Программа Наименование дисциплины «История»







НазваниеПрограмма Наименование дисциплины «История»
страница1/28
Дата публикации17.06.2013
Размер2.89 Mb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > История > Примерная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Примерная программа

Наименование дисциплины «История»

Рекомендуется для направления подготовки

040100 Социология
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

  1. Цели и задачи освоения дисциплины:


Цели дисциплины:

  • сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации;

  • сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России;

  • ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности,

  • выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины:

  • понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

  • знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

  • воспитание нравственности, морали, толерантности;

  • понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

  • понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

  • способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

  • навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

  • творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.


2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины:

  • способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

  • способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4).




  1. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

    • основные направления, проблемы, теории и методы истории;

    • движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

    • различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

    • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

    • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь:

    • логически мыслить, вести научные дискуссии;

    • работать с разноплановыми источниками;

    • осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

    • получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

    • преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

    • формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

    • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

    • извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;

владеть:

    • представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

    • навыками анализа исторических источников;

    • приемами ведения дискуссии и полемики.


4. Общая трудоемкость дисциплины.

Учебная дисциплина «История» имеет объем 4 зачетные единицы – 144 академических часов. Лекции (ЛК) – 20 часов, практические занятия (ПЗ) – 20, самостоятельная работа студентов (СРС) -78 часа, контролируемая самостоятельная работа (КСР) – 8 часов. Контроль итоговый – экзамен (18 часов)


  1. Структура и содержание дисциплины

5.1. Распределение часов по разделам, темам и видам занятий




п/п

Темы

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Все-го

ЛК

ПЗ

КСР

СРС




1

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки

1

1-5

17

5



1

11




2

Исследователь и исторический источник

1

6-10

16

5



1

10




3

Особенности становления государственности в России и мире

1

11-15

20

5



2

13




4

Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье

1

16-20

19

5




1

13




5

Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации

2

1-5

13




5

1

7




6

Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот

2

6-10

12




5




7




7

Россия и мир в ХХ веке

2

11-15

15




5

1

19




8

Россия и мир в XXI веке

2

16-20

14




5

1

8







Итоговый контроль







18













Экзамен




Итого







144

20

20

8

78





5.2. Содержание учебной дисциплины

Тема 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки

Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки.

Тема 2. Исследователь и исторический источник

Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.

Тема 3. Особенности становления государственности в России и мире

Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.

Территория России в системе Древнего мира. Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век). Страна ариев. Киммерийцы и скифы. Древние империи Центральной Азии. Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое Переселение народов в III – VI веках. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.

Падение Римской империи. Смена форм государственности. Варварские королевства. Государство франков. Меровинги и Каролинги.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII–IX вв. Восточные славяне в древности VIII–XIII вв. Причины появления княжеской власти и ее функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства.

Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Проблема особенностей социального строя Древней Руси. Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя». Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роль военного вождя.

Проблема формирования элиты Древней Руси. Роль вече. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси. Пути возникновения городов в Древней Руси.

Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.

Тема 4. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры.

Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Тюркские народы России в составе Золотой Орды.

Экспансия Запада. Александр Невский.

Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества Присоединение Новгорода и Твери. Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа Наименование дисциплины «История» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается...
Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе...
Программа Наименование дисциплины «История» iconПрограмма дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран
В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности
Программа Наименование дисциплины «История» iconРабочая программа Наименование дисциплины – «История»
Цель изучения дисциплины «История» развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира,...
Программа Наименование дисциплины «История» iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Программа Наименование дисциплины «История» iconРабочая программа дисциплины История политических и правовых учений...
Учебная дисциплина «История политических и правовых учений» входит в Базовую часть Блока 1 (Б1 – Дисциплины (модули)) учебного плана...
Программа Наименование дисциплины «История» iconРабочая программа Наименование дисциплины История зарубежной литературы

Программа Наименование дисциплины «История» iconРабочая программа Наименование дисциплины История зарубежной литературы

Программа Наименование дисциплины «История» iconРабочая программа Наименование дисциплины История зарубежной литературы

Программа Наименование дисциплины «История» iconРабочая программа Наименование дисциплины История отечественной литературы

Программа Наименование дисциплины «История» iconРабочая программа Наименование дисциплины Специальное страноведение
Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «История», «Древние языки и...
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск