«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф





Скачать 77.89 Kb.
Название«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф
Дата публикации07.04.2015
Размер77.89 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Интегрированный урок по русской литературе.

«Иван Грозный»

(История, живопись, литература, музыка.)

Эпиграф «Азъ есмь зверь, но

над зверьми и царствую…»
Цель урока: Д/совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстами.

Задачи: Д/научиться составлять искусствоведческий текст по произведениям живописи (исторический портрет).

Д/совершенствовать навыки монологической речи.

Д/формировать умение давать развёрнутую характеристику исторической личности через интеграцию различных направлений искусства.

Оборудование урока: Выдержки из летописей. Народные песни об Иване Грозном. Эпистолярное наследие Ивана Грозного(переписка царя с Андреем Курбским, письмо Василию Грязному). Портрет Ивана Грозного. Картина Репина «Иван Грозный убивает царевича Ивана». Прижизненный портрет царя неизвестного художника. Собор Василия Блаженного. Прелюдия к опере Мусоргского «Хованщина».

Опережающие задания: Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Зодчие».

Повторить «Песня про купца Калашникова…» (ответить на вопросы и задания).

Повторить материалы предыдущего урока об эпохе Ивана Грозного.
План урока:

  1. Слово учителя.(объявление цели и задач урока).

  2. Детские и юношеские годы царя Ивана Грозного (учитель истории).

  3. Иван Грозный в народном видении (самостоятельная работа учащихся с текстами летописей, народных песен, эпистолярного наследия царя).

  4. Беседа по прочитанному, запись ключевых слов характеристики царя на доске и в тетрадях.

  5. Работа с портретами царя (учитель русской культуры).

  6. Рефлексия урока.

  7. Вывод, обобщение, дом. задание.


Ход урока:
Слово учителя: Предыдущий урок, как вы помните, мы в основном посвятили исторической эпохе правления Ивана Грозного. Раскрыли причины негативных сторон правления этого царя (опричнина, предпосылки «смутного» времени и.т.д.).

Раскрыли плюсы и минусы абсолютного монархизма. Ответили на вопрос почему были возможны «жестокие нравы в жестоком веке…». Сегодня нас будет интересовать сам великий Иван Грозный. Это один из самых интересных противоречивых исторических личностей, как государственный деятель и как человек.И так, кто же такой Иван Грозный? Почему его прозвали Грозным? Какой он был, как политик и как человек? На эти вопросы нам сегодня и предстоит ответить. (Объявление цели и задач урока).

Учитель истории: Для того, чтобы понять любой исторический персонаж в художественном произведении, очень важно знать в какой обстановке он рос, какое воспитание получил, кто его окружал в детстве и как это повлияло на дальнейшее развитие героя. Поэтому свой рассказ я начну с детства и юных лет государя Ивана Грозного.

Матерью Ивана Грозного была Елена Глинская, которая скончалась в тридцатилетнем возрасте 3 апреля 1538 года. Ходили слухи, что Елену Глинскую отравили, но при тогдашнем уровне медицины можно было умереть и от простой простуды. После её смерти в великокняжеском дворце насилие и жестокость стали нормой жизни. Боярские кланы боролись друг с другом за власть, то и дело совершались перевороты, сопровождающиеся ссылками, опалами, казнями. И в этой жестокой, кровавой обстановке рос малолетний Иван, до которого никому не было дела. Он часто тешил себя тем, что убивал кошек, собак, ворон и другую мелкую живность, подражая взрослым и наслаждаясь предсмертными муками своих жертв.

Устав от постоянных интриг и потасовок бояр, Иван уже в 12-летнем возрасте стал принимать самостоятельные решения. В 13 лет он вынес свой первый смертный приговор. По его приказу был казнён тогдашний правитель князь Андрей Шуйский. В 15 лет Иван развлекался, мучая уже не зверей, а людей: с ватагой сверстников он скакал по улицам, избивая и грабя прохожих.

16 января 1547 г. Иван Грозный – впервые на Руси венчался на царство. Митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха.

(демонстрация фото шапки Мономаха).Византийский император Константин Мономах прислал эту шапку своему внуку – князю Владимиру Мономаху. Так началось царствование первого русского монарха Ивана Грозного.

Учитель литературы: В исторических хрониках, летописях, в народных песнях осталось в память потомкам много свидетельств об Иване Грозном.

Установка на самостоятельную работу по различным текстам:

- прочитать тексты летописей, дать современную интерпретацию древнерусского текста.

- найти ключевые слова в тексте, говорящие о характере грозного царя и высказать своё мнение о нём.

- из писем Ивана Грозного вы услышите его живой голос и попытаетесь узнать его мысли, взгляды, политические воззрения. (работа учащихся с текстом, парные и индивидуальные задания).

- в парных работах: один даёт современный перевод, второй- краткий анализ текста с выводами.(летописи, народные песни).

- в индивидуальных работах: дают ответ на проблемные вопросы, данные в конце текста.(эпистолярное наследие царя).

- ключевые слова по мере высказывания учащихся записываем на доске и в тетрадях.

Учитель русской культуры: На этом этапе урока мы познакомимся с портретами царя в работах русских мастеров живописи. Различная интерпретация образа царя даст нам полное представление об этой неординарной исторической личности. Итак, пред вами две картины. Портрет Ивана Грозного кисти Васнецова и картина Репина «Иван Грозный убивает царевича Ивана».(рассказ об истории создания этих работ).

На доске таблица сравнительного анализа картин, которая заполняется по мере высказываний учащихся:


Портрет

Картина

Грозный, царственный, суровый Страдающий; кающийся, истеричный,

взгляд; твёрдая рука, крепко испуганный, слабый, потерянный,

сжимающая трость; гордый пово- ужас в глазах, слёзы по щекам,

рот головы; взгляд угрюмый, любящий, искренне горюющий и.т.д.

исподлобья; крепкое телосложение;

решительный. Царственный;

знает себе цену и.т.д.

Вывод учащихся: Хоть и был он грозным и жестоким царём, которого все боялись, однако, ничто человеческое ему не чуждо. Он по- своему любил своего старшего сына, он способен искренне горевать, раскаиваться за свои грехи. Он справедливо полагал, что убив сына, лишил государство будущего царя, предрешив будущую эпоху «смутного времени».

Учитель литературы: Ещё об одной черте его характера говорится в стихотворении Д.Кудрина «Зодчие». Послушайте своих товарищей и сделайте соответствующий вывод.(демонстрируется фото собора Василия Блаженного . Двое учащихся читают отрывки из стихотворения).

Вывод учащихся: Царь иногда преднамеренно убивал невинных людей.Это говорит о его крайней жестокости и самомнении, о его неблагодарности и несправедливости.

Рефлексия урока: Вопросы классу:

- что нового вы узнали на этом уроке?

- как литература отражает исторические события в разные эпохи?

- какие полезные навыки вы приобрели на этом уроке?

- какие психологические качества царя вы бы поставили на 1 место?

- как музыка к уроку помогала вам понять тему урока?

Вывод с урока: Спасибо всем, кто сегодня особенно активно участвовали в обсуждении образа Ивана Грозного.

Надеюсь, что незаурядная, но противоречивая личность царя Ивана Грозного останется в вашей памяти надолго. Остаётся только сожалеть, что умный, дальновидный талантливый и образованный человек, несомненно достойный всяческого уважения, стал жертвой своего необузданного нрава.

Урок сопровождался музыкой из оперы Мусоргского «Хованщина». Торжественная и тревожная музыка помогала вам понять обстановку той эпохи и воссоздать образ грозного царя.

Д/задание: Написать реферат «Иван Грозный – царь и человек».

МОУ «Сватайская средняя общеобразовательная школа

имени Г.Г.Колесова»

Интегрированный урок по русской литературе «Иван Грозный».

(Урок русской литературы в 9 классе).

Учительница русского языка и литературы Слепцова А.И.

С.Сватай 2010 год.


Пояснительная справка к интегрированному уроку по литературе.
Традиционная система образования, стиснутая в жёсткие рамки общепринятой методологии, не может формировать и совершенствовать у ученика творческого поведения, а рутинная образцовая деятельность учителя не способствует его профессиональному, творческому росту.

Сохранение за учителем права переосмысления собственной преподавательской деятельности создаёт условия для самосозидания учебных методик, к числу которых я отношу интегрированные уроки в обучении гуманитарных наук.

Интегрирование схожих предметов, на мой взгляд, ведёт к появлению новых свойств и качеств в обучении, что само по себе актуально:

- расширение предметной области открывает для учащихся более широкие горизонты познания.

- богатство учёбного материала, разнообразие видов деятельности, возможность выбора того или иного вида деятельности воздействуют на эмоции ученика, способствуя глубокому образному восприятию заданной темы.

- возможность самостоятельно распоряжаться различными материалами (справочники, энциклопедии, газеты, компьютерные диски, другие источники ), а также временем и пространством класса способствуют развитию спонтанной активности у учащихся, развивают творческие и исследовательские навыки.

- знакомство на одном уроке или занятии с несколькими видами искусств, повышает нравственно- эстетический кругозор учащихся, обогащает их духовный мир. Это особенно важно и актуально для учащихся сельских школ, где нет больших культурных центров, театров, музеев, галерей и.т.д.

- установление межпредметных связей, при котором используются дополнительные материалы, несомненно повысят качество усвоения основного предмета.

Данный урок входит в систему уроков обобщающего характера под общим названием «Сквозные темы в русской литературе», поэтому может быть универсальным для учащихся старшего звена, что является ещё одним плюсом в пользу интегрированных уроков. За годы учёбы дети знакомятся со многими выдающимися историческими личностями, имя которых у всех на устах. Уроки литературы помогут учащимся понять, полюбить этих людей, помогут раскрыть историческую личность со всех граней человеческого существования, тем самым «оживить» их в памяти будущих поколений.


Дидактическое сопровождение интегрированного урока по

русской литературе.

1.Наглядный картинный материал можно найти в библиотеке.

2. Материалы по содержанию урока см. в газете «История» издательского дома «Первое сентября». № 45 2002 год, № 1 1999 год, № 17 1999 год.

3. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским освещена в энциклопедическом издании «Все шедевры мировой литературы в кратком изложении». М. «Олимп»ООО. Издательство АСТ; 1998 год.

Под редакцией Т.В.Громовой, Д.Р.Кондахсазовой.

4. Другие материалы взяты из учебников общеобразовательной школы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconЛитература и история, писатель и его в развитии литературного процесса,...
Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны
«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconРеферат Иван Грозный как защитник православия
Иван IV васильевич Грозный (25. 08. 1530-18. 03. 1584), Великий Князь с 1533, Русский Царь (1547) 5
«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconИван грозный тиран или святой
«Опричнина Ивана Грозного». Реферат основан на мнениях Скрынникова в его исследовании «Иван Грозный» и работы А. Л юрганова «Страшный...
«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconМетодическая разработка урока по теме "Славы или позора достоин Иван Грозный?"
Сахарова А. Н. и Буганова В. И. История России с древнейших времён до конца XVII в
«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconМетодическое объединение русского языка и литературы
Образ Кавказа в русском искусстве. (Живопись, музыка, кинематография, литература)
«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconИсследовательская работа ученицы 10 класса гимназии 1505 города Москвы...
Образ Ивана Грозного в понимании С. М. Эйзенштейна и И. В. Сталина как отражение взаимоотношений художника и власти
«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconРеферат Тема: Династия Романовых
Бешеные вспышки гнева повторялись всё чаще и чаще. В 1582 году Иван IV в припадке гнева смертельно ранил железным посохом царевича...
«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сфера интеграции: внутриязыковая интеграция (разных систем языка), литература, музыка, живопись
«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Межпредметные связи: литература (в том числе региональный компонент), математика, география, живопись, экология, музыка
«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconУрок Тема: «Иван Грозный и его время»
Воспитательные: формировать чувства уважения к общественной жизни, урегулированной и защищаемой нормами права, толерантности
«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconОсновная общеобразовательная школа с. Чумаево Камешкирского района
Слова-подсказки: воспитание, культура, архитектура, возделывание (труд), праздники, религия (православие), законы, почитание, литература,...
«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconОсновы цветоведения
Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но...
«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconАдминистративный регламент
Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но...
«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconЧита, 2012 г. Раздел
Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но...
«Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф iconЧепуренко А. Ю., д э. н ( гу – вшэ /рнисиНП)
Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск