Дзога Тамара Николаевна, учитель изобразительного искусства МОУ СОШ № 23 с. Воронцовка МО Ейский район
Предмет, класс
| Изобразительное искусство, 6 класс по программе Т. Я. Шпикаловой
| Тема урока
| Народный костюм (костюм казака и казачки)
| Цель урока
| Приобщение учащихся к художественному наследию народной культуры на примере знакомства с казачьим костюмом
| Задачи урока
|
| образовательные
| Познакомить с характерными особенностями женского и мужского казачьего костюма
| развивающие
| Формировать умение создавать художественный образ в декоративной композиции, закрепить навыки использования техники аппликации из ткани
| воспитательные
| Воспитывать эстетическое отношение к произведениям национальной культуры
| Тип урока
| Урок изучения нового материала
| Средства обучения, оборудование
| Слайды с изображением элементов костюмов, компьютер, проектор.
Выставка декоративно-прикладного искусства «Кубанский быт» школьного краеведческого музея, видеофрагмент «Кубанский казачий хор»,
шаблоны костюмов для творческой работы учащихся
|
Структура урока
| Организационная часть урока
| Проверка готовности к уроку народного творчества (лоскутки ткани, шаблоны костюмов, ножницы, клей).
| Актуализация знаний
| Сообщение темы урока.
Постановка проблемного вопроса.
Ребята, интересовались ли вы тем, как выглядели наши предки на Кубани более ста лет назад? Какую одежду носили?
Ответы детей.
| Изучение нового материала
| Диалог.
Народный костюм как культурное достояние народов мира. Во все времена у любого народа была особая одежда, которая выражала характер, традиции, обычаи, передавалась из поколения в поколение. Народный костюм – это подлинное произведение народного декоративно-прикладного искусства, это часть нашей художественной культуры.
Как вы считаете, культура каких народов оказала влияние на формирование казачьего костюма? Ответы детей (украинцев, русских).
В 40-х годах XIX века правительством был введён форменный костюм, внешне схожий с одеждой кавказских народов.
Первое время казаки-переселенцы одевались в праздничную одежду по торжественным случаям и украшали её по своим прежним обычаям. Однако со временем всё так смешалось и переплелось, что появился новый наряд – кубанский.
Характерные особенности мужского и женского казачьего костюма.
Мужской костюм. Вспомните, что является основой мужского казачьего костюма? (Ответы детей) Основой мужского казачьего костюма были рубаха с прямым разрезом ворота и штаны-шаровары. Рубаха шилась длиной почти до колен, с прямыми рукавами, которыми вшивались с ластовицей (прямоугольной вставкой под мышками), а позже выкраивались. В начале XX века стали появляться рубахи с талейкой (кокеткой) и косоворотки.
Обычно казаки носили рубахи по-украински - заправленными в штаны, однако старообрядцы (на западе края) носили рубахи навыпуск – по-русски и обязательно подпоясывались. Поясом служил узкий кавказский ремешок с серебряным набором и наконечниками. Только старики могли ходить по дому и работать в поле без пояса, да в станице Владимирской существовал среди молодежи обычай выходить на гулянье, повесив пояс через плечо или держа его в руках. Рубаха с поясом была единственной одеждой у мальчиков до 5-7 лет.
Казачьи штаны-шаровары шили в основном из сукна, из двух полотнищ ткани, перегнутых по основе и соединённых вставкой (прямоугольной или клиньями).
Форменный казачий костюм включал также бешмет, который надевался на рубаху. Шили его из разнообразных тканей ярких цветов – красной, синей, розовой, длиной ниже бёдер с выкройной спиной и клиньями по бокам; застёжка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стоячий; длинный узкий рукав заканчивался манжетом.
На бешмет одевалась черкеска, являвшаяся также форменной одеждой.
Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди; рукава делались широкими книзу, с широкими цветными отворотами. На грудь на такую же цветную подкладку, обычно алую, нашивали газыри, служившие вместе с кавказским поясом с серебряным набором украшением черкески. Казачья черкеска шилась обычно из сукна темно-синего, серого и чёрного тона. Казачью форму надевали по праздникам и в строю, хотя молодые казаки старались носить её и в обычные дни, когда все остальные ограничивались шароварами и рубахой или шароварами и бешметом. В зимнее время поверх черкески набрасывали бурку – мохнатый войлочный плащ без рукавов чёрный или «как праздничный» белый. Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык.
Головными уборами казаков были меховые шапки-папахи из овчины, а у богатых из каракуля. В XIX веке они были высокими, с суконным верхом и кантом по цвету полка. В начале XX века стали шить низкие шапки – кубанки.
Рабочей обувью служили башмаки из грубой кожи с пришивной подошвой. Праздничной обувью были сапоги из хромовой кожи и лакированные.
Женский костюм. Вспомните, что является основой женского казачьего костюма? (Ответы детей).
Основой женского костюма была рубаха, которая являлась, также как и у русских и украинцев, нательной и верхней домашней одеждой. Традиционная кубанская женская рубаха была длинной, с длинными рукавами, с круглым, немного присборенным воротом, иногда с воротником, прямым разрезом и застёжкой на пуговицу или с завязками.
Почти до 30-х годов XX века рубаха была основной одеждой казачек. В рубахе и юбке женщины выполняли все домашние работы. Девочки в одной рубахе, подпоясанной поясом или бечёвой, ходили до 10-12 лет, а в старину – до самого замужества.
Старинной одеждой казачек, надевавшейся на рубаху, была юбка, более характерная для народного костюма украинцев и белорусов, чем для русских. Юбки шили широкие в пять-шесть полотнищ (полок), на вздёрнутом шнуре-учкуре. Холщёвые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски подол, по-украински спидница. Низние юбки поддевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки. Самая нижняя юбка была обязательно белой.
Передник, фартук, завеска не был у кубанских женщин такой обязательной частью костюма, как у женщин других районов. Его надевали главным образом для работы.
Со второй половины XIX века среди кубанских женщин распространяется городская одежда – юбки и кофты из покупных тканей (парочка, если они шились из одного материала). Очень разнообразны были отделки: кружево, оборка, тесьма, шнур.
Старинной верхней женской одеждой был зипун, а позднее кохта – прямоспинная одежда немного ниже колен с широкими косыми полами, образующими глубокий запах, без воротника. Эта одежда считалась очень удобной, так как давала возможность выносить ребёнка на улицу, не завёртывая в одеяло.
На Кубани, как и почти везде в России, женщины заплетали волосы в косы и укладывали их на затылке в пучок. Однако здесь не было принято полностью закрывать волосы – тщательно закрывался только пучок. «У хорошей свекрухи сноха без шлычки и на двор не выйдет» – говорили на Кубани. Шлычка – род маленькой шапочки, состоящей из круглого донышка и узкого бортика, надевалась на пучок и затягивалась шнурком. На шлычку женщины летом надевали легкие ситцевые или шёлковые платки, а зимой – теплые вязанные платки или шали. Девушки зимой носили такие же платки, как и замужние женщины, а летом могли ходить с открытой головой и со спущенной на спину косой, перевязанной лентой.
Из украшений самыми распространёнными были дешёвые бусы и особенно серьги и кольца.
Рабочей обувью у женщин, как и у мужчин, были чирики, башмаки, чувяки. Среди женщин было принято носить сапоги. Особенно ценились сапоги из цветного сафьяна на каблучках. Позднее праздничной обувью были туфли, ботинки на шнурках, полусапожки. Возрастные различия в одежде.
Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек-невест и молодых женщин. К 30-35 годам женщины начинали одеваться в более тёмную однотонную одежду упрощённого покроя. Девочки ограничивались одной рубахой, а старухи надевали на неё только юбку.
Обеспеченность одеждой членов семьи, независимо от материального состояния была различной. В первую очередь получали одежду мужчины, особенно служилые казаки, а затем – женщины. Девушкам-невестам справляли наряды и приданное, замужние же женщины, особенно в бедных семьях, иногда в продолжение всей жизни ограничивались своим приданным. Дети получали минимум одежды, в бедных семьях они донашивали старую одежду родителей и старших братьев и сестёр.
| Закрепление изученного материала
| Костюм и современность
- на выставке народных костюмов школьного краеведческого музея учащиеся показывают изученные элементы костюмов казака и казачки.
- после просмотра видеофрагмента «Кубанский казачий хор» ребята отвечают на вопрос, какие цвета и орнамент характерны для кубанских костюмов.
Творческое задание: используя шаблоны костюмов, создать наряд казака и казачки в технике аппликации из ткани.
| Подведение итогов
| Анализ работ учащихся
Рефлексия
| |