Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике





Скачать 395.25 Kb.
НазваниеСоветская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике
страница1/4
Дата публикации11.07.2013
Размер395.25 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3   4

На правах рукописи



ВИНИЧЕНКО ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА


СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

50-х – СЕРЕДИНЫ 60-х гг. XX ВЕКА:

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ В МОДЕЛЯХ ОДЕЖДЫ

И БЫТОВОЙ ПРАКТИКЕ

Специальность 07.00.02 – Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Омск 2009

Работа выполнена на кафедре

современной отечественной истории и историографии

ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»

Научный руководитель: Рыженко Валентина Георгиевна

доктор исторических наук


Официальные оппоненты: Сизов Сергей Григорьевич

доктор исторических наук

Девятьярова Занфира Гизатуловна

кандидат исторических наук

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Пермский государственный

университет»


Защита состоится 3 марта 2009 г. в 12 ч. на заседании диссертационного совета ДМ 212. 177.04 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности 07.00.02 – Отечественная история при Омском государственном педагогическом университете (г. Омск, ул. Партизанская, д. 4а).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета по адресу: 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, д. 14, библиографический отдел.

Автореферат разослан 30 января 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор исторических наук, доцент Т.А. Сабурова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы.

В последнее время отечественная историческая наука изменила свои ориентиры. Раньше стороны повседневной жизни казались незаметными и привычными, и зачастую были заслонены политической борьбой, войнами, революциями, сегодня человек становится главным объектом исторических исследований. «История, – как заметил Ю.А. Поляков, – это, прежде всего, повседневная жизнь, опрокинутая в прошлое»1, поэтому «простые люди» со свойственными им эмоциями, представлениями об окружающем мире и о себе становятся объектом изучения для историка.

«Повседневность – это совокупность привычных социальных взаимодействий, укладов жизни, правил обихода, это – ткань человеческих отношений»2. Современная повседневность очень динамична, но в ней постоянно всплывают фрагменты прошлого. Особенно ярко это проявляется в моде, в том числе в женском костюме. Отсюда важно изучение исторического опыта. В советской истории наиболее значимый опыт приобретался в те годы, когда приоткрывался доступ к образцам мировой моды. К таковым относится «хрущевское десятилетие». Детальное рассмотрение приватного пространства, изучение практик обращения с одеждой является одним из рельефных примеров, позволяющих сделать заметными многие невидимые особенности повседневной жизни человека.

Степень изученности темы.

Внимание российских историков к советской повседневности как специальному предмету исследования наметилось недавно, в 1990-е гг., а к настоящему времени речь идет уже о формировании истории повседневности как новой отрасли исторического знания. Общую характеристику историографического осмысления проблем, связанных с темой диссертационного исследования, дает Н.Л. Пушкарева в работе «История повседневности: предмет и методы». Мы обозначим, как происходил поворот к теме женского костюма в рамках социальной истории.

Рассматривая костюм как исторический адресат, необходимо, в первую очередь, определить политические, социально-экономические и культурные факторы, определяющие развитие советского общества в 1950–60-х гг. Поэтому к первой группе изученной нами литературы относятся труды по социальной истории. Это направление в литературе формируется начиная с 1960-х гг. В его основе лежала концепция коммунистического строительства, в 1970-е гг. модифицированная в концепцию развитого социализма. В данной связи объективно существовавший комплекс бытовых проблем в основном связывался с «остатками старого в быту», «нарушением принципов социализма» и «капиталистическим окружением». В советской историографии 1970–80-х гг. накопилось значительное количество исследований по проблемам материального благосостояния населения3. Фактическая основа этих работ может быть полезной и сегодня.

Качественно новым этапом в изучении уровня жизни и быта населения СССР стал период с конца 1980-х гг. Исследователи приходят к выводу о теснейшей зависимости уровня материального благосостояния населения и тех задач внутренней и внешней политики, которые ставило политическое руководство4. В начале 1990-х гг. в российской историографии появляется само понятие «повседневность». Первое обращение к повседневной жизни советской эпохи принадлежит Н.Н. Козловой5. В своей работе автор уделяет пристальное внимание ценностному миру советского человека, характеристикам его поведения и материальной культуре, окружавшей его.

Истории советской городской повседневности, в том числе рассматриваемого периода, посвящены труды Н.Б. Лебиной6. Объектом ее изучения становятся история частной жизни, нравы, одежда. Автор подчеркивает необходимость раскрыть советскую историю с точки зрения «обычного» человека. Этот подход отличает внимание к процессам повседневной жизни, ее характерным, или «знаковым» явлениям, в том числе в сфере внешнего вида, одежды, досуга, здоровья.

