Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления "Художественное образование"





Скачать 245.41 Kb.
НазваниеУчебно-исследовательская (музейная) практика Для направления "Художественное образование"
страница1/3
Дата публикации09.03.2015
Размер245.41 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова»

Учебно-исследовательская (музейная) практика

Для направления "Художественное образование"

Москва 2012
Составитель: профессор Мосина В. Р.

Пояснительная записка


Музеям отводится особо важная роль в современной жизни, в силу их активного воздействия на мировоззрение и эстетическое воспитание человека. Создание широкой музейной сети, сосредоточение в ней разнообразного систематического материала способствует превращению музеев в исключительные по значимости центры культуры.

Музейная практика для студентов направления «Художественное образование» преследует цель дать четкое представление о музее, о различных направлениях его деятельности. Профессиональная подготовка студентов на базе музея приобщит их к замечательным традициям прошлого, к высоким образцам современного искусства, познакомит с достижениями современной экспозиционной культуры и новейшими методами просветительной работы.

Практиканты получают представление о вопросах, связанных с проектированием экспозиции выставочного оборудования, применением вспомогательных технических средств. В процессе изучения и практического освоения материала должны быть использованы и усовершенствованы, знания и навыки, приобретенные на занятиях по техническому рисунку, основам художественного проектирования, проектной графике, рекламе и другим учебным дисциплинам.

Программа ориентирована на изучение процесса создания музейной экспозиции, включающего научное и научно-художественное проектирование, а также целый ряд прикладных задач.

Программа преследует цель познакомить студентов с формированием особого языка музейной экспозиции, музейными экспозиционными средствами, проектированием экспозиции и с техническими аспектами экспозиционной работы.

Содержание


Введение

Понятие о музейной экспозиции. Музейная экспозиция как канал музейной коммуникации.

Подготовка экспозиции как вид научно-исследовательской работы. Музейная экспозиция - специфическая форма публикации музейного собрания и результатов изучения музейных предметов.

Место экспозиционной работы в музее и ее влияние на другие направления деятельности музея (научные исследования, комплектование, просветительскую работу).


ЯЗЫК МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ


Виды и методы построения музейной экспозиции.

Традиционные виды экспозиции - систематическая, ансамблевая. Проблема «музейного языка» на Первом Всероссийском музейном съезде (1930). Доклады И.К. Луппола и Ю.К. Милонова. Концепция «музейного предложения».

Методы построения экспозиции с точки зрения «музейного языка» (грамматика экспозиции). Систематическая экспозиция. Понятие экспозиционного ряда как структурной единицы систематической экспозиции.

Ансамблевая экспозиция. Разработка тематической экспозиции. Тематико-экспозиционный комплекс (ТЭК) – структурная единица тематической и ансамблевой экспозиции. Состав ТЭК. Построение ТЭК. Размещение ТЭК. Приемы группировки и выделения экспонатов. Комплексная экспозиция. Понятие экспозиционного блока и экспозиционного ансамбля.

Музейная экспозиции как знаковая система. Знаки содержания и знаки отношения.

Психологические аспекты музейной экспозиции.

Музейные экспозиционные средства.

Музейные предметы – основа предметного языка экспозиции. Роль вещи в художественных образах античности, средневековья, современной культуре. Социальный образ бытовой вещи. Социологический образ вещи. Отражение духовной информации в музейной вещи.

Системы «чтения вещей». Метод «этнографических аналогий» (Д.Д. Фрэзер). Мышление вещами в художественной культуре ХХ в. Феноменологический метод Э. Гуссерля (1913). Метод структурного анализа К. Леви-Стросса. Герменевтический метод (Й. Хайдеггер).

Музейный предмет как знак. Вспомогательные знаковые системы в музее. Семантическая структура экспозиции. Семиотическое прочтение музея. Средства прочтения экспозиции: структура пространства, целостность восприятия экспозиции, свет, цвет, экспозиционный маршрут, этикетаж. Многоуровневость восприятия экспозиции посетителем.

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

Научное проектирование экспозиции.

Проектировочный подход к созданию экспозиции.

Научная концепция экспозиции, ее роль в организации экспозиции. Тематическая структура. Расширенная тематическая структура (РТС). Тематико-экспозиционный план (ТЭП).

Факторы, влияющие на выбор определенного типа музейной экспозиции. Принципы построения экспозиции – историко-хронологический, комплексно-тематический, проблемный.

Архитектурно-художественное проектирование экспозиции.

Современные требования к оборудованию и архитектурно-художественному решению музейной экспозиции. Задача художественного проектирования экспозиции. Методы взаимодействия научного сотрудника-экспозиционера и художника в процессе создания экспозиции. “Сценарий” экспозиции.

Требования к архитектуре экспозиционных залов. Образность в экспозиции, пути ее достижения: включение произведений искусства, решение интерьеров музейных помещений, создание “музейных натюрмортов”. Способы “распредмечивания” экспоната.

Планировка здания и разработка экспозиционного маршрута.

Музейный дизайн. Освещение экспозиционных залов, витрин. Цвет в оформлении зала и экспозиционной мебели.

Психологические аспекты восприятия экспозиции. Требования к размещению ТЭК. Экспозиционный пояс.

Сюжетно-образный метод проектирования.

Современные тенденции в проектировании музейной экспозиции. «Сценарные музеи». Идеи Т.П.Полякова. Новый взгляд на экспозиционные средства.

Новая экспозиция Государственного музея В.В.Маяковского в Москве (1989).

Проектирование и работа выставок.

Влияние на выставочную деятельность музеев Всемирных выставок.

Выставочная деятельность в России XIX-XX вв. Всероссийская сельскохозяйственная выставка 1860 г. Всероссийская этнографическая выставка 1867 г. Всероссийская политехническая выставка 1872 г. Всероссийские художественно-промышленные выставки (с 1896 г.). Провинциальные этнографические выставки.

Всесоюзная Пушкинская выставка и ее влияние на экспозиционную работу советских музеев.

Выставочная деятельность музея. Выставка и стационарная экспозиция музея. Классификация и типология музейных выставок. Их значение для эффективной работы музея.

ТЕХНИКА ЭКСПОЗИЦИИ

Экспозиционные материалы.

Музейные предметы, воспроизведения музейных предметов, научно-вспомогательные материалы, тексты, аудиовизуальные средства.

Виды воспроизведений и их применение в экспозиции: модель (действующая, дидактическая, объемная, механическая, техническая), макет, копия, муляж. Научная реконструкция.

«Музейная бутафория».

Текст в экспозиции как элемент художественного образа. Цитаты, этикетаж, аннотации. Паспорта к экспонатам. Оформление текста. Шрифты. Классификация текстов: ведущие, авторские. Правила цитирования. Понятие этикетажа.

Авторские тексты: оглавительные, объяснительные, аннотации.

Оформление текста. Шрифт, цвет, размер, композиция. Требования к содержанию текстов.

Аудиовизуальные средства.

Музейное оборудование.

Оборудование – формообразующая составляющая музейной экспозиции. Требования к музейному оборудованию: технические, эстетические.

Стандартное и заказное оборудование. Витрины, их виды. Требования к музейным витринам. Щиты. Стенды. Подиумы.

Порядок и техника показа экспонатов.

Показ образцов, взятых из природы: горные породы и минералы, почвы, палеонтологические, ботанические, зоологические экспонаты. Комплексный показ естественно-исторических экспонатов. Панорама. Диорама. Панорамный макет. Диорамный макет.

Показ памятников истории. Этапы развития показа памятников истории в отечественных музеях. Памятники материальной культуры. Памятники истории производства и техники. Текстильные изделия (ткани, ковры, гобелены). Одежда и украшения. Утварь и посуда. Мебель. Архитектурные фрагменты. Археологические комплексы и историко-бытовые ансамбли. Знамена, оружие и предметы вооружения. Монеты, медали, ордена. Памятники письменности. Книги. Рукописные и печатные документы. Документальные изобразительные материалы. Чертежи. Карты и планы. Фотодокументы.

Показ памятников искусства. Основные этапы развития экспозиций памятников искусства. Произведения живописи. Графика. Скульптура.

Техника показа экспонатов, созданных музеем. Копии в натуральную величину. Модели. Макеты. Панорамы, диорамы, диорамные макеты. Художественные воспроизведения. Скульптура, плоскостные художественные изображения. Панно. Воспроизведения документальных изобразительных материалов. Технические чертежи, фотоэкспонаты, фильмы. Диаграммы и схемы. Карты и планы. Общие приемы монтировки плоскостных экспонатов.

Особенности показа музейных предметов. Естественно-исторические коллекции (натуральные образцы), вещевые экспонаты: ткани, ковры, гобелены, одежда, украшения, керамика. Археология. Книги.

Монтаж экспозиции и открытие выставки.

Монтаж экспозиции.

Подготовка к открытию и открытие экспозиции. Охранно-топографическая опись экспозиции. Путеводители и каталоги.

Работа временных и передвижных выставок.
Перечень заданий по музейной практике

Реферат «История возникновения ….. музея».

Проект документа «Художественный проект экспозиции».

Проект комплекса документов «Технический и рабочий проект экспозиции».

Эскизный проект экспозиционного оборудования для музея.

Типовой проект указателей и таблицедержателей для музея.

Подготовка учебной экскурсии.

Макеты рекламных изданий (афиши, листовки, музейные абонементы, билеты-сувениры, визитные карточки музея, пригласительные билеты).


Литература:

Антонова, И. Делайте выставки! // Сов. музей. – 1984. – № 1.

Арзамасцев, В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение: навстречу к музею ХХI века. – М., 1989.

Выставочная деятельность музеев и картинных галерей: cб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1971.

Гнедовский, М. Музейная выставка // Сов. музей. – 1986. – № 3. – С. 30–31.

Гнедовский, М.Б. Музейная экспозиция // Сов. музей. – 1987. – № 6. – С. 36–39.

Дружинин, Н.М. Принципы экспозиции музейного материала // Дружинин Н.М. Избранные труды. Внешняя политика России. История Москвы. История музейного дела. – М., 1988. – С.206–267.

Дружинин, Н.М. Принципы экспозиции музейного материала // Дружинин Н.М. Избранные труды. Внешняя политика России. История Москвы. История музейного дела. – М., 1988. – С.242–253.

Дукельский, В.Ф. Полифункциональность вещи как одна из основ ее экспозиционного использования // Актуальные проблемы советского музееведения: cб. науч. тр. – М., 1987. – С. 67–75.

Закс, А.Б. Подготовка музейной экспозиции // Актуальные вопросы деятельности общественных музеев: cб. науч. трудов / Гос. истор. музей. – М., 1980. – № 52. – С. 60-82.

Кнабе, Г.С. Вещь как феномен культуры / Кнабе Г.С. – М., 1991.

Михайловская, А.И. Музейная экспозиция (организация и техника) / Михайловская А.И. – М., 1964.

Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для студентов, обучающихся ро спец. «История». – М., 1988.

Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) / Отв. ред. М.Т.Майстровская. – М., 1997 (Информационный ресурс: http://www.future.museum.ru/lmp/books/mus_expo.htm)

Огризко, З.А. Вопросы методики построения экспозиции в районном краеведческом музее / Огризко З.А., Полякова У.М. // Cб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1971. № 3. 128 с.

Основы музееведения / отв. ред. Э.А. Шулепова. – М., 2005. – 504 с.

Поляков, Т.П. Как делать музей?: Учеб. пособие для студентов и аспирантов по спец. «Музееведение» / Поляков Т.П. – М., 1998 (Информационный ресурс: http://www.museum.ru/future/lmp/books/poljakov.htm)

Поляков, Т.П. Образно-сюжетный метод в системе взаимодействия традиционных методов построения экспозиции // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной реальности. – М., 1989.

Поляков, Т.П. Мифология музейного проектирования / Поляков Т.П. –М., 2003.

Прохорова, И.А. Передвижная музейная выставка база для проведения научно-просветительской работы музеев: Сб. науч. тр. / Центр. муз. революции СССР. М., 1986. – С. 34-36

Сазонов, В. Музей одной картины // Museum. – 1986. – № 152. – С. 45-48.

Смирнова, Н. Только одна картина // Сов. музей. – 1986. – № 3. – С. 59-62.

Федотова, Л.И. Выставочная деятельность музеев РСФСР в сельской местности // Проблемы измерения и прогнозирования в области культуры: Сб. науч. тр. / НИИ культуры, № 118. - М., 1983. - С. 44-63.

Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: учеб. пособие. – М. 2005.

Юренева, Т.Ю. Музееведение / Юренева Т.Ю. – М. 2003.

Юхневич, М.Ю. К проблеме восприятия экспозиционного комплекса // Музей и посетитель: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М. 1976. – № 3. – С. 73-92.

Журналы «Museum», «Мир музея», «Музей»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconУчебно-исследовательская практика Направление – 050100-Педагогическое...
«Философия», «Культура речи», «Информационные и телекоммуникационные технологии в работе учителя», «Общая психология», «Возрастная...
Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconРабочая программа для студентов направления подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование
Содержание: умк по дисциплине в. Од. 8 Теория и практика межкультурной коммуникации для студентов направления подготовки 44. 04....
Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-исследовательская практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «б учебная и производственная...
Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Технологический практикум для студентов направления подготовки 44. 03. 05 Педагогическое образование...
Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Технология современного производства для студентов направления подготовки 44. 03. 05 Педагогическое...
Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Материаловедение и технология конструкционных материалов для студентов направления подготовки 44. 03....
Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconНаправление: «050100 – Педагогическое образование» Профиль: Художественное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconНаучно-исследовательская практика
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 022000. 68 Экология и природопользование...
Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Современные методы обработки конструкционных материаловдля студентов направления подготовки 44. 03....
Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Философия для студентов направления подготовки 050100. 62 (44. 03. 01) Педагогическое образование профиля...
Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине б 2 Педагогика школы для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование профиля...
Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Материаловедение и технология конструкционных материалов для студентов направления подготовки 050100....
Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Содержание: умк по дисциплине Материаловедение и технология конструкционных материалов для студентов направления подготовки 050100....
Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconКафедра педагогики Всероссийская научно-практическая конференция...
Институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования для участия во Всероссийской научно-практической конференции...
Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки
Содержание: умк по дисциплине Физика для студентов направления подготовки 050100. 62 (44. 03. 01) – Педагогическое образование профиля...
Учебно-исследовательская (музейная) практика Для направления \"Художественное образование\" iconКнига и чтение в педагогическом дискурсе учебно-методический комплекс...
Педагогическое образование «Филологическое образование (бакалавриат)», форма обучения – очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск