Правительство Москвы
Департамент образования
Московский городской педагогический университет Исторический факультет
Кафедра истории мировых цивилизаций Г. А. Ртищева
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Программа курса
для студентов исторического факультета
Москва 2006
Ртищева Г.А.
История средних веков. Программа курса для студентов исторического факультета. - М.: МГПУ, 2006
Рецензент:
профессор, доктор исторических наук, И.С.Свенцицкая
Рекомендовано к печати на заседании кафедры истории
мировых цивилизаций 30 августа 2006 г.
©Ртищева Г.А. 2006.
©МГПУ.2006.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История средних веков изучается как часть всемирно-исторического процесса и важнейший этап развития общества. На этом этапе происходит формирование европейской христианской цивилизации, в рамках которой возникают многие институты, идеи и ценности, определяющие облик современного мира. В основу программы положено сочетание страноведческого и проблемного подходов. Среди проблемных вопросов основное внимание уделяется тем, которые позволяют представить специфику европейской средневековой цивилизации.
Чтобы познакомить студентов с источниковедческой базой медиевистики, в основные темы программы введены вопросы по источниковедению. Так как студентам еще не преподавалась историография, то ее проблематика так же вводится в курс, но лишь тогда, когда изучаются дискуссионные вопросы.
Наряду с политической, социальной и экономической проблематикой, большое место в программе занимают персоналии, история ментальности, быта, нравов, демографии. Значительное внимание уделено также проблемам культуры.
При изучении истории VI - XIV вв. представляется существенным определить специфические черты европейской культуры в целом, как особого нового феномена мировой цивилизации, поэтому в первом и втором разделах программы вопросы культуры выделены из страноведческого материала в особую тему: «Раннесредневековая культура народов Европы». В третьем разделе (ХVI- первая половина ХVII вв.) проблемы культуры рассматриваются в темах, посвященных истории конкретных стран, так как с конца XV века происходит формирование национальных культур.
Количество часов, отводимое на курс по истории средних веков, весьма ограничено, поэтому темы лекций и практических занятий не дублируются. На практических занятиях изучаются сложные, проблемные вопросы программы. Например, процесс формирования феодально зависимого крестьянства или средневекового города. Обязательным условием вынесения темы на практические занятия является наличие доступных для студентов источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий - обучением студентов анализу исторических источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход должен стимулировать самостоятельное научное мышление студентов, сформировать творческое отношение к профессии и способствовать их подготовке к преподавательской деятельности. (Примерный список тем практических занятий прилагается.)
Часть тем программы прорабатывается на коллоквиумах. Это, как правило, вопросы, для изучения которых необходима самостоятельная работа, а так же контроль и коррекция преподавателя. Например, темы по исторической географии или по историографии. Кроме того, в третьем и четвертом семестрах проводится компьютерное тестирование студентов по хронологии.
Некоторые темы предлагаются для самостоятельной проработки. В этом случае, а так же когда студент пропустил занятие, он должен прочитать статьи и монографии по данной теме и составить по ним конспекты.
История средневекового Востока чрезвычайно специфична, имеет собственные закономерности, ее периодизация не совпадает с европейской. По числу государств, хронологическим рамкам, географическому ареалу она представляет наиболее объемную часть средневековой истории и не может занимать отводимого ей ранее места частного примера, поэтому темы по Востоку выделены в отдельный раздел.
Отобранный материал позволяет выявить своеобразие исторического развития народов Востока, включить в учебный процесс проблемы, существенные для современного востоковедения (в том числе дискуссионные). Важное место в курсе истории стран Востока в средние века занимают вопросы, позволяющие осознать специфику тех или иных цивилизаций: ценностные ориентации общества, понимание индивидуума и отношение к нему, общественная структура, этика и т.п. Особое внимание уделено проблемам мировоззрения и верованиям. При этом предполагается, что в течение первых двух семестров студенты уже овладели понятиями "цивилизация", "культура", "ментальность" и осознают продуктивность обращения к вопросам быта, демографии, ценностных ориентации, поведенческих норм и т.п.
Так как на весь курс по истории стран Востока в средние века не может отводится более 16 часов, то ряд вопросов страноведческого и частного характера может быть опущен. В трех разделах программы: Ближний и Средний Восток, Индия, Дальний Восток, предложено сосредоточить внимание на изучении истории лишь тех стран, которые имели ведущее значение для развития регионов.
Характерные для восточных цивилизаций идеи, понятия, образы, нормы и т.п. включены в страноведческий материал с тем, чтобы не отрывать их от времени и условий зарождения и развития.
В то же время в конце программы приведены вопросы, позволяющие уяснить особенности изучаемых цивилизаций. Эти вопросы могут быть раскрыты самим преподавателем на лекции или после самостоятельной работы студентов, на коллоквиуме.
Программы, по возможности, исключают подсказки при использовании на экзаменах, так как в них опущены точные даты и убрана излишняя конкретизация.
По каждой теме даётся список основных научных работ и источников, доступых студентам. По этому списку студент может подобрать источники и литературу для курсовой работы, которую он должен написать на втором году обучения. (Примерный перечень тем курсовых работ можно найти в конце программы).
В течение учебного года студенты должны отчитаться о самостоятельной работе на коллоквиумах.
Примерные темы коллоквиумов:
историческая география периода раннего средневековья;
хронология истории средних веков;
картина мира в представлении средневекового европейца;
особенности понимания человека, семьи, общества, государства, Бога и природы в различных цивилизациях средневекового Востока.
|