Историки С.В. Журавлев, Ю.А. Поляков, В.С. Тяжельникова и др.7 активно разрабатываются аспекты, связанные с изучением повседневности. Их труды характеризуют проблемы быта, семьи, здоровья населения страны, общественно-политические умонастроения различных социальных групп. Значительный интерес представляют работы Е.Ю. Зубковой8. Знакомство с письмами и воспоминаниями простых граждан позволило увидеть советскую жизнь не только с внешней стороны, но и глазами самих людей того времени.

На региональном уровне появляются труды такого же характера. Так, Е.И. Красильникова в своих трудах наряду с привычными вопросами питания, здравоохранения, обеспеченности жильем рассматривает городскую моду и возможности удовлетворения потребностей населения в одежде9.

Представляют интерес работы зарубежных исследователей, занимающихся историей Советского Союза. Особо стоит выделить книгу американского историка Ш. Фитцпатрик10. В качестве основной черты советского человека она выделяет его способность к выживанию в тяжелых ситуациях.

Вторую группу литературы составляют труды по истории советской культуры и отдельные гендерные исследования, которые имеют важное значение для понимания бытовой повседневности. Л.Б. Брусиловская11 впервые существенное место отводит моде, в том числе и женской. Автор вводит в научный оборот принципиально новую концепцию культуры периода «оттепели». Работа Ю. Градсковой соединяет повседневную жизнь женщины с социальным конструктом «обычная советская женщина»12. Костюм как часть советской культуры рассматривается в работах О. Вайнштейн. Автор обращается к женскому платью и идеологии моды в России в позднесоветский и постсоветский периоды13.

Рассматривая костюм как вещь в контексте советской повседневности, в третью группу мы отнесли труды, изучающие законы жизни вещей, их связь с жизнью общества, роль вещей в потребительской культуре. По мнению Г. Кнабе, социология материальной культуры должна понять процессы развития общества через повседневную жизнь его членов, а вещь должна выступать как источник познания повседневности и социально-исторических процессов14. В процессе повседневной жизни общества происходит постоянное взаимодействие человека и вещи, соответственно историю вещей можно рассматривать через режимы этих взаимодействий15.

Четвертую группу исследований, значимых для нашей работы, составляют труды, посвященные советскому костюму. История советского костюма и моды становится темой исследования российских историков недавно. В основу исследования Е.В. Савельевой16 был положен антропологический подход к изучению прошлого. Автор использует широкий круг источников и доказывает, что костюм и мода революционного периода в истории России являлись отражением общественных перемен. Истории взаимоотношения власти и моды посвящены исследования С. Журавлева и Ю. Гронова17.

К теме проявляют интерес зарубежные исследователи. Л. Захарова – сотрудник Центра изучения России, Кавказа и Центральной Европы (EHESS-CNRS) в Париже – исследует историю советской моды эпохи «оттепели»18. Автор использует архивные материалы (в основном центральных архивов), теоретические и аналитические издания 1950–70-х гг. и интервью очевидцев событий. В работах делается акцент на анализе спроса и потребления в исследуемый период. Дж. Бартлетт – историк моды, доктор наук, научный сотрудник Лондонского колледжа моды (London College of Fashion), автор ряда работ по истории моды в социалистических странах. В одной из них она предлагает свою интерпретацию встречи социалистической и западной моды19.

Таким образом, анализ привлеченных исследований указывает на возрастающий интерес ученых к истории повседневности советского периода, при этом происходит поворот от многообразия социальной истории с точки зрения политической и экономической жизни страны в сторону повседневности, включая женскую повседневность. Мы полагаем, что нужно двигаться поэтапно и изучение женского костюма может стать одним из начальных этапов. Тем не менее, исследования в области советской повседневности чаще всего констатируют реально существовавший костюм интересующего нас периода, однако явно недостаточное внимание уделялось таким аспектам повседневности 1950–60-х гг., как жилищные и бытовые условия, культурное пространство, предметно-вещная среда, в том числе костюм в рамках социальной истории. В настоящее время обозначились различные подходы к изучению костюма: исторический, культурологический, социологический, искусствоведческий. В перспективе – междисциплинарные исследования. Поворот к изучению женского костюма в проблемном поле социокультурных исследований показывает, что пока авторы ограничиваются материалами столичных центров, не представлена разработка моделей женского костюма, их трансляция в массы и отношение женщин к образцам.

Объект исследования – советская повседневность в социальной истории «хрущевского десятилетия» как совокупность вещей, образцов и бытовой практики.

Предмет исследования – процесс создания моделей женского костюма и их продвижения в бытовую практику.

Цель диссертационного сочинения – раскрыть соотношение культурно-эстетических образцов женского костюма, отражающих «советский стиль», и их воплощение в повседневной социальной практике середины 1950 – середины 1960 гг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить влияние политических, социально-экономических, культурных факторов на перемены в повседневной жизни и быте советских людей.

  2. Выявить изменения в социокультурном облике и повседневной жизни советской женщины-горожанки.

  3. Раскрыть особенности создания «советского стиля» в одежде и представлений о моде как основы для создания образцов женского костюма.

  4. Охарактеризовать специфику внедрения моделей одежды в производство и удовлетворения спроса населения.

  5. Выявить каналы и механизмы трансляции образцов советской моды и их внедрение в социальные практики.

  6. Показать отношение советского общества к появлению альтернативной молодежной моды.

Территориально исследование выполнено в рамках РСФСР с учетом особой роли крупных городов, в первую очередь столичных центров, в создании образцов женского костюма и трансляции советской моды в крупные города российских регионов.

Хронологические рамки исследования охватывают вполне самостоятельный, внутренне целостный период в советской истории, условно обозначаемый как время с середины 1950-х до середины 1960-х гг. Нижняя хронологическая граница – середина 1950-х гг. – указывает на начало социально-политического, социально-экономического и социокультурного реформирования советского общества, в том числе и сферы повседневности. Верхний рубеж – середина 1960-х гг. – обозначает появление новых тенденций и противоречий в советском обществе.

Методология исследования.

В основу нашего исследования был положен антропологический подход к изучению прошлого. При этом рассматриваются не только образ мышления отдельных личностей или групп, модели социального поведения, но и все изменения среды, структуры и процессы, задающие условия человеческой деятельности и определяющие всю организацию общественной жизни. Бесспорное преимущество этого метода состоит в тенденции к сближению истории с общественными науками, в возможности использования их методологии.

Формулировка темы исследования предполагает работу в рамках современного антропологически ориентированного исследовательского метода «история повседневности», который объединяет микро- и макроподходы. По мнению С.В. Журавлева, история повседневности выдвигает на первый план исследования социальной практики людей20. Это позволяет нам соединить женский костюм в образцах с бытовой практикой.

Сегодня универсального представления о том, какое значение следует вкладывать в понятие «повседневность» нет. Каждый исследователь по-своему трактует данное определение. Нельзя не согласиться с мнением Ф. Броделя: «... повседневность – это мелкие факты, едва заметные во времени и пространстве. Чем более сужаете вы поле наблюдения, тем больше у нас шансов очутиться в окружении материальной жизни <...> Из маленьких происшествий, из путевых заметок вырисовывается общество. И никогда не бывает безразлично, каким образом на разных его уровнях едят, одеваются, обставляют жилище»21.

В данном диссертационном исследовании под повседневностью будет пониматься не только вся жизненная среда человека, сфера непосредственного потребления, удовлетворения материальных и духовных потребностей, но и связанные с этим формы поведения, представления и особенности сознания людей, а также трансформация этих форм в результате изменений, происходящих в обществе. Нас интересуют проблемы адаптации советской женщины к новым экономическим, социально-политическим и культурным обстоятельствам, которые складываются в стране во время «хрущевского» десятилетия.

Исследование проводится в рамках социальной истории, с позиций которой женщины рассматриваются как особая социальная группа со своими специфическими интересами и потребностями. В качестве метода для анализа выступает гендерный подход, который предполагает экспертизу социально-исторических явлений с учетом фактора пола. Рассматриваемый период характеризуется постепенной перестройкой в иерархии социальных ролей в советском обществе. Наиболее ярко процесс перехода к новым ценностям советского общества проявился в крупных городах, так как он был связан с городским образом жизни.

Историческое исследование в русле истории повседневности и социальной истории органично сочетается с родственным ему антропологически ориентированным подходом, известным в зарубежной и отечественной историографии как «устная история». Использование этого подхода позволяет расширить источниковую базу нашего исследования. Свидетельства очевидцев иллюстрируют представления женщин о моде и возможности следовать ей.

Важным понятием в работе является «образ жизни». В этнографических исследованиях быт понимается как «повседневный образ жизни людей, основывающийся на привычном распорядке, традициях, установившихся между людьми, и иных явлений, сложившихся в процессе общественной (в том числе и производственной) деятельности людей, в их семейном и домашнем обиходе»22. В структуру «домашнего обихода» неотъемлемой частью входят вещи, которые наряду с нравами, обычаями, традициями составляют историко-культурный фон образа жизни.

Рассмотрение социальных процессов в советском обществе предполагает учет положений о модернизации общества как осуществления перехода из одной социально-экономической и политической стадии развития к другой. В «хрущевский» период модернизационные процессы отчетливее всего проявлялись именно в городах. Модернизация затрагивала все сферы жизни общества, очевидным было ее влияние и на советскую повседневность. Историю вещей можно рассматривать в контексте трех исторических периодов, которые присущи различным «режимам» взаимоотношений между человеком и вещью23.

Рассматривая одежду как вещь, необходимо уточнить понятия «одежда», «костюм» и «мода», основные различия между которыми заключаются в трактовке функций.

В терминологии специальной области проектирования костюма «одежда – это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятного воздействия окружающей среды. <...> Современное понятие одежды включает в себя платье (надевают непосредственно на тело человека), обувь, головные уборы, дополнения и аксессуары. Основные функции одежды – защитная и утилитарно-практическая. <...> Любой предмет одежды – это вещь, которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы. Как и любая вещь, одежда является предметом потребления»24.

Понятие «костюм» связано с обычаями, традициями, привычками, нравами. В современном значении «костюм (от итал. costume – обычай, нравы) – это определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с социальным положением, поведением и образом конкретного человека, выражая его индивидуальность. Важнейшая функция костюма – знаковая, так как костюм является особым видом коммуникации, т. е. сообщает окружающим информацию о человеке: его социальном статусе, политических пристрастиях, религиозной принадлежности, эстетическом вкусе, культуре»25. Именно эта функция вызывает наибольший интерес историка повседневности.

Костюм определенной исторической эпохи, в соответствии с его функциями, необходимо рассматривать как знак, как идеологический конструкт. Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материалы, цвет, прически, грим. Так возникает культурно-эстетический образец, который далее транслируется в общество. Под модой принято понимать «совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной общественной среде в определенное, обычно недолгое время»26.

В числе общенаучных и конкретно-исторических исследовательских методов применялись анализ и синтез материала, а также историко-генетический и историко-сравнительный методы, которые позволили выйти за рамки констатации отдельных фактов и индивидуальных свойств к раскрытию системы связей и отношений между ними.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике iconРабочая программа учебного предмета «История»
«История России с древнейших времен до середины XIX века» и «Всеобщая история с древнейших времен до середины XIX века»
Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике icon«Женский костюм эпохи готики»
И закрутилось колесо истории, и стремительно началась меняться мода! Она всегда была зеркалом, отражающим все перемены, происходившие...
Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике iconРеферат Бытовая химия
Целью иследования является : подробное изучение материалов о бытовой химии, что она из себя представляет, а так же информации об...
Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике iconРеферат Бытовая химия
Целью иследования является : подробное изучение материалов о бытовой химии, что она из себя представляет, а так же информации об...
Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике iconПрограмма дисциплины Советская повседневность в 1917-1953 гг в зеркале...
Федерации со всей очевидностью проявил интерес к его базовым элементам, формирующимся в предшествующий период советской истории....
Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике iconМонография подготовлена к печати на основании гранта Научного фонда...
Контрольная работа состоит из трех частей, включающих 11 заданий. На выполнение всех заданий отводится 30 минут. Задания необходимо...
Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике iconНародный костюм (костюм казака и казачки)
Дзога Тамара Николаевна, учитель изобразительного искусства моу сош №23 с. Воронцовка мо ейский район
Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике iconУрок истории. Тема : «Советская культура 20-30-х гг. 20 века. Человек и эпоха»

Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике icon«Визитной карточки» проекта
Учащиеся прослеживают историю одежды (на ряде ярких примеров), знакомятся с разнообразием современной одежды (деловая, спортивная,...
Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике iconПравила для учащихся моу суроватихинской средней общеобразовательной...
Под деловой формой одежды для девочек и девушек понимаются классический брючный костюм, юбка, пиджак, жилет, сарафан, блузки, водолазки,...
Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дать общие понятия о возникновении одежды на земле, о видах легкой одежды в наше время. Ознакомить учащихся с ассортиментом поясной...
Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике icon«Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени
В последней трети XVI начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция...
Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике iconФакультет социальных наук Департамент политической науки
Они не были вписаны в историческое полотно. Все "женское" женский опыт, женские практики, женский вклад в становление человеческой...
Советская повседневность 50-х середины 60-х гг. XX века: женский костюм в моделях одежды и бытовой практике iconРоссийской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический...
Первоначально биосферами называли гипотетические глобулы (видимо под влиянием идей французских учёных XVIII века П. Л. Мопертюи и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск