Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка”





Скачать 213.41 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу “Лексикология английского языка”
Дата публикации09.04.2015
Размер213.41 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа






ОПД.Ф. 6 Лексикология английского языка

Теоретическая и прикладная лексикология. Связь лексикологии с другими разделами языкознания.

Слово как основная единица лексической системы. Основные способы номинации в языке. Этимологические основы лексикона.

Семасиология. Семантика лексических единиц. Значение слова в функциональном аспекте. Методы разграничения значений и выявления компонентов значения. Национально-культурная специфика смысловой структуры соотносительных слов в русском и изучаемых иностранных языках. Историческая изменчивость смысловой структуры слова. Семантические группировки в лексической системе языка.

Омонимия и ее место в лексической системе языка. Источники омонимии.

Словообразование. Морфологическое и деривационное строение слова. Историческая изменчивость структуры слова. Принципы и методы морфемного и словообразовательного анализа структуры слова в языке. Понятие словообразовательной модели. Основные и комплексные единицы системы словообразования. Функциональный аспект в системе словообразования. Способы словообразования в языке. Национально-культурная специфика словообразования.

Сочетаемость лексических единиц. Понятие валентности. Свободные и устойчивые словосочетания. Фразеологические единицы. Соотнесенность фразеологической единицы и слова. Классификация фразеологических единиц.

Социальная и территориальная дифференциация словарного состава.

Основы лексикографии.

  1. Цели и задачи дисциплины

Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” разработана в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным Министерством образования Российской Федерации, который ставит целью достижение специалистами лингвистами-переводчиками высокого уровня владения лексикой английского языка, его историей, позволяющего им продолжить вести профессиональную деятельность в условиях диалога культур.

В соответствии с задачами курса лексикологии английского языка предусматривается обучение студентов проблемам этимологии английских слов, полисемии, словообразования, фразеологии на основе комплексной организации учебного материала и выработка у них профессиональных умений и навыков владения словарным запасом на английском языке.

Цель курса:

“Лексикология английского языка” – состоит в ознакомлении студентов с фундаментальными понятиями лексикологической науки, введении современных приемов и методов лексикологического анализа на основе привлечения новейших данных о языке, а также на базе тесной связи теоретических изысканий с нуждами практического преподавания английского языка.

Задачи курса:

  • изучение теоретической части;

  • усвоение практической части.

- выработка у студентов представления о значении слова, о лексической системе английского языка в целом, о характере взаимоотношений лексических единиц внутри микросистем и самими микросистемами как в синхроническом, так и в диахроническом плане. Одной из основных задач служит также ознакомление студентов с теоретическими основами и практическим применением методик исследования лексических систем.

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

В результате изучения курса обучаемые должны знать:

  1. основные положения теории лексикологии английского языка, составляющие

  2. основу теоретической и практической профессиональной подготовки

преподавателей английского языка;

3) специфические особенности организации и функционирования англоязычного

дискурса;

  1. особенности языковых средств, используемых в разных типах дискурса для

достижения определенных коммуникативных задач.

  1. уметь:

  2. применять полученные теоретические знания на практике в процессе

межкультурной коммуникации;

  1. уметь работать с научной литературой;

  2. на основе полученных знаний самостоятельно ставить

  3. исследовательские задачи и находить адекватные методы их решения;

быть ознакомленными:

  1. с новейшими публикациями по актуальным проблемам лексикологии

английского языка.

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Курс лексикологии английского языка тесно связан с такими дисциплинами, как "Общее языкознание", «История языкознания», "Стилистика английского языка", "История английского языка", "Теоретическая грамматика английского языка", «Лингвокультурология».

По теоретической грамматике - Предложение как единица сообщения. Проблема предикации как конститутивного фактора предложения. Номинативный аспект предложения, соотнесенный с его предикативным аспектом. Проблема семантической структуры предложения.

Словосочетание как единица номинации.

Понятие синтаксической модели в приложении к предложению и словосочетанию. Синтагматическое и парадигматическое моделирование предложения и словосочетания;

По английской литературе- с творчеством отдельных англо-американских писателей



Действующие дисциплины

Последующие дисциплины

  1. Общее языкознание

  2. История языкознания

  3. Культура речевого общения

  4. Лингвокультурология

1.Стилистика английского яз-ыка

2. Теоретическая грамматика.

3.Практический курс первого иностранного языка (английского)

4.Теория перевода.

5. Устный и письменный перевод



2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

2.1. Аудиторные занятия

Лекционные занятия студентов 4 семестр


Неделя

Кол.часов

Вид занятия, тема и краткое содержание



Методы

1

2

Лексикология как самостоятельная лингвистическая дисциплина. Лексикология как лингвистическая дисциплина. Лексикология общая и специальная, описательная и историческая, прикладная и сопоставительная. Предмет, цели и задачи лексикологии, ее связь с другими лингвистическими дисциплинами.


М

2

2

Семасиология. Слово как основная единица лексической системы языка. Основные признаки слова в английском языке. Значение слова и проблемы лексической номинации. Структура значения слова. Лексическое, грамматическое и прагматическое в значении слова.


Д

3

2

Когнитивная семантика как один из центральных разделов когнитивной лингвистики. Сущность концептуализации и категоризации как основных познавательных процессов. Понятие концепта. Концепт и языковое значение. Понятие фрейма. Фреймовая семантика.


Э

4

2

Многозначность и омонимия. Типы омонимов в английском языке. Классификация лексики по семантике: синонимы и антонимы.


М

5

2

Социолингвистическая характеристика словарного запаса английского языка. Терминология и проблема термина Социолингвистическая характеристика словарного запаса английского языка. Терминология и проблема термина


М

6

2

Этимологическая характеристика словарного состава современного английского языка. Роль заимствования как способа номинации. Виды заимствований. Территориальная дифференциация словарного состава английского языка


М

Э

7

2

Обогащение словарного состава и его пути. Словообразование как основной путь развития словарного состава современного английского языка. Основные функции словообразования. Аффиксация, конверсия, словосложение, аббревиация.


М

Д

8

2

Английская фразеология и ее особенности. Определение фразеологических единиц в английском языке. Различные типы классификаций фразеологических единиц в английском языке


Д

9

2

Основы английской лексикографии. Принципы классификации словарей и основные параметры словаря. Основные типы английских словарей. Особенности построения словарей.


М

Д


Семинарские занятия студентов 4 семестр


Неделя

Кол.часов

Вид занятия, тема и краткое содержание


Методы

1

2

Слово и его значение. Внутренняя форма слова, типы лексического значения слова и их анализ.



М

2

2

Закономерности семантики в современном английском языке. Многозначность и омонимия. Омонимы в современном английском языке.


Д

3

2

Когнитивная семантика. Концепт и языковое значение.

Э

4

2

Классификация современной английской лексики по семантике: синонимы и антонимы, их типы и пути возникновения в английском языке. Анализ синонимических рядов слов.


М

5

2

Территориальная дифференциация лексико-семантической системы английского языка. Основные особенности английского языка в США, Австралии, Канаде.


М

6

2

Этимологическая характеристика словарного состава современного английского языка. Роль заимствования как способа номинации. Виды заимствований.


М

Э

7

2

Типы словообразования в современном английском языке: аффиксация, конверсия, словосложение, аббревиация.


М

Д

8

2

Свободные словосочетания в английском языке. Фразеология. Классификация фразеологизмов


Д

9

2

Лексикография как одна из областей прикладной лексикологии. Основные типы английских словарей. Использование лексикографических работ в практике перевода.

М

Д




    1. Индивидуальная работа преподавателя со студентами

Индивидуальная работа преподавателя со студентами 4 семестр

Неделя

Кол.часов



Вид занятия, тема и краткое содержание

Методы

4

3

Стилистическое расслоение лексики английского языка.


П

8

3

Неформальный стиль речи: сленг, диалектные слова


Д

12

3

Формальный стиль речи: профессиональные термины, архаические слова.


Э

16

2

Этимология английской лексики. Заимствования из языков Европы.


ПБ

18

3

Обсуждение рефератов

ПБ




    1. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов 4 семестр

Неделя

Кол.часов



Соответствующий номер темы либо название темы, вынесенной на самостоятельную проработку

Методы

1

5

Типы классических заимствований


П

2

5

Стилистически нейтральная лексика.

И

3

5

Табу и эвфемизмы

ПГ

4

5

Особенности лексики научного текста.

П

5

5

Семантическая структура слова

П

6

5

Лингвокультурологические концепты значения.

