





Скачать 251.5 Kb.
НазваниеКонспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия»
страница1/2
Дата публикации28.09.2013
Размер251.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
  1   2

Приложение 1




Конспект урока

Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия»


Тема: Многообразие мира профессий


Профориентационный курс «Человек-труд-профессия»


Преподаватель: Воврова Татьяна Евгеньевна

Содержание урока:

 Система предпрофильной подготовки в МОУ МУК (профориентационный курс «Человек-труд-профессия»).

 Понятие профессии и специальности.

 Внутренний мир человека и возможности его познания.

 Представление о себе и проблема выбора профессии.

 Мир профессий. Классификация профессий.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: - Ознакомить учащихся с объемом, задачами и содержанием предлагаемого профориентационного курса. Сформировать представление об основных признаках профессиональной деятельности и познакомить учащихся с различными способами классификации профессий, выработать умение ориентироваться в мире профессий.

Задачи:

1.Обучающие:

 ознакомить учащихся с основами жизненного и профессионального самоопределения;

 сформировать представление об основных признаках профессиональной деятельности;

 ознакомить со способами классификации профессий, выработать умение ориентироваться в мире профессий.

2.Воспитательные:

Воспитание внимательности, усидчивости расширение творческой, общественно – значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формирование нравственной и эстетической культуры.

3.Развивающие:

Развитие самосознания представления о себе, а так же интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным.

Методы обучения:

словесные (рассказ, беседа);

наглядные (показ рисунков в презентациях, схем, таблиц);

компьютерные тесты: тест на определение самооценки и тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности. Опрос.

Материально – техническое и информационное обеспечение урока:

  • Доска классная;

  • Компьютерная презентация по теме «Многообразие мира профессий»

  • Компьютерный класс, объединенный локальной сетью, имеющий выход в Internet; программа «MasterEye» или мультимедийный проектор, экран и программа «MasterEye».

Межпредметные связи: Охрана труда, элективные ориентационные курсы.

Ход урока

ЭТАП 1. Организационный момент

  • Приветствие учащихся;

  • Проверка готовности к уроку;

  • Проверка присутствующих на уроке.

  • Сообщение темы и целей занятия

Сегодня на уроке мы рассмотрим тему: «Многообразие мира профессий».

Перед тем как перейти к изучению темы «Многообразие мира профессий» вы познакомитесь с системой предпрофильной подготовки Межшкольного учебного комбината, где более подробно мы разберем ее структурный компонент – профориентационный курс «Человек-труд-профессия». Вы познакомитесь с объемом, задачами и содержанием курса.

Также мы поговорим о внутреннем мире человека, о представлениях человека о самом себе. Вы узнаете о видах самооценки, ее проявлениях в учебной деятельности и межличностных отношениях. Познакомимся с классификацией профессий предложенной академиком Е.А. Климовым. Работы предстоит много, но она интересна и увлекательна, поэтому я прошу быть всех внимательными, тем более что полученные знания пригодятся вам в не столь далеком будущем.

В тетрадях запишите число и тему урока.
ЭТАП 2. Изучение нового материала


Тема

Вводное занятие. Многообразие мира профессий




Система предпрофильной подготовки в Межшкольном учебном комбинате представляет собой:

1 слайд

Система предпрофильной подготовки в Межшкольном учебном комбинате представляет собой:

  • элективные ориентационные курсы – профессиональные пробы;

  • психологическое сопровождение;

  • профориентационный курс «Человек-труд-профессия»;

  • профориентационную работу.

Все это дает ученику возможность:

1) Выбора профиля обучения в

  • школе

  • гимназии

  • лицее

2) Выбора профессии

  • МОУ МУК

  • профессиональном училище

  • техникуме

  • колледже

2 слайд

В Межшкольном учебном комбинате учащиеся школ города проходят элективные ориентационные курсы – профессиональные пробы.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку довольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко. Существует несколько различных классификаций профессий. Но наиболее известная и интересная классификация по типам была предложена известным академиком Е.А. Климовым. Он выделил пять типов профессий. А именно:

  1. «Человек-человек»

  2. «Человек-техника»

  3. «Человек-знаковая система»

  4. «Человек-художественный образ»

  5. «Человек-природа»

Ребята проходят обучение по всем пяти группам, а именно:

Ч-т – «Основы эксплуатации автомобиля», «Современная оргтехника»;

Ч-ч – «Основы педагогики и психологии»

Ч-п – «Основы медицинских знаний»

Ч-хо – «Основы дизайна одежды», «Основы Web-дизайна»

Ч-зс – «Основы предпринимательства», «Компьютерное делопроизводство».

3 слайд

Следующий вид деятельности это психологическое сопровождение включающее:

  • диагностику

  • изучение образовательных запросов родителей и обучающихся

  • информационная работа

  • тренинги

  • консультирование

4 слайд

Профориентационный курс «Человек-труд-профессия»

  • Мир профессий

  • Слагаемые успеха

  • Пути получения профессии

  • Информационная карта города

  • «Современный рынок труда

  • Образ «Я»

Профориентационный курс «Человек-труд-профессия» призван помочь вам соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая вас профессия.

Цель курса – актуализация процесса вашего профессионального самоопределения, за счет специальной организации вашей деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Задачи курса:

 повысить уровень вашей психологической компетентности;

 сформировать положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

 ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

 обеспечить вам возможность соотнести свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.

Общее количество часов, отведенное на этот курс составляет 34 часа.

В процессе обучения будут использоваться разнообразные формы и методы работы, а именно: урок-конференция, «Круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, демонстрация видеофильмов, встречи с представителями отдельных профессий, уроки-презентации.

В конце обучения каждый из вас получит профессиональное консультирование у психолога для уточнения, коррекции и прогнозирования своего профессионального выбора.

5 слайд

Профориентационная работа

  • стенная печать публикации в СМИ

  • профессиональные декады

  • конкурсы профессионального мастерства

  • дни открытых дверей

  • экскурсии на предприятия города

6 слайд

Внутренний мир человека и возможности его познания.

Понятия профессия, специальность, должность.

7 слайд

Именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека. И поэтому на протяжении всей жизни люди ищут ее смысл, постоянно задают себе вопросы: «Кто Я?» «Знаю ли Я себя?» «Что скрывается за собственным Я?».

8 слайд

В каждом из нас живут много разных «Я». О каждом из них написано множество научных статей, и тем не менее в феномене «Я» загадок больше, чем ответов.

9 слайд

Наверняка вопрос «Кто Я?» задавал себе каждый. Для того чтобы найти ответ, мы сравниваем себя с другими людьми (родителями, друзьями, знакомыми), героями литературных произведений. Сопоставление позволяет увидеть все многообразие характеров, взглядов, проявлений чувств, интересов и других особенностей людей; помогает выделить то особенное, что отличает каждого человека от другого.

Давайте попытаемся определить, по каким признакам можно находить общее и отличное в людях. При встрече с каким-либо человеком, при воспоминании или размышлении о нем. Вы, как правило, оцениваете внешний вид: возраст, пол, физический облик, состояние здоровья. При более близком знакомстве появляется возможность узнать его биографические характеристики: в какой семье он родился и растет, в какой школе учится, с кем дружит, какие книги читает. Длительное общение и личные контакты позволяют увидеть особенности его характера, темперамента, чувств, уровень интеллекта и способности.

Параллельно с оценкой другого человека происходит процесс самопознания, узнавание, выделение собственного «Я» путем сравнения увиденных в нем качеств со своими. Таким образом, познавая других людей, Вы познаете самого себя.

В очень древние времена актеры во время представлений надевали специальные маски, изображающие тех героев, которых они играли. Актер как бы закрывал от зрителя свои специфические особенности, свою индивидуальность, выражая только то, что присуще образу исполняемой роли. Эту маску называли личиной. Именно от этого слова и возникло понятие личность. В настоящее время при употреблении этого слова имеется в виду конкретный человек, наделенный только ему присущими чертами и качествами, которые сформировались в ходе жизни.

10 слайд

Личность – это особые качества человека и они являются результатом его развития, иными словами это индивидуальность человека в ее социальных связях и отношениях.

Под личностью понимается человек, активно познающий окружающий и свой внутренний мир, имеющий более или менее правильное представление о своих достоинствах и недостатках, индивидуальных особенностях.

Быть личностью – значит создать образ «Я».

При всем многообразии возможных путей решения главных жизненных задач человека основной является реализация профессионального самоопределения. Именно профессиональная сфера предоставляет широкие условия для выявления личных потенциальных возможностей, потому что человек проводит основную часть своей жизни, занимаясь профессиональной деятельностью.

11 слайд

Глубина самопостижения и самопознания собственного «Я», слабых и сильных сторон своей личности, умение ориентироваться в мире профессий определяют правильность профессионального выбора.

Познать свое «Я» весьма непросто. Путь к познанию лежит через понимание и оценку своих интересов и способностей, особенностей памяти и мышления, своеобразия речи, внимания и воображения. Ведь любое взаимодействие с другими людьми заставляет нас постоянно осмысливать свойства характера, темперамента, побуждает обращать внимание на чувства, волевые качества, как свои, так и тех людей, с которыми общаемся.

12 слайд

Недостаточные знания о себе, затрудняют профессиональный выбор, делает его недостаточно обоснованным, случайным. Особую роль здесь имеет самооценка.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

13 слайд

От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Она тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.).

14 слайд

В зависимости от соответствия Самооценки реальности различают следующие ее разновидности:

а) адекватная Самооценка;

б) завышенная Самооценка;

в) заниженная Самооценка.

15 слайд

а) адекватная Самооценка соответствующая действительным способностям, возможностям человека;

б) завышенная Самооценка, когда человек переоценивает себя;

в) заниженная Самооценка, когда человек недооценивает себя.

Склонность к определенному виду Самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством. Тенденция к завышению Самооценки присуща многим людям.

Важно воспитывать в себе умение объективно оценивать самого себя, научиться видеть свои достоинства и недостатки.




Давайте сейчас с помощью электронного теста определим ваш вид самооценки. Но перед тем как начать выполнять тест мне бы хотелось напомнить, что независимо от того какой результат у вас получится не расстраивайтесь ведь плохих результатов не существует. (Выполняется тест).)

16 слайд

Характер самооценки оказывает существенное влияние на все стороны жизни человека, в том числе и на профессиональную. В ситуации профессионального выбора вам необходимо не только знать, но и объективно оценивать свои интересы и склонности, способности и возможности, а также соотнести их с избираемой профессией.




Понятие профессии и специальности.

В глубокой древности, когда не существовало разделения труда, следовательно, не было и профессий. Для того чтобы выжить в то время, первобытным людям приходилось уметь самим строить себе жилище, добывать огонь и пищу, изготавливать одежду, защищаться от диких животных.

Потом, по мере развития общества, одни люди стали заниматься земледелием, другие скотоводством, между ними проходил обмен продуктами их труда, то есть произошло разделение труда, появились ремесла-профессии. Накопленные в каждой группе знания и навыки передавались из поколения в поколение.

По мере совершенствования общества, развития науки и техники возрастают потребности человека, продолжается процесс разделения труда, возрастают и требования, предъявляемые к труду

17 слайд

Поэтому в настоящее время термину «профессия» можно дать следующее определение.

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода.

Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, среду обитания.

Однако не любой труд будет считаться профессиональным. Уборка и приготовление пищи в своем собственном доме не является профессиональной деятельностью, хотя их и можно назвать трудом. А вот такая же работа человека в детском саду, школе является профессиональным трудом. Если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то он любитель, а если зарабатывает себе этим на жизнь, то он профессиональный спортсмен.

Трудовая деятельность считается профессиональной, если выполняются, по крайней мере, два условия:

Профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, проф. подготовки, специально полученных знаний и навыков которые подтверждаются специальными документами о проф. образовании

Профессия является своего рода товаром, который человек может продать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом и за который другие люди готовы платить. Иными словами профессиональная деятельность может служить источником дохода.

18 слайд

Внутри каждой конкретной профессии может происходить также разделение труда в зависимости от специализации работника. Поэтому существует такое понятие как СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.

Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии.

19 слайд

Например, профессия врач. Специальности – врач-хирург, врач-терапевт, врач-офтальмолог.

Внутри одной специальности может быть еще более узкая специализация. Например, специальность – хирург, специализация – нейрохирург, кардиохирург, пластический хирург.

20 слайд

Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые обозначают профессии:

Менеджер по рекламе (С), учитель (П), продавец (П), страховой агент (С), директор (Д), невропатолог (С), водитель (П), пианист (С),

21 слайд

Помимо профессии и специальности, каждый человек может занимать какую-то определенную должность на своей работе

Должность – это служебная обязанность в учреждении или предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.

Например, директором школы может быть человек любой специальности: учитель химии или истории.

22 слайд

Любую профессию можно подробно описать с помощью большого количества признаков, которые обобщены в пять категорий:

технологических;

 экономических;

 педагогических;

 медицинских;

 психологических

23 слайд

Технологические характеристики включают в себя:

1.Предмет труда, т.е. на что направлена трудовая деятельность человека

2.Цель труда (для чего)

3.Основные орудия, средства труда

4.Рабочее место специалиста и др.

Экономические характеристики описывают:

1. В каких отраслях используется данная профессия (в промышленности, строительстве, образовании, здравоохранении)

2.Каков спрос на данную профессию на рынке труда

3.Каков преимущественный характер оплаты труда.

24 слайд

Педагогические характеристики определяют:

1.Какие требования предъявляет данная профессия к уровню и содержанию образования

2.Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии

3.Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности.
Медицинские характеристики определяют:

1.Какой уровень здоровья требуется для данной профессии

2.Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии

3.Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии

Психологические характеристики содержат информацию о том:

Какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека (к его органам чувств: зрительному, слуховому, осязательному восприятию; к двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений; к умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пространственному воображению, логическим рассуждениям; к чертам характера: общительности, самостоятельности и т.д.).

25 слайд

«Представление о себе и проблема выбора профессии»

26 слайд

Выбрать профессию – дело сложное и важное, от которого во многом зависит будущая судьба.

Выбирая профессию, надо четко представлять, чего ты хочешь от нее. Надо ответить себе на вопросы: каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать? Какая заработная плата меня устроит? Какой образ жизни я хочу вести, сколько времени и сил могут отдать освоению профессии и еще многое, многое другое. Любой выбор профессии человеком должен быть осознанным и мотивированным.

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.

Профессиональное самоопределение личности – это не разовое действие, а сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, который включает в себя:

-самопознание своих индивидуальных особенностей, интересов, сильных и слабых сторон;

- сопоставление знаний о себе и предпочитаемой профессии;

  • выбор профессии и образа жизни.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого будет зависеть вся его дальнейшая действительность.

27 слайд

При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:

Правило первое:

Познай себя, свое собственное «Я»

- здоровье;

- интересы и склонности;

- способности, знания и умения.


Правило второе:

Узнай все о профессии:

- предмет, цель и условия труда;

- пути получения профессии;

- медицинские противопоказания;

- требования профессии к личности

(профессионально важные качества);

- актуальность выбранной профессии на

рынке труда и перспективы ее развития.

Правило третье

Соотнеси себя с требованиями выбранной профессии.

1.«Человек – знаковая система»

2.«Человек-техника»

3.«Человек-природа»

4.«Человек-художественный образ»

5. «Человек-человек»
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Этика и психология семей­ной жизни», «Человек—труд—профессия», «Выбор профес­сии», «Основы психологических знаний», и практика пси­хологического...
Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» iconКонспект урока № английского языка в 11 классе Тема урока: Профессия,...
Материальное обеспечение урока: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты по теме, авторские упражнения...
Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» iconКонспект урока профессия: «Закройщик», срок обучения 4 года, 3 курс...
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» iconРабочая программа курса «Человек и профессия»
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Человек и профессия» авторы составители Л. Н. Бобровская, О. Ю. Просихиной,...
Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе Тема урока : Правописание...
Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство
Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» iconКонспект урока русского языка
Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство
Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» iconКонспект открытого урока по литературному чтению
Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство
Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...
Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» iconКонспект урока литературного чтения в 4-м классе «Литературные тайны»
Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство
Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» iconУстный журнал на тему: "Моя будущая профессия" цели: Объяснить учащимся,...
Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке
Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» iconРабочая программа на 2013 2014 учебный год Профориентационный курс...
Все это определяет необходимость определять особое внимание ситуации выбора школьниками профессионального и жизненного пути. В связи...
Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» iconВсякая профессия сложна и интересна по-своему. Если человек нашел...
Окончание школы – начало независимой жизни для миллионов бывших школьников. Много дорог открыто перед нами: колледжи, техникумы,...
Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» iconКонспект открытого урока Тема урока: «Солнце»
«География начальный курс. Базовый курс», 6 класс, Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П
Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» icon«Легко ли быть молодым учителем».
Учитель это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем...
Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» iconПлан по самообразованию учителя истории и обществознания
Учитель это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем...
Конспект урока Введение в профориентационный курс «Человек-труд-профессия» iconКонспект урока по математике. Тема урока: Задачи на движение. Отношения...
«География начальный курс. Базовый курс», 6 класс, Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск