Скачать 411.21 Kb.
|
Государственный университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины Советская повседневность в 1917-1953 гг. в зеркале социологии и истории (межфакультетский факультатив) Автор программы д.и.н., проф. И.Б. Орлов Москва 2008 Пояснительная записка: Актуальность курса состоит в том, что процесс становления гражданского общества в Российской Федерации со всей очевидностью проявил интерес к его базовым элементам, формирующимся в предшествующий период советской истории. Представление об основных социальных институтах и теневых сторонах развития российского социума существенно расширяет представление о взаимоотношениях власти и общества. Новизна курса состоит в том, что впервые в систематизированном виде представлены основные направления и принципы «новой социальной истории», изложенные в тесной связи с эмпирическим материалом. Новизна также состоит в междисциплинарном характере основных тем учебного курса. Целью курса является рассмотрение повседневной истории России как варианта интегральной истории российского общества и одновременно части общего процесса модернизации и становления городского общества. Курс рассчитан на целевую группу студентов первого и второго курсов. Место курса в образовательном процессе в ВШЭ определяется его тесной связью с читаемыми на факультетах учебными дисциплинами политологического, социологического и исторического профиля. Связь с другими курсами обеспечивается общей теоретической базой и широким привлечением конкретного исторического материала, который может быть использован в преподавании этих предметов. В результате изучения курса «Советская повседневность в 1917-1953 гг. в зеркале социологии и истории» студент должен: знать учебный материал, предусмотренный данной программой и, прежде всего, основные источники и методы социальной истории и истории повседневности, а также ведущие тенденции социального развития российского социума на протяжении рассматриваемого периода; иметь представления об основных направлениях развития гуманитарного знания на современном этапе; уметь искать и систематизировать найденный материал по проблеме, а также оперировать полученными знаниями; обладать прочными навыками написания творческих письменных работ, анализа и научной критики источников, теорий и концепций. Тематический план учебной дисциплины: Курс объемом 216 часов читается для студентов 1-и 2 курсов. Он составляет 88 аудиторных часов и рассчитан на два модуля, включая лекционные (60 часов) и семинарские занятия (28 часов).
Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки: Текущий контроль, помимо опросов на семинарских занятиях, включает подготовку докладов и их обсуждение, а также написание реферата объемом не более 10 тыс. знаков (5-6 страниц машинописного теста, набранного 12 кеглем с полуторным интервалом). Студентам предлагается написать работу по проблемам советской повседневности, основанную на семейных документах и преданиях или рассказах. Темы согласовываются с преподавателем. Обязательные требования к тексту:
а) обязательной частью эссе является список использованной литературы; б) использование чужих текстов только в виде цитат, которые выделяются кавычками и имеют ссылки на первоисточник. Итоговый контроль представляет собой сдачу письменного зачета (60 минут) в конце модуля. Итоговая оценка по факультативу складывается из своевременной сдачи студентом всех форм промежуточного контроля и оценки за письменный зачет. Структура итоговой оценки составляет: 1) письменный зачет – 50%; 2) домашнее задание – 30%; 3) посещение и работа на семинарах – 20%. Базовые учебники: 1) Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940: Учебное пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1999. 272 с. 2) Холмс Л. Социальная история России. 1917-1941 гг.: Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1994. 142 с. 3) Интернет-ресурсы: http://orlov-i-b.narod.ru. Данные на сайте обновляются еженедельно. Сборники документов:
Содержание программы: Тема 1. Вводная лекция. Предмет и задачи курса Понятие «социальной истории» как интегральной истории общества. «История снизу». Сущность и основные категории повседневности. Фернан Бродель и понятие «повседневности». Повседневность как антипод приключения (Георг Зиммель) или как качество «творческой стагнации рутизированного бытия» (Герберт Маркузе). Концепция повседневности как базиса творчества и связующего звена природы и культуры (А. Лефевр). Реализация в повседневности естественных потребностей человека, приобретающих культурно-знаковую форму (А. Хеллер). «Мир повседневности» или «жизненный мир» Эдмунда Гуссерля. Характеристика повседневного бытия в качестве «конечных областей значений» (Альфред Шюц). Повседневность как процесс интерпретации повседневных взаимоотношений самими участниками этих отношений (Гарольд Гарфинкель). Повседневность глазами людей и повседневность как дихотомия нормы и аномалии. «Любовь», «верность», «предательство» и другие дискурсы в истории повседневности. Основная литература: Зелдин Т. Социальная история как история всеобъемлющая // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 154-162. Зидер Р. Что такое социальная история? Разрывы и преемственность в освоении «социального» // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 163-181. Репина Л.П. Парадигмы социальной истории в исторической науке ХХ столетия. (Обзор) // ХХ век: Методологические проблемы исторического познания: Сб. обзоров и рефератов. В 2-х ч. Ч. 1. М., 2001. С. 70-100. Дополнительная литература: Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. 622 с. Орлов И.Б. Книги о «слабых мира сего» // Отечественная история. 1999. № 6. С. 171-174. Репина Л.П. Смена познавательных ориентаций и метаморфозы социальной истории // Социальная история. Ежегодник. 1997. М.: РОССПЭН, 1998. С. 11-52. Савельева И.М., Полетаев А.В. Функции истории. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. 40 с. Burke P. History and Social Theory. Ithaca, New York: Cornell University Press, 1993. 198 p. Тема 2. Источники, принципы и методы истории повседневности Германская школа повседневной истории (А. Людтке и Х. Медик). Отечественная школа повседневности. Работы А.Я. Гуревича, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева и М.Г. Рабиновича по изучению повседневной культуры средневекового мира. История советской повседневности в работах 1990-х годов. История повседневности и культурная история. Источник и цели исторической реконструкции. Феномен «давления источника». Понятие совокупности и репрезентативности источниковой базы. Баланс «типичности» и «интересности». Принцип дополнительности. Принцип «инакости» письменного источника (Ж. Деррида). Понятие «прозрачности смысла» текста в школе анализа дискурса (М. Пеше). Руководящие принципы истории повседневности: системность и комплексность исследования; глобальность интерпретации и историзм; целостность анализа и междисциплинарность; использование теорий среднего уровня и применение антропологического подхода; обоснование существенных выводов массовыми данными. . Герменевтика как умение вживаться в эпоху. Феноменологическая интерпретация как способ превращение индивидуального исторического опыта в общественно значимый. Историческая феноменология – представление культуры как ценностно-значимого мира, осмысленного человеком. Основная литература: Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии // Социальная история. Ежегодник. 1998/1999. М., 1999. С. 77-100. Обертрайс Ю. Введение // Эпоха. Культуры. Люди (история повседневности и культурная история Германии и Советского союза. 1920-1950-е годы). Материалы межд. научн. конф. (Харьков, сентябрь 2003 г.): Сб. докладов. Харьков, 2004. С. 3-23. Поляков Ю.А. История повседневности - важное направление науки // Человек в российской повседневности: сборник научных статей. М.: СТИ МГУ сервиса, 2001. С. 4-17. Севостьянов Г.Н. Методологические поиски в современной исторической науке // Новая и новейшая история. 1996. № 3. С. 75-76. Соколов А.К. Источниковедение и путь к современной лаборатории изучения новейшей истории России // Мир историка. ХХ век: Монография. М.: ИРИ РАН, 2002. С. 280-341. Дополнительная литература: Аманжолова Д.А. К вопросу об источниках изучения истории повседневности // Человек в российской повседневности: сборник научных статей. М.: СТИ МГУ сервиса, 2001. С. 37-41. Боден Ж. Метод легкого познания истории. М.: Наука, 2000. 412 с. Бодиско В.Х. Глава 5. Дневники и письма // Профессионализм историка и идеологическая конъюнктура. Проблемы источниковедения советской истории. М., 1994. С. 158-197. Голоса крестьян: Сельская Россия ХХ века в крестьянских мемуарах. М.: Аспект Пресс, 1996. 413 с. Гончарова Н. Дети рисуют революцию // Наше наследие. 1988. № 3. С. 32-38. Грабски А.Ф. Фернан Бродель: вопросы методологии истории // Новая и новейшая история. 1990. № 5. С. 194-201. Иванова Т. «Ай, да славный, Красный Питер...» Городская частушка времен революции и гражданской войны // Родина. 1994. № 7. С. 61-65. Источник. Историк. История: Сб. научн. работ. Вып. 1. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2001. 586 с. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология и практика / Под общей ред. А.К. Соколова. М.: РОССПЭН, 2004. 744 с. Кабанов В.В. Источниковедение истории советского общества. Курс лекций. М.: РГГУ, 1997. 388 с. Кабанов В.В. Между правдой и ложью: (Отечественные мемуары ХХ века). М.: ИРИ РАН, 2004. 284 с. Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований. Заметки и размышления о новых подходах // Новая и новейшая история. 1995. № 1. С. 3-33. Козлов В. Феномен доноса // Свободная мысль. 1998. № 4. С. 100-112. Козлова Н.Н., Сандомирская И.И. «Я так хочу назвать кино». «Наивное письмо»: Опыт лингво-социологического чтения. М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 256 с. Кузнецов И.А. Фонд писем «Крестьянской газеты»: источниковедческий аспект // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1999. № 2. С. 70-84. Кутырева Л.В. Жалобы как источник по истории крестьянства Урала (Опыт контент-анализа) // Количественные методы в исследованиях по истории советского рабочего класса и крестьянства: Сб. научн. трудов. Свердловск, 1991. С. 50-70. Ларина А. Почтовая открытка в глазах историка // Историк и художник. М., 2004. № 2. С. 109-121. Лившин А.Я., Орлов И.Б. Власть и народ: «сигналы с мест» как источник по истории России 1917-1927 годов // Общественные науки и современность. 1999. № 2. С. 94-104. Магидов В.М. Истоки источниковедческого изучения фото и кинодокументов в России // Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. Докл. и тез. Выступлений на 3-й Всероссийской конференции, 25-26 февраля 1999 г. М., 1999. С. 63-68. Елисеева Н.В. Проблемы методологии истории на страницах новых «Исторических записок» // Отечественная история. 1997. № 1. С. 98-104. Кудрявцев В.Н. Об особенностях методологии социальных и гуманитарных наук // Новая и новейшая история. 1995. № 3. С. 3-17. Миронов Б.Н. К истине ведет много путей // Отечественная история. 2001. № 2. С. 106-116. Оболенская С.В. История повседневности в современной историографии ФРГ // Одиссей. Человек в истории. Личность и общество. 1990. М.: Наука, 1990. С. 182-198. Орлов И.Б., Лившин А.Я. Социологический анализ «писем во власть» (1917-1927-е годы) // Социс. 1999. № 2. С. 79-87. Сальникова А.А. Источники по истории советской повседневности и проблемы их источниковедческой критики // Эпоха. Культуры. Люди (история повседневности и культурная история Германии и Советского союза. 1920-1950-е годы). Материалы межд. научн. конф. (Харьков, сентябрь 2003 г.): Сб. докладов. Харьков, 2004. С. 286-296. Сапелли Д. Методология социальных наук: новые подходы // Европейский опыт и преподавание истории в постсоветской России. М., 1999. С. 101-102. Сахаров А.Н. О новых подходах к истории России // Вопросы истории. 2002. № 8. С. 3-20. Сенявский А.С. Российская повседневность в ХХ веке: теоретико-методологические подходы к изучению // Человек в российской повседневности: сборник научных статей. М.: СТИ МГУ сервиса, 2001.С. 67-74. Соколов А.К. Социальная история России новейшего времени: проблемы методологии и источниковедения // Социальная история. Ежегодник, 1998/99. М.: РОССПЭН, 1999. С. 39-76. Теоретические проблемы исторических исследований: Сб. ст. / Отв. ред. Е.