Технологическая карта к уроку №1
Модуль (тема) «Великая Отечественная война: знать и помнить»
| Тема урока:
Перед вторжением. СССР в 1939-1941 гг.
| Проблема урока:
Советско-германский пакт о ненападении был заключен на 10 лет, но действовал меньше двух. Почему?
| Дидактическое обеспечение:
Учебник История России /Шестаков В.А.(профильный уровень), тексты-извлечения из документов «План «Барбаросса»», Югра в годы войны 1941-1945, карта «Великая Отечественная война».
| Целеполагание для ученика ( после изучения темы надо знать и уметь)
| Целеполагание для учителя
| 1. Провести самопроверку заданий по входному контролю, определить темы, необходимые для детального изучения.
2. Изучить расстановку сил на начало войны. Уметь показать на карте страны-участницы политических событий 1939-1940гг.- Германию, Польшу, Прибалтику, Финляндию, границы СССР. 3. Определить значение идеологической и моральной подготовки к войне, проводимой в ХМАО-Югре и стране в целом, для дальнейшего хода событий. 4. Составить представление о причинах принятия плана «Барбаросса», заведомо нереального.
| 1. Провести входной контроль.
2. Организовать работу с документом (извлечения из плана немецкого
командования «Барбаросса»). Контролировать процесс развития картографических навыков у учащихся. 3. Организовать методическое сопровождение анализа статистических данных «Югра накануне войны» 4. Организовать обсуждение с учащимися дискуссионного вопроса:
- о причинах принятия фашисткой Германией нереального плана войны с СССР. 5. Оказать содействие при составлении учащимися развернутого плана «СССР накануне Великой Отечественной войны». (На основе работы с учебником и документами)
| Опорные понятия, термины
| Новые понятия, термины
| Война, дипломатия, депортация, эвакуация
| План «Барбаросса», превентивный (упреждающий) удар, Вермахт
| Домашнее задание: §34 учебника, вопросы 4-5 письменно. По желанию – сообщение на одну из предложенных тем (список к модулю).
|
Технологическая карта к урокам № 2-3
Модуль (тема) «Великая Отечественная война: знать и помнить»
| Тема урока:
Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941- ноябрь 1942 г.
| Проблема урока:
Почему, несмотря на поражения, Красной Армии удалось сорвать план «молниеносной войны»?
| Дидактическое обеспечение:
Учебник История России /Шестаков В.А.(профильный уровень), карта «Великая Отечественная война», документы и статистические данные «Югра в 1941 году», алгоритм составления сравнительной таблицы.
| Целеполагание для ученика ( после изучения темы надо знать и уметь)
| Целеполагание для учителя
| 1. Знать расстановку сил Красной Армии и сил противника в первый период войны. Уметь показать линию фронта, расстановку сил армий.
2. Определить роль Ханты-Мансийского округа в обеспечении фронта в начальный период войны на основе изучения материалов таблиц.
3. Уметь составить план ответа на вопрос: «Мобилизация сил Ханты-Мансийского округа и страны в целом на победу над фашистской Германией»
4. Провести сравнение намерений воюющих сторон после разгрома Германии под Москвой, §35 учебника (постараться составить линии сравнения самостоятельно)
5. Уметь оценить сообщение одноклассника.
| 1. Проверить выполнение домашнего задания (карточки, вопросы учебника)
2. Организовать работу с таблицами «Югра в 1941 году». 3. Оказать содействие при составлении учащимися развернутого плана «Мобилизация сил Ханты-Мансийского округа и страны в целом на победу над фашистской Германией» 4. Способствовать усвоению учащимися алгоритма составления сравнительной таблицы, определения линий сравнения на основе материала учебника: намерения сторон после разгрома Германии под Москвой.
| Опорные понятия, термины
| Новые понятия, термины
| Война, эвакуация, оборона
| «Молниеносная война», ГКО, «Тайфун», контрнаступление.
| Домашнее задание: §35, по выбору: 1) сообщение «Их провожал и встречал Сургут (список к модулю), 2) письменное рассмотрение проблемы урока.
|
Технологическая карта к урокам № 4-5
Модуль (тема) «Великая Отечественная война: знать и помнить»
| Тема урока:
Человек на войне (урок-практикум)
| Проблема урока:
Из имевшихся на 22 июня 1941 г. 22, 6 тыс. танков к концу года осталось 2,1 тыс., из 20 тыс. боевых самолетов – 2,1 тыс., из 113 тыс. орудий и минометов – около 12 тыс. Советский человек решил и эту, и другие проблемы фронта и тыла. Почему?
| Дидактическое обеспечение:
Учебник История России /Шестаков В.А.(профильный уровень), карта «Великая Отечественная война», задания для учебных групп, алгоритмы анализа первоисточников.
| Целеполагание для ученика (после изучения темы надо знать и уметь)
| Целеполагание для учителя
| Работая в группе, изучив документы знать способы перестройки экономики на военный лад, основные документы, директивы по созданию оборонной промышленности.
Уметь оценить выступление одноклассника.
Уметь (на основе работы с учебником §36) раскрыть цели и механизмы оккупационного режима.
Знать историю создания партизанского движения в годы войны.
Знать выдающиеся личности героев фронта, тыла, партизанского движения в годы Великой отечественной войны.
| Организовать работу в учебной группе
Способствовать раскрытию учащимися целей и механизмов оккупационного режима.
Стимулировать познавательную активность учащихся посредством использования материалов и документов эпохи.
Помочь раскрытию отечественного характера войны на примере партизанского движения.
| Опорные понятия, термины
| Новые понятия, термины
| Война, эвакуация, оборона, партизанское движение
| Совет по эвакуации, центральный штаб партизанского движения, «новый порядок»
| Домашнее задание: §36, подготовить сообщение на одну из предлагаемых тем о роли культуры в годы войны: «Плакат военного времени», «Военные корреспонденты и др .
| Технологическая карта к урокам № 6-7
Модуль (тема) «Великая Отечественная война: знать и помнить»
| Тема урока:
Культура и война (урок-конференция)
| Проблема урока:
В годы войны выдающиеся деятели культуры создают свои лучшие произведения «Священная война» А.Александрова, «Седьмая симфония» Д.Шостаковича… Почему в годы тяжелых испытаний находилось место искусству?
| Дидактическое обеспечение, оборудование:
Мультимедиа, плакаты военного времени, фрагменты кинохроники, музыкальные фрагменты
| Целеполагание для ученика ( после изучения темы надо знать и уметь)
| Целеполагание для учителя
|
Знать произведения культуры, литературы и искусства периода Великой Отечественной войны, их авторов. Уметь раскрыть основное содержание произведения.
Уметь представить собственное сообщение по теме, оценить работу одноклассника.
Определить роль культуры в подъеме патриотического духа населения ХМАО-Югры и страны.
|
Формировать у учащихся исследовательские, коммуникативные компетенции.
Прививать уважение и любовь к произведениям искусства Великой Отечественной войны.
Развивать культурный потенциал учащихся.
| Опорные понятия, термины
| Новые понятия, термины
| Война, культура, искусство
| Произведения: А.Корнейчук «Фронт», А.Александров «Священная война», А.Твардовский «Василий Теркин» и др.
| Домашнее задание: опережающее задание §37, вопросы 1-3 устно, по выбору: составить план «Сталинградская битва», составить тест «Битвы Коренного перелома».
| Технологическая карта к урокам № 8-9
Модуль (тема) «Великая Отечественная война: знать и помнить»
| Тема урока:
Коренной перелом. Ноябрь 1942- зима 1943г.
| Проблема урока:
В сражениях осенью 1942 – осенью 1943 г. произошел коренной перелом в ходе войны: если до этого мы оборонялись, то теперь инициатива перешла к нам. Почему?
| Дидактическое обеспечение, оборудование:
учебник История России /Шестаков В.А.(профильный уровень), статистические таблицы «Военные силы СССР и Германии», карта «Великая Отечественная война»
| Целеполагание для ученика ( после изучения темы надо знать и уметь)
| Целеполагание для учителя
|
Знать даты, события, хронологию основных битв и сражений Коренного перелома.
Уметь показать на карте битвы и сражения (Сталинград, Курская дуга, Прохоровка, фронты военных действий).
3. Уметь выделить стратегические особенности и сходства Курской и Сталинградской битвы.
|
1. Организовать работу со статистическими данными (соотношение сил в Московской и Сталинградской битвах)
2. Организовать диалог учащихся о сущности Коренного перелома, его хронологических рамках. 3. Способствовать формированию у учащихся верного представления о взаимосвязи событий коренного перелома и подвигом советского трудового фронта.
| Опорные понятия, термины
| Новые понятия, термины
| Война, контрнаступление, коренной перелом
| Операция «Блау», операция «Уран», «Дорога жизни», операция «Цитадель», «Огненная дуга», «Восточный вал».
| Домашнее задание: §37, по выбору – 1) рассмотреть письменно проблему урока; 2) подготовить сообщение по личностям коренного перелома; 3) подготовить презентацию по теме «Коренной перелом».
| Структура информационно-дидактической поддержки учебной темы
Раздел 1.Планирование
| Набор технологических карт темы с целеполаганиями учителя и ученика для школ разных типов: массовой, естественнонаучного, математико-экономического и гуманитарного профиля. Набор информационных карт уроков по каждому профилю
| Раздел 2. Диагностика
| Набор диагностических срезовых работ (входного уровня обученности и обучаемости, результативности обучения по теме, промежуточная диагностика, диагностика уровня развития мыслительных ОУУН на материале учебной темы и др.)
| Раздел 3. Картотека заданий для ученика
| Картотека форм и видов учебной работы по теме, систематизированная по параметрам учебного успеха ученика (для обеспечения возможности дифференциации и индивидуализации учебного процесса, для построения программ развития ученика средствами учебного предмета)
| Раздел 4. Тексты и медиа-сопровождение темы
| Учебники, научно-популярная литература, компьютерные презентации, учебные и познавательные компьютерные программы, сайты, видеофайлы, документальные и учебные фильмы и т.д.
| Раздел 5. Практикумы, проекты и внеурочная деятельность по предмету
| Примерные темы учебных проектов с алгоритмами для разных профилей обучения и списками литературы, сайтов. Информационные карты практических, лабораторных работ.
Тематика и разработки экскурсионной поддержки темы.
Викторины, игры, задания для предметных декад по теме
| |