Скачать 1.21 Mb.
|
Оглавление
Введение. Данная работа посвящена изучению исторического развития адвентизма (религиозного учения и движения протестантского типа) в советский и постсоветский периоды в истории России, на примере ярославской общины адвентистов. Эта тема подробно разработана во второй главе. В первой части исследования рассмотрены вопросы, связанные с возникновением адвентистского течения (далее АСД. Автор), его распространением и развитием в Российской Империи до 1917г., организацией Церкви АСД и основами ее вероучения и культа. Работа не случайно построена таким образом, т.к. для детального понимания и изучения истории ярославской общины адвентистов, прежде всего, необходимо четко представлять: что такое адвентизм, каковы характерные черты его организации, в виде Церкви АСД, и догматики, когда и при каких условиях он возник, какова история адвентистского движения в России в царский и советский периоды ее истории. Все эти вопросы тесно взаимосвязаны между собой, и, только зная их в совокупности, можно заниматься исследованием истории ярославской общины. Из этого положения вытекает объяснение хронологических и географических рамок работы. Они не однозначны. С одной стороны, в качестве географических рамок работы выступает территория собственно Ярославля, а хронологически исторические события ведутся с 1968г. до начала ХХIв. С другой стороны, невозможно изучение ярославского материала вне контекста общей истории адвентизма. Поэтому вполне закономерно выглядит факт расширения географических и хронологических рамок работы. Время появления адвентизма в Ярославле и создания в городе общины датируется 1968г., тогда как адвентизм как протестантское течение возник в середине XIXв. Таким образом, хронологические рамки данного исследования довольно широки: работа охватывает период с середины XIXв. до начала XXIв., отчасти затрагивая исторические события в США, российской империи, СССР и России. При этом особое внимание акцентируется на развитии Церкви АСД в советский и постсоветский периоды, рассматривая историю ярославской общины адвентистов как типичный пример развития организации адвентистов в России. Таким образом, объектом изучения является адвентизм, как уникальное по своей организации и принципам вероучения протестантское движение. А предметом исследования выступают те особенности и частные случаи, которые связаны с развитием адвентизма в России и, в частности, в Ярославле. Что касается истории ярославской общины адвентистов, то эта тема совершенно не исследована в исторической и краеведческой литературе. Тем самым она представляет для нас особую важность и актуальность. История России всегда была насыщена событиями и явлениями религиозного характера. Но в отличие от экономической сферы, социального и культурного развития, религии уделялось очень мало внимания в исторической науке. В основном, если говорили о религиозной ситуации в какой-либо период в истории России, то имели в виду историческое развитие Русской Православной Церкви, не затрагивая истории религиозного сектантства и объединений протестантского, национального и других типов. Кроме того, в последнее время в России, как и в других странах мира, широко распространилось огромное множество религиозных организаций разного характера. Если раньше, в периоды царской и советской власти, их деятельность сдерживалась государственными органами, то сейчас, в связи с гарантированной свободой совести, вероисповедания и религиозных объединений, их не возможно стало контролировать. В результате, в настоящее время наблюдается определенный «бум» религиозности и рост религиозного фанатизма, благодаря активизации деятельности многочисленных религиозных организаций. Важно знать, с кем или с каким фанатичным явлением каждый из нас может столкнуться в своей жизни. Поэтому необходимо вплотную начать заниматься изучением истории и особенностей различных религиозных групп и объединений на территории России и в мире в целом. Данная дипломная работа является первым исследованием в этом направлении, в первую очередь, касаясь вопросов истории ярославской общины адвентистов. Тема адвентизма в исторической науке разработана довольно слабо. Практически все исследования этого явления в отечественной историографии носят субъективный и однобокий характер. Весь общий комплекс используемой литературы можно разделить на несколько тематических блоков: - монографии советских историков-марксистов; - исторические и публицистические исследования постсоветского периода; - монографии историков-адвентистов. Большая часть работ советских историков написана в 60-70-е годы. Всех авторов объединяет один подход в исследовании адвентизма – марксистско-ленинский, согласно которому все религиозные организации, и, прежде всего секты, к коим относилась и Церковь АСД, следовало рассматривать как «органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса». Исходя именно из этого подхода, историки А.И.Клибанов1 (см. примечания после введения), А.В.Белов2, чьи работы посвящены анализу исторического развития адвентизма в целом, оценивают идеологические аспекты этого движения, как принципы, утверждающие «буржуазную собственность, классовое и политическое господство буржуазии, но отрицающие наличие классов и классовой борьбы». Будучи последователями марксистской историографии, Клибанов, Белов и другие советские историки3 основное внимание уделяют изучению социальной базы адвентизма и его политической роли в обществе. Церковь АСД оценивается ими в одном случае как ярая защитница царской власти, а в другом - как контрреволюционная сила, с которой необходимо бороться. Адвентизм для историков-марксистов – это одна из форм религиозной спекуляции, это сектантское течение, которое со временем все больше вырождается и «загнивает». Это секта, мешающая социалистическому строительству и сковывающая классовую волю трудящихся. А вся история адвентизма как в России, так и за рубежом – история предательства трудящихся и государства в целом. Из этих принципов вытекает назначение всех исторических исследований адвентизма советского периода: работы историков должны были разоблачить ненужность и вредность адвентистской веры и истории, посрамить адвентистских идеологов, теоретиков и руководителей, описать историю адвентистского течения как предательского и антикоммунистического. Главной целью советских исследований было предостережение населения СССР от вступления в ряды адвентистов, просвещение народа в отношении сектантских организаций и идеологическая борьба с самим адвентизмом. Как мы видим, данная историческая литература характеризуется однобоким классовым подходом с марксистских позиций. Во вторую группу исследований по адвентизму входят работы постсоветского периода в отечественной историографии. Это очень маленький блок, объединяющий лишь газетные и журнальные статьи, написанные во второй половине 90-х гг. ХХв. – начале XXIв. Дело в том, что к настоящему времени в современной историографии не создано ни одного исследования по истории адвентизма в России, также как и по истории других протестантских церквей. Этой проблемой интересуются только местные журналисты и корреспонденты, например, Молохова, Крылова и другие4. Поэтому одной из задач данной работы является заполнение пробела в этом направлении. В современной публицистической литературе, в отношении адвентизма, начиная с начала 90-х гг., наметился определенный отход от марксистских принципов в оценке адвентистов. Теперь их организация не рассматривается как секта, вредная для общества. С 1991г. все протестантские церкви стали признаваться в качестве Малых церквей (религий)5. Заговорили о таком понятии как «религиозные конфессии». К ним отнесли и Церковь АСД. Все эти перемены объясняются значительным «потеплением» религиозной обстановки после распада СССР, а также принятием в 1990г., а затем в 1997г. закона о свободе вероисповеданий и религиозных организаций. Статьи, написанные в этот период времени, отмечают самые положительные стороны адвентистского вероучения и организации жизни адвентистов, сравнивая Церковь АСД с настоящими сектами и группами религиозных фанатиков, распространившимися в огромном количестве в настоящее время. В основном внимание уделяется современному положению и состоянию адвентистской организации6. Ко второй группе используемой литературы относятся также несколько номеров адвентистского ежеквартального журнала «Адвентистский вестник», издаваемого с 1994г.7 Статьи в этих журналах написаны адвентистскими корреспондентами, руководителями церкви, профессорами адвентистской Духовной академии. Поэтому вся информация, предоставляемая здесь, носит субъективный характер. В основном, в статьях затрагиваются вопросы, связанные с современной жизнью Церкви АСД: постоянно публикуются адвентистские новости ежемесячного плана, взаимоотношения с международной организацией, новые программы и принципы организации деятельности. Здесь также можно найти статьи по истории адвентистского движения в России и за рубежом. Таким образом, адвентистские журналы имеют для нас особое значение. Во-первых, в них содержится интересующая нас информация по истории Церкви АСД, хотя к ней необходимо относится с вниманием и осторожностью, т.к. она итерпритируется самими адвентистами и, следовательно, отличается некой субъективностью и однобокостью. Во-вторых, «Адвентистский вестник» может быть полезен нам в качестве исторического источника, т.к. в нем зачастую публикуются различные документы, письма адвентистов из поместных организаций, выступления лидеров российской Церкви АСД и ее всемирного объединения и основы вероучения и догматики адвентизма. Третий блок используемой литературы тоже небольшой. Он включает в себя монографии адвентистских исследователей по истории адвентизма в России. Прежде всего, это работы В. Тепоне8, А.Парасея, Н.Жукалюка9 и их соавторов. В содержании их исследований можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты. К заслугам этих историков-адвентистов относится то, что они сумели предоставить довольно обширный фактический материал по истории адвентизма в России в царский и советский периоды от возникновения первых адвентистских общин. При этом они уделили особое внимание взаимоотношениям Церкви АСД с государственной властью и ее положению в стране, и публикуют многочисленные документы религиозного содержания и акты государственного законодательства. Но, к сожалению, данные монографии адвентистов тоже характеризуются субъективным подходом в оценке и анализе определенных исторических событий и явлений. Эта литература основана только на адвентистских позициях: отмечаются все «плюсы» адвентизма с преувеличенной точки зрения и игнорируются все «минусы» с помощью приема умолчания. Кроме того, большей частью адвентистские историки лишь предоставляют какую-либо информацию по истории адвентизма, не занимаясь совершенно анализом и объективной оценкой описываемых событий. Таким образом, полного и всестороннего изучения проблемы адвентизма в России, не говоря уже об исследовании ярославской общины, нет. Существует лишь небольшой ряд работ по различным аспектам этой темы, значительная часть которых отличается субъективностью в оценках исторического развития адвентизма. В утверждении о том, что существует недостаточность и однобокость исторических исследований по проблемам адвентизма, заключается обоснование цели и задач данного исследования. Цель работы состоит в изучении исторического развития адвентизма в Ярославле и, на примере ярославской общины адвентистов, исследовании состояния Церкви АСД в советский и постсоветский периоды в истории России. В качестве задач работы выступают следующие пункты: - обобщить и конкретизировать данные по истории возникновения и распространения адвентизма в мире и Российской империи; - исследовать и систематизировать основные принципы вероучения, культа адвентизма и организационной структуры Церкви АСД; - изучить развитие адвентизма в советский период и взаимоотношения Церкви АСД с государственными органами советской власти; - проследить и проанализировать развитие организации адвентистов из подпольного объединения в законную протестантскую церковь, - изучить историю и современное состояние ярославской общины адвентистов, в качестве примера поместного развития всей Церкви АСД. В основе данной работы лежат два принципа: научности и объективности. Принцип объективности состоит в том, что все события, факты и процессы в истории адвентизма преподносятся и анализируются с объективной точки зрения. Принцип научности заключается в научном, историческом изучении развития адвентизма, построении научной концепции адвентистского движения, выявлении определенных закономерностей и особенностей в развитии этого протестантского течения. Работа базируется на следующих методах: - аналитический метод, с помощью которого анализируются и обобщаются определенные исторические события, факты, например, принятие государственными органами власти каких-либо документов религиозного характера и их непосредственное влияние на развитие адвентизма в России; на аналитическом методе построены все выводы в работе. В этом случае мы можем говорить об использовании принципа исследования конкретных данных; - диалектический или историко-генетический метод, смысл которого состоит в комплексном изучении исторического развития адвентизма в целом, т.е. рассматриваются все проблемы и события в истории Церкви АСД во временной последовательности с момента начала своего появления в мире и России, в процессе создания единой организации, совершенствования адвентистской системы вероучения и т.д. Т.е. явление адвентизма рассматривается во всей его сложной взаимосвязи, движении, единстве и противоречии. В работе представлено обобщающее генетическое развитие адвентистского течения в России и Ярославле, в том числе; - религиозно-философский метод, благодаря которому было осуществлено исследование основ вероучения и жизненных принципов адвентистов; - сравнительно-исторический метод, заключающийся в сравнении исторического развития адвентизма в России и за рубежом, в частности в США, а также в сравнительной характеристике различных периодов в истории адвентизма в России и выявления их значения для Церкви АСД. (Периоды царской, советской власти и постсоветская эпоха – вот важные вехи в процессе исторического развития адвентистского движения); - количественный метод, необходимый в обработке статистического материала относительно численности рядов адвентистской организации, как общегосударственного уровня, так и регионального, что касается ярославской общины адвентистов. Благодаря этому методу, удалось проследить количественные и качественные изменения в численности общин и всей Церкви АСД и выявить основные тенденции в развитии адвентистской организации; - метод прямого наблюдения, использованный с целью прямого, непосредственного контакта с адвентистами путем участия в их активной религиозной деятельности, присутствуя на богослужениях, молитвенных собраниях, уроках субботней школы. Все эти приемы легли в основу выводов о мировоззрении, особенностях и отличиях адвентистов от других верующих; - метод интервьюирования, с помощью которого был установлен контакт с лидерами общины и ее рядовыми членами. В принципе, данный метод стал основным при разработке вопросов, связанных с ярославской общиной адвентистов, т.к. документальных источников по этой проблеме оказалось очень мало. При работе с источниками, используя и интерпретируя их, были применены основные методы интерпретации, среди которых можно выделить следующие: - метод психического истолкования, использованный при изучении работ адвентистских теологов и источников, содержащих основные положения вероучения и культа адвентистов. Благодаря этому методу, удалось проникнуть в сознание и душу верующих, понять их веру и мироощущение, что свидетельствует о реализации в работе главного принципа – принципа признания чужой одушевленности и индивидуальности; - индивидуализирующий метод, непосредственно связанный с предыдущим, т.к. его суть заключается в раскрытии особенностей личности автора источника, что было также использовано при изучении всех адвентистских произведений, документов и устных рассказов. Источниковая база данного исследования довольно разнообразна, но немногочисленна и явно не достаточна для полного раскрытия поставленной проблемы. Самое главное, в работе использованы уникальные неопубликованные источники, представляющие особую ценность для исследования ярославской общины адвентистов. Среди них можно выделить три подгруппы: 1) текущая документация ярославской общины адвентистов («Журнал о регистрации членов общины»10 и отчеты общины11); 2) мемуарная литература и ее особая подгруппа – интервью12; 3) программные документы, представленные в первую очередь Уставом ярославской общины13. В целом, все использованные источники можно разделить на несколько групп: 1) письменные источники повествовательного характера: а) работы адвентистских теологов и теоретиков. В первую очередь, это работы Елены Уайт («великой пророчицы»)14. Она является автором многочисленных работ по обоснованию убеждений и принципов адвентистского вероучения. например, одна из них « Великая борьба между Христом и сатаной» посвящена отчасти даже появлению и начальному этапу распространения адвентизма в США и других стран. Особенностью всех работ Е.Уайт является постоянное переплетение ее собственного текста с текстом Священного Писания, приводимого в доказательство ее пророчеств и идей. Поэтому изучать данный источник довольно сложно, тем более что книги Е.Уайт писались на основе ее т.н. «видений», о которых рассказано в первой главе данного исследования; б) работы, раскрывающие основы вероучения и организации адвентистов15: сюда входят различные небольшие брошюры, рассказывающие об адвентизме, уроки субботней школы, и книга «В начале было слово», составленная по сочинениям американских и западноевропейских адвентистских теологов и предоставляющая систему вероучения адвентистов, и «Церковное руководство», объясняющая всю организацию Церкви АСД; сюда же можно отнести и Библию, используемую в работе для подтверждения адвентистского вероучения; 2) документальные источники: а) документы, составленные русскими адвентистами: отчеты их Всероссийских и Всесоюзных съездов16, предоставляющие косвенную информацию об отношениях с государственной властью, но в полной мере раскрывающие информацию о структуре и организации адвентистов в России; документы ярославской общины адвентистов – Устав общины, Журнал о регистрации членов общины, отчеты, сдаваемые общиной в высшие органы управления Церкви АСД; б) документы законодательного характера, общегосударственного уровня: законы о религиозных объединениях17 в разные периоды истории адвентистского движения, например, законы 1990г. «О свободе вероисповеданий» и «О свободе совести и религиозных организаций»; 3) устные источники, к которым относятся интервью с «пионерами» ярославской общины, с пастором, секретарем и рядовыми членами общины. Фактически, эти источники составили основную информационную базу по истории ярославского адвентизма. Конечно, они отличаются от других источников значительной субъективностью. Но дело в том, что практически все документы общины, ее архив (статистика, отчеты и т.д.) не сохранились, т.к. одна их часть была уничтожена в советский период в связи с нелегальным положением, а другая погибла во время пожара одного из молитвенных домов. Интервью проводились на основе заготовленных опросников в очень дружественной атмосфере. Трудностей при этом не возникало, за исключением таких моментов, когда верующие начинали, просто-напросто, завлекать в свою общину. В этих случаях приходилось приостанавливать интервью, так чтобы не обидеть опрашиваемого, и продолжать работу на следующий день. Можно выделить и такую особую группу источников, как наглядные, к которым, в первую очередь относятся вещественные в виде многочисленных фотографий, сохранившихся с самого начала деятельности адвентистской общины в Ярославле, и во вторую очередь, посещение молитвенного дома верующих и присутствие на проводимых ими богослужениях и обрядах. Благодаря последнему пункту, т.е. наблюдению за реальной жизнью адвентистов, участию в их религиозной деятельности стало возможным собрать необходимую информацию о членах общины, о том, как происходят различные богослужения, понять жизненные установки и менталитет адвентистов, чего не возможно было добиться с помощью других источников. Таким образом, в результате использования всех источников в совокупности, историографического материала по проблеме адвентизма в России и применения к изучению данной темы вышеуказанных методов, в работе представлена обобщающая картина исторического развития адвентизма в России и его конкретное развитие на примере истории ярославской общины адвентистов. ______________
|
Календарно-тематическое планирование курса История России (XX в.) 9 класс Российской империи в начале XX века; количественные и качественные показатели экономического развития Российской империи по сравнению... | Возникновение и распространение вирусной геморрагической болезни кроликов Поражаются кролики старше 1,5-месячного возраста. О случаях заболевания других животных и человека не сообщалось | ||
Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм ? Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н э.), однако такая датировка... | Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность» М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Авары, баски, междоусобные войны, барон, рыцарь, сеньор,... | Список тем рефератов для зачета по курсу лекций "Проблемы современной... Характеристика австралопитеков: анатомические особенности, древность, распространение, разнообразие. Возникновение рода Homo | ||
Распространение бобра ( castor fiber L, Распространение бобра (castor fiber L, 1758) и оценка его жизнедеятельности в экосистемах республики татарстан | Рефератов по дисциплине «модернизация государственно-правовой системы... Модернизация государственно-правовой системы российской империи (XIX в. – март 1917 г) | ||
Гибель Римской Империи Он не смог сражаться и перенёс столицу на захваченную греческую землю. И вскоре произошел распад Римской Империи на Западную Римскую... | Программа элективного курса «история в лицах, реформы и реформаторы российской империи» Прошлое обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует... | ||
Реферат Исаакиевский собор Впечатление величественности, богатства и монументальности, создававшееся им, вполне отвечало назначению главного собора столицы... | История отечественная. Урок ... | ||
1 «Для большей славы русской медицины недостает еще литературной гласности» России Называя медицину «русской» и «истинной», автор не оговорился, а его читатели знали, что он имел в виду особые качества этой... | Программа спецкурса по истории в 11 классе «история в лицах. Реформы... Прошлое обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует... | ||
Программа по биологии Ботаника наука о растениях. Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие, распространение на Земле. Цветковое растение... | Пояснительная записка. Поурочные разработки по теме «Образование... Поурочные разработки по теме: «Образование Российской Империи. Эпоха Петра Великого» |