Скачать 145.41 Kb.
|
Программа патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» Пояснительная записка Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания. В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества. Традиционно важное место в данной программе занимает деятельность детского школьного объединения им. Зои Космодемьянской и школьного музея. Школьный музей это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч. Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. В Конституции РФ записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на занятиях, на ежегодной военно – спортивной игре «Зарница», проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта. Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, детям - сиротам и инвалидам. Проводятся акции «Милосердие», «Доброе утро, ветеран». Цель Программы Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Задачи Программы
Механизм реализации программы. Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ «СОШ № 9» Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. При планировании работы учитываются Государственная Программа по патриотическому воспитанию на 2011-2015 г.г., традиционные общешкольные, городские, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах. Основные направления реализации Программы - учебная деятельность через предметы; - система тематических, творческих классных часов; - деятельность детского школьного объединения им. Зои Космодемьянской; - работа школьного музея; - проведение военно-патриотических, спортивных праздников; - проведение конкурсов «Знатоки российской истории», Знатоки российской культуры»; - выставки творческих работ; - организация работы школьного самоуправления; - система мероприятий школьной библиотеки. Срок реализации программы: 2011 – 2015 г.г. Этапы реализации Программы I этап: проектный – 2011 -2012 учебный год. Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи: 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. 3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. II этап: практический – 2012-2013, 2013-2014 учебные годы. Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию. Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания. 3. Развивать ученическое самоуправление. 4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. 5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города. 6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7. Проводить мониторинг реализации программы. 8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию. III этап: аналитический – 2014-2015 учебный год. Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1. Обобщить результаты работы школы. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3. Спланировать работу на следующий период. Оценка эффективности реализации программы. Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных духовно- нравственными и количественными параметрами. Нравственно-духовные параметры: 1. Сформированность гражданских навыков: - умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; - знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; - умение принимать и защищать свои решения; - готовность к участию в общественных делах; - готовность к образованию; 2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: - патриотизм и любовь к Родине; - права и свободы человека и гражданина; - символика Российской Федерации; - национальное самосознание; - уважение чести и достоинства других граждан; - гражданственность. Количественные параметры 1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации; 2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам); 3. Отсутствие детей с девиантным поведением; 4. Деятельность органов ученического самоуправления; 5. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; 6. Проведение мероприятий. Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость В результате реализации Программы ожидается: 1. В школе как в образовательной системе: - создание системы гражданско-патриотического воспитания; - обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; - вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 2. В образе выпускника: - в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию; - в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; - в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России. Мероприятия по реализации программы
Традиционные мероприятия по патриотическому воспитанию - Ноябрь День народного единства - Ноябрь День памяти Зои Космодемьянской - Декабрь Освобождение г. Ефремова от немецко – фашистских захватчиков - Январь Месячник культуры и традиций Тульской области - Февраль Месячник «Мы будущие защитники Отечества» День защитника Отечества - Май Месячник Славы и Памяти и День Победы. Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию - Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики. - Изучение символики области, города, школы. - Изучение традиций, истории России, - Работа школьного музея. - Организация встреч с ветеранами и участниками воин. - Шефская помощь ветеранам. - Изучение основ государства и права. - Изучение культуры народов России. - Изучение области, города и страны через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий. - Организация и проведение благотворительных акций: «Ветеран живет рядом». - Участие в областных и городских программах «Я - наследник Победы», - Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, областного и городского значения - Исследовательская деятельность - Поисковая деятельность (операции, походы, экскурсии, встречи). - Музейная деятельность. - Встречи с ветеранами. - Встречи с участниками современных войн, Героями России. - Проведение переговорных площадок «Молодежь и власть» по темам патриотического воспитания - Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям). - Единые классные часы, уроки мужества. - Спортивно-конкурсные программы. - Возложение цветов к Памятным местам. Классные часы и беседы 1 класс 1. «История моего имени и фамилии». 2. «Герб, флаг, гимн России». 3. «Вот она, какая моя Родина большая». 4. «Я – Россиянин». 2 класс 1. «История моей улицы». 2. «Мои семейные реликвии» 3. «Славные сыны нашего Отечества» 3 класс 1. «История моего города ». 2. «Моя родословная». 3. «Обычаи и традиции русского народа». 4 класс 1. «Мои предки в труде и в бою». 2. «Обычаи и традиции народов России» 3. «Красота русской природы» 5 класс 1. «Что значит любить Родину?». 2. «Духовное наследие России». 3. «Праздники русского народа». 4. «Мы едины, Мы – Россия!» 6 класс 1. «Защищать Родину – это почётный долг». 2. «Литературное наследие России». 3. «Отец, Отчизна, Отечество». 4. «Праздники русского народа». 7 класс 1. «Праздники народов России». 2. «Искусство России и земли Тульской» 3. «Ефремовцы в годы Великой Отечественной войны». 4. «Подвигу народа жить в веках» 8. класс 1. «Гражданин ли я России?». 2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию». 3. «Русские за границей». 4. «Солдаты моей страны» 9 класс 1. «Обязанность, долг, присяга». 2. «Я патриот своей Родины?». 3. «Дети на защите Отечества». 4. «Семейные праздники и традиции». 10 класс 1. «Можно ли меня назвать гражданином России?». 2. «Достижения русских учёных и изобретателей». 3. «Мои замечательные земляки». 4. «Памятные места моего города». 11 класс 1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?». 2. «За что я люблю Россию?». 3. «Народ и я – единая семья». 4.«Герои моей страны» План месячника «Мы - будущие защитники Отечества» (февраль)
Зам. директора по ВР ___________________ Н.А. Ургеншпаева |
Программа патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной... | Республики Адыгея Комитет по образованию муниципального образования «Город Майкоп» Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл | ||
«Помнить значит жить» Авторы : Лыкова Анастасия Калинина Анастасия Федурце Ксения «Помнить – значит жить» (по следам героев рассказа А. Д. Блинова «Две жёрдочки через реку») | Восприятие героев Великой Отечественной Войны современной молодежью Прошло уже 72 года, но мы должны помнить, когда фашистская Германия без предупреждения объявила войну, когда Гитлер приказал открыть... | ||
Уроку №1 Модуль (тема) «Великая Отечественная война: знать и помнить» Советско-германский пакт о ненападении был заключен на 10 лет, но действовал меньше двух. Почему? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Необходимо организовать работу так, чтобы приближающийся праздник оставил неизгладимое впечатление в сознании молодых людей, что... | ||
Учение с увлечением Победы над фашистской Германии начинаешь понимать, что в живых остается все меньше людей, которые творили победу. Но это жизнь, и... | Программа патриотического воспитания школьников «Мы -россияне» Программа патриотического воспитания школьников «Мы -россияне» предполагает работу школы по направлениям | ||
О проведении III заочной конференции молодых авторов оу спо, нпо,... Областная конференция молодых авторов оу спо, нпо, впо «Будем помнить…» (далее Конференция) проводится один раз в два года и призвана... | Программа «Земля предков» Автор: здвр петрова Т. В. Целью гражданско-патриотического... Целью гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических... | ||
«Личная гигиена». Ольга Дмитриевна рассказала девочкам, чтобы сохранить... На стадионе «Олимпийский» стартовал турнир по мини-футболу «Кубок Победы» среди школьных команд 1997 года рождения, посвященный Дню... | Формирование познавательных интересов в обучении И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Может быть, он из озорства гения высказал... | ||
Ι. введение особенности микрорайона и условия работы боу «Фроловская... Этот урок – добрым или горьким. Неважно и то – был ли он в истории первым, вторым или третьим. Важно, чтобы он был всегда единственным... | К 70-летию победы в битве на волге молодёжные интеллектуальные игры «знать и помнить» Рекомендуем провести не разовую игру – цикл игр, который позволит задействовать большое количество участников, внесёт в ход игры... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Чтобы дети хорошо учились и были крепкими и здоровыми, родители должны знать важные правила кулинарии для школьников | Пояснительная записка Исходя из анализа работы дши №15 за 2010-2011... Этот урок – добрым или горьким. Неважно и то – был ли он в истории первым, вторым или третьим. Важно, чтобы он был всегда единственным... |