Скачать 158.76 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт филологии и журналистики УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. УТВЕРЖДАЮ Председатель НМК ИФиЖ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины ИСТОРИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО Направление подготовки 011300 – Журналистика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «История документального кино» является знакомство студентов с основными этапами развития мирового документального кинематографа, а также русского и советского кино. В этом курсе даются не только сведения по истории предмета, но и необходимые теоретические установки. В данном курсе сделана попытка представить историю документального кино в качестве движущегося противоречия между событиями общественно-исторического процесса, техническими открытиями и феноменом нового искусства. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Курс «История документального кино» является дисциплиной по выбору и входит в профессиональный цикл (Б3). Курс логически и содержательно-методически связан с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) «Философия», «Культурология», «История», с дисциплинами профессионального цикла (Б3) «История отечественной литературы», «История зарубежной литературы», «Основы литературной культуры», «История отечественной журналистики», «История зарубежной журналистики». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: а) общекультурные (ОК): - готовность уважительно и бережно относиться к наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1); - способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2); - способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3); - культура мышления, способность к анализу, обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - понимание значения и гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК-5); - готовность к взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6); - способность видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта (ОК-8); - способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13). б) профессиональные (ПК): - понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1); - понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2); - понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, её базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4); - базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, здравоохранение, образование), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: •Знать: периодизацию мирового кинопроцесса, имена режиссеров, актеров, операторов — классиков мирового и отечественного кинематографа, и названия созданных ими фильмов; какой вклад внесли различные национальные кинематографии в развитии мирового киноисскусства. •Уметь: отличать фильмы, обладающие высокими художественными достоинствами от вульгарных и низкопробных подделок; находить информацию о фильмах и их создателях, иметь представление о качестве этой информации. •Владеть: навыками анализа кинопродукции, написания различных текстов, рецензий, эссе, статей, рефератов научного характера, создания сценария документального фильма, проведения дискуссий о фильмах. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа всего, из них 46 часов аудиторных.
Содержание разделов дисциплин 1. Этапы развития мирового кинематографа. Виды киноискусства. Основное противоречие между техническим, эстетическим, общественным от немого периода до современности. Значение киноискусства. Классическое в кино. 2. Выразительные средства киноискусства. Определение основых категорий: напр., мизансцена, план, ракурс. Свет и звук. Цвет. Статика и движение. Изменение киноязыка в зависимости от технических достижений. Книга М. Мартена «Язык кино». 3. Рождение и становление документального кино. 1896-1927. Две линии в мировом кинопроцессе: льюмеровская и мельесовская. Первые канонические формы документального кино: репортаж, короткометражный фильм, кинохроника. Влияние газетной журналистики на документальное кино. Документальное кино в годы Первой мировой войны. Киноавангард 20-х годов. 4. Творческий путь Р. Флаэрти. Биография. Метод наблюдения и своеобразие сюжета, принципы монтажа. «Нанук с Севера» (1921) и «Человек из Арана» (1934) — шедевры документального кино. 5. Творческий путь Д. Вертова. Биография. Крупнейший представитель революционного киноавангарда. От информации о действительности- к яркому публицистическому осмыслению. Технологические методы и приемы. «Человек с киноаппаратом» (1929) и «Три песни о Ленине» (1934) — шедевры документального кино. 6. Советское документальное кино. 1918-1941. «Кино-правда» (1922-1925) Д. Вертова — первый образец новой советской документалистики. Плакатная ясность, четкость авторской позиции, уникальная образность — характерные черты документалистики 20-х годов. Индустриализация, коллективизация, культурная революция — главные темы документалистики 30-х годов. Своеобразие творчества Э. Шубы и А. Медведкина. 7. Документальное кино Великой Отечественной войны. От пропоганды военного времени к фронтовому репортажу. Героический подвиги фронтовых операторов. Единство фронта и тыла — основная тема документального кино. Творчество Р. Кармена и В. Микоши. 8. Советское документальное кино как средство агитации и пропаганды. Реальное и мифологическое в создании образа героя труда. Образ врага. Культ вождей: от Ленина до Брежнева. Кинематографические приемы документальной пропаганды. 9. Советское документальное кино 60-х-80-х гг. Приход нового поколения документалистов. Исследование внутреннего мира человека. Новые походы к традиционным темам советской документалистики. Влияние «малого экрана»: крупный план, длинный синхрон, прямое обращение к зрителю. Особое место Г. Франка и А. Пелешяна. Публицистика 80-х гг.: гласность и Перестройка. 10. Современное российское документальное кино: 90-е-2000-е гг. Децентрализация кинопроизводства, создание независимых студий, трудности финансирования. Фильмы о культуре и духовном наследии — главное тематическое направление. Высокий профессионализм лидеров документального кино: В. Косаковский, С. Мирошниченко, В. Манский. Активизация документалистов из регионов: Ю. Миллер, А. Балуев, В. Эйснер. Роль фестивалей документального кино в развитии отрасли: «Послание к человеку» Санкт-Петербург, «Россия» Екатеринбург. 11. Английская школа документалистики. Д. Григсон (1898-1972) — основатель школы, его фильмы «Рыбачьи суда» (1929) и «Индустриальная Британия» (1933). Р. Флаэрти — классика мирового документального кино. Группа «Свободное кино» (середина 50-х г.). Традиционные темы мировой документалистики: кинопутешествия, спорт, культура, наука на ВВС. Причины лидирования на мировом рынке. 12. Документальное кино США. Обзор. Разнообразие творческих методов, стилей. Р. Флаэрти, «прямое кино» - Л. Рогозин, нью-йоркская школа — Ш. Кларк, Д. Кассаветес. Метод «длительного наблюдения» М. Эптеда и его влияние на мировую документалистику. 13. Международные фестивали документального кино. Возникновение фестивалей в 50-е годы — важная веха в развитии мировой документалистики. Программы фестивалей в Кракове, Оберхаузене, Амстердаме — источник знания о процессе движения мировой документалистики. Обзор критических статей в журнале «Искусство кино» за 1990-2000- е гг. 14. Жанры документального кино. Сравнительный анализ жанровой структуры игрового и документального кино. Репортаж, хроника, очерк, биография, наблюдение, монтажный фильм и особенности драматургии каждого из них. Авторское документальное кино. 15. Создание документального фильма: от замысла к монтажу. Последовательная характеристика этапов: замысел — герой — формат — жанр — поиск источника финансирования — подача заявки — написание сценария — съемочный процесс — монтаж. 16. Принципы и способы взаимодействия игрового и документального кино. Режиссеры, прошедшие школу документального кино: Э. Рязанов, С. Аранович, М. Янчо. Документальное в игровом: от А. Рене до Т. Мюзновой. Совмещение документального и игрового — случай А. Сокурова. Приемы игрового кино при съемках документального. 17. Документальное кино и телевидение. Документальное кино — главный источник развития киноязыка для ТВ. Программы о документальном кино на современном телевидении. Икусство и журналистика, документальное кино и телевидение. 18. Документальное кино и новые технологии. Переход к цифровому телевидению — изменение во всех сферах производства и потребления видеопродукции. Неизбежная потребность овладения всеми видами интернет-технологий. Документальное кино в сети. Возрастание роли личности в создании документальных фильмов, профессионального мастерства. 5. Образовательные технологии
В курсе «История документального кино» студенты письменно выполняют три вида самостоятельной работы: рецензия, эссе, реферат. В лекциях даются методические рекомендации по написанию этих, принципиально различных, текстов. Рецензии пишутся на новые отечественные фильмы, эссе — свободная форма, дающая возможность проявлять свою индивидуальность в реакции на различные аспекты лекционных тем. Темы рефератов - «Творческий путь режиссера-документалиста...», классика зарубежного и отечественного документального кино по выбору студента. Реферат — объемное сочинение (15-20 страниц), включающее в себя фильмографию и библиографию, использование научной литературы и интернет-ресурсов. Студенты, изучающие «Историю документального кино» пишут рецензии на новые отечественные документальные фильмы, рефераты классиков-документалистов: Д. Вертова, И. Ивенса, Р. Кармена. Вместо эссе — сценарий 10-минутного документального фильма. Работы читаются и анализируются на практических занятиях (со сценариями и рефератами преподаватель знакомится заранее), в ходе дискуссии выясняются все достоинства и недостатки студенческих текстов. После каждой лекции студенты снабжаются разработанными преподавателем методическими материалами. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: Фрейлих С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского: учеб. для вузов. - 5-е изд. - М.: Акад. Проект; Трикста, 2008. б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Сайт: Все о кино. Режим доступа: http://www.vseokino.ru/ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки «011300 – Журналистика». Автор: В.К. Семенюк. Программа одобрена на заседании кафедры общего литературоведения и журналистики от 22.03.2011 года, протокол № 7. Заведующий кафедрой общего литературоведения и журналистики В.В. Прозоров Директор Института филологии и журналистики Л.С. Борисова Директор Института филологии и журналистики Л.С. Борисова |
Рабочая программа дисциплины Педагогика Направление подготовки 030100... Дисциплина «Педагогика» адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Философия», и входит в состав базовой части... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Международный туризм Направление... Задачами изучения дисциплины являются: получение системного представления о международном рынке туристских услуг; получение знаний... | ||
Рабочая программа дисциплины Геополитика Направление подготовки 41.... Цель курса «Геополитика» формирование у студентов представления о геополитической картине современного мира, приобретение навыка... | Рабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление... Предоставить базовые теоретико-методологические подходы к исследованию общественного мнения. Вооружить студентов конструктивными... | ||
Рабочая программа модуля География Направление подготовки 100400... Следуя логике изучения дисциплины в рамках подготовки специалистов по направлению «туризм», в структурном отношении курс «География»... | Рабочая программа дисциплины социальная экология направление подготовки... Особое значение в курсе социальной экологии имеет усвоение учащейся аудиторией экологического императива, подразумевающего глубокое... | ||
Рабочая программа дисциплины юридическая психология направление подготовки:... В рамках учебной дисциплины «Юридическая психология» осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности:... | Рабочая программа дисциплины невропатология направление подготовки... Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Рабочая программа дисциплины б дв правовое и историко-культурное... Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры истории и теории государства и права, протокол №11 от «25»... | Программа учебной дисциплины логика направление подготовки: 030900... Задачей дисциплины является научить студентов данной специальности правильно мыслить; продумывать ситуации, возможные в их профессиональной... | ||
Рабочая программа дисциплины в. 12 Жилищное право направление подготовки:... Программа учебной дисциплина предусматривает подробное исследование отношений по приобретению и использованию жилых помещений, осуществлению... | Рабочая программа дисциплины Юридическая психология Степень выпускника... Рабочая программа предназначена для изучения студентами учебной дисциплины «Юридическая психология», обучающимися по направлению... | ||
Рабочая программа дисциплины философия направление подготовки 230700... Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей на основе... | Рабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия... Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины экономическая теория 1 Направление... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины Гистология Специальность 020501 Биоинженерия... В процессе изучения дисциплины совершенствуются навыки работы с оптическими приборами при использовании специальных гистологических... |