И. Пивовар. Вып. 3. М., 2000. 198 с. Тяжельникова В.С. Советская песня и формирование новой идентичности // Отечественная история. 2002. № 1. С. 174-181. Циманн Б. Результаты и противоречия культурной истории. Некоторые замечания // Эпоха. Культуры. Люди (история повседневности и культурная история Германии и Советского союза. 1920-1950-е годы). Материалы межд. научн. конф. (Харьков, сентябрь 2003 г.): Сб. докладов. Харьков, 2004. С. 326-343. Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с. Юрганов А.Л. Опыт исторической феноменологии // Вопросы истории. 2001. № 9. С. 36-52. A Resercher's Guide to Sources on Soviet Social History in the 1930-s / Ed. by Sh. Fitzpatrick and L. Viola. N.Y., 1990. 296 p. Fitzpatrick Sh. Signals From Below: Soviet Letters of Denunciation of the 1930s // The Journal of Modern History. 1996. Vol. 68, № 4. P. 831-866. Lenoe M. Letter-Writing and the State. Reader Correspondence with Newspapers as a Source for Early Soviet History // Cahiers du Monde Russe, 40/1-2, Janvier-juin 1999. P. 139-170. Siegelbaum L., Sokolov A. Stalinism as a Way of Life. A Narrative in Documents. New Haven and London, 2000; Voices of Revolution / Mark D. Steinberg. New Haven and London, 2000. 404 pp. |
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень)... Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» является формирование системы представлений о развитии истории... | Программа «химия в зеркале истории» Программа элективного курса «Химия в зеркале истории» рассчитана на учащихся 9 класса. Реализация программы осуществляется на основе... | ||
Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский... Автор: Штылева М. В., ассистент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу | Методические рекомендации по изучению дисциплины «История социологии» России, указать специфические черты русской социологической мысли, проанализировать и систематизировать учения представителей русской... | ||
Методические указания для организации самостоятельной работы студентов... Тделений исторического факультета, изучающим курс "Историография отечественной истории". Они затрагивают лишь первую часть курса,... | Рабочая программа дисциплины 050400 дпп. 05 История россии (1856... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания | ||
Февральская и Октябрьская революции в России Даты: 23-28 февраля 1917, 1-2 марта 1917, 25-26 октября 1917 (все даты указаны по старому стилю) | Монография подготовлена к печати на основании гранта Научного фонда... Контрольная работа состоит из трех частей, включающих 11 заданий. На выполнение всех заданий отводится 30 минут. Задания необходимо... | ||
Программа курса «История России. 1917-1990-е гг.» Программа курса... России, а также минимум профессиональных умений и навыков, которые формируются при изучении отечественной истории в высшей школе.... | Программа дисциплины Власть и повседневность для направления 030200.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030200. 62... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Рабочая программа по истории мбоу «Аксубаевский лицей» Изучение древней истории базируется на цивилизационном подходе к историческому процессу. При этом акцент делается преимущественно... | ||
2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата по социологии Целями освоения дисциплины (модуля) «История социологии часть I» являются следующие | Рабочая программа учебного плана по новой истории и истории России... Данное тематическое планирование курса «История» состоит из 2 частей: «Новая история,1800 – 1917 гг.» и «История России 1800 – 1917... | ||
Причины и сущность Смутного времени в России” Романовых. О ”Смутном времени” по отношению к современности говорили после захвата власти большевиками в 1917 г., когда был убит... | Причины и сущность Смутного времени в России” Романовых. О ”Смутном времени” по отношению к современности говорили после захвата власти большевиками в 1917 г., когда был убит... |