Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории»





Скачать 412.91 Kb.
НазваниеРабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории»
страница1/4
Дата публикации25.04.2015
Размер412.91 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

____________________В.П. Зиновьев

«____»___________________20__ г.


СОВЕТСКАЯ И РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

1917 – 2000-е гг.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Направление 030600 – История

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная
Томск 2012

1. Цель освоения курса:

Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» является формирование системы представлений о развитии истории исторической науки в нашей стране, связанной с изучением ее прошлого. Курс охватывает период развития отечественной исторической науки с 1917 по 2000-е годы.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 - история. Курс является третьей, завершающей частью обязательной для студентов исторического факультета дисциплины – историография отечественной истории.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, а также источниковедения и методологии истории.

Изучение данного курса предваряет деятельность студентов по созданию выпускной квалификационной работы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Студент должен знать:

- основные этапы развития отечественной исторической науки в указанный период;

- видных представителей отечественной историографии;

- основной круг научных исследований и учебных работ, оказавших решающее влияние на развитие отечественной исторической науки.

Студент должен уметь:

- понимать условия и закономерности, определявшие развитие отечественной исторической науки в указанный период;

- выделять ключевые проблемы развития исторической науки в нашей стране.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История

А) общекультурные (ОК):

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
(ОК- 8);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9),

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы
(ОК-10);

– готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);
б) профессиональными (ПК):

    в научно-исследовательской деятельности:

– способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

– способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

– способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 40 часов.




п/п


Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы (в час.)



Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям)

В том числе

лекции

Практические занятия

СРС



  1. .


1.

Вопросы периодизации советской и российской историографии отечественной истории



7


11-12

2




2

Эссе.

Тестирование.


Реорганизация системы учебных и научных исторических учреждений (1917 - середина 1930-х гг.)

4




4

Разработка теоретико-методологических проблем в отечественной историографии в 1920-е годы

2




2

Дискуссии в марксистской историографии (1920 - начало 1930-х гг.)

13-14

2




2

Тестирование

Унификация развития исторических знаний во второй половине 1920- - первой половине 1930-х годов

2




2

Советская историография тоталитарного периода

(конец 1930-х - начало 1950-х гг.)

2




2

Советская историография в период «оттепели»

(середина 1950 - конец 1960-х гг.)

2




2

Процессы «торможения» в советской исторической науке (конец 1960 - первая половина 1980-х гг.)

15-16

2




2

Тестирование Анализ реферетов

Советская историография в период «перестройки»(1985 – 1991 гг.)

2




2

Современное развитие отечественной историографии

(1990 – 2000-е годы.)

2




2



5. Образовательные технологии

В данном курсе используются: традиционная объяснительно-иллюстративная технология (лекции, зачет), фрагменты технологии проблемного обучения (проблемные лекции), исследовательские технологии, а также организация СРС. В ходе обучения студенты в рамках СРС на основе выбранной темы готовят реферативное исследование по одному из сюжетов курса. Материалом для такого исследования являются источники и литература, предлагаемая по каждой теме. Допускаются и варианты написания реферата по теме, интересующей студента и не выходящей за рамки тематики курса.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости.
По разделу 1.

Эссе:

- Ваша интерпретация суждения: Историография – дисциплина, создающая проблемы исследователям и руководителям науки.

Тесты:

1. Назовите имя первого директора Истпарта:

А) Покровский М.Н.,

Б) Адоратский А.А.,

В) Ольминский М.С.,

Г) Ярославский Е.М.
2. Укажите позитивные и негативные стороны Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР» (1934).
3.Удалите лишнее из данного перечня учреждений:

- Коммунистическая Академия,

- Общество историков-марксистов,

- Институт истории АН СССР,

- Институт Красной профессуры.

Перечень тем для рефератов:

  1. Проблема построения периодизаций в советской историографии.

  2. Типология периодизаций развития отечественной исторической науки в ХХ в.

  3. Обсуждение вопроса о критериях периодизации советской исторической науки в 1960-1962 гг. на страницах журнала «История СССР».

  4. Реформирование в СССР системы учебных исторических учреждений в 1920-е годы.

  5. Традиционные и инновационные формы организации образовательного процесса в учебных исторических учреждениях СССР в послеоктябрьский период.

  6. Содержание и формы работы Института красной профессуры.

  7. Изменения в научной деятельности историко-филологического отделения АН СССР в конце 1920-начале 1930-х гг.

  8. Развитие отечественной немарксистской историографии в послеоктябрьский период.

  9. Особенности научно-исследовательской деятельности Истпарта.

  10. Общество историков-марксистов и его роль в развитии марксистской исторической науки.

  11. Особенности теоретико-методологического кризиса в отечественной немарксистской историографии в 1920-е гг.

  12. Дискуссия о своеобразии исторического развития России и природе российского абсолютизма.

  13. Полемика историков-марксистов по вопросам истории революционно-освободительного движения в России.

  14. Работа советских историков по подготовке учебников для школ и вузов страны в 1930-е гг.

  15. «Краткий курс истории ВКП(б) и его роль в развитии советской исторической науки.

  16. Исследования советских историков по истории войн и внешней политики царизма в 1930-1940-е гг.

  17. Проблемы древней и средневекой истории России в исследованиях советских историков в 1930-1950-е гг.

  18. Обсуждение вопросов становления русского централизованного государства в 1930-1950-е гг.

  19. Становление советской историографии Великой отечественной войны в 1940-1950-е гг.

  20. ХХ съезд КПСС и его влияние на развитие советской исторической науки.

  21. Общее и особенное в дискуссиях советских историков 1920-х и 1960-х гг.

  22. Дискуссии об особенностях российского империализма в конце 1950-1960-е гг.

  23. Обсуждение советскими историками вопроса об аграрном строе России накануне Октябрьской революции в 1960-е гг.

  24. Влияние общественно-политического развития на проблематику исследований советских историков в 1960-1970-е гг.

  25. Особенности развития советской историографии в «застойный» период.

  26. Исследования по древней и средневековой истории России в 1960-1970-е гг.

  27. Содержание историко-партийных исследований в конце 1950 – начале 1980-х гг.

  28. Изменения в развитии советской исторической науки в период «перестройки».

  29. Освоение советскими историками немарксистского идейного наследия в конце 1980 – начале 1990-х гг.

  30. Междисциплинарные исследования по отечественной истории.

  31. Гендерная проблематика в работах по отечественной истории.

  32. Прошлое России в современных трудах по «истории повседневности».

33.Новая проблематика и новые подходы в изучении отечественной истории в 1990 – 2000-е гг.
Формы итогового контроля:

Зачет в седьмом семестре
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
1. Рекомендуемая литература (основная)

Балашов В.А., Юрченков В.А. Историография отечественной истории (1917 - начало 90-х гг.). Учебное пособие. Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 1994. 189 с.

Очерки истории исторической науки ХХ века. Омск: Изд-во Омгу, 2005. 684 с.

Советская историография./ Под ред. Ю.Н. Афанасьева. М.: Российск. гуманит. ун-т, 1996. 592 с.

Современная российская историография / Под ред. В.И. Меньковского. В двух частях. Минск: РИВШ., 2009. – Ч. 1. – 338 с.; Ч. 2. – 274.
2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

Алаторцева А.И. Советская историческая периодика. 1917-середина 1930-х годов. М.: Наука, 1989. 256 с.

Алексеева Г.Д., Желтова Г.И. Становление и развитие советской системы научно-исторических учреждений (20-30-е годы). Ташкент: Фан, 1977. 136 с.

Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. - 1991. - № 2-3. С. 21-36.

Данилов В.П. Современная российская историография: в чем выход из кризиса? // Новая и новейшая история. - 1993. - № 6. С. 95-101.

Дубровский А.М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепции истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930 – 1950-е гг). Брянск. 2005.

Иванова Л.В. У истоков советской исторической науки (подготовка кадров историков-марксистов). М.: Мысль, 1968. 197 с.

Историография истории СССР (эпоха социализма): Учебник./ Под ред. И.И. Минца. М.: Высшая школа, 1982. 336 с.

Историческая наука России в ХХ веке. М.: Наука, 1997. 540 с.

Сахаров А.Н. Методология истории и историография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 216 с.

Сидорова Л.А. Оттепель в исторической науке. Советская историография первого послесталинского десятилетия. М.: Памятники исторической мысли, 1997. 228 с.

3. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы студентов

Артизов А.Н. Судьбы советских историков школы М.Н. Покровского (середина 1930-х гг) // Вопросы истории. – 1994. № 7. С. 34-48.

Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура: Субъективные заметки по истории советского общества. М.: Политиздат, 1992. 332 с.

Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. М.: Политиздат, 1987. 60 с.

Городецкий Е.Н. Советская историография Великого Октября (1917-середина 30-х годов). Очерки. М.: Наука, 1981. 368 с.

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945-1964. М.: ИЦ «Россия молодая», 1993. 200 с.

Из глубины. Сб. статей о русской революции. // Вехи. Из глубины. М.: Изд-во «Правда», 1991. 606 с.

Искендеров А.А. Историческая наука на пороге ХХ1 века //Вопросы истории. - 1996. - № 7. с. 3-31.

Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. /Под ред. Г.А. Бордюгова. М.: Политиздат, 1996. 464 с.

Историки спорят. Тринадцать бесед. М.: Политиздат, 1989. 510 с.

Историческая наука и некоторые проблемы современности. М.: Наука, 1969. 430 с.

История и социология. М.: Наука, 1964. 341 с.

Кринко Е.Ф. Современная российская историография Великой Отечественной Войны: итоги двух десятилетий// Былые годы. 2009. № 4. С.6-19.

Мезин С.А. Курс историографии Отечественной истории: предмет, задачи, современные подходы и состояние учебной литературы // Как изучают историю в высшей школе: опыт, перспективы, дискуссии. Вып. 4. Отв. ред. М.С. Бобкова. М.: ИВИ РАН. 2007. С. 335-356.

Нечкина М.В. К итогам дискуссии о периодизации истории советской исторической науки // История СССР. - 1962.- № 2. с.57-76.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2004.

Сидорова Л.А. Межличностные коммуникации трех поколений советских историков // Отечественная история. 2008. № 2. С. 129-137.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconРабочая программа дисциплины Геополитика Направление подготовки 41....
Цель курса «Геополитика» формирование у студентов представления о геополитической картине современного мира, приобретение навыка...
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconРабочая программа дисциплины философия направление подготовки 230700...
Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей на основе...
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconРабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение...
Применять знания о мировом устройстве и взаимоотношениях макро- и микрокосмов, изложенных в древних текстах, для грамотной трактовки...
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconРабочая учебная программа дисциплины Менеджмент и маркетинг Направление...
Целью курса «Менеджмент и маркетинг» является формирование у студентов понимания роли и места менеджмента и маркетинга в рыночной...
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconРабочая программа дисциплины Педагогика Направление подготовки 030100...
Дисциплина «Педагогика» адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Философия», и входит в состав базовой части...
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconРабочая программа дисциплины б дв правовое и историко-культурное...
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры истории и теории государства и права, протокол №11 от «25»...
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconРабочая программа дисциплины история документального кино направление...
В данном курсе сделана попытка представить историю документального кино в качестве движущегося противоречия между событиями общественно-исторического...
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Международный туризм Направление...
Задачами изучения дисциплины являются: получение системного представления о международном рынке туристских услуг; получение знаний...
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconРабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия...
Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения...
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconРабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление...
Предоставить базовые теоретико-методологические подходы к исследованию общественного мнения. Вооружить студентов конструктивными...
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconРабочая программа дисциплины в. 12 Жилищное право направление подготовки:...
Программа учебной дисциплина предусматривает подробное исследование отношений по приобретению и использованию жилых помещений, осуществлению...
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconПрограмма учебной дисциплины логика направление подготовки: 030900...
Задачей дисциплины является научить студентов данной специальности правильно мыслить; продумывать ситуации, возможные в их профессиональной...
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconРабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки...
Особое значение в курсе социальной экологии имеет усвоение учащейся аудиторией экологического императива, подразумевающего глубокое...
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconРабочая программа дисциплины экономика предприятия квалификация (степень)...
Дисциплина «Экономика предприятия» является теоретической учебной дисциплиной в системе инженерного образования
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconРабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:...
В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:...
Рабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» iconРабочая программа дисциплины история отечественного государства и...
«российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск