Скачать 29.96 Kb.
|
Конспект урока в 6 классе. Тема: Местоимение как часть речи. Автор: Юркина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ лицей №2 г. Павловский Посад Цель: Формирование представлений о местоимении как части речи. Оборудование: компьютер, проектор, карточки. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Орфографическая пятиминутка 3. Объяснение нового материала. Постановка проблемной ситуации. - Прочитайте строки из басен. 1. Ай, Моська! знать Моська сильна, Что лает на Слона! 2. Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: "Не оставь меня, кум милый! Дай, кум милый, мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!" - Какая допущена речевая ошибка в каждом предложении? Как исправить? - Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку. - Назовите слова, которыми помогли нам исправить ошибки. Какой частью речи они являются? - Как вы думаете, о какой части речи мы будем сегодня говорить? Кто сформулирует тему урока? Сообщение темы и цели урока - Итак, тема урока «Местоимение как часть речи». - Что бы вам хотелось узнать об этой части речи? Мы сегодня на уроке сделаем много интересных открытий, касающихся этой части речи. - Но для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название. - Вместо какой части речи мы употребили в предложениях местоимения? Назовите эти существительные (Моська, кум). А теперь разберите слово местоимение по составу. МЕСТ – О - ИМЕНИЕ - Почему же эта часть речи получила такое название? Вывод: – Итак, первое открытие. Местоимения – часть речи, которая заменяет имена. Работа с гипертекстовым определением Гипертекстовое определение "Местоимение" -В русском языке несколько видов местоимений, с которыми мы будем знакомиться на последующих уроках. Работа с гипермедийной таблицей с видами местоимений Таблица "Местоимения" - Выясним, какова же роль местоимения в речи? - Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки. Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения? Для чего же мы используем в речи местоимения? Вывод 2. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. Электронное задание Интерактивное задание "Какие местоимения нужно заменить существительными, чтобы записки стали понятными?". Вариант 1 Игра «Ты – редактор». - Сейчас мы с вами на время станем редакторами и проведем конкурс «Самый внимательный редактор». - Возьмите карточки №1. Исправьте ошибки, встречающиеся в предложениях. 1. Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей мартышка слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. 2. Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в очках". Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила очки, Что только брызги засверкали. 3. "Соседка, перестань срамиться, - Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а Слон себе идёт Вперед и лаю твоего совсем не примечает. - Проверим с образцом на доске. Первичное закрепление, отработка нового материала Отличие местоимений от других частей речи - 788 - Поиграем в игру «4 лишний».задание на доске. - Выпишите в строчку через запятую те слова, которые не являются местоимениями. Что общего у всех этих слов? (Предлоги). 1. Я, он, ты, по. 2. В, оно, мы, вы. 3. Перед, я, они, она. 4. О, мы, он, ты. Закрепление – индивидуальная работа. Тест «Местоимения» Тест "Понятие о местоимении" Итог урока «Кроссворд-шарада» • Какие два местоимения мешают движению на дороге? (ямы) • Сколько личных местоимений в слове «семья»? (семь) • 1 слог – личное местоимение, 2 – звук, который издает лягушка, а вместе – овощ оранжевого цвета? (тыква) • 1 слог – личное местоимение, 2 – это суффикс в словах «сварщик», «барабанщик», а вместе – вместилище для чего-нибудь? (ящик) • 1 слог – личное местоимение, 2- то же, что и несчастье. Вместе – мелкая клевета. (ябеда). - Какое слово получили по вертикали из выделенных букв? |