Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии»





Скачать 140.69 Kb.
НазваниеРабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии»
Дата публикации08.04.2015
Размер140.69 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Философия > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО Томский государственный университет


Утверждаю


Декан исторического факультета

_________________ В.П. Зиновьев

«______» _______________ 2011 г.


Письменные памятники Японии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Специальность 032000 – Зарубежное регионоведение

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная
Томск

2011 г.


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
Целью курса «Письменные памятники Японии» является изучить письменное наследие мифолого-летописной и религиозно-философской сферы Японской культуры. Объяснить суть текстов и цель их создания, взаимосвязь с мифологическим комплексом и национальными особенностями. Исследовать взаимопроникновение и преемственность синтоистских текстов, их влияние на формирование национальных приоритетов и дальнейшие пути развития страны. Преломлять теоретические знания в практическое понимание ментально-ассоциативного комплекса, сформированного у японского народа вследствие насыщения заданным и осмысленным духовным наследием; Применять знания о мировом устройстве и взаимоотношениях макро- и микрокосмов, изложенных в древних текстах, для грамотной трактовки современных текстов и правильного понимания культурных процессов, протекающих в Японии.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриатаданная дисциплина входит в раздел «общепрофессиональных дисциплин».

Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» по направлению 032000 - зарубежное регионоведение.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающегося в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра: «История», «Философия», «Культура, литература и традиции Китая», «Религиозно-философские особенности Китая и Японии».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО код 032000 «зарубежное регионоведение»:

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • Культурфилософские корни Японской культуры;

  • Мифологических персонажей и основные события мифов;



Уметь:

  • Читать и понимать древние тексты

  • Анализировать события, описанные в текстах

  • Выявлять взаимосвязь и преемственность между текстами

  • Уметь трактовать тексты.

Владеть:

    • Основными методами и приемами исследовательской и практической работы в целях грамотной подготовки рефератов, докладов, сообщений по темам курса.

    • Способами распознавания закодированных в тексте мыслей;

    • методами структурно-функционального анализа;

общекультурные (ОК)

  • Быть готовым к работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям (ОК - 1).

  • Обладать навыками публичного выступления на профессиональные и научные темы, уметь доводить собственные выводы, предложения, аргументы до сведения специалистов и неспециалистов (ОК - 4).

  • Обладать навыками рефлексии, быть способными к адекватной оценке и конструктивной критике своих научных и профессиональных результатов (ОК - 5).

  • Критически осмысливать накопленный научный и профессиональный опыт, адаптироваться к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК - 7).

  • Самостоятельно формулировать научные проблемы, выдвигать гипотезы и разрабатывать программы исследований с учетом междисциплинарных связей (ОК - 8).

  • Уметь корректно выбирать, применять, сочетать и модифицировать общенаучные и частнонаучные, качественные и количественные методы исследования, исходя из конкретных теоритических и практических задач (ОК - 9).

  • Владеть современными программными средствами статистического анализа и математического моделирования, включая инструменты визуализации данных (ОК - 10).

  • Уметь критически оценивать источники информации, стандартизировать и классифицировать первичные данные, создавать и использовать существующие базы данных (ОК - 13).


профессиональные (ПК):

  • Давать характеристику ведущим отечественным и зарубежным научным школам, оценивать их вклад в формирование предметного поля и методологии мирового комплексного регионоведения (ПК - 7).

  • Владеть основными методами комплексного междисциплинарного исследования регионов мира, уметь синтезировать новое знание, формулировать обобщающие выводы и оценки (ПК - 9).

  • Владеть компаративными методами, давать аргументированное научное объяснение сходству и/или различию стран и регионов мира, обусловленному историческими закономерностями (ПК - 10).

  • Владеть методами структурно-функционального анализа политических, социальных и экономических институтов, характерных для различных стран и регионов мира, с учетом их культурно-исторической специфики (ПК – 11).


Задачи учебного курса:

- Изучение письменного наследия мифолого-летописной и религиозно-философской сферы Японской культуры.

-объяснять суть текстов и цель их создания, взаимосвязь с мифологическим комплексом и национальными особенностями;

-понимать взаимопроникновение и преемственность синтоистских текстов, их влияние на формирование национальных приоритетов и дальнейшие пути развития страны;

-преломлять теоретические знания в практическое понимание ментально-ассоциативного комплекса, сформированного у японского народа вследствие насыщения заданным и осмысленным духовным наследием;

- применять знания о мировом устройстве и взаимоотношениях макро- и микрокосмов, изложенных в древних текстах, для грамотной трактовки современных текстов и правильного понимания культурных процессов, протекающих в Японии.

Входит в блок дисциплин специализации

Содержание дисциплины: осваиваются древние тексты японской мифологии, их трактовка и выяснение описываемых событий. Изучаются комментарии российских востоковедов, способы трактовки изначальных текстов.

Требования к уровню освоения дисциплины.

Студент должен знать содержание основных текстов религиозно-философского плана, хронологию и логику создания и построения текстов; уметь читать подобные тексты, учитывая знания культурных условий того времени, религиозных устоев и т.д.;

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1 раздел. История оформления местных верований в религиозную систему Синто. Устная традиция функционирования текста на Японских островах и два этапа становления текстовых памятников Синто (VII – VIII в.в., VIII - IX в.в.).

2 раздел. «Кодзики» и «Нихон Сёки». Мифологическо-летописные своды «Кодзики» и «Нихон Сёки – анналы Японии» - базовые тексты о представлении мирового устройства и происхождении Земли и Неба, богов и людей. Впервые обоснование легитимности правящей династии.

3 раздел. «Когосюи» и «Синсэн сёдзироку». «Когосюи» - (дополнения к древним сказаниям) - обоснование наследственных прав рода Такахаси на обслуживание императорского стола и рода Имубэ – на исполнение жреческих функций. «Синсэн сёдзироку» - генеалогические списки знатных родов Японии, представляющих собой проекцию мифологической иерархии на социальные отношения.

4 раздел. «Сэндай кудзи хонги», «Манъёсю», «сэммё – указы древних императоров» и «молитвословия норито из «уложения эры энги»». «Сэндай кудзи хонги» (основные записи о деяниях прошлых лет), заключительный свиток куни-но-мияцуко-хонги (описание управителей областей) – один из древнейших памятников синто и самое раннее произведение национальной истории. Поэтическая антология «Манъёсю», «сэммё – указы древних императоров» и «молитвословия норито из «уложения эры энги»».

5 раздел. «Истинный, священный столп духа» Хирата Ацутанэ и «основные принципы кокутай». Комментарий к десяти схемам мироздания, которые отражены в работе «Истинный, священный столп духа» Хирата Ацутанэ (1776 – 1843г.г.). «Основные принципы кокутай» - (основные принципы государственного организма) – оценка в историческом и идейном контексте.
Перечень контрольных вопросов и заданий для

самостоятельной работы

  1. Существует ли иерархия в божественном пантионе? В каком (или каких) тексте мифологического наследия это отражено

  2. Какие животные наиболее часто встречаются в мифологических текстах Японии?

  3. Кто, согласно мифологическим текстам, были родоначальниками японского народа?

  4. Отражение мифологии в искусствах театра и кино


Примерный перечень вопросов к экзамену и зачету

  1. Устная традиция передачи мифов в Японии до формирования текстовых памятников

  2. Сколько этапов формирования памятников было в Японии и какова хронология этих событий

  3. Первый этап формирования текстовых памятников. Хронология и суть происходящих событий

  4. Второй этап формирования текстовых памятников. Хронология и суть происходящих событий

  5. «Кодзики». Содержание текста и суть вложения в японское мировоззрение

  6. «Нихон сёки – анналы Японии». Содержание текста и влияние на представление мирового порядка

  7. В каких текстах произошло обоснование легетимности правящей династии

  8. Какие тексты впервые сформировали понятия мирового устройства и происхождения Земли, Неба, богов и людей

  9. В каком тексте обоснованы наследственные права родов Такахаси и Имубэ и на какой вид деятельности обосновывались их права?

  10. «Когосюи». О наследственных правах каких родов идет речь.

  11. «Когосюи». Что предписано роду Такахаси?

  12. «Когосюи». Чем должен заниматься род Имубэ?

  13. «Синсэн сёдзироку». Чем знаменателен этот текст?

  14. В каком тексте отражена проекция мифологической иерархии на социальные отношения

  15. «Сэндзай кудзи хонги». Суть поизведения

  16. Заключительный свиток куни-но-мияцуко-хонги (описание управителей областей) – один из древнейших памятников синто и самое раннее произведение национальной истории.

  17. Поэтическая антология «Манъёсю»

  18. «Сэммё – указы древних императоров»

  19. «Молитвословия норито из «уложения эры энги»»

  20. Комментарий к десяти схемам мироздания, которые отражены в работе «Истинный, священный столп духа» Хирата Ацутанэ (1776 – 1843г.г.).

  21. «Основные принципы кокутай» - (основные принципы государственного организма) – оценка в историческом и идейном контексте



Перечень примерных тем для курсовых работ

Темы курсовых работ

  1. Взаимоотношения Ками и императорской семьи в произведениях мифологически-летописных текстах Японии.

  2. Местные верования японцев в добуддийский период.

Темы рефератов

  1. .Природосообразность синтоистского мышления.

  2. Кодзики: происхождение божественного пантеона.

  3. Происхождение таких вещей как Земля и Небо в Японской мифологии.

  4. Нихон Сёки. Эпоха богов. Верхний раздел. Происхождение страны Японии.

  5. Нихон Сёки. Эпоха богов. Нижний раздел.

  6. Главная задача Когосюи на втором этапе кодификации местных верований.

  7. «Синсэн сёдзироку» - генеалогические списки знатных родов Японии.

  8. Роль Аматарэсу в мифологическо-летописных сводах.

  9. Миф как актуализация социальных отношений в Японии (2 этапа).

  10. «Сэндай кудзи хонги» и социальная структура императорской семьи.

  11. «Манъёсю» – собрание десять тысяч слов – листьев.

  12. «Семмё» - указы местных императоров.

  13. Социальный подтекст «молитвословий Норито из уложения эры энги».

  14. Особенность аристократии как социального феномена (по произведению «синсен сёдзироку»).

  15. Основные принципы кокутай – государственного организма Японии.

  16. Порождающая сила (мусуби) двух богов прародителей и последующие события в «Истинном священном столпе духа».


III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Общий объем курса 40 часов. Из них: лекции – 16 часов, самостоятельная работа студента – 20 часов. Общая трудоемкость курса 1 зач. ед.


Раздел дисциплины

семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы

Формы текущего контроля успеваемости

лекции

срс

Практики семинары

История оформления местных верований в религиозную систему Синто.

8

1,

2

4







«Кодзики» и «Нихон Сёки».

8

2,3

4

4







«Когосюи» и «Синсэн сёдзироку».

8

4,5

4

4







«Сэндай кудзи хонги», «Манъёсю», «сэммё – указы древних императоров» и «молитвословия норито из «уложения эры энги»».

8

6,7

4

6




Деловая игра

«Истинный, священный столп духа» Хирата Ацутанэ и «основные принципы кокутай».

8

8


2

6




Эссэ

Итого







16

24


















































Образовательные технологии

При проведении курса используются следующие образовательные технологии: лекции, семинары, самостоятельная работа, курсовая работа (дисциплина определяется по выбору обучающегося).

При проведении занятий используются активные и интерактивные формы занятий (деловые и ролевые игры, проектные методики, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, интерактивного доклада и иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой.

Оценочные технологии

6). Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплин и учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов.

1. Эссе (7 неделя) – аналитическое, научное и т.д. – помогает понять глубину рефлексирования студента на заданную тему.

2. Деловые игры – ролевое проживание внутри культурного пространства предложенной страны и возможность посмотреть на мир «изнутри» выбранной культуры.

Пример. Две или более групп студентов, каждая из которых защищает мнение одного из

мифологических персонажей, решают предлагаемую проблему, используя свои способности и роль в истории.

3. Входное и выходное тестирование по принципу ЗХУ – знаем, хотим, узнаем.

4. Работа с текстом – поиск ошибок в тексте, например, из интернета. Таким образом, развитие критического мышления по отношению к получаемой информации, в том числе и к текстам.

5. Доклады – подготавливаются в интерактивной форме, оценивается содержание, полноценность отражения темы, эстетика предлагаемых слайдов.
Правила аттестации студентов по учебной дисциплине.

Каждая самостоятельная работа оценивается по 5 бальной шкале.

Выступление на каждом занятии, соответственно рассматриваемой темы (вопросы, дополнения и т.д.), вовремя и качественно сделанный доклад в интерактивной форме, в срок сданные самостоятельные и контрольные задания, выполненные без ошибок, дают возможность преподавателю поставить этому студенту зачет.
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Зачет.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

Основная учебная литература

    1. Буддизм. Четыре благородные истины: - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2001.

    2. Записи о деяниях древности. В 2-х т. СПб.: Гипирион 1994;

    3. Синто-путь японских богов: в 2 т.- СПб.: Гипирион, 2002.

    4. Буддизм. Четыре благородные истины: - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 2001.

2. Дополнительная учебная литература

  1. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). - М.: Наука.

  2. Sonаda Minoru. The Religious Situation in Japan in Relation to Sinto// Asta Asiatica. - 1987 Vol. 51. - Р. 8-11.

  3. Ueda Yo. The Japanese Mind: Essentials of Japanese Philosophy and Culture / Ed. A. Moore. Honolulu, 1973. Р.173

3. Журналы

  1. Восточная коллекция. – М., ин-т Азии

  2. Памятники письменности Востока. XCVII

  3. Япония. Ежегодник. - М.: Наука




  1. Ресурсы Интернет

  2. Intranet\japantoday\www.japantoday.ru\­www.japantoday.html. Япония от А до Я.

  3. http://aikiru.com/japan/religion/buddhism.shtml.

  4. www.vernost.ru/rafail20.htm Архимандрит Рафаил о дзен-буддизме.

  5. http://aikiru.com/japan/religion/buddhism.shtml Японские религии: Буддизм, Дзен, Даосизм.

  6. http://users.i.com.ua/~psylib Милеант А. Семиглавый дракон. Буддизм и дзен-буддизм.

Авторы: _Чабанец Е.Н., кандидат филос. н., доцент________________________
Рецензент (ы) _________________________
Программа одобрена на заседании _ научно - методической комиссией

исторического факультета ТГУ
от ___________ года, протокол № ________.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconРабочая программа Направление 030600 История Квалификация (степень)...
Целью курса «Советская и российская историография отечественной истории» является формирование системы представлений о развитии истории...
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconРабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение
...
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Деловые коммуникации» разработана...
«Евразийские исследования: Россия и сопредельные регионы» Квалификация (степень) выпускника
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Специальность...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины отечественная история Специальность...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины региональные проблемы валеологии...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconРабочая учебная программа дисциплины Менеджмент и маркетинг Направление...
Целью курса «Менеджмент и маркетинг» является формирование у студентов понимания роли и места менеджмента и маркетинга в рыночной...
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconПрограмма вступительного испытания по направлению 032000. 68. Зарубежное...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 032000. 68 «Зарубежное...
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины анатомия, физиология и патология...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconРабочая программа составлена на основании требований федерального...
Интеграционные процессы в регионе специализации 032000. 68 Зарубежное регионоведение Форма подготовки – очная
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconРабочая программа дисциплины философия направление подготовки 230700...
Цель курса – формирование духовной и мыслительной культуры студента, развитие его личностных и познавательных способностей на основе...
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconРабочая программа дисциплины Геополитика Направление подготовки 41....
Цель курса «Геополитика» формирование у студентов представления о геополитической картине современного мира, приобретение навыка...
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconРабочая программа дисциплины Педагогика Направление подготовки 030100...
Дисциплина «Педагогика» адресована студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению «Философия», и входит в состав базовой части...
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconРабочая программа дисциплины б дв правовое и историко-культурное...
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры истории и теории государства и права, протокол №11 от «25»...
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconРабочая программа модуля География Направление подготовки 100400...
Следуя логике изучения дисциплины в рамках подготовки специалистов по направлению «туризм», в структурном отношении курс «География»...
Рабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2011 г. I. Организационно-методический раздел. Целью курса «Письменные памятники Японии» iconРабочая программа дисциплины история документального кино направление...
В данном курсе сделана попытка представить историю документального кино в качестве движущегося противоречия между событиями общественно-исторического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск