«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____________/В.С.Чалмаева/
ФИО
Протокол № _1__
от «31» августа 2011г.
| «Согласовано»
Заместитель руководителя по УР
_____________/В.С.Чалмаева/
ФИО
«31 » августа 2011г.
| «Утверждаю»
Директор
_____________/Е.И.Паишева/
ФИО
Приказ № _78__
от «31» августа 2011 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории 9кл
МОУ «Верхнекондратинская средняя общеобразовательная школа»
Чистопольского муниципального района
Паишевой Е.И. учителя истории и обществознания
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка. Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г . В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов, а также различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 9-го класса. Программа позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального и постиндустриального общества, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить актуальность проблем. Значимость программы заключается в возможности акцентировать связь истории зарубежных стран с историей России. В соответствии с кодификатором элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.
Цели и задачи учебного предмета.
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года.
знать / понимать:
♦ основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
♦ важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
♦ изученные виды исторических источников;
уметь:
♦ соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших
событий отечественной и всеобщей истории;
♦ использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства
разных источников;
♦ показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических
событий;
♦ рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, осмысливая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов об экскурсиях, рефератов, сочинений;
♦ соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
♦ объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
♦ высказывания собственных суждений о историческом наследии народов России и мира;
♦ объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
♦ использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с пребываниями к уровню подготовки учащихся
Называть:
- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;
- основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.
2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
3. Называть:
- место, обстоятельства, участников событий;
- крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;
- основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;
- известных полководцев, участников военных событий.
4. Показывать на исторической карте:
- территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;
- промышленные центры, крупнейшие стройки;
- места военных сражений.
5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими историческими материалами).
6. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.
7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.
8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.
9. Составлять описание:
- зданий, технических сооружений, машин;
- предметов быта;
- памятников художественной культуры.
10. Соотносить факты и общие процессы и явления:
- изменения политического строя России в ХХ в.;
- внутренней и внешней политики;
- модернизации, индустриализации;
- развития общественной мысли, художественной культуры.
11. Называть характерные, существенные черты:
- политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;
- экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;
- развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;
- внешней политики, наиболее значительных военных событий.
12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.
13. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.
14. Сравнивать:
- развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;
- темпы и характер модернизации в России и других странах;
- политические режимы в России и других странах.
15. Излагать суждения о причинах и последствиях:
- российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;
- Гражданской войны;
- прихода большевиков к власти;
- установления однопартийной системы;
- утверждение тоталитарного режима и культа личности;
- победы в ВО войне;
- «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;
- перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х – начала 90-х гг.
16. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.
17. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:
- поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.;
- известных исторических личностей.
18. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
На уроках истории применяются следующие методы и приемы:
- работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, телевидение, Интернет);
- беседа, самостоятельная работа, наблюдение;
- работа с помощью схем, наглядных пособий;
- урок-игра, реферативная работа, составление и заполнение контурных карт, работа с исторической картой.
- урок – дискуссия, с элементами методики «круглого стола».
- подготовка и защита проектов в виде презентаций по различным темам учебного курса.
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
И.А. Панова, Г.И. Ускова, История России. Методические рекомендации и контрольные задания.
Георгиев В.А., Орлов А.В. Хрестоматия по истории России.
История России. Тесты для старшеклассников и абитуриентов: Учебное пособие / Степанова Л.Н., Тамбовцев Г.Н.
Оборудование
Карты
Таблицы
Схемы
Презентации
иллюстрации
Литература
Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России.— М., 1991.
Боханов А. Н. Николай П.— М., 1997.
Война 1939—1945: два подхода. М., 1995.
Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: реформа и революция.— СПб., 1991.
Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917—1923 гг.— М., 1995.
Горинов М. М. НЭП: поиски путей развития.— М., 1990.
Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах.— М., 1993.
Данилов А. А. История инакомыслия в России: советский период.— М., 1997.
Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907—1911 гг.— Л., 1978.
Иоффе Г. 3. Революция и судьба Романовых.— М., 1992
История России в лицах: V—XX вв. — М., 1997.
Зубкова Е. Ю. Общество и реформы: 1945—1964 гг.— М., 1993.
Кабанов В. В. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма». — М., 1988.
Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии: 1920—1930-е годы.— СПб., 1999.
Национальная политика России: история и современность.— М., 1997.
НЭП: взгляд со стороны.— М., 1991.
Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? — М., 1991.
Павлюченков С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы.— М., 1997. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти: 1945—1991.— М., 1998.
Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия.— М., 1996.
Самсонов А. М. Вторая мировая война.— М., 1989.
Национально-региональный компонент
№ п/п
| Тема урока
| Региональный компонент
| Литература, примечания
| Оборудование
| Дата
| план.
| факт.
| 1
| Социально-экономическое и политическое развитие России в началеXX в.
| Социально-экономическое развитие края
| «История Татарстана XX в.», 9 кл., §1
| Карта
|
|
| 2
| Первая российская революция
| В годы первой российской революции
| «История Татарстана XX в.», 9 кл., §2
| Карта «Первая революция в России»
|
|
| 3
| Столыпинская аграрная реформа
| Сельское хозяйство края в началеXX в.
| «История Татарстана XX в.», 9 кл., §1, стр. 11
| Карта «Россия в началеXX в.»
|
|
| 4
| Россия в Первой мировой войне
| Край во время Первой мировой войны
| «История Татарстана XX в.», 9 кл., §5 стр. 43-44
| Карта «Первая мировая война»
|
|
| 5
| От февраля к октябрю
| Край в Февральской революции 1917 г.
| «История Татарстана XX в.», 9 кл., §5
| Карта «Россия в 1917 г.»
|
|
| 6
| Становление советской власти
| Казанский Октябрь
| «История Татарстана XX в.», 9 кл., §6
| Карта «ВОСР в России 1917 г.»
|
|
| 7
| Гражданская война
| В пламени Гражданской войны
| «История Татарстана XX в.», 9 кл., §7
| Карта «Гражданская война»
|
|
| 8
| Новая экономическая политика
| В условиях перехода к НЭПу
| «История Татарстана XX в.», 9 кл., §8
| Карта «СССР в 20-30-е гг.»
|
|
| 9
| Экономическая система в 30-е годы
| Индустриализация, коллективизация в крае
| «История Татарстана XX в.», 9 кл., §10-11
| Карта «СССР в 20-30-е гг.»
|
|
| 10
| Политическая и социальная системы в 30-е годы
| Время «большого террора» в Татарии
| «История Татарстана XX в.», 9 кл., §13
| Карта «СССР в 20-30-е гг.»
|
|
| 11
| Культура 20-30-х годов
| Культурное строительство в республике в годы первых пятилеток
| «История Татарстана XX в.», 9 кл., §12
| Таблицы по истории Культуры; атлас по истории Татарстана
|
|
| 12-15
| Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
| Республика в годы Великой Отечественной войны
| «История Татарстана XX в.», 9 кл., §15-19
| Карта «Великая Отечественная война»
|
|
| 16
| СССР в 1945-1953 гг.
| Республика в послевоенный период
| «История Татарстана XX в.», 9 кл., §20-21
| Карта «Восстановление разрушенного хозяйства»
|
|
| 17-18
| СССР в 1953-60-х гг
| В середине 1950- начале 1960-х гг.
| «История Татарстана XX в.», 9 кл., §22,23
| Атлас по истории Татарстана
|
|
| 19-20
| СССР в середине 60-х-80-х гг.
| Республика во II половине 1960-х – I половине 1980-х гг.
| «История Татарстана XX в.», 9 кл., §24,25
| Атлас по истории Татарстана
|
|
| |