Скачать 206.66 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра новой и новейшей истории Булахтин Максим Анатольевич Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине История международных отношений Специальность: История Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление Протокол №_____ «____»________________200__г. «09» мая 2007 г. ___________________________ Зав. кафедрой: профессор П.Ю. Рахшмир Пермь 2007 Автор-составитель: Булахтин Максим Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Учебно-методический комплекс по дисциплине «История международных отношений» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «История». Дисциплина входит в региональный компонент цикла специальных дисциплин и изучается по выбору. Согласования Зав. библиотекой ПГУ Н.В. Якшина СОДЕРЖАНИЕ I. Рабочая программа дисциплины……………………...…………………………………………….4 1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………………………………………4 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины………………………………………..4 3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………..………...4 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………………………….………4 4. Содержание курса…………………………………………………………………………….……..5 5. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов……………………………………….………6 6. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………….……..……7 6.1. Литература…………………………………………………………………………………………7 6.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины……………………8 6.3. Методические указания студентам………………………………………………………………9 6.4. Методические указания для преподавателя……………………………………………………..9 II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций………………………………………………………………………………….11 1. Цели и задачи изучения дисциплины Изучение курса призвано обеспечить специальную подготовку студента в области международных отношений. Целью курса является изучение студентами ключевых проблем истории международных отношений. Курс ориентирован на формирование у учащихся целостных представлений об исторической динамике международно-политического процесса, особенностях межгосударственного взаимодействия на мировом и региональном уровнях в различные исторические эпохи. Задачами курса являются изучение основных методологических подходов в анализе международных отношений, формирование у студентов умения выявлять основные факторы и тенденции в международных отношениях на том или ином этапе исторического развития, понимать природу международной политики, ознакомление студентов с наиболее значимыми событиями, явлениями и процессами в истории международных отношений. 2. Требования к уровню усвоения дисциплины Материал курса позволяет овладеть знаниями и навыками анализа международных отношений в историческом прошлом, дает возможность применять полученные знания для анализа современных проблем международной жизни. Курс способствует формированию представлений о международных отношениях как особой сфере политического взаимодействия. На выходе студенты должны знать понятийный аппарат дисциплины, основные события и тенденции в области международных отношений в различные исторические эпохи. Студентам необходимо иметь представление об изменениях международно-политической структуры мира с древности до наших дней. 3. Объем дисциплины 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения – очная
Форма обучения – заочная
4. Содержание курса Тема 1. Теоретические основы «Истории международных отношений» как научной дисциплины. Объект, предмет, место истории международных отношений в системе исторических наук. Основные теоретические подходы в анализе международных отношений: школа политического реализма - Р.Нибур, Э. Карр, Г. Моргентау, К. Уолтс, Р. Арон, Х. Булл, Дж. Шварценбергер, Р. Гилпин; либерально-идеалистический подход - Г. Кларк, Л. Сон, Р. Кеохейн, Д. Най, Б. Рассетт, М. Дойль, С.Краснер; неомарксизм - Й. Галтунг, И. Валлерстайн, А. Франк, Р. Кокс, С. Амин; постмодернистские течения. Тема 2. Международные системы в Древнем мире и Средние века. Международные отношения, дипломатия и политическая мысль в центрах древних цивилизаций (Ближний Восток, Индия, Китай, Центральная Америка). Международные отношения, дипломатия и политическая мысль в античном мире (Греция, Рим). Особенности византийской и итальянской школ дипломатии в Средние века. Международно-политическая мысль в Европе в Средние века. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке, в Индии и Китае в Средние века. Тема 3. Международные отношения в Новое время. Вестфальский мир и формирование системы национальных государств. Французская школа дипломатии и международно-политическая мысль в XVII-XVIII вв. «Венская система» международных отношений. Европейская колониальная экспансия. Международные отношения на рубеже XIX-XX вв. Тема 4. Международные отношения в 1914-1945 гг. Дипломатия накануне и в годы Первой мировой войны. Формирование и развитие «Версальско-Вашингтонской системы» международных отношений. Международные отношения накануне и в годы Второй мировой войны. Тема 5. Международные отношения в 1945-1991 гг. Особенности «Ялтинско-Потсдамской системы» международных отношений. Советско-американские отношения: конфронтация и сотрудничество. Региональные системы международных отношений в эпоху «холодной войны»: международные отношения в Европе, Восточной и Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Африка и Латинская Америка в международной политике. Тема 6. Международные отношения в 1991 – начале 2000-х гг. Распад биполярной структуры мира и внешняя политика США. Современные международные центры силы и влияния: Европейский Союз, Индия, Китай. Роль исламского фактора в мировой политике. Эволюция внешней политики России в 1990-е – начале 2000-х гг. 5. Тематика курсовых /контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению При выполнении работы необходимо: 1. Обосновать научную и общественную актуальность проблемы исследования; 2. Дать характеристику историографии по теме исследования (с какого времени стала изучаться данная проблема, какими авторами, по каким аспектам, какие позиции высказывались, в чем их различие. В результате проделанного анализа историографии студент должен сформулировать свое собственное исследовательское поле (показать мало изученные или неизученные ниши в историографии, мнения, требующие переоценки или существенных уточнений: исходя из этого и будет вытекать новизна и собственный вклад студента в исследование этой проблематики); 3. Определить объект и предмет исследования; 4. Сформулировать цель и задачи исследования; 5. Описать методологию своего исследования (основные подходы, концепции, теории, методы и методики); 6. Дать характеристику источниковой базы исследования (типы и виды использованных источников, полезную информацию, которую они содержат для успешного выполнения исследования). В целях более эффективного выполнения работы рекомендуется ознакомиться со специальной литературой: Коломийцев В.Ф. Методология истории. М., 2001; Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. Примерная тематика курсовых/контрольных работ/рефератов Дипломатическое искусство Древней Индии. Проблемы войны и мира в представлениях древних греков. Проблема «равновесия сил» в Древней Греции. Империя Александра Македонского. Межгосударственные отношения в период эллинизма. Венеция как «мастерская европейской дипломатии». Монгольская империя. Империя Великих Моголов. Внешнеполитические взгляды кардинала Ришелье. Внешняя политика США в Новое время. “Опиумные” войны в XIX веке и их последствия для Китая. Япония как колониальная держава. Формирование Российской империи. Лига Наций. Организация Объединенных Наций. Организация Североатлантического договора. Международный режим нераспространения ядерного оружия. Германский вопрос во второй половине ХХ в. Войны в Персидском заливе в 1980-е - 2003 гг: причины, ход, последствия. Государственный нейтралитет, нейтральные территории в прошлом и настоящем. Движение неприсоединения. Гонка вооружений в период «холодной войны». Корейская война 1950-1953 гг. Вьетнамский конфликт. Карибский кризис 1962 г. Венгерский кризис 1956 г. Чехословацкий кризис 1968 г. Балканские войны в 1990-е гг. Процессы глобализации в современном мире. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Литература Основная: 1. Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005). Учебник для вузов. М., 2006. Дополнительная: 1. Системная история международных отношений в четырех томах. М., 2000-2003, 2006. 2. Ломагин Н.А., Лисовский А.В., Сутырин С.Ф., Павлов А.Ю., Кузнецов В.Е. Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики. Учебное пособие. СПб., 2001. 3. Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М., 2002. Рекомендуемая: Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2000. Арон Р. Мир и война между народами. М., 2000. Ахтамзян А.А. Эволюция основных понятий и терминов дипломатии // Российская дипломатия: история и современность. М., 2001, С. 387-397. Африка. Региональные аспекты глобальных проблем. М., 1996. Бутрос Бутрос Гали. Непокоренная Организация Объединенных Наций. М., 2000. Внешняя политика и дипломатия стран АТР. М., 1998. Волохова А. Некоторые архивные материалы о корейской войне (1950-1953) // Проблемы Дальнего Востока. 1999. № 4. Волохова А. Переговоры о перемирии в Корее (1951-1953) // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 2. Восток-Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. М., 2002. Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.). М., 1997. Дубинин Ю.В. Дипломатическая быль (записки посла во Франции). М., 1997. Европа: вчера, сегодня, завтра. М., 2002. Егоров Ю.В. Генерал де Голль // Россия в контексте мировой истории. СПб., 2002, С. 23-49. Егоров. Ю.В. Франсуа Миттеран // Россия в контексте мировой истории. СПб., 2002, С. 50-69. История Китая. М., 2001. Исраэлян В.Л. Дипломаты лицом к лицу. М., 1990. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г. М, Кн. 1 и 2, 2000. Ковалев А.Г. Азбука дипломатии. М., 1994. Косач Г. Палестинская автономия: демократия и созидание национальной государственности // Мировая экономика и международные отношения. 2000, № 12. Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. М., 2002. Капитонова Н.К. Дипломатический стиль М. Тэтчер // Российская дипломатия: история и современность. М., 2001, С. 398-405. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. Китай в мировой политике. М., 2001. Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2002. Ломагин Н.А., Лисовский А.В., Сутырин С.Ф., Павлов А.Ю., Кузнецов В.Е. Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики. Санкт-Петербург, 2001. Лунев С.И. Дипломатия в Южной Азии. М., 1997. Мельников Е. Корейская война 1950-1953 гг.: размышления о причинах конфликта и его действующих лицах // Международная жизнь. 1995. №8. Мировые войны ХХ века: в 4-х кн. М., 2005. Мирский Г. Израиль и палестинцы: самый длительный конфликт // Мировая экономика и международные отношения. 2001, № 3, 4. Обичкина Е.О. От Миттерана к Шираку: новый стиль французской дипломатии // Российская дипломатия: история и современность. М., 2001, С. 406-413. Пырлин Е.Д. 100 лет противоборства. Генезис, эволюция, современное состояние и перспективы решения палестинской проблемы. М, 2001. Рубби А. Палестинский марафон. 30 лет борьбы за мир на Ближнем Востоке. М., 2001. Современные международные отношения. М., 2001. Теория международных отношений: Хрестоматия. М., 2002. Теория международных отношений на рубеже столетий. М., 2002. Фалин В.М. Без скидок на обстоятельства: Политические воспоминания. М., 1999. Южная Азия: конфликты и геополитика. М., 1999. 6.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины Для освоения дисциплины в учебном процессе используются исторические карты, наглядные пособия, компьютерное и мультимедийное оборудование, интернет-ресурсы. Сайты министерств иностранных дел различных государств: МИД России: http://www.mid.ru http://people.itu.int/ baldi/mofa.htm Международные межправительственные организации: ООН: http://www.un.org Европейский Союз: http://europa/index.htm НАТО: http://www.nato.int Международный Суд: http://www.icj cij.org/ Международный трибунал по бывшей Югославии: http://www.un.org/icty Совет Европы: http://www.coe.int Информационный центр Совета Европы в России: http://www.coe.ru Операции ООН по поддержанию мира: http://www.un.org/depts/dpko Всемирный банк: http://www.worldbank.org ВТО: http://www.wto.org МВФ: http://imf.org Организации экономического сотрудничества и развития: http://www.oecd.org Статьи по международной политике в научных журналах: Internationale Politik: http://www.germany.org.ru (на русском языке) Foreign Affairs: http://www.foreignafairs.org Foreign Policy: http://www.foreignpolicy.com World Politics: http://muse.jhr.edu/journals/world politics/ The Economist: http://economist.com Новости и аналитические обзоры: http://www.unpan.org http://www.reuters.com http://www.interfax.ru http://www.worldcitizen.org (о будущем мирополитическом усройстве) http://www.ipr.net (информация о международных конфликтах) Сайт государственного департамента США по проблемам терроризма: http://www.usis.usemb.se/terror/index.html СИПРИ: http://www.sipri.se 6.3. Методические указания студентам Для боле эффективного, системного освоения лекционного материала курса студентам рекомендуется накануне каждой лекции просматривать конспекты предыдущих занятий по курсу. Такая подготовка способствует в том числе успешному решению тестовых заданий по материалам лекций. Особое внимание студентов обращается на качественное выполнение заданий для самостоятельной работы. Целью этих заданий является более глубокое освоение студентами материалов курса, формирование навыков самостоятельного исследования, подготовка текстов научного характера. Поощряется также разработка мультимедийных презентаций по тематике курса.
6.4. Методические рекомендации для преподавателя 1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных занятий. 2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень. 3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей. 4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы. 5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям: - изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному; - логичность, четкость и ясность в изложении материала; - возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов; - опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления; - тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов. Преподаватель должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения. 6. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению. 7. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность являются главными принципами, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций Курс рассчитан на один семестр в объеме 90 ч., из них 34 ч. отводится на лекционные занятия, 56 ч. – на самостоятельную работу. По прохождении курса студенты сдают зачет, который выставляется с учетом выполнения контрольных работ и результатов текущего контроля (тестирование): 30 % - выполнение контрольных работ; 30% - текущий контроль; 40% - зачет. Примерный перечень вопросов для зачета: 1. Объект и предмет истории международных отношений. Место истории международных отношений в системе исторических наук. 2. Реалистическая школа в международных исследованиях. 3. Либерально-идеалистическая школа в международных исследованиях. 4. Школа неомарксизма в международных исследованиях. 5. Постмодернистские течения в теории международных отношений. 6. Международные отношения и дипломатия на Древнем Востоке (Ближний Восток, Индия, Китай). 7. Международные отношения и дипломатия в античном мире (Греция, Рим). 8. Школы дипломатии и международно-политическая мысль в Средние века и Новое время. 9. «Вестфальская модель» международных отношений. 10. Европейский колониализм в Средние века и Новое время. Историческое значение европейской экспансии для незападных обществ. Понятие многоукладности. 11. «Венская система» международных отношений. 12. Дипломатия накануне и в годы Первой мировой войны. 13. «Версальско-Вашингтонская система» международных отношений. 14. Международные отношения накануне и в годы Второй мировой войны. 15. «Ялтинско-Потсдамская система» международных отношений. 16. Советско-американские отношения в 1945-1991 гг. 19. Международные отношения в Европе в 1945-1991 гг. 20. Международные отношения в Восточной и Южной Азии в 1945-1991 гг. 21. Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке в 1945-1991 гг. 22. Африка и Латинская Америка в международной политике во второй половине ХХ в. 23. Особенности современной политической структуры мира. 24. Внешняя политика России на рубеже XX-XXI вв. 25. Исламское движение в мировой политике. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 16. 05. 2011, протокол №10. Соответствует требованиям к... | Шифр специальности: 07. 00. 15 История международных отношений и... Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине “ История Латинской Америки” для специальности Умкд рассмотрен и утвержден на заседании кафедры новой и новейшей истории и международных отношений «29» апреля 2011 г | Спецкурс по новой и новейшей истории стран европы и америки «история... Занятия по дисциплине «История международных отношений» представлены следующими видами работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки» И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче... | Примерный перечень вопросов по предмету «История международных отношений и мировой политики» История международных отношений как история сменяющих друг друга международных систем | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Программа учебной дисциплины история международных отношений часть III Имо – лекционный курс “История международных отношений 1918-1945” (34 час.) предоставит студенту кафедры истории нового времени исторического... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030400. 62 «История» Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений от протокол № Соответствует требованиям к содержанию, структуре... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031700. 62 «История» Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 21. 04. 2011 протокол № Соответствует требованиям к содержанию,... | Рабочая учебная программа по дисциплине «История международных отношений»... История международных отношений [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 46 с | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дипломатическая и консульская... К. экон н., доцент кафедры новой и новейшей истории и международных отношений Безносова М. И | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... ... |