Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный университет путей сообщения» Естественно-научный институт
полное наименование института, факультета
| УТВЕРЖДАЮ
|
| Заведующий кафедрой
_______________/В.А.Максименко/
подпись, Ф.И.О.
|
| «__» _______________ 2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины Историко-социальные проблемы развития телекоммуникаций
____________________
(наименование дисциплины)
для специальности(ей) 210401.65 «Физика и техника оптической связи», и направления подготовки бакалавров 210400.62 «Телекоммуникации»
(шифр и наименование специальности)
Составитель (и) Смеликова И.Н., ст. преподаватель
(Ф.И.О., должность, ученое звание) Обсуждена на заседании кафедры «Оптические системы связи»
«__» _____________20___ г., протокол № _____
Одобрена на заседании методической комиссии
Естественно-научного института
(учебное структурное подразделение) «__» _____________20___ г., протокол № _____ Председатель ________________________/__________________/
(подпись, Ф.И.О.)
2011 г.
Рабочая программа
по дисциплине Историко-социальные проблемы развития телекоммуникаций
специальностей Физика и техника оптической связи, Телекоммуникации
1 Цели и задачи дисциплины 1.1 Цель преподавания дисциплины
Данный курс «Историко-социальные проблемы развития телекоммуникаций» (ИСПРТ) ставит своей целью ознакомить студентов, обучающихся по специальностям 210401 «Физика и техника оптической связи», 210400 «Телекоммуникации» с историей развития общества и средств связи, ролью связи на различных ступенях развития общества, различием видов связи, современными средствами связи и их видами, экономическими аспектами высокоскоростных средств связи, а также ролью отечественных ученых в развитии связи.
1.2 Задачи изучения дисциплины
Изучив дисциплину студент должен:
1.2.1 Знать и уметь использовать: освоить основные принципы передачи информации и их исторические аспекты в периоды с начала развития человечества до настоящего времени, узнать о самых значимых изобретениях человечества в области связи (телеграф, телефон, радио, телевидение), ознакомиться с развитием новых технологий и их влиянием на совершенствование способов связи.
1.2.2 Владеть: знаниями по истории развития средств связи, различать виды средств связи, понимать роль связи на различных ступенях развития общества; знать принципы работы первых средств связи и формы их развития (телеграф, телефон, радио, телевидение, волоконно-оптические линии связи, Интернет). Оценивать экономические аспекты высокоскоростных средств связи. Понимать роль отечественных ученых в развитии связи и влияние развития способов передачи информации на прогресс общества.
уметь самостоятельно подбирать материал по заданной теме, используя различные источники информации (книги, журналы, видеофильмы, Интернет), для написания реферата; изложить собранный материал интересно и доступно. Логические связи курса «Историко-социальные проблемы развития телекоммуникаций» с обеспечивающими дисциплинами представлены в табл. 1.
Таблица 1
Логические связи курса «Историко-социальные проблемы развития телекоммуникаций» с другими дисциплинами № п/п
| Наименование обеспечивающих дисциплин
| Элемент модуля (раздел)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| Иностранный язык
|
|
|
| +
| +
| 2
| Физика
| +
| +
| +
| +
|
| 3
| Информатика
|
|
| +
| +
| +
|
2 Состав и объем дисциплины Дисциплина «Историко-социальные проблемы развития телекоммуникаций» изучается в течение 4-го семестра (18 недель) и включает (90 часов):
- лекций - 18 часов
- практических занятий - 18 часов
- итого аудиторных занятий - 36 часа
- самостоятельная работа - 54 часов
- трудоемкость дисциплины - 2,5 зач.ед.
- рубежный контроль - 2
- зачет
3 Структура дисциплины «Историко-социальные проблемы развития телекоммуникаций»
Дисциплина «Историко-социальные проблемы развития телекоммуникаций» включает в себя изучение элементов модуля (разделов), перечисленных в таблице 2.
Таблица 2
Перечень элементов модуля (разделов) дисциплины «Историко-социальные проблемы развития телекоммуникаций»
№
| Название элемента модуля (раздела)
| 1
| Развитие связи до открытия электричества
| 2
| Электрическая связь
| 3
| Развитие беспроводной связи
| 4
| Волоконно-оптическая связь
| 5
| Тенденции современного развития средств связи
|
4 Содержание лекционного курса Перечень тем лекционного курса и их краткое содержание приведено в таблице 3.
Таблица 3
Тематическое содержание лекционного курса
Элемент модуля
| Лекция
| Тема, краткий перечень рассматриваемых вопросов
| Кол-во часов
| 1
| 1
| Развитие связи до открытия электричества
Необходимость развития способов передачи информации на прогресс общества. Основные принципы передачи информации. Понятие информации.
| 2
| 2
| Исторические аспекты способов передачи информации в начале развития человечества и в древние века.
| 2
| 3
| Исторические аспекты способов передачи информации в средние века. Оптический телеграф.
| 2
| 2
| 4
| Электрическая связь
Исторические аспекты способов передачи информации. Использование электричества для передачи информации.
| 2
| 5
| Пишущий телеграф
| 2
| 3
| 6
| Развитие беспроводной связи
Развитие новых технологий и их влияние на совершенствование способов связи. Оптическая и беспроводная связь
| 4
| 4
| 7
| Волоконно-оптическая связь
Открытие и развитие ВОЛС в современных условиях. Опыт российских и иностранных компаний, технологии производства, Тенденции развития
| 2
| 5
| 8
| Тенденции современного развития средств связи
Развитие новых технологий и их влияние на совершенствование способов связи. Спутниковая связь, другие современные виды телекоммуникаций
| 2
|
5 Содержание практических занятий
Целью практических занятий является приобретение практических навыков изложения наработанного материала, умения задавать и отвечать на вопросы по теме.
Методическим обеспечением проведения практических занятий являются учебники по дисциплине.
Таблица 4
Перечень практических занятий (модуль 1)
Элемент модуля
| №
| Содержание практических занятий
| Кол-во часов
| 1
| 1
| Средства связи и виды связи в древности
| 2
| 2
| Причины появления новых средств связи
| 2
| 2
| 3
| Пути совершенствования связи (видов связи)
| 2
| 3
| 4
| Телеграфная связь
| 2
| 5
| История развития телефонной связи (электрической)
| 2
| 6
| Развитие телевидения.
| 2
| 4
| 7
| История развития радиосвязи
| 2
| 8
| Предпосылки создания и развития современной оптической связи
| 2
| 5
| 9
| История развития Internet и его место в современных способах связи
| 2
| Итого
| 18
|
7 Содержание материала самостоятельных занятий
7.1 Рефераты Целью практических занятий является закрепление изложенного в рамках лекционного курса и освоение нового теоретического материала. Подготовка студентами рефератов является важным средством более глубокого усвоения учебного материала и приобретения практических навыков устного изложения материала.
Курс дисциплины «Историко-социальные проблемы развития телекоммуникаций» предполагает выполнение реферата каждым студентом. Приблизительное содержание тем представлено в таблице 6.
Таблица 6
Темы итоговых рефератов
Элемент модуля
| №
| Тема реферата
| 1
| 1
| Средства связи и виды связи в древности
| 2
| Сэмюэл Морзе
| 3
| Александр Грэм Белл
| 4
| Павел Львович Шиллинг
| 5
| Борис Семенович Якоби
| 6
| Клод Шапп
| 7
| Чарльз Уитстон
| 8
| Девид Эдуард Юз
| 9
| Жан Морис Эмиль Бодо
| 2
| 10
| Телеграфная связь
| 11
| Сайрус Филд
| 12
| История развития телефонной связи (электрической)
| 13
| История открытия и развития телевидения
| 3
| 14
| История открытия и развития радиосвязи
| 15
| Эрнст Вернер Сименс и история Siemens
| 16
| История Nokia
| 17
| История Ericsson
| 18
| История Motorolla
| 4
| 19
| Предпосылки создания и развития современной оптической связи
| 20
| История развития Internet и его место в современных способах связи
| 21
| Волоконно-оптические датчики
| 5
| 22
| История открытия и развития лазеров
| 23
| История BlueTooth
| 24
| Системы мониторинга
| 25
| Радары скорости и камеры слежения
| 26
| История развития систем GPS
| 27
| Wi-Fi
| 28
| Евгений Михайлович Дианов
|
7.2 Подготовка к лекциям Основная цель данного вида самостоятельной работы - закрепление и развитие знаний, полученных на лекциях. Минимальный объем в часах из расчета 0,2 часа на 1 час лекции и составляет 4 часа. 7.3 Подготовка к практическим занятиям Основная цель данного вида самостоятельной работы - закрепление и развитие знаний, полученных практических занятиях. Минимальный объем в часах из расчета минимум 0,5 часа на 1 час занятия и составляет 18 часов. 7.4 Написание и защита рефератов Основная цель данного вида самостоятельной работы - закрепление и систематизация знаний, полученных на аудиторных занятиях, получение навыков поиска нужного материала с использованием бумажных и электронных источников информации, подготовка доклада и презентации, а также отработка умения излагать материал перед аудиторией. Для подготовки к защите рефератов выделено 22 часа времени самостоятельной работы. 8 Форма контроля усвоения материала Текущий контроль усвоения теоретического курса в течение семестра осуществляется на консультациях и практических занятиях в виде устного опроса. В конце семестра степень овладения материалом дисциплины проверяется на зачете.
9 Вопросы к зачету Таблица 7
Вопросы для подготовки к зачету
№
| Вопрос
| 1
| Средства связи и виды связи в древности
| 2
| Причины появления новых средств связи
| 3
| Пути совершенствования связи (видов связи)
| 4
| История развития телефонной связи (электрической)
| 5
| История развития радиосвязи
| 6
| История развития Internet и его место в современных способах связи
| 7
| Телеграфная связь
| 8
| Предпосылки создания и развития современной оптической связи
| 9
| Развитие телевидения
| 10
| Современные средства связи (последние разработки)
| 10 Примерный календарный план дисциплины
11 Литература
Список основной литературы
1. Рыжов К.В. Сто великих изобретений. - М.: Вече, 2001
2. Левин В.И. История информационных технологий: Учеб. пособие . - М.: Бином, 2007
3. Семенюта Н.Ф. История электрической связи на железнодорожном транспорте (прошлое, настоящее и будущее): научно-попул. изд./ . - М.: ГОУ УМЦ ЖДТ, 2008
4. 100 лет на связи. К юбилею Владивостокской городской телефонной сети (1907 - 2007). - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008
12 Методическое обеспечение дисциплины
1. Рекомендуемая для изучения дисциплины основная и дополнительная литература, методические пособия и указания для выполнения курсового проекта приведены в 11 разделе РУП.
2. Технические средства обучения:
наличие проектора для просмотра видеофильмов по дисциплине, для защиты рефератов с представлением презентации;
компьютерный класс для оформления реферата и отчета по экскурсии в музей.
|