МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
ПРОГРАММА
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль «Специальная психология»,
«Логопедия», «Дошкольная дефектология»
Программа учебно-исследовательской практики
для студентов, обучающихся по направлению подготовки
050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль «Специальная психология»,
«Логопедия», «Дошкольная дефектология» Сроки проведения практики
4 недели
Цели производственной практики
знакомство с профессиональной деятельностью специалиста дефектологического профиля;
закрепление и углубление знаний, полученных при изучении специальных дисциплин;
формирование умений и навыков профессиональной деятельности.
Задачи производственной практики
расширение и конкретизация теоретических знаний по дисциплинам предметной подготовки;
формирование навыков психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ;
формирование практических навыков работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья;
формирование умения взаимодействовать с общественными организациями, семьями лиц с ОВЗ;
научить анализировать результаты медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ;
научить осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия;
формирование мотивации к выполнению профессиональной деятельности;
формирование интереса к научно-исследовательской деятельности.
Место производственной практики в структуре ООП ВПО
Учебно-исследовательская практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
Учебно-исследовательской практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин вариативного компонента ФГОС ВПО нормативно-правовое обеспечение специального образования, основы речевой культуры дефектолога, информационные технологии в специальном образовании, специальная педагогика, специальная психология, построение индивидуальной образовательной траектории ребенка с ОВЗ.
Учебно-исследовательская практика проводится на 2 курсе в 4 семестре.
Прохождение учебно-исследовательской практики является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части и курсов по выбору педагогическая диагностика лиц с ОВЗ, логопсихология, основы сурдопедагогики, основы олигофренопедагогики, психология лиц с интеллектуальным недоразвитием, психология детей с задержкой психического развития, методы и методики психологической диагностики, а также подготовки и защиты выпускной квалификационной работы.
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимых при освоении учебно-исследовательской практики:
владение навыками анализа, сбора и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности;
умение формировать общую культуру лиц с ОВЗ;
умение организовывать культурное пространство образовательного учреждения;
владение навыками формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ среди широкой ответственности.
Место проведения учебно-исследовательской практики – практика проходит на базе учреждений, осуществляющих образовательно-воспитательную деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание и характер деятельности студентов
№ п/п
| Разделы (этапы) практики
| Недели
| Формы текущего контроля
| 1
| Установочная конференция
| 1
|
| 2
| Знакомство с документацией специалиста дефектологического профиля
| 1
| Проверка конспектов
| 3
| Подготовка и проведение консультаций для педагогов
| 1,2
| Проверка конспектов, анализ консультаций
| 4
| Подготовка консультаций для родителей
| 1,2
| Проверка конспектов
| 5
| Составление конспектов по плану работы специалиста дефектологического профиля (не менее 5)
| 1
| Проверка конспектов
| 6
| Индивидуальное сопровождение (тьюторство) учащегося с ОВЗ
| 1, 2, 3, 4
| Реализация плана сопровождения
| 7
| Заполнение карты наблюдения
| 1,2,3,4
| Проверка карты наблюдения
| 8
| Подбор диагностического инструментария для оценки психического развития ребенка с ОВЗ
| 4
| Проверка диагностического инструментария
| 9
| Подготовка отчета по практике
| 4
| Проверка отчета по практике
| 10
| Итоговая конференция
| 4
| Анализ отчета по практике
|
На первом этапе проводится установочная конференция, на которой студентов знакомят с целями, задачами и содержанием учебно-исследовательской практики, получают консультацию по оформлению отчетной документации.
На втором этапе студенты знакомятся с документацией и должностными специалиста дефектологического профиля, квалификационными характеристиками тьютора.
На третьем этапе подбирают литературу и разрабатывают консультации по актуальным вопросам специального (дефектологического) образования для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и педагогов образовательного учреждения, в котором проходит практика. Тематику консультаций студент выбирает самостоятельно или выполняет запрос администрации образовательного учреждения.
Параллельно студент знакомится с планом работы специалиста дефектологического профиля учреждения.
На протяжении всей практики студент осуществляет динамическое наблюдение (см. приложение 1) и тьюторство с одним учащимся с ОВЗ.
Тьюторство включает:
формирование доверительных и эмоционально насыщенных отношений с ребенком с ОВЗ;
анализ состояния ребенка – эмоционального (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физического (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из помещения; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет)
координацию общей деятельности ребенка с ОВЗ;
обсуждение с педагогом цели и задачи своей работы;
обсуждение с педагогом возможных трудностей (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
мониторинг деятельности коллектива;
общение с родителями подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности.
На четвертом этапе студент подбирает диагностический инструментарий, позволяющий изучить психологические особенности ребенка с ОВЗ.
На пятом этапе студенты подготавливают отчетную документацию по практике.
На шестом этапе проводится итоговая конференция, где групповой руководитель анализирует проведенные студентами мероприятия, а также представленную документацию. Студенты анализируют то, что получилось во время практики и те трудности, с которыми они столкнулись.
Формы работы со студентами: выступление факультетского и группового руководителей на установочной и итоговой конференциях, консультации по видам деятельности, проверка конспектов, карты наблюдения, посещение образовательных учреждений, анализ отчетной документации.
Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике
Во время проведения учебно-исследовательской практики используются следующие технологии: лекции, групповое обучение проведению диагностических методик, заполнение карты наблюдения, разработки плана индивидуального сопровождения.
Установочная и итоговая конференции по учебно-исследовательской практике проводятся на основе интерактивных технологий (обсуждения, дискуссии).
Студенты в собственной практической деятельности используют научно-исследовательские и образовательные технологии: современные средства оценивания результатов деятельности, ролевые игры.
Предусматривается проведение самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя на всех этапах учебно-исследовательской практики.
Студенты активно используют интерактивные образовательные технологии в процессе прохождения учебно-ознакомительной практики: технология портфолио, технология презентации.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на производственной практике
Методы психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ.
Методики, изучающие познавательное развитие лиц с сенсорными нарушениями.
Методики, изучающие личностное развитие лиц с сенсорными нарушениями.
Методики, изучающие познавательное развитие лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методики, изучающие личностное развитие лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методики, изучающие личностное развитие лиц с речевыми нарушениями.
Методики, изучающие личностное развитие лиц с интеллектуальными нарушениями.
Профилактика в работе специалиста дефектологического профиля.
Просвещение в работе специалиста дефектологического профиля.
Документация, регламентирующая работу специалиста дефектологического профиля.
Особенности взаимодействия специалиста дефектологического профиля с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ.
Особенности взаимодействия специалиста дефектологического профиля с педагогическим коллективом образовательного учреждения.
Тьютерство в системе образования.
Индивидуальная образовательная траектория в образовательно-воспитательном процессе.
Формы обучения лиц с ОВЗ.
Социальная и образовательная интеграция лиц с ОВЗ.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики
У студента должны сформироваться следующие компетенции ОК-7, ПК-3, 4, 6, 7.
Общекультурные компетенции:
способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7).
Профессиональные компетенции в области коррекционно-педагогической деятельности:
способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);
готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4).
Профессиональные компетенции в области диагностико-консультативной деятельности:
способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики;
способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности.
В результате прохождения учебно-исследовательской практики студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
знать:
задачи и содержание психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ в образовательных учреждениях;
особенности реализации основных направлений деятельности специалиста дефектологического профиля;
основные виды документации специалиста дефектологического профиля;
особенности психического развития лиц с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
уметь:
анализировать специальную (дефектологическую) литературу;
проводить динамическое наблюдение за ребенком с ОВЗ;
учитывать индивидуальные и типологические особенности психофизического развития лиц с ОВЗ процессе сопровождения;
определять возможности конкретного ребенка с ОВЗ в овладении новым материалом;
подбирать диагностический инструментарий для определения психического развития лица с ОВЗ;
консультировать родителей и педагогов образовательных учреждений по актуальным вопросам специального (дефектологического) образования;
владеть навыками:
взаимодействия с педагогами образовательного учреждения;
разрабатывать и реализовывать индивидуальное сопровождение лица с ОВЗ в образовательном учреждении;
осуществлять просветительскую и профилактическую помощь педагогам, осуществляющим обучение лиц с ОВЗ, а также членам семей, имеющим детей с ОВЗ.
Формы отчетности и итоговая аттестация
дневник практики; (приложение 1)
2 консультации для родителей по актуальным проблемам специального (дефектологического) образования с оценкой специалиста дефектологического профиля;
2 консультации для педагогов образовательного учреждения по актуальным проблемам специального (дефектологического) образования с оценкой специалиста дефектологического профиля;
конспект плана работы специалиста дефектологического профиля за отчетный период;
карта наблюдения за одним учащимся с ограниченными возможностями здоровья (приложение 2);
психолого-педагогическая характеристика ребенка с ОВЗ (приложение 3)
диагностический инструментарий оценки психического развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья (составляется на основе карты наблюдения) (приложение 4);
план индивидуального сопровождения одного учащегося с ОВЗ (приложение 5);
самоанализ (приложение 6,7);
составление и защита отчета;
зачет.
|