Скачать 412.91 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета ____________________В.П. Зиновьев «____»___________________20__ г. СОВЕТСКАЯ И РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 1917 – 2000-е гг. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Направление 030600 – История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск 2012 1. Цель освоения курса: Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» является формирование системы представлений о развитии истории исторической науки в нашей стране, связанной с изучением ее прошлого. Курс охватывает период развития отечественной исторической науки с 1917 по 2000-е годы. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 - история. Курс является третьей, завершающей частью обязательной для студентов исторического факультета дисциплины – историография отечественной истории. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, а также источниковедения и методологии истории. Изучение данного курса предваряет деятельность студентов по созданию выпускной квалификационной работы. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Студент должен знать: - основные этапы развития отечественной исторической науки в указанный период; - видных представителей отечественной историографии; - основной круг научных исследований и учебных работ, оказавших решающее влияние на развитие отечественной исторической науки. Студент должен уметь: - понимать условия и закономерности, определявшие развитие отечественной исторической науки в указанный период; - выделять ключевые проблемы развития исторической науки в нашей стране. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История А) общекультурные (ОК): - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8); - использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9), - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); – готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11); б) профессиональными (ПК): в научно-исследовательской деятельности: – способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4); – способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); – способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7); – способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); 4. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 40 часов.
5. Образовательные технологии В данном курсе используются: традиционная объяснительно-иллюстративная технология (лекции, зачет), фрагменты технологии проблемного обучения (проблемные лекции), исследовательские технологии, а также организация СРС. В ходе обучения студенты в рамках СРС на основе выбранной темы готовят реферативное исследование по одному из сюжетов курса. Материалом для такого исследования являются источники и литература, предлагаемая по каждой теме. Допускаются и варианты написания реферата по теме, интересующей студента и не выходящей за рамки тематики курса. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости. По разделу 1. Эссе: - Ваша интерпретация суждения: Историография – дисциплина, создающая проблемы исследователям и руководителям науки. Тесты: 1. Назовите имя первого директора Истпарта: А) Покровский М.Н., Б) Адоратский А.А., В) Ольминский М.С., Г) Ярославский Е.М. 2. Укажите позитивные и негативные стороны Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР» (1934). 3.Удалите лишнее из данного перечня учреждений: - Коммунистическая Академия, - Общество историков-марксистов, - Институт истории АН СССР, - Институт Красной профессуры. Перечень тем для рефератов:
33.Новая проблематика и новые подходы в изучении отечественной истории в 1990 – 2000-е гг. Формы итогового контроля: Зачет в седьмом семестре 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 1. Рекомендуемая литература (основная) Балашов В.А., Юрченков В.А. Историография отечественной истории (1917 - начало 90-х гг.). Учебное пособие. Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 1994. 189 с. Очерки истории исторической науки ХХ века. Омск: Изд-во Омгу, 2005. 684 с. Советская историография./ Под ред. Ю.Н. Афанасьева. М.: Российск. гуманит. ун-т, 1996. 592 с. Современная российская историография / Под ред. В.И. Меньковского. В двух частях. Минск: РИВШ., 2009. – Ч. 1. – 338 с.; Ч. 2. – 274. 2. Рекомендуемая литература (дополнительная) Алаторцева А.И. Советская историческая периодика. 1917-середина 1930-х годов. М.: Наука, 1989. 256 с. Алексеева Г.Д., Желтова Г.И. Становление и развитие советской системы научно-исторических учреждений (20-30-е годы). Ташкент: Фан, 1977. 136 с. Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. - 1991. - № 2-3. С. 21-36. Данилов В.П. Современная российская историография: в чем выход из кризиса? // Новая и новейшая история. - 1993. - № 6. С. 95-101. Дубровский А.М. Историк и власть: историческая наука в СССР и концепции истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930 – 1950-е гг). Брянск. 2005. Иванова Л.В. У истоков советской исторической науки (подготовка кадров историков-марксистов). М.: Мысль, 1968. 197 с. Историография истории СССР (эпоха социализма): Учебник./ Под ред. И.И. Минца. М.: Высшая школа, 1982. 336 с. Историческая наука России в ХХ веке. М.: Наука, 1997. 540 с. Сахаров А.Н. Методология истории и историография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 216 с. Сидорова Л.А. Оттепель в исторической науке. Советская историография первого послесталинского десятилетия. М.: Памятники исторической мысли, 1997. 228 с. 3. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы студентов Артизов А.Н. Судьбы советских историков школы М.Н. Покровского (середина 1930-х гг) // Вопросы истории. – 1994. № 7. С. 34-48. Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура: Субъективные заметки по истории советского общества. М.: Политиздат, 1992. 332 с. Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. М.: Политиздат, 1987. 60 с. Городецкий Е.Н. Советская историография Великого Октября (1917-середина 30-х годов). Очерки. М.: Наука, 1981. 368 с. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945-1964. М.: ИЦ «Россия молодая», 1993. 200 с. Из глубины. Сб. статей о русской революции. // Вехи. Из глубины. М.: Изд-во «Правда», 1991. 606 с. Искендеров А.А. Историческая наука на пороге ХХ1 века //Вопросы истории. - 1996. - № 7. с. 3-31. Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. /Под ред. Г.А. Бордюгова. М.: Политиздат, 1996. 464 с. Историки спорят. Тринадцать бесед. М.: Политиздат, 1989. 510 с. Историческая наука и некоторые проблемы современности. М.: Наука, 1969. 430 с. История и социология. М.: Наука, 1964. 341 с. Кринко Е.Ф. Современная российская историография Великой Отечественной Войны: итоги двух десятилетий// Былые годы. 2009. № 4. С.6-19. Мезин С.А. Курс историографии Отечественной истории: предмет, задачи, современные подходы и состояние учебной литературы // Как изучают историю в высшей школе: опыт, перспективы, дискуссии. Вып. 4. Отв. ред. М.С. Бобкова. М.: ИВИ РАН. 2007. С. 335-356. Нечкина М.В. К итогам дискуссии о периодизации истории советской исторической науки // История СССР. - 1962.- № 2. с.57-76. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2004. Сидорова Л.А. Межличностные коммуникации трех поколений советских историков // Отечественная история. 2008. № 2. С. 129-137. |
Рабочая программа дисциплины Геополитика Направление подготовки 41.... Цель курса «Геополитика» формирование у студентов представления о геополитической картине современного мира, приобретение навыка... | Рабочая программа дисциплины философия направление подготовки 230700... Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей на основе... | ||
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение... Применять знания о мировом устройстве и взаимоотношениях макро- и микрокосмов, изложенных в древних текстах, для грамотной трактовки... | Рабочая учебная программа дисциплины Менеджмент и маркетинг Направление... Целью курса «Менеджмент и маркетинг» является формирование у студентов понимания роли и места менеджмента и маркетинга в рыночной... | ||
Рабочая программа дисциплины Педагогика Направление подготовки 030100... Дисциплина «Педагогика» адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Философия», и входит в состав базовой части... | Рабочая программа дисциплины б дв правовое и историко-культурное... Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры истории и теории государства и права, протокол №11 от «25»... | ||
Рабочая программа дисциплины история документального кино направление... В данном курсе сделана попытка представить историю документального кино в качестве движущегося противоречия между событиями общественно-исторического... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Международный туризм Направление... Задачами изучения дисциплины являются: получение системного представления о международном рынке туристских услуг; получение знаний... | ||
Рабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия... Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения... | Рабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление... Предоставить базовые теоретико-методологические подходы к исследованию общественного мнения. Вооружить студентов конструктивными... | ||
Рабочая программа дисциплины в. 12 Жилищное право направление подготовки:... Программа учебной дисциплина предусматривает подробное исследование отношений по приобретению и использованию жилых помещений, осуществлению... | Программа учебной дисциплины логика направление подготовки: 030900... Задачей дисциплины является научить студентов данной специальности правильно мыслить; продумывать ситуации, возможные в их профессиональной... | ||
Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки... Особое значение в курсе социальной экологии имеет усвоение учащейся аудиторией экологического императива, подразумевающего глубокое... | Рабочая программа дисциплины экономика предприятия квалификация (степень)... Дисциплина «Экономика предприятия» является теоретической учебной дисциплиной в системе инженерного образования | ||
Рабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:... В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:... | Рабочая программа дисциплины история отечественного государства и... «российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации» |