И

7

5

Социолингвистика. Статус носителей языка.

И

8

5

Вклад русских лингвистов в изучение фразеологии английского языка.

И

9

4

История лексикографии. Типы словарей.

И




    1. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе



Наименование метода

Краткое описание и примеры использования в темах и разделах, место проведения

1

Использование информационных ресурсов и баз данных

Электронный читальный зал содержит базы данных в электронном виде.

2

Мультимедийные лекции-презентации

Лекция по лексикографии.




  1. Средства обучения

3.1. Информационно-методические





Основная литература

Наличие в библиотеке

1.

Атрушина Г.Б., Афанасьева О.В„ Морозова Н.Н. Лексикология

английского языка, М,1999.


50

2.

Бабич Н.П. Лексикология английского языка. М., 2006

50

3.

Ginsburg R. S., Khidekel S. S., Knyazeva G. Y., Sankin F. F., A Course in

Modern English Lexicology, 2 ed. M., 1979

2

4.

Харитончик З.А. Лексикология английского языка. Минск, 1992.

10

5.

Arnold I. V. The English Word. L., 1986

1

6.

Дубинец Э.М. Modern English Lexicology,М. 2002


-

7.

Минаева Л.В. Лексикология и лексикография английского языка М. 2007.

-

8.

Зыкова И.В. Практический курс английской лексикологии. Москва.2007


-




Дополнительная литература

Наличие в библиотеке

9.

Заботкина В.И, Новая лексика в английском языке. М., 1987.


10

10.

Кубрякова Е.С. Что такое словообразование? М., 1965.


-

11.

Ступин Л.П, Словари современного английского языка. Л., 1984

-

12.

Смирницкий Л.П. Лексикология английского языка. М., 1998.



7

13.

Швейцер А.Д. Литературный язык в США и в Англии. М., 1986.

-

14.

Кунин А.В, Курс фразеологии современного английского языка. М., 1996

-

15.

Апресян Ю.Д. Избранные труды, том I. Лексическая семантика. М.: Школа “Языки русской культуры”, 1995.


-

16.

Апресян Ю.Д. Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Школа “Языки русской культуры”, 1995.

-

17.

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Эдиториал УРСС, 2004.


-

18.

Дубичинский В.В. Теоретическая и практическая лексикография. Вена-Харьков, 1998.


-

19.

Елисеева В.В. Лексикология английского языка. СПб.: СПбГУ, 2003.


-

20.

Манерко Л.А. Этимология английского языка через историю народа Великобритании. Рязань: РГПУ, 1998 Манерко Л.А. Этимология английского языка через историю народа Великобритании. Рязань: РГПУ, 1998


-

21.

Carter R., McCarthy M. Vocabulary and Language Teaching. London: Longman, 1998


-


3.2. Материально-технические

№ аудитории

Оборудование

Характеристика использования

551

Лингафонный кабинет

Отработка навыков аудирования. Прослушивание речи носителей языка и её воспроизведение.

551

Компьютерная аудитория

Интерактивный тренинг по лексикологии Самостоятельная работа.

кафедра, а.454

Аудиомагнитофоны, CD-проигрыватели

Работа с аудиоматериалами.



  1. Контроль знаний студентов


Требования к экзамену:

  1. знание определений базовых понятий и владение терминологией в области лексикологии английского языка;

  2. знание различных точек зрения отечественных и зарубежных лингвистов по проблемам лексикологии и этимологии английского языка;

  3. умение различать пласты лексики английского языка по их стилям;

  4. умение выделять фразеологические единицы в процессе речи и переводить их эквивалентно на русский язык;

Экзамен включает в себя ответ на два теоретических вопроса и один практический вопрос.

Критерии оценок ответа:

отлично” – студент демонстрирует при наличии четкое понимание методологии и содержания лексикологии английского языка, а также различных подходов и научных взглядов, умение применять теоретические знания на практике;

хорошо” – студент демонстрирует четкое понимание проблем и содержания теории лексикологии английского языка, но затрудняется проследить ее функционирование на практических примерах;

удовлетворительно” – студент демонстрирует знание основ теории лексикологии английского языка;

неудовлетворительно” - студент демонстрирует отсутствие знаний, отражающих основное содержание дисциплины, а также неумение применить и прокомментировать их на конкретных примерах.


4. Примерные вопросы к итоговому контролю
Вопросы для текущего контроля

Этимология

  1. Объясните причины огромного количества слов иностранного происхождения в английском языке.

  2. Какова самая ранняя группа заимствований в английском языке? Датируйте её.

  3. Каовы заимствования из кельтского языка, датируйте их.

  4. Какие слова были привнесены в английский язык во время периода христианизации?

  5. Каковы характерные черты скандинавских заимствований?

  6. Каковы особенности слов, заимствованных английским языком в период Ренессанса?

  7. Какие суффиксы и приставки могут помочь вам распознать слова латинского и французского происхождения?

  8. Почему заимствуются слова, и какие условия стимулируют процесс заимствования?

  9. Какие этапы ассимиляции проходят заимствованные слова?

  10. В каких сферах коммуникации особенно часто появляются интернациональные слова?

  11. Что мы понимаем под этимологическими дублетами?

  12. Каковы основные черты калькированных слов?

Значение

  1. Что понимается под термином «семантика»? Объясните термин «полисемия». Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

  2. Каковы два уровня анализа в исследовании семантической структуры слова?

  3. Какие типы семантических компонентов могут различаться внутри значения слова?

  4. Каков один из наиболее точных методов исследования семантической структуры слова? Что понимается под термином «collocability (combinability)»?

  5. Что является причиной развития нового значения? Дайте примеры.

Что является основой развития или смены значения? Объясните, что мы понимаем под термином «transference».

  1. Какие типы переноса значения вы можете назвать? Дайте примеры.

  2. Что означают термины «расширение» и «сужение» значения?

  3. Объясните, что понимается под «ухудшением» и «улучшением» значения.

Словообразование

  1. Каковы главные пути обогащения словаря английского языка?

  2. Каковы основные продуктивные способы словообразования в английском языке?

  3. Что мы понимаем под термином «derivation»?

  4. В чем разница между частотностью и продуктивностью аффиксов?

Дайте собственные примеры, иллюстрирующие положение о том, что аффиксы имеют собственное значение.

  1. Какие особенности современного английского языка обеспечили высокую продуктивность конверсии? Какие категории частей речи особенно подвержены конверсии?

  2. Что понимается под термином «composition»? Как мы называем слова, которые образованы таким типом словообразования?

  3. На какие группы и подгруппы могут делиться сложные слова? Дайте примеры.

  4. Какие типы словосложения являются продуктивными в современном английском? Как это можно проиллюстрировать?

  5. Каковы критерии разграничения сложных слов и словосочетаний?

  6. Каковы два процесса образования сокращений? Объясните продуктивность этого способа словообразования и стилистические характеристики сокращенных слов. Дайте примеры.

  7. Какие другие процессы словообразования вы знаете? Опишите их и проиллюстрируйте свой ответ примерами.


Тесты текущего контроля- Методическая разработка. «Лексикология английского языка Контрольные работы».

Экзаменационные вопросы

  1. The Object of Lexicology. General Lexicology and Special Lexicology.

  2. Classification of Suffixes.

  3. What Celtic borrowings are in English? Date them and give examples.

  4. Descriptive Lexicology.

  5. Semantic structure of English words.

  6. Which words were introduced into English Vocabulary during the period of Christianization?

  7. Theory of the Word. Definitions.

  8. Prefixes. Valency.

  9. What are the characteristic features of Scandinavian borrowings? Give examples.

10. Semasiology. Semasiology or Semantics?

  1. Morphological Structure of English Words.

  2. What are the characteristic features of words borrowed into English during the Renaissance?

13. The Lexical Meaning of the word and its Semantic Structure.

14.Morphemes. Free and Bound Morphemes.

15.What Suffixes and Prefixes can help you to recognize the words of Latin and French origin?

  1. Denotative Meaning of a word.

17.The Valency of Affixes and Stems.

18.Why are words borrowed and which conditions stimulate the borrowing process?

19.Connotations. The Emotional Content.

20.Stages of Assimilation of the borrowed words.

21.Productive and Non-productive affixes.

22.Significative Meaning. Grammatical Meaning.

23.Compound words. The Criteria of Compounds. Classification of Compounds.

24.Give the examples of Etymological Doublets.

25.Semantic Components.

26.Aims and principles of Morphemic and Word-formation Analysis. Immediate constituents. Composition.

27.In what spheres of communication do International words frequently occur?

28.The Lexical Meaning and the Notion. Types of Semantic Components distinguished within the Meaning.

29.Derivational and Functional Affixes.

30.What are the characteristic features of Translation Loans?

31. Connection of Lexicology with Phonetics, Stylistics and Grammar.

32. Semantic change of a word. Semantic triangle.

33. Shortening (contraction). Give the definition and examples.

34.Etymology of English words. Etymological structure of the English Vocabulary.

35.Minor types of Modern word-building. Reduplication. Back-formation. Conversion.

36.Classify the following synonyms according to degree: gratify, please, exalt, content, satisfy, delight.

37.Theoretical and practical value of Lexicology.

38. Synonyms. Definition. Sources of Synonymy.

39.Find the dominant Synonyms in the groups: to astonish-to amaze-to surprise-to astound;to glimmer-to glisten-to blaze-to shine-to sparkle-to flash.

40.What is Phraseology?

41.Antonyms.

42.What is the earliest group of English borrowings? Date it .

43.Definitions of phraseology by Russian, British and the USA scholars.

44.Homonyms. Phonetic coincidence or semantic differentiation?

45.Explain the reasons of immense number of foreign origin words in English.

46.Lexicography. Definition. Types of Dictionaries.

47.Widening and Narrowing of the meaning.

48.Give the examples of Latin Affixes.

49.Euphemisms.

50.“Degradation” and “Elevation “ of Meaning.

51. Give the examples of Latin Prefixes.

52.Transference Based on Resemblance (Similarity)

53.Semi-Affixes.

54.Explain when and under what circumstances did England become a bi-lingual country?

55. Transference Based on Contiguity.

56.Which types of Composition are Productive in Modern English? How can this be demonstrated

57.Date the following borrowings: “bishop”, “monk”, “nun”, “candle”. From what language did the come?

58.Types of transference.

59. International words.

60. Give the examples of French Affixes.

  1. Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год ______ /______


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________
Следующие записи относятся к п.п. ___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
Автор __________________________________________________________________
Зав.кафедрой_______________________________________________________

__________________________________________________________________

Принято УМУ_______________________________________________Дата:__________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” iconРабочая учебная программа постановка проблемы Лексикология наука...
Общие вопросы теории слова. Теоретические осно­вы изучения словарного состава языка. Современные ме­тоды исследования словарного...
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” iconУчебно-методический комплекс дисциплины од. 02 Основы теории изучаемого...
Учебная программа по предмету «Лексикология» составлена кандидатом филологических наук, зав кафедрой английского языка и английской...
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” icon«Теоретическая грамматика английского языка»
Пособие состоит из разделов: «Морфология», «Словообразование», «Синтаксис», «Лексикология» и «Стилистика». Учебный материал организован...
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” iconПолезные интернет-ресурсы для учителей английского языка
Справочник по грамматике английского языка. А также: Форум для изучающих английский язык Репетиторы английского языка Курсы английского...
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” iconРабочая учебная программа дисциплины Теоретические основы курса английского...
Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования...
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования...
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” iconКонспект урока «Обобщение изученного по теме «Лексикология» 5 класс...
Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” icon«Происхождение аффиксов» из раздела «Этимологическая характеристика...
Лексикология является одной из базовых профессиональных дисциплин в подготовке бакалавров по направлению 031100 «Лингвистика» и входит...
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” iconТема: Двусоставные предложения (8 класс)
Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования...
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” iconПрограмма вступительных испытаний Предмет: Биология
Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования...
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” iconРабочая программа по курсу «Информатика и икт»
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1362
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” icon1. Какая наука изучает строение тела человека?
Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования...
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” iconРеферат по курсу английского языка на тему: «Латинские заимствования в английском языке»
Если рассматривать словарный состав английского языка, то все входящие в него слова следует считать английскими, за исключением таких...
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования...
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” iconН. Г. Чернышевского Кафедра английского языка и межкультурной коммуникации...
Рецензенты: Старший преподаватель английского языка кафедры общенаучных дисциплин бф пгту е. Б. Кучина, Старший преподаватель английского...
Рабочая программа по курсу “Лексикология английского языка” iconРабочая учебная программа по курсу «основы безопасности жизнедеятельности»
Города москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1413


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск