Общенаучный цикл
| История и философия науки
| Дисциплина «История и философия науки» относится к базовой части Общенаучного цикла М.1. Базовая часть дисциплин ООП ВПО (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (№ 072300) и адресована студентам 1 курса (1 семестр). Дисциплина реализуется кафедрой _Истории науки РГГУ. Предметом дисциплины является: история и философия науки. Цель дисциплины: сформировать у студентов общее представление о науке как целостной когнитивно-социальной системе в ее культурно-историческом развитии, выработать у них научный и философский подход к оценке проблем развития науки как формы культуры. Задачи:
студенты должны освоить основные историко-научные и философские концепции развития науки,
исследовать их культурно-историческую обусловленность,
освоить основные методы исторического и философского анализа развития науки,
обосновать различение по линии и наука-ненаука,
оценить основные культурно-исторические этапы развития мировой науки,
теоретически и практически оценить роль и значение истории и философии науки как системообразующей дисциплины в системе профессиональной подготовки магистра по специальности «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».
Дисциплина «История и философия науки» направлена на формирование компетенций выпускника (ОК-1 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ОК-2 способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; ОК-6 владение историческим мышлением; ПК-1 владение современной методологией гуманитарного знания) и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать:
понятийно-категориальный аппарат, историографию и методологию философии и истории науки:
- основные исследовательские школы и направления в истории и философии науки;
- основные этапы культурно-исторического развития мировой и отечественной науки;
- основные особенности и закономерности развития науки как целостного когнитивно-социального феномена;
- основные виды источников по истории и философии науки и принципы их научной критики;
- основные закономерности возникновения и развития музейных фондов, коллекций, объектов культурного и природного наследия в связи и вследствие развития науки.
уметь:
аналитически представлять важнейшие события в истории и философии науки, роль и значение выдающихся ученых и инженеров;
- проследить истоки возникновения научного знания, важнейших направлений отраслей науки и техники;
- проводить квалифицированную оценку соотношения рационального и альтернативного знания в различных культурно-исторических условиях;
- отличать науку от ненауки;
- проводить рациональную реконструкцию отдельных фактов и явлений истории науки;
- грамотно комментировать основное содержание конкретных важнейших научных теорий и основополагающих научно-концептуальных моделей;
- воспроизводить информацию графически и словесно о предмете обсуждения, связанном с историей и философией науки
владеть:
- навыками комплексного подхода к оценке истории науки;
- навыками самостоятельной постановки и решения локальной исследовательской историко-научной проблемы;
- навыками работы с основными видами источников по истории и философии науки;
- приемами использования компьютерных программ и баз данных по истории и философии науки, в том числе с помощью локальных и глобальных сетей;
- навыками адекватного и эффективного представления получаемых знаний по философии и истории науки как в традиционной, так и в высокотехнологической форме.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме собеседования и рефератов, промежуточная аттестация в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (8 часов), семинары (18 часов), самостоятельная работа студента (46 часов).
| Социально-гуманитарные науки в контексте современной культуры
| Дисциплина «Социально-гуманитарные науки в контексте современной культуры» относится к базовой части Общенаучного цикла. Базовая часть дисциплин ООП ВПО (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и адресована студентам 1 курса (1 семестр). Дисциплина реализуется кафедрой Истории и теории культуры РГГУ.
Предметом дисциплины являются: Социально-гуманитарные науки в контексте современной культуры. Цель дисциплины: достижение студентами понимания социально-гуманитарного знания в качестве неотъемлемой части культуры общества. Задачи:
Познакомить студентов с основными тенденциями в развитии социально-гуманитарного знания;
Показать роль социально-культурного контекста в формировании научных школ и направлений;
Показать влияние социально-гуманитарных наук на развитие общества.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника (ОК- 1 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ОК- 2 способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; ОК-6 владение историческим мышлением; ПК-1 владение современной методологией гуманитарного знания; ПК-2 - способность использовать знание фундаментальных наук в своей научно-исследовательской, педагогической и научно-практической деятельности; ПК-3 - готовность использовать углубленные специализированные знания для решения профессиональных задач (в соответствии с профилем магистерской программы) и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать:
основную проблематику наиболее значимых направлений гуманитарной мысли;
особенности социокультурного генезиса основных категорий и концепций социально-гуманитарного знания;
уметь:
анализировать процессы взаимодействия социально-гуманитарного знания и социокультурного контекста;
владеть:
навыками анализа научных текстов с точки зрения выявления в них аспектов вненаучной детерминации знания.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме устного опроса и рефератов, промежуточная аттестация в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (6 часов), семинары (10 часов), самостоятельная работа студента (56 часов).
| Педагогика высшей школы
| Дисциплина «Педагогика высшей школы» относится к базовой части Общенаучного цикла М.1. Базовая часть дисциплин ООП ВПО (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и адресована студентам 1 курса (2 семестр). Дисциплина реализуется кафедрой Педагогической психологии ИП им. Л.С. Выготского.
Предметом дисциплины является: педагогика высшей школы. Цель дисциплины: ознакомление магистров с теоретическими основами педагогики высшей школы, а также освоение практических навыков, необходимых для успешной учебной и профессиональной педагогической деятельности. Задачи:
1. Раскрытие проблематики развития педагогики в контексте современного образования.
2. Формирование аналитического подхода к современным теориям обучения и воспитания.
3. Конкретизация знаний о современных условиях развития личности в процессе обучения и воспитания.
4. Практическое использование полученных знаний для конструирования учебно-воспитательных ситуаций с использованием технологии поэтапного формирования умственных действий.
5. Овладение технологией педагогического процесса и внедрение ее в практику.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника (ПК-7 готовность к управлению коллективом и организации его работы; владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала; ПК-15 способность к разработке новых форм работы с музейной аудиторией; ПК-16 готовность к реализации многообразных культурно-образовательных программ; ПК-17 готовность к педагогической деятельности) и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать:
историю и основные методологические принципы современной педагогики;
основные закономерности обучения и воспитания как освоение социокультурного опыта;
основные концепции и механизмы формирования психики студентов в ходе их обучения и воспитания;
теории обучения и принципы воспитания личности;
принципы деятельностного подхода;
идеи функционально-системного рассмотрения развития как интериоризации общественного субъекта;
средства, способствующие наиболее эффективному осуществлению воспитания и обучения человека;
уметь:
использовать теоретические и экспериментальные данные философии, психологии, социологии в учебно-воспитательном процессе;
анализировать научно-педагогическую литературу и выносить обоснованные суждения;
анализировать психологическое содержание процессов обучения и воспитания;
понимать значение деятельности учителя;
понимать значение возрастных особенностей в учебном процессе;
понимать необходимость, в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики, пересматривать собственные позиции, выбирать новые формы и методы работы;
разрабатывать и применять на практике методы воспитания и методики обучения на основе современных психолого-педагогических теорий;
высказывать собственные мысли в понятной для окружающих письменной и устной форме;
владеть:
понятийным аппаратом данной дисциплины;
технологией учебно-воспитательного процесса;
способностью обобщения, анализа и воспроизведения официальной информации с целью внедрения ее в учебно-воспитательный процесс;
навыками педагогического общения;
организационными навыками, связанными с работой в учебном учреждении;
навыками, необходимыми для самоанализа и развития творческих способностей с целью повышения квалификации.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме устного опроса; письменной работы (доклада); реферата (эссе) по теме, промежуточная аттестация в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (6 часов), семинары (10 часов), самостоятельная работа студента (56 часов).
| Культура массовых коммуникаций
| Дисциплина «Культура массовых коммуникаций» относится к базовой части Общенаучного цикла М.1. Базовая часть дисциплин ООП ВПО (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (072300) и адресована студентам 1 курса (1 семестр). Дисциплина реализуется кафедрой Истории и теории культуры РГГУ.
Предметом дисциплины является: история и теория массовых коммуникаций. Цель дисциплины: изучение истории и теории медиа исследований, а также некоторых практик в сфере массовых коммуникаций. Задачи:
познакомить студентов с различными традициями изучения масс медиа: социологией средств массовой коммуникации (далее – СМК), теориями пропаганды, философскими направлениями в изучении медиа, семиотическим анализом СМК;
рассмотреть историю американской, европейской и советско-российской традиций изучения СМК;
представить различные методы анализа материалов масс медиа, применить их к анализу российских СМК и обсудить полученные результаты.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника (ПК-15 способность к разработке новых форм работы с музейной аудиторией (в соответствии с профилем магистерской программы); ПК-17 готовность к педагогической деятельности); и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать:
- ключевые концепции и базовые термины теории медиа и культурных исследований;
- специфику традиционных (пресса, радио, телевидение, кинематограф) медиа;
- различные методологии анализа феноменов массмедиа;
уметь:
- проводить анализ медиаконтента;
- проводить исследование визуальных образов в медиа;
- создавать концепции программ и сайтов.
владеть:
- позитивистским подходом к анализу информационных программ (выявление «повестки дня»;
- методикой представления результатов исследования в форме мельтимедийных презентаций;
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме докладов, контрольной работы, коллоквиумов, эссе, промежуточная аттестация в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (6 часов), семинары (10 часов), самостоятельная работа студента (56 часов).
| Реферирование научных текстов на иностранных языках
| Дисциплина «Реферирование научных текстов на иностранных языках» относится к базовой части Общенаучного цикла М.1. Базовая часть дисциплин ООП ВПО (магистратуры) по направлению подготовки 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и адресована студентам 1 курса (2 семестр). Дисциплина реализуется кафедрой иностранных языков ИАИ.
Предметом дисциплины является: реферирование текстов по специальности на иностранном языке. Цель дисциплины: обучение методике реферирования текстов по специальности на иностранном языке. Задачи:
знакомство с основными жанрами и стилями специальной литературы.
обучение студентов свободному пользованию грамматическими, лексическими и стилистическими языковыми нормами и способами их конвертации.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника (ОК-3 владение одним или двумя иностранными языками как средством делового общения; ПК-1 владение современной методологией гуманитарного знания; ПК-3 готовность использовать углубленные специализированные знания для решения профессиональных задач; ПК-18 владение навыками исследовательской работы в области теоретической и прикладной музеологии) и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать:
лексико-грамматическую систему иностранного языка, необходимую для полноценной речевой деятельности (как понимания, так и активного речепроизводства) в устной и письменной формах коммуникации,
уметь:
практически применять теоретические знания грамматики, лексики и синтаксиса, т.е. распознавать грамматические формы при чтении и переводе текста и воспроизводить их в ходе создания разных типов и видов вторичных текстов (рефераты, аннотации, библиографические справки) на иностранном языке, владеть:
навыками работы с аутентичным иноязычным текстом профильного характера;
навыками перевода профессионально-ориентированных текстов как с иностранного языка на русский, так и с русского языка на иностранный, а также навыками последующего реферирования текстов профессиональной направленности ;
навыками устной и письменной коммуникации на иностранном языке на темы профессионального характера с использованием приобретенных профессиональных знаний.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме лексико-грамматического и стилистического анализа текста, реферирования, подготовки аннотаций, презентации научного проекта промежуточная аттестация в форме экзамена.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (6 часов), семинары (26 часов), самостоятельная работа студента (76 часов).
| Компьютерные технологии в науке и образовании
| Дисциплина «Компьютерные технологии в науке и образовании» относится к базовой части Общенаучного цикла М.1. Базовая часть дисциплин ООП ВПО (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (№ 072300) и адресована студентам 1 курса (1 семестр). Дисциплина реализуется Институтом новых образовательных технологий и информации РГГУ.
Предметом дисциплины являются: компьютерные технологии в науке и образовании. Цель дисциплины: подготовить выпускника магистратуры, максимально эффективно использовать новые информационные, коммуникационные, интерактивные и аудиовизуальные технологии для осуществления теоретической и практической деятельности в глобальном сетевом информационном обществе с позиций важнейших гуманитарных ценностей. Задачи:
Ознакомить со спецификой и опытом разработки сетевых общественно значимых инфокоммуникационных, музейных проектов в России и за рубежом.
Сформировать у магистрантов представления о существующих и перспективных информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологиях, используемых в бизнесе, образовании, науке и культуре в особенности с учетом экологических последствий их применения.
Ознакомить с возможностями аппаратного обеспечения и программной поддержки для осуществления управления и проведения проектно-исследовательских работ и осуществления педагогической деятельности.
В режиме решения творческих культурно-образовательных задач, дать практические навыки работы с сетевыми программными комплексами и Hi-tech оборудованием.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника (ПК-11 cпособность выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения; ПК-15 cпособность к разработке новых сфер работы с музейной аудиторией; ПК-17 готовность к педагогической деятельности) и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать:
основные направления и тенденции развития информационных и коммуникационных технологий;
методы, методики и технологии осуществления деятельности с широким использованием новых интерактивных, информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий;
критерии выбора и основные характеристики программно-аппаратных средств;
уметь:
ставить и предлагать решения задач социокультурного характера с использованием новых технологий;
выбирать эффективные приемы, технические и информационные средства для достижения цели учебно-практических задач в сетевом пространстве Интернет;
публично представлять результаты проведенной работы с широким использованием новейшего презентационного интерактивного оборудования;
владеть:
навыками комплексного подхода к постановке и решению задач использования новых технологий при осуществлении деятельности в бизнесе, образовании, науке и культуре;
самостоятельной работы с программными и аппаратными средствами для реализации творческих проектов.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме создания Web ресурса, электронной публикации, сетевой on-line презентации, промежуточная аттестация в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (6 часов), семинары (10 часов), самостоятельная работа студента (56 часов).
| Компьютерные технологии в музеях и учреждениях музейного типа
| Дисциплина «Компьютерные технологии в музеях и учреждениях музейного типа» относится к базовой части Общенаучного цикла М.1. Базовая часть дисциплин ООП ВПО (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (№ 072300) и адресована студентам 1 курса (2 семестр). Дисциплина реализуется кафедрой музеологии ФИИ РГГУ.
Предметом дисциплины являются: компьютерные технологии в музеях. Цель дисциплины: изучение информационно-коммуникационных технологий как современного направления совершенствования основных направлений деятельности музея. Задачи:
изучить важнейшие публикации, касающиеся теории и практики использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности музеев в России и за рубежом;
освоить как общие теоретические положения современной информатики, так и положения специальных разделов использования ИКТ в музейной деятельности;
изучить специфику выполнения музеем основной деятельности в условиях глобальной информатизации;
проанализировать роль ИКТ как в решении внутримузейных задач (учет, фондовая работа и др.), так и в задаче продвижения позитивного образа музея в глобальном информационном пространстве (сайты в ИНТЕРНЕТ);
усвоить формы и методы использования ИКТ для автоматизированной обработки данных о музейных коллекциях;
сформировать концептуальные подходы к созданию автоматизированной информационной системы, как для отдельного музея, так и для всего музейного фонда страны;
закрепить полученные знания, умения и навыки в процессе теоретической и практической деятельности.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника (ОК-1 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ОК-2 способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; ОК-4 владение навыками организации исследовательских и проектных работ; ПК-4 способность самостоятельно ставить и решать проблемы в области изучения, сохранения и актуализации культурного наследия; ПК-5 готовность представлять результаты исследования в различных формах; ПК-6 владение навыками подготовки практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований; ПК-9 владение современными методами обработки и интерпретации информации (в соответствии с профилем магистерской программы) для решения профессиональных задач; ПК-10 способность использовать современные программные продукты и ресурсы Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки; свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий;
ПК-11 способность выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения; ПК–14 готовность к реализации инновационных проектов (по профилю магистерской программы), оценке их результатов) и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины):
знать:
основные положения теории информатики; историю, состояние и основные тенденции развития ИКТ в России и в зарубежных странах;
современные методы накопления, обработки, передачи, поиска и использования информации о культурном наследии;
уметь:
дать грамотное обоснование предложений по использованию средств и методов ИКТ в деятельности музея;
организовать исследовательские и проектные работы, выполняемые на базе ИКТ в рамках деятельности музея;
применить полученные знания в области ИКТ для решения конкретных задач;
владеть:
основными методами и приемами ИКТ и использовать их в исследовательской, организационной и практической работе по сохранению и использованию культурного наследия.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме рефератов, аналитических заданий, презентаций, промежуточная аттестация в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (6 часов), семинары (10 часов), самостоятельная работа студента (56 часов).
| История древних цивилизаций
| Дисциплина «История древних цивилизаций» относится к вариативной части Общенаучного цикла М.1. Вариативная часть дисциплин ООП ВПО (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (№ 072300) и адресована студентам 1 курса (1 семестр). Дисциплина реализуется кафедрой Музеологии факультета истории искусства РГГУ.
Предметом дисциплины является: История древних цивилизаций. Цель дисциплины: изучить историю зарождения и развития древнейших цивилизаций с целью применения полученных знаний в социокультурном проектировании в музейной практике и научных исследованиях в данной области. Задачи:
изучить важнейшие труды по истории древнейших цивилизаций;
проследить этапы развития человечества и пути формирования цивилизации;
сформировать представление: о роли археологии в изучении древнейших периодов в истории человечества, об этапах ее развития и соотношении археологической и исторической периодизаций; о концепциях возникновения и развития цивилизаций;
усвоить представления о комплексе научного инструментария в изучении древнейших периодов истории человечества;
закрепить навыки эффективного поиска и анализа источников и литературы.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника (ОК-1 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ПК-1 владение современной методологией гуманитарного знания; ПК-2 способность использовать знания фундаментальных наук в своей научно-исследовательской, педагогической и научно-практической деятельности; ПК-19 владение навыками исследовательской работы на основе комплекса различных видов источников (вещевых, письменных, изобразительных и др.), хранящихся в фондах музеев) и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать:
важнейшие особенности древнейших периодов истории цивилизаций;
имена крупнейших исследователей и авторов специальных трудов;
периодизацию древнейших этапов развития человечества; комментировать современные версии и трактовки важнейших проблем археологии и реконструкции древнейших этапов развития цивилизаций, особенности исторического и археологического исследования;
уметь:
выявлять источники информации по истории древнейших цивилизаций;
критически анализировать источник археологической и исторической информации (датировки, условия находки, особенности письменных источников);
сопоставлять различные точки зрения авторов научных публикаций;
определять и прослеживать взаимосвязь явлений древнейшей истории в системе человек-природа как систему адаптации;
владеть:
полученными историческими знаниями в дискуссиях по проблемам истории древнейших цивилизаций, отстаивать собственную позицию, используя для аргументации археологические и исторические факты;
представлять результаты изучения исторического материала в форме эссе, доклада, сообщения, конспекта, реферата;
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме коллоквиума, доклада-презентации, промежуточная аттестация в форме экзамена.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (8 часов), семинары (18 часов), самостоятельная работа студента (82 часа).
| Основные проблемы истории Европы и России
| Дисциплина «Основные проблемы истории Европы и России» относится к вариативной части общенаучного цикла дисциплин ООП ВПО магистратуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и адресована студентам второго курса (первый семестр). Дисциплина реализуется УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» ИАИ РГГУ.
Предмет: проблемные сюжеты взаимоотношениий между Европой и Россией на протяжении многовековой истории. Точкой отсчета рассматривается 15 век, поскольку к этому времени Россия сложилась как государство. «Конечной точкой» курса выступают события постсоветской истории.
Цель: подготовить магистранта к самостоятельной исследовательской и практической деятельности, основанной на широкой гуманитарной базе, квалифициронном представлении об исторически обусловленных культурных, политических и геополитических процессах общецивилизационного характера, связанных с европейскими и мировыми традициями.
Задачи:
выявить общее и особенное в историческом пути Европы и России;
охарактеризовать специфику модернизационных процессов в европейских государствах в течении XV- начале ХХI вв.;
объянить причины «догоняющей» модернизации России;
просследить эволюцию западноевропейской общественной мысли в отношении России;
проанализировать российскую общественно-политическую мысль в отношении Европы;
рассотреть основные типы образов «Россия-Европа» в общественно-политическом дискурсе XIX - XX вв.;
проанализировать современный политический дискурс проблемных тем внешнеполитических отношений между Европой и Россией.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника:
ПК -1- способность использовать основные методологические принципы в научно-исследовательской, научно-практической деятельности в области разработки и создания социокультурных проектов различного социального назначения в России и за ее пределами.
ОК- 6 - способность осуществлять научную историческую экспертизу музейных и других культурных объектов, анализировать их историческую и социальную актуальность.
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
1. Уметь адекватно использовать различные методологические приемы анализа историко-культурной составляющей проектного продукта в области музейно-практической деятельности;
2. Знать конкретно-историческую информацию страноведческого характера в ходе проектирования социокультурных объектов различного типа и уровня.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме устного опроса, реферата (эссе), промежуточная аттестация в форме экзамена.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (10 часов), семинары (24 часа), самостоятельная работа студента (110 часов).
| Теория культуры
| Дисциплина «Теория культуры» относится к вариативной части общенаучного цикла дисциплин ООП ВПО магистратуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». и адресована студентам второго курса (первый семестр). Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры отделения социокультурных исследований. Предметом дисциплины является изучение культуры как сложно организованного и исторически изменчивого образования, выполняющего разнообразные функции. Предметом теории культуры являются процессы функционирования и динамики культуры, принципы ее изучения и типологизации. Сферой изучения метатеории культуры выступает интерпретация основных понятий теории культуры, анализ концепций и направлений теоретической культурологии.
Цель дисциплины – способствовать формированию умений и навыков анализа культурологических теорий и концепций, теоретико-методологических оснований исследовательских подходов и практик изучения культуры.
Задачи дисциплины –
сформировать у студентов представление о современной теоретической топографии – основных темах и проблемах, сопровождающих современные исследовательские подходы и практики изучения культуры
продемонстрировать их принципиальную множественность; сформировать представление о метатеории культуры как способах изучения базовых понятий и категории культурологического знания.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника:
ОК-1 – способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ПК-1 – владеет современной методологией гуманитарного знания;
ПК-3 – готов использовать углубленные специализированные знания для решения профессиональных задач (в соответствии с профилем магистерской программы);
ПК-4 – способен самостоятельно ставить и решать проблемы в области изучения, сохранения и актуализации культурного наследия (в соответствии с профилем магистерской программы);
ПК-18 - владеет навыками исследовательской работы в области теоретической и прикладной музеологии;
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
знать:
предметную специфику подходов теории культуры, особенности ее языка, представлять место теории культуры в современном культурологическом знании и практиках исследования культуры;
содержание категорий современной науки (пространство-время, хронотоп и др.), возможности и особенности их использования при построении теории культуры и в практиках социо-гуманитарного знания;
содержание и значение терминов, используемых при построении общей теории культуры (культурогенез, динамика культуры, морфология культуры, типология культуры, традиция, картина мира, парадигма и др.)
содержание понятий, описывающих отдельные области и сферы изучения культуры (понятия «миф», «мифологическое сознание», «религия», «религиозность», «языковая картина мира», «научная картина мира» и др )
содержание, теоретико-методологические особенности, и относительность фундаментальных моделей и категорий истории культуры (история, историческая эпоха, категориальная схема: античность-средние века-новое время и др.)
уметь:
критически воспринимать и интерпретировать тексты, представляющие теории и практики изучения культуры
понимать логику их построения, обусловленность их содержания как теоретическим, так и социокультурным контекстом;
определять значение разных теоретических подходов для конкретной исследовательской практики в сфере изучения культуры
анализировать базовые тексты по теории культуры, распознавать исторический и теоретический контекст их формирования
владеть:
понятийным аппаратом дисциплины;
техниками анализа теоретико-культурологических текстов
навыками теоретического анализа культурных форм и процессов;
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости оцениваемый степенью подготовки к семинарским занятиям, подготовка рефератов, эссе, докладов, выполнение аналитических заданий, промежуточный контроль в форме письменной работы и зачета
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (8 часов), семинары (18 часов), самостоятельная работа студента (82 часа).
| Этносы и культура
| Дисциплина «Этносы и культура» относится к вариативной части общенаучного цикла дисциплин ООП ВПО магистратуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и адресована студентам первого курса (первый семестр). Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории культуры отделения социокультурных исследований.
Предметом дисциплины является круг вопросов, связанных с историей образования и распространения по Земле этносов, формирования их культуры, современных концепций и теоретических проблем.
Цель:
Ознакомить студентов с предметом, основными понятиями и методами этнологических исследований, современными научными подходами и концепциями, особенностями традиционной культуры народов различных частей света.
Задачи:
Научить студентов ориентироваться в теоретической и фактографической литературе по этнологии;
Сформировать навыки эффективного поиска и анализа этой литературы;
Научить студентов готовить презентацию экскурсии для краеведческих музеев (с комплексной историко-этнографической характеристикой одного из народов и его культуры
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника:
ОК- 6 – владение историческим мышлением; ПК-3 – готовность использовать углубленные специализированные знания для решения
профессиональных задач (в соответствии с профилем магистерской программы);
ПК-12 – способность создавать документы, связанные с внедрение методов освоения и внедрения культурного наследия, в том числе применительно к региональным особенностям и международному опыту;
ПК-19 – владение навыками исследовательской работы на основе комплекса различных видов источников (вещевых, письменных, изобразительных и др.), хранящихся в фондах музеев.
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
Знать: основные положения теории и истории этнологии;
Уметь: применять полученные знания в научно-исследовательской и практической деятельности;
Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области этнологии и истории культуры.
Программой предусмотрены следующие виды контроля успеваемости: текущий контроль успеваемости в форме аналитических заданий, контрольной работы, подготовки докладов, рефератов и презентаций; промежуточный контроль в форме зачета с оценкой.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (8 час., в том числе 2 часа – в интерактивной форме), семинары (18 час., в том числе 6 часов – в интерактивной форме), самостоятельная работа студентов (82 час.)
| Семиотика
| Дисциплина «Семиотика» относится к вариативной части общенаучного цикла дисциплин ООП ВПО магистратуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». и адресована студентам первого курса (второй семестр). Дисциплина реализуется кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики.
Предметом дисциплины является овладение кругом вопросов, определяющих понимание семиотических аспектов функционирования музеев как феноменов общественной коммуникации.
Цель курса «Семиотика»: сформировать у выпускника магистратуры совокупность теоретико-методологических представления об универсальности семиотического подхода к естественному языку и языкам культуры, которое он сможет использовать в научных исследованиях и практической деятельности.
Задачи
дать студентам представление о знаковом характере любых явлений межличностной и общественной коммуникации, хранение, изучение и демонстрация которых является сферой компетенции музеологии;
ознакомить студентов с важнейшими понятиями и моделями, сформировавшимися в ходе исторического развития классической семиотики и современных теорий семиотики;
научить студентов семиотическому анализу знаковых феноменов общественной коммуникации;
создать у студентов представления о музеологии как значимой функциональной компоненте культуры, формирующей диахронический и синхронический аспекты знания о современной мировой культуре;
показать на примерах исследований естественного языка, вторичных знаковых систем культуры и жизни этноса важные особенности устройства и функционирования различных знаковых систем, их место и роль в теории и практики музеологии;
научить студентов критическому анализу и моделированию семиотической структуры и воздействия объектов разных сфер человеческого существования, составляющих предмет исследования и практической музейной деятельности.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника:
ОК-1 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ПК-2 способность использовать знания фундаментальных наук в своей научно-исследовательской, педагогической и научно-практической деятельности;
ПК-13 готовность к организации проектных работ в области основных направлений музейной деятельности
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
Знать (ОК-1)
предысторию семиотики и музеологии как области приложения семиотики
модели знака;
трихотомию знаков Ч. С. Пирса (иконы – индексы – символы);
модели коммуникации Бюлера, Якобсона, модели музейной коммуникации и функции знаков;
знаковые особенности кодов, семантики и синтаксиса изученных языков культуры (семиотических систем живописи, поэзии, архитектуры, музейной экспозиции);
понятия коннотации, мифологии и идеологии по Л. Ельмслеву и Ролану Барту;
основания гипотезы лингвистической относительности;
возможные понимания термина дискурс;
уметь (ОК-2)
применять изученные модели знака и коммуникативные модели к предложенным примерам знаков;
определять типологические характеристики знака и типы знака по трихотомии Пирса;
определять функции знаков по К. Бюлеру и Р.Якобсону;
определять парадигматические и синтагматические измерения знака;
владеть (ПК-13)
основными понятиями семантики, синтактики и прагматики;
методами семиотического анализа на основе изученных понятий и моделей.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме письменного теста, промежуточная аттестация в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (8 часов), семинары (10 часов), самостоятельная работа студента (54 часа).
| Культура академического письма
| Дисциплина «Культура академического письма» относится к вариативной части общенаучного цикла М.1, вариативная часть дисциплин ООП ВПО (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (№ 072300) и адресована студентам 2 курса (1 семестр). Дисциплина реализуется кафедрой музеологии факультета истории искусства РГГУ.
Предметом дисциплины является: современное состояние – теория и практика - академического письма как основы научной коммуникации. Цель дисциплины: подготовить студента к работе над магистерской диссертацией на основе современной теории и практики анализа и создания академических текстов. Задачи:
изучить систему методов структурирования и анализа и представления научной информации;
изучить особенности различных типов академических текстов (лексика, стилистика);
изучить общие принципы научной аргументации;
повторить основы информационной эвристики;
научиться составлять научно-справочный аппарат к научному тексту;
научиться составлять библиографию к научному тексту;
научиться создавать различные типы академических текстов.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника (ПК-1 владение современной методологией гуманитарного знания; ПК-4 способность самостоятельно ставить и решать проблемы в области изучения, сохранения и актуализации культурного и природного наследия; ПК-5 готовность представлять результаты исследования в различных формах; ПК-9 владение современными методами обработки и интерпретации информации) и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать:
особенности наиболее распространённых жанров академического письма (аннотация, эссе, рецензия, реферат, научная статья);
уметь:
анализировать научные тексты с точки зрения исследовательских стратегий автора, принадлежности к научной школе;
владеть:
навыками библиографического описания печатных изданий и электронных ресурсов;
самостоятельного создания научных текстов (аннотация, эссе, рецензия, реферат, научная статья);
-навыками публичного представления и обсуждения научных работ в своей профессиональной области.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме аналитических и практических заданий, дискуссий, промежуточная аттестация в форме зачета (защита проекта).
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (6 часов), практические занятия (10 часов), самостоятельная работа студента (56 часов).
| Риторика
| Дисциплина «Риторика» относится к вариативной части Общенаучного цикла М.1. Вариативная часть дисциплин ООП ВПО (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (№ 072300) и адресована студентам 2 курса (1семестр). Дисциплина реализуется кафедрой музеологии факультета истории искусства РГГУ.
Предметом дисциплины является: риторика. Цель дисциплины: обучение учащихся навыкам анализа текста и навыкам построения структуры аргументации или отдельного текста, защищающего определённую позицию. Задачи:
обучение учащихся методам анализа структуры коммуникации при передаче различных типов текстов;
обучение учащихся выделению и методам анализа отдельных риторических приёмов;
обучение учащихся методам построения структуры аргументации и методам создания текстов, защищающих определённую позицию. Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника (ПК-5 готов представлять результаты исследования в различных формах) и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать:
основные компоненты коммуникации (ПК-5);
типологию стилей текста (ПК-5);
типологию и определения риторических фигур (ПК-5);
основные типы метафор (ПК-5);
типологию приёмов речевого воздействия (ПК-5);
уметь:
анализировать тексты различных типов, используемых в культурном контексте, с точки зрения их структуры, структуры используемых риторических приёмов и механизмов воздействия (ПК-5);
конструировать системы аргументации и тексты, использующие разнообразные риторические приёмы и защищающие определённую позицию (ПК-5);
владеть:
понятийным аппаратом дисциплины (ПК-5);
методами анализа воздействующих текстов: публицистических текстов, реклам, текстов, функционирующих в культурном контексте (ПК-5);
приёмами конструирования систем аргументации, защищающих определённую позицию (ПК-5);
риторическими приёмами при написании текстов (ПК-5).
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме аналитических и практических заданий, дискуссий, докладов, промежуточная аттестация в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (6 часов), семинары (10 часов), самостоятельная работа студента (56 часов).
| Информационная среда современной культуры
| Дисциплина «Информационная среда современной культуры» относится к вариативной части Общенаучного цикла М.1. Вариативная часть дисциплин ООП ВПО (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (№ 072300) и адресована студентам 1 курса (1 семестр). Дисциплина реализуется кафедрой Истории и теории культуры РГГУ.
Предметом дисциплины является: информационная среда современной культуры. Цель дисциплины: познакомить слушателей с актуальными академическими дискуссиями в рамках изучения социальных, политических и психологических последствий новой глобальной коммуникативной ситуации, описываемой понятием «информационное общество» и «новые медиа». Задачи:
изучить наиболее заметные академические труды, оказавшие влияние на теории информационного, постиндустриального, сетевого общества и теорию новых медиа, выделить основные исследовательские вопросы;
рассказать о выполняемых в настоящее время научных и учебно-научных проектах изучения информационного общества, Интернета и других феноменов сетевой культуры, наметить основы анализа феноменов информационной культуры;
осуществить анализ репрезентаций информационализма и постиндустриализма в традиционных медиа – в кино и на телевидении.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника (ОК-2 способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; ПК-8 способен оценивать условия и прогнозировать последствия принимаемых организационно-управленческих решений; ПК-10 способен использовать современные программные продукты и ресурсы Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки; свободное владение профессионально-профилированными знаниями в области информационных технологий) и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать:
теории информационного, постиндустриального и сетевого общества;
определения новых медиа;
социокультурные интерпретации информатизации;
основные исследовательские подходы и направления исследований в области новых медиа;
уметь:
проводить анализ феноменов новых медиа;
уметь интерпретировать различные феномены информационной и сетевой культуры;
представлять результаты своих проектов в форме мультимедийных презентаций.
владеть:
методами социокультурного, визуального и дискурсного анализа феноменов современной культуры;
пониманием принципов представления музейных артефактов в сетевой среде;
методами и методиками создания виртуальных музеев и других ресурсов, связанных с представлением коллекций и экспозиций в сетевой среде.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме аналитических заданий, коллоквиумов, презентаций, эссе, промежуточная аттестация в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (4 часа), семинары (18 часов), самостоятельная работа студента (86 часов).
| История коллекционирования
| Дисциплина «История коллекционирования» относится к вариативной части Общенаучного цикла М.1, вариативная часть дисциплин ООП ВПО (магистратуры) по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (№ 072300) и адресована студентам 1 курса (2 семестр). Дисциплина реализуется кафедрой Музеологии факультета истории искусства РГГУ.
Предметом дисциплины является: История коллекционирования. Цель дисциплины: изучить феномен коллекционировании как специфическую форму сохранения культурного наследия в обществе на различных этапах его развития с целью применения полученных знаний в области практической музейной работы и научных исследованиях в данной области. Задачи:
изучить основные подходы к исследованию частного коллекционирования в современной российской и зарубежной науке;
проанализировать основные научные достижения в области истории частного коллекционирования;
проследить историю формирования, состав наиболее значимых российских и зарубежных частных коллекций;
научиться определять и прослеживать взаимосвязь частного коллекционирования с культурным контекстом, философией, этикой и эстетикой различных эпох;
научиться самостоятельно анализировать динамику развития отдельных частных коллекций и коллекционирования в целом;
научиться самостоятельно анализировать состав коллекций с точки зрения истории их формирования, состава и бытования;
сформировать навыки описания коллекций, в т.ч. истории их формирования;
развить навыки представления результатов научных исследований в области истории частного коллекционирования.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника (ОК-3 владеет одним или двумя иностранными языками как средствами делового общения; ОК-6 владеет историческим мышлением; ПК-2 способность использовать знания фундаментальных наук в своей научно-исследовательской, педагогической и научно-практической деятельности; ПК – 5 готов представлять результаты исследования в различных формах; ПК- 18 владеет навыками исследовательской работы в области теоретической и прикладной музеологии) и соотнесенных с ними результатов освоения дисциплины:
знать:
основные подходы к изучению коллекционирования в современной российской и зарубежной науке;
основные достижения в области истории коллекционирования;
историю формирования, состав наиболее значимых российских и зарубежных коллекций;
уметь:
определять и прослеживать взаимосвязь коллекционирования с культурным контекстом, философией, этикой и эстетикой различных эпох;
прослеживать динамику развития отдельных коллекций и коллекционирования в целом;
анализировать состав коллекций с точки зрения их формирования, состава и бытования;
владеть:
навыками описания коллекций, в т.ч. истории их формирования;
навыками представления результатов научных исследований в области истории коллекционирования.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме контрольной работы и реферата, промежуточная аттестация в форме зачета.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (4 часа), семинары (18 часов), самостоятельная работа студента (108).
| Социология
| Дисциплина «Социология» относится к вариативной части общенаучного цикла дисциплин по выбору ООП ВПО магистратуры по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». и адресована студентам первого курса (первый семестр). Дисциплина реализуется кафедрой теории и истории социологии Социологического факультета. Предметом дисциплины является овладение многообразием форм и проявлений социальной реальности, отраженнной в социально - культурных феноменах сознания, поведения участников социального взаимодействия.
Цель: формирование знаний и представлений о предмете социологии как науки, о многообразии форм проявления социальной реальности и социальных феноменов.
Задачи:
содействовать формированию социологического воображения, навыков социологического анализа и социально – исторической реконструкции проблем, в прошлом и настоящем в социальной жизнедеятельности различных общностей, обществ цивилизаций и сообществ;
показать продуктивность взаимодействия социологии с другими социально-гуманитарными дисциплинами, практическую значимость результатов междисциплинарных прикладных исследований для эффективного функционирования социальных институтов;
выявить потенциал социологии для диагностики социальной напряженности и оптимизации социальных отношений;
раскрыть перспективы развития социологии;
познакомить с методологией и методами социологических исследований;
акцентировать значимость контекста социологической интерпретации в исследовании предмета и проблематики, актуальной для реализации профессиональной деятельности магистров - исследователей и менеджеров в области изучения и практики организации музейного дела.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника:
а) общекультурные компетенции:
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
б) профессиональные компетенции (ПК):
владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК-7);
способностью оценивать условия и прогнозировать последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
владением современными методами обработки и интерпретации информации (ПК-9);
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
Знать:
основные этапы развития социологии и уровни социологического знания, генезис представлений о предмете социологии как науки;
ключевые концептуальные идеи, помогающие осмыслить и объяснить явления социальной жизни и феномены общественного сознания, социальную обусловленность деятельности по охране культурного и природного наследия;
методологические основания социологического анализа общественного мнения об эффективности мер государственной поддержки охраны объектов культурного и природного наследия, стимулирования развития меценатства ;
о взаимосвязи и социальной обусловленности потребностей, интересов, ценностей социальной жизнедеятельности личности, социальных, социально-профессиональных групп, социальных общностей и общества в целом, перспектив и возможных альтернатив социального развития;
основные теоретические модели, описывающие социальные условия, факторы, особенности становления и развития структур социального действия и взаимодействия, социальных институтов, особенно в сфере духовно-культурной жизни и социальной экологии;
| |