Методическая разработка урока по теме "Славы или позора достоин Иван Грозный?"





Скачать 81.18 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока по теме "Славы или позора достоин Иван Грозный?"
Дата публикации28.06.2014
Размер81.18 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > История > Методическая разработка
Баранова Ольга Анатольевна,

учитель истории МОУ СОШ №2

города Неи Костромской области
Методическая разработка урока по теме

"Славы или позора достоин Иван Грозный?"

Урок - практикум

Цели урока:

  1. образовательная: на основе имеющихся знаний сформировать оценочные суждения о личности и политике Ивана IV”;

  2. воспитательная: способствовать формированию таких качеств как внимательность, толерантность, уважение мнения других, формирование эмпатии, воспитание негативного отношения к деспотизму, террору как способу решения политических проблем;

  3. развивающая: способствовать формированию умений работы с различными видами информации (учебник, мультимедийная презентация, документы), умения работы в группах, развивать опыт публичных выступлений, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы “за” и “против” каждой из них, высказывать своё мнение в дискуссии, осуществлять самооценку.


Оборудование:

- учебник Сахарова А.Н. и Буганова В.И. История России с древнейших времён до конца XVII в.;

- мультимедийная презентация «Славы или позора достоин Иван Грозный?», подготовленная учителем.

- мультимедийные презентации «Грозный царь и кровавый тиран!» и «Иоанн IV - не тиран, а благодетель», подготовленные учениками.

- проектор;

- компьютер;

- интерактивная доска;

- раздаточный материал.

Методические приёмы: учебный диалог с элементами анализа исторических источников через обсуждение проблем в группах; сообщение учащихся (мультимедийная презентация); беседа с учащимися; рассказ учителя.
Ход урока.


  1. Актуализация знаний учащихся.


Приведите факты, подтверждающие или опровергающие следующие утверждения:


  • Иван Грозный – герой – добродетель (Карамзин).

  • Иван Грозный - неистовый кровопийца (Карамзин).

  • Иван Грозный – громкое ничтожество (Погодин).

  • Иван Грозный – тиран своего народа (Соловьев).

  • Иван Грозный – жертва борьбы за власть (Соловьев).


Вывод: В глазах одних он рассматривался как великий патриот земли русской, выдающийся военачальник, дипломат и писатель.

В глазах других, это кровавый тиран, почти сумасшедший, безнравственный и жестокий человек.

2. Проблематизация.

Демонстрация презентации, подготовленной учителем

«Славы или позора достоин Иван Грозный?2

  • Где же истина?

  • Кто прав в своей оценке личности и деятельности Ивана IV?

  • Какую роль царь Иоанн Васильевич сыграл в российской истории?

Свой ответ на эти вопросы вы должны сформулировать на сегодняшнем уроке

3. Этап расширения знаний (Работа с источниками): - История никогда не оставалась равнодушной к личности Грозного. Здесь также мнения расходятся. Он же - герой, он же - тиран. Кто-то его идеализировал, кто-то оправдывал, а кто-то жестоко подвергал критике.

Вопрос: Чью точку зрения о И.Г. и почему я разделяю?

Работа с текстом:

Карамзин Н.М. “История государства Российского”: “Рождённый с пылкою душою, редким умом, собственною силой воли, он имел бы все главные качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нём дары природы, но, рано лишённый отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослеплённых безрассудным, личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротою державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастие своими пороками, легко возникающими при самых лучших естественных свойствах, когда ещё ум, исправитель страстей, нем в юной душе и силе, вместо его, мудрый пестун не изъясняет ей законов нравственности…”

“Опричник или кромешник – так стали называть их, как бы извергов тьмы кромешной, - мог безопасно теснить, грабить…

Затейливый ум Иоаннов изобрёл достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и с мётлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию!

Царедворцы поздно узнали, что милость тирана столь же опасна, как и ненависть его; что он не может долго верить людям, коих гнусность ему известна; что малейшее подозрение, одно слово, одна мысль достаточны для их падения; что губитель, карая своих услужников, наслаждается чувством правосудия: удовольствие редкое для кровожадного сердца, закоснелого во зле, но всё ещё угрызаемого совестию в злодеяниях…

Современники пишут, что Иоанн будто бы принудил юного Фёдора Басманова убить отца своего, тогда или прежде заставив князя Никиту Прозоровского умертвить брата, князя Василия! По крайней мере сын – изверг не спас себя отцеубийством: он был казнён вместе с другими.

Жёны избиенных дворян, числом 80, были утоплены в реке.

Одним словом, Иоанн достиг наконец высшей степени безумного своего тиранства; мог ещё губить, но уже не мог изумлять россиян никакими новыми изобретениями лютости.

Не было ни для кого безопасности, но всего менее для людей, известных заслугами и богатством: ибо тиран, ненавидя добродетель, любил корысть.

Гнев тирана, падая на целые семейства, губил не только детей с отцами , супруг с супругами, но часто и всех родственников мнимого преступника.”

“В 1569 – 1570 гг. Иван Грозный совершил карательную экспедицию в Новгород. По дороге проводились дикие насилия и грабежи в городах Клине, Торжке, Вышнем Волочке. В одной Твери, по свидетельству современников, погибло несколько тысяч человек.

В Новгороде погибших было ещё больше. Сотни людей погибли в Волхове. Опричники также совершали карательные набеги по новгородским окрестностям, захватывая помещичье, монастырское и крестьянское имущество, уничтожая скот. На 200 – 300 километров вокруг Новгорода гибли люди, стлался дым пожарищ. В результате похода Ивана IV богатый людный Новгород был разорён, окружающие города, деревни надолго запустели.”

Ключевский В.О. “Курс русской истории.”: “Царь Иван IV родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый… Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неествественно болезненное развитие. Иван рано осиротел – на четвёртом году лишился отца, а на восьмом потерял мать. Как все люди, выросшие среди чужих, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос…

Иван рано и много стал думать своей тревожной мыслью о том, что он государь Московский и всея Руси. Иван IV первый из московских государей, который живо узрел и почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Однако из всех этих усилий ума и воображения царь вынес только простую, голую идею царской власти…

Нравственной неровностью, чередованием высоких подъёмов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана. Царь совершил или задумал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал ещё больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына, убийство митрополита Филиппа, безобразие с опричниками в Москве и Александровской слободе – читая обо всём этом, подумаешь, что это был зверь от природы…

Современник, характеризуя грозного царя, пишет, что это был “муж чудного рассуждения, в науке книжного почитания доволен и многоречив, на пролитие крови дерзостен и неумолим, многие города свои попленил и много иного содеял над робами своими…”

Карамзин преувеличил очень немного, поставив царствование Ивана – одно из прекраснейших по началу – по конечным его результатам, наряду с монгольским игом и бедствиями удельного времени;вражде и произволу царь жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом.”

Соловьёв С.М. “История России с древних времён.”: “Выговаривая себе неограниченное право казнить своих лиходеев, учреждая опричнину, Иоанн жаловался на духовенство, что оно покрывало виновных, и требовал у него отречения от обычая печаловаться.

Выслали соловецкого игумена Филлипа, сына боярина Колычова; Филипп объявил , что он согласится быть митрополитом только под условием уничтожения опричнины; Иоанн рассердился; наконец Филипп уступил убеждениям, что его обязаннасть нейти прямо против царской воли, но утолять гнев государя при каждом удобном случае.

Но, отказавшись от вмешательства в опричнину, Филипп не отказался от права печаловаться. Начались казни вследствие дела Козлова; опричнина буйствовала; вельможи, народ умоляли митрополита вступиться в дело; он знал,что привык видеть в митрополите печальника, и не хотел молчать. Тщетно Иоанн избегал свиданий с митрополитом, боялся печалований; встречи были необходимы в церквах, и здесь-то происходили страшные сцены заклинаний. “Только молчи, одно тебе говорю: молчи, отец святый! – говорил Иоанн, содерживая дух гнева, который владел им. – Молчи и благослови нас!”

“Водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего .” Защитник Русской земли – “лютый царь” разорял русские города и сёла, пуще турецких басурманов. “Не произнесёт историк слово оправдания такому человеку.”

Кобрин В.Б. “Иван Грозный”: “То “барство дикое”, о котором писал Пушкин, родилось в России не только благодаря опричнине – но и опричнина способствовала его появлению.

Тот путь централизации через опричнину, по которому повёл страну Иван Грозный, был гибельным, разорительным для страны. Он привёл к централизации в таких формах, которые не поворачивается язык назвать прогрессивными. И потому было бы ошибкой считать прогрессивной террористическую диктатуру опричнины. Не только потому, что протестует наше естественное нравственное чувство, но и потому, что последствия опричнины отрицательно сказались на ходе отечественной истории.

Но этот путь террора, который только и позволял надеяться на быстрые результаты был неприемлем для деятелей Избранной рады. Суровый и неприклонный Адашев не был добреньким. Но всё же не массовый террор, не атмосфера всеобщего страха и массового доносительства, а жестокое, и по сегодняшним меркам, быть может жесткое наказание виновных. Но только виновных! Вот что характеризовало правление Избранной рады.”

  1. Обсуждения документов (фронтальная беседа)

(записи в тетрадях)

  1. Использование элементов учебных дебатов:

Учениками подготовлены презентации по которым остальные должны определить своё отношение к личности царя Ивана IV Васильевича:

«Иоанн IV – не тиран, а благодетель».

«Грозный царь и кровавый тиран».

  1. Формирование групп: в зависимости от личного оценочного выбора группы приводят доказательства своей точки зрения «обвинив» или «защитив» царя.

  2. Подведение итогов, обсуждение противоречивости эпохи правления Ивана IV. Учащиеся делятся впечатлениями и высказывают свои мнения как “за”, так и “против”. Тезисы записываются на интерактивной доске в столбцах “за” и “против“ и в тетрадях.

    За

    Против

     

     

  3. Авторитетное мнение:

Гениальный негодяй? Несчастный реформатор? Кто же он Иван IV Грозный? Славы или позора он достоин? Деятельность Ивана Грозного неоднозначная, противоречивая, его личность необычайно богата, в ней сочетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. Вряд ли можно дать Ивану IV исчерпывающую характеристику. Оценивая политического деятеля, прежде всего, нужно исходить из результатов его деятельности.

- Что же принесло царствование Ивана IV России?

А) Беседа с классом.

Б) Просмотр презентации, подготовленной учителем «Русские историки об эпохе Ивана Грозного»

10. Индивидуальная рефлексия:

Продолжите фразу «В результате сегодняшнего урока я понял, что Иван Грозный…» (зачитать ряд мнений по желанию)

11.Оценивание подготовительной работы учащихся и их деятельности во время урока.

  1. Домашнее задание: написать эссе. Тему сформулировать самим.


Список использованной литературы:

Карамзин Н.М. “История государства Российского” -. М., 1989

Ключевский В.О. “Курс русской истории.” - М., 1957

Соловьёв С.М. “История России с древних времён.” - М., 1989.

Кобрин В.Б. “Иван Грозный”. - М., 1989.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconИван грозный тиран или святой
«Опричнина Ивана Грозного». Реферат основан на мнениях Скрынникова в его исследовании «Иван Грозный» и работы А. Л юрганова «Страшный...
Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconРеферат Иван Грозный как защитник православия
Иван IV васильевич Грозный (25. 08. 1530-18. 03. 1584), Великий Князь с 1533, Русский Царь (1547) 5
Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconУчебно-методического комплекса предмета
Комплект «Тема» Технокарта (или план урока, или методическая разработка) по теме занятия
Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35
Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconКонкурсная методическая разработка конспект урока информатики по...
Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен...
Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconУрока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение...
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по...
Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconМетодическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Проценты. Решение задач»
Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение
Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconМетодическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология...
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для...
Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока по теме \"Славы или позора достоин Иван Грозный?\" iconРекомендации по экспертной оценке вариативной формы аттестации на...
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск