Скачать 77.89 Kb.
|
Интегрированный урок по русской литературе. «Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф «Азъ есмь зверь, но над зверьми и царствую…» Цель урока: Д/совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстами. Задачи: Д/научиться составлять искусствоведческий текст по произведениям живописи (исторический портрет). Д/совершенствовать навыки монологической речи. Д/формировать умение давать развёрнутую характеристику исторической личности через интеграцию различных направлений искусства. Оборудование урока: Выдержки из летописей. Народные песни об Иване Грозном. Эпистолярное наследие Ивана Грозного(переписка царя с Андреем Курбским, письмо Василию Грязному). Портрет Ивана Грозного. Картина Репина «Иван Грозный убивает царевича Ивана». Прижизненный портрет царя неизвестного художника. Собор Василия Блаженного. Прелюдия к опере Мусоргского «Хованщина». Опережающие задания: Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Зодчие». Повторить «Песня про купца Калашникова…» (ответить на вопросы и задания). Повторить материалы предыдущего урока об эпохе Ивана Грозного. План урока:
Ход урока: Слово учителя: Предыдущий урок, как вы помните, мы в основном посвятили исторической эпохе правления Ивана Грозного. Раскрыли причины негативных сторон правления этого царя (опричнина, предпосылки «смутного» времени и.т.д.). Раскрыли плюсы и минусы абсолютного монархизма. Ответили на вопрос почему были возможны «жестокие нравы в жестоком веке…». Сегодня нас будет интересовать сам великий Иван Грозный. Это один из самых интересных противоречивых исторических личностей, как государственный деятель и как человек.И так, кто же такой Иван Грозный? Почему его прозвали Грозным? Какой он был, как политик и как человек? На эти вопросы нам сегодня и предстоит ответить. (Объявление цели и задач урока). Учитель истории: Для того, чтобы понять любой исторический персонаж в художественном произведении, очень важно знать в какой обстановке он рос, какое воспитание получил, кто его окружал в детстве и как это повлияло на дальнейшее развитие героя. Поэтому свой рассказ я начну с детства и юных лет государя Ивана Грозного. Матерью Ивана Грозного была Елена Глинская, которая скончалась в тридцатилетнем возрасте 3 апреля 1538 года. Ходили слухи, что Елену Глинскую отравили, но при тогдашнем уровне медицины можно было умереть и от простой простуды. После её смерти в великокняжеском дворце насилие и жестокость стали нормой жизни. Боярские кланы боролись друг с другом за власть, то и дело совершались перевороты, сопровождающиеся ссылками, опалами, казнями. И в этой жестокой, кровавой обстановке рос малолетний Иван, до которого никому не было дела. Он часто тешил себя тем, что убивал кошек, собак, ворон и другую мелкую живность, подражая взрослым и наслаждаясь предсмертными муками своих жертв. Устав от постоянных интриг и потасовок бояр, Иван уже в 12-летнем возрасте стал принимать самостоятельные решения. В 13 лет он вынес свой первый смертный приговор. По его приказу был казнён тогдашний правитель князь Андрей Шуйский. В 15 лет Иван развлекался, мучая уже не зверей, а людей: с ватагой сверстников он скакал по улицам, избивая и грабя прохожих. 16 января 1547 г. Иван Грозный – впервые на Руси венчался на царство. Митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха. (демонстрация фото шапки Мономаха).Византийский император Константин Мономах прислал эту шапку своему внуку – князю Владимиру Мономаху. Так началось царствование первого русского монарха Ивана Грозного. Учитель литературы: В исторических хрониках, летописях, в народных песнях осталось в память потомкам много свидетельств об Иване Грозном. Установка на самостоятельную работу по различным текстам: - прочитать тексты летописей, дать современную интерпретацию древнерусского текста. - найти ключевые слова в тексте, говорящие о характере грозного царя и высказать своё мнение о нём. - из писем Ивана Грозного вы услышите его живой голос и попытаетесь узнать его мысли, взгляды, политические воззрения. (работа учащихся с текстом, парные и индивидуальные задания). - в парных работах: один даёт современный перевод, второй- краткий анализ текста с выводами.(летописи, народные песни). - в индивидуальных работах: дают ответ на проблемные вопросы, данные в конце текста.(эпистолярное наследие царя). - ключевые слова по мере высказывания учащихся записываем на доске и в тетрадях. Учитель русской культуры: На этом этапе урока мы познакомимся с портретами царя в работах русских мастеров живописи. Различная интерпретация образа царя даст нам полное представление об этой неординарной исторической личности. Итак, пред вами две картины. Портрет Ивана Грозного кисти Васнецова и картина Репина «Иван Грозный убивает царевича Ивана».(рассказ об истории создания этих работ). На доске таблица сравнительного анализа картин, которая заполняется по мере высказываний учащихся:
Грозный, царственный, суровый Страдающий; кающийся, истеричный, взгляд; твёрдая рука, крепко испуганный, слабый, потерянный, сжимающая трость; гордый пово- ужас в глазах, слёзы по щекам, рот головы; взгляд угрюмый, любящий, искренне горюющий и.т.д. исподлобья; крепкое телосложение; решительный. Царственный; знает себе цену и.т.д. Вывод учащихся: Хоть и был он грозным и жестоким царём, которого все боялись, однако, ничто человеческое ему не чуждо. Он по- своему любил своего старшего сына, он способен искренне горевать, раскаиваться за свои грехи. Он справедливо полагал, что убив сына, лишил государство будущего царя, предрешив будущую эпоху «смутного времени». Учитель литературы: Ещё об одной черте его характера говорится в стихотворении Д.Кудрина «Зодчие». Послушайте своих товарищей и сделайте соответствующий вывод.(демонстрируется фото собора Василия Блаженного . Двое учащихся читают отрывки из стихотворения). Вывод учащихся: Царь иногда преднамеренно убивал невинных людей.Это говорит о его крайней жестокости и самомнении, о его неблагодарности и несправедливости. Рефлексия урока: Вопросы классу: - что нового вы узнали на этом уроке? - как литература отражает исторические события в разные эпохи? - какие полезные навыки вы приобрели на этом уроке? - какие психологические качества царя вы бы поставили на 1 место? - как музыка к уроку помогала вам понять тему урока? Вывод с урока: Спасибо всем, кто сегодня особенно активно участвовали в обсуждении образа Ивана Грозного. Надеюсь, что незаурядная, но противоречивая личность царя Ивана Грозного останется в вашей памяти надолго. Остаётся только сожалеть, что умный, дальновидный талантливый и образованный человек, несомненно достойный всяческого уважения, стал жертвой своего необузданного нрава. Урок сопровождался музыкой из оперы Мусоргского «Хованщина». Торжественная и тревожная музыка помогала вам понять обстановку той эпохи и воссоздать образ грозного царя. Д/задание: Написать реферат «Иван Грозный – царь и человек». МОУ «Сватайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Г.Колесова» Интегрированный урок по русской литературе «Иван Грозный». (Урок русской литературы в 9 классе). Учительница русского языка и литературы Слепцова А.И. С.Сватай 2010 год. Пояснительная справка к интегрированному уроку по литературе. Традиционная система образования, стиснутая в жёсткие рамки общепринятой методологии, не может формировать и совершенствовать у ученика творческого поведения, а рутинная образцовая деятельность учителя не способствует его профессиональному, творческому росту. Сохранение за учителем права переосмысления собственной преподавательской деятельности создаёт условия для самосозидания учебных методик, к числу которых я отношу интегрированные уроки в обучении гуманитарных наук. Интегрирование схожих предметов, на мой взгляд, ведёт к появлению новых свойств и качеств в обучении, что само по себе актуально: - расширение предметной области открывает для учащихся более широкие горизонты познания. - богатство учёбного материала, разнообразие видов деятельности, возможность выбора того или иного вида деятельности воздействуют на эмоции ученика, способствуя глубокому образному восприятию заданной темы. - возможность самостоятельно распоряжаться различными материалами (справочники, энциклопедии, газеты, компьютерные диски, другие источники ), а также временем и пространством класса способствуют развитию спонтанной активности у учащихся, развивают творческие и исследовательские навыки. - знакомство на одном уроке или занятии с несколькими видами искусств, повышает нравственно- эстетический кругозор учащихся, обогащает их духовный мир. Это особенно важно и актуально для учащихся сельских школ, где нет больших культурных центров, театров, музеев, галерей и.т.д. - установление межпредметных связей, при котором используются дополнительные материалы, несомненно повысят качество усвоения основного предмета. Данный урок входит в систему уроков обобщающего характера под общим названием «Сквозные темы в русской литературе», поэтому может быть универсальным для учащихся старшего звена, что является ещё одним плюсом в пользу интегрированных уроков. За годы учёбы дети знакомятся со многими выдающимися историческими личностями, имя которых у всех на устах. Уроки литературы помогут учащимся понять, полюбить этих людей, помогут раскрыть историческую личность со всех граней человеческого существования, тем самым «оживить» их в памяти будущих поколений. Дидактическое сопровождение интегрированного урока по русской литературе. 1.Наглядный картинный материал можно найти в библиотеке. 2. Материалы по содержанию урока см. в газете «История» издательского дома «Первое сентября». № 45 2002 год, № 1 1999 год, № 17 1999 год. 3. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским освещена в энциклопедическом издании «Все шедевры мировой литературы в кратком изложении». М. «Олимп»ООО. Издательство АСТ; 1998 год. Под редакцией Т.В.Громовой, Д.Р.Кондахсазовой. 4. Другие материалы взяты из учебников общеобразовательной школы. |
Литература и история, писатель и его в развитии литературного процесса,... Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны | Реферат Иван Грозный как защитник православия Иван IV васильевич Грозный (25. 08. 1530-18. 03. 1584), Великий Князь с 1533, Русский Царь (1547) 5 | ||
Иван грозный тиран или святой «Опричнина Ивана Грозного». Реферат основан на мнениях Скрынникова в его исследовании «Иван Грозный» и работы А. Л юрганова «Страшный... | Методическая разработка урока по теме "Славы или позора достоин Иван Грозный?" Сахарова А. Н. и Буганова В. И. История России с древнейших времён до конца XVII в | ||
Методическое объединение русского языка и литературы Образ Кавказа в русском искусстве. (Живопись, музыка, кинематография, литература) | Исследовательская работа ученицы 10 класса гимназии 1505 города Москвы... Образ Ивана Грозного в понимании С. М. Эйзенштейна и И. В. Сталина как отражение взаимоотношений художника и власти | ||
Реферат Тема: Династия Романовых Бешеные вспышки гнева повторялись всё чаще и чаще. В 1582 году Иван IV в припадке гнева смертельно ранил железным посохом царевича... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сфера интеграции: внутриязыковая интеграция (разных систем языка), литература, музыка, живопись | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Межпредметные связи: литература (в том числе региональный компонент), математика, география, живопись, экология, музыка | Урок Тема: «Иван Грозный и его время» Воспитательные: формировать чувства уважения к общественной жизни, урегулированной и защищаемой нормами права, толерантности | ||
Основная общеобразовательная школа с. Чумаево Камешкирского района Слова-подсказки: воспитание, культура, архитектура, возделывание (труд), праздники, религия (православие), законы, почитание, литература,... | Основы цветоведения Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но... | ||
Административный регламент Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Чита, 2012 г. Раздел Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но... | Чепуренко А. Ю., д э. н ( гу – вшэ /рнисиНП) Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но... |