Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия»





Скачать 48.77 Kb.
НазваниеТерехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия»
Дата публикации02.03.2015
Размер48.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Терехова Елена Александровна
лицей № 8 «Олимпия»


Исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательной компетенции

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют  умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Реализации именно этой цели способствует исследовательская деятельность учащихся. Ведь ее конечным результатом, на наш взгляд, является сформированность познавательной компетенции у школьников.

А.В. Хуторской под учебно-познавательными компетенциями понимает совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. Поэтому владение познавательной компетенцией является необходимой составляющей исследовательской деятельности.

Главный смысл исследования в сфере об­разования обнаруживается в том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие познавательной способности ребенка, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке глав­ной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятель­ности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального спосо­ба освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активи­зации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъек­тивно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно зна­чимыми для конкретного учащегося).

Научно-исследовательская деятельность, таким образом, — это интегративное дидакти­ческое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие познавательные компетенции обучающихся:

- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-исследовательской деятельности;

- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

- выступать с результатами своего исследования, применяя компьютерные средства и технологии (текстовые и графические редакторы, презентации)

Научному обществу учащихся лицея № 8 «Олимпия» 9 лет. Сегодня в его работе принимают участие свыше ста лицеистов, и число учеников, увлеченных исследовательской деятельностью, год от года растет, потому что в нашем учебном заведении учителя-исследователи привлекают в НОУ учащихся, начиная с 5-7 классов, справедливо полагая, что чем раньше начать развивать познавательную компетенцию у ученика, тем выше будет его компетентность – владение соответствующей компетенцией в заданной сфере деятельности. На школьных научно-практических конференциях, традиционно проходящих в лицее 1 марта, ведут работу около 20 различных секций. Более восьмидесяти ученических работ было представлено на последнем научном школьном форуме. Перечислим названия некоторых, чтобы показать, насколько широк круг познавательных интересов юных исследователей «Олимпии»: «Нравственная проблематика в прозе волгоградских писателей», «Средства обозначения эмоций в «Житии Протопопа Аввакума», «Лексическая энантиосимия в истории русского языка», «Изучение влияния характера сна на работоспособность старших школьников», «История России в фамилиях моих одноклассников», «Исследование перспектив рынка ипотечного кредитования», «Dark Basic как среда анимации для 3D объективов», «Адаптация подростка в новой учебной обстановке и ее влияние на развитие личностных особенностей учащегося», «Прецедентные имена в английском языке», «Экзопланеты», «Исследование доброкачественности изделий из муки» и многие другие.

В нашем лицее для оказания помощи ребятам, впервые приступившим к работе над научным исследованием, а также в рамках осуществления контроля за своевременным выполнением этапов НИР членами лицейского НОУ, проводятся семинары «Основы исследовательской культуры» для параллелей 8-9, 10 и 11 классов. На этих занятиях обсуждаются актуальность темы, вопросы целеполагания и методологии, научная и практическая значимость исследования и др. Ребята выдвигают гипотезы, учатся доказывать выдвигаемые тезисы, грамотно высказывать свою точку зрения, вести дискуссию. Нередко перед юными исследователями выступают с лекциями ученые из вузов нашего города. Польза таких занятий очевидна, потому что главный результат исследовательской деятельности — формирование и воспитание личности, владеющей исследовательской технологией на уровне компетентности.

Исследовательскую деятельность учеников относят к личностно-ориентированному образованию, так как в ходе исследования проявляется и развивается личностный опыт учеников, их субъективное восприятие мира и их закономерности. Исследовательский процесс и особенно обсуждение его результатов должно выстраиваться, на наш взгляд, с позиции субъективной научной новизны, то есть результат, достигнутый учащимися, является достоверным, но обладает новизной только для данного исследователя. Целью НИР учащихся является добиться не столько собственных научных результатов, сколько получить основные представления о методике и методах исследования, о том, как формировать или вычленять проблему исследования, как методически правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надежных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью и т.д. Научно-исследовательская работа позволяет, таким образом, организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.

Исследовательская деятельность строится на важных дидактических принципах обучения, является компонентом развивающего обучения, так как способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности.

Научно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Поэтому важно, чтобы тот инструментарий, которым овладевают юные исследователи, не лежал «мертвым» грузом, а активно использовался и самими учащимися, и их учителями как во внеучебном, так в учебном процессе.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Юркина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы моу лицей №2 г. Павловский Посад
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова...
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» iconТема: Экономика Дагестана
Скворцов Николай Константинович, д т н., профессор Фомичев Валерий Вячеславович, к Х. н. Юловская Виктория Дмитриевна, член-корр....
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» iconПротокол №3 заседания жюри XIX менделеевского конкурса
Скворцов Николай Константинович, д т н., профессор Фомичев Валерий Вячеславович, к Х. н. Юловская Виктория Дмитриевна, член-корр....
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» iconПоложение о конкурсе «Лучший факультет по научно-исследовательской работе студентов»
Скворцов Николай Константинович, д т н., профессор Фомичев Валерий Вячеславович, к Х. н. Юловская Виктория Дмитриевна, член-корр....
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» iconНаучно-исследовательская работа студентов педагогических вузов как...
Гончарова Елена Александровна, магистр 6 курса специальности «Начальное образование»
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» iconУчителя биологии моу-лицей №10 г. Белгорода Андрейченко Светлана...
Зателепин Олег Кимович кандидат юридических наук, доцент, помощник заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации...
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» icon«Развитие творческих способностей на уроках технологии с выходом...
Учитель технологии 1-ой квалификационной категории Лицей №200, Цыва Ольга Александровна
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» icon9А класс, 15 лет Научные руководители: Кирьянова Елена Владимировна...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Лицей №12»
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» iconКонспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей»)
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» iconКузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального...
Кузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Лицей...
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» iconЕнина Елена Александровна
Познакомить учащихся с трудными случаями правописания н и нн в разных частях речи
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» iconТип работы
Ф. И. О (полностью) члена жюри: Выборова Татьяна Ивановна, Анисимова Елена Александровна, Шереметьева Юлия Викторовна
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» iconДавыдова Елена Александровна кандидат экономических наук, доцент...
Давыдова Елена Александровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории ниу – Высшей школы экономики
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» iconЗаикина Елена Александровна 2012 год Открытый урок
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» iconТип работы
Ф. И. О (полностью) члена жюри: Выборова Татьяна Ивановна, Анисимова Елена Александровна, Шереметьева Юлия Викторовна


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск