Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов»





Скачать 83.64 Kb.
НазваниеРеферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов»
Дата публикации15.04.2015
Размер83.64 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат


Ленинградская область

Подпорожский район

МОУ «Винницкая средняя

общеобразовательная школа №12»

Реферат по краеведению

«Заповедные места поклонения вепсов»

Работу выполнила:

Кукоева Ольга, 8 класс

Учитель: Чистякова Н. Ф.

2010 г.

План работы:

  1. Вступление. ……………………………………………………………стр.3

Задачи работы. Вепсы. История, расселение, проблемы развития.

  1. Основная часть. ……………………………………………………….стр.5

Заповедные места поклонения вепсов.

  • Камень у Чурручья

  • Заветные ели у д.Чикоозеро

  • Заветная часовня д. Сарозеро

  • Мистическая сила реки Оять

  • Часовня д. Шондовичи

  • Ильин камень в д. Озёра

  1. Заключение. Итоги работы. ………………………………………….стр.9

Проблемы сохранение наследия прошлого.

Литература…………………………………………………………………..стр. 10

Вступление. Задачи работы.

Вепсы. История, расселение, проблемы развития.

Вепсы – одна из коренных народностей Северо-Запада нашей страны. Вепсы - вепсь, весь. Живут группами в Карельской АССР (юго-западное побережье Онежского озера), в восточных районах Ленинградской области и западных районах Вологодской области. Предками вепсов считают средневековые финно-язычные племена. Традиционное занятие - пашенное земледелие, животноводство и охота.Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Традиционные жилища и материальная культура близки к северо-русским.

Легендарная весь русских летописей, принимавшая участие в походах князя Олега, упоминается Готским историком Иорданом уже в 6 веке.

Древние арабские историки писали о людях из страны «Вису»: «они с голубыми глазами, с волосами, как лён»

Вепсы как и вся Русь, были язычниками. Но если на Руси распространение христианства шло быстрее, вепсы оставались язычками очень долго.

«Об эволюции религиозного сознания, о мирном сосуществовании язычества и христианства можно судить из следующего рассказа: если семья испытывала трудности, неполадок, если семьи или скотины касались болезнь или смерть, вепсы давали завет – просили у бога «Помоги мне, а я отправлю своего сына послушником в Соловецкий монастырь». Дорога на Соловки дальняя. Из многих семей собиралась большая партия и отправлялась в пеший путь. Жили там год. Возвращаясь, привозили из Соловецкого монастыря иконы. Достаточно быстро стало уже как бы модно отправить сына на Соловки – пусть повидает мир. Почему Соловки? Взять нашего великого вепса Александра Свирского. Валаам намного ближе, а про него знать не знали. В то же время Соловки были в почёте.

Порой привозили из северного далёка настоящие раритеты. Однажды специалист по вепсской культуре, собирая предметы вепсского быта, обнаружила в одной избе выточенную из черного дерева фигурку Нила Сорского»1.

Проблемы изучения малочисленного, но очень интересного народа с его самобытной культурой в последнее время интересуют многих.

В своей работе я решила исследовать вопрос о заповедных местах поклонения вепсов Винницкого края.

Задачи моей работы следующие:

  • Выявить причины появления «заповедных мест»

  • Рассмотреть их особенности

  • Проследить сочетание в вепсской культуре православия и язычества

При изучении вопроса я столкнулась с проблемой недостаточности информации по теме.

  1. Основная часть. Места поклонения вепсов.

Вепсские селения нашего Винницкого края располагались среди первозданной чистой природы. Места для своего поселения выбирали вепсы основательно, обычно вдоль рек, у озёр. Красота природы вепсского края сохранена до сих пор. Вепсская бытовая культура была связана с земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством. Удивляют своей красотой изделия народных умельцев, ремесленников.

Будням противопоставлялось другое явление культуры – праздник. Во все времена любой народ организовывал свою жизнь как непрерывную смену будней и праздников. Длительное сосуществование с русским населением усложняло праздничную систему вепсского календаря, сформировавшуюся в результате воздействия православной веры.

Особенно интересными и характерными для вепсской деревни были «заветные праздники». Тут сплошь и рядом древнее язычество сочеталось и переплеталось с христианством. Какой-нибудь случай чисто местного значения (падёж скота, пожар, ураган, разлив реки) объявлялся стариками предлогом для установления «завета», с целью предотвращения последующих невзгод. Так появлялось и «заветное место». Соединяясь с христианством, это могла быть церковь, к ней пригоняли скот для окропления святой водой. В некоторых деревнях окропление происходило на перекрёстках дорог у крестов, которые считались священными местами. К священному месту приносили «заветы»: полотенца, платки, отрезы материи, продукты животноводства, деньги.

Среди таких мест:

        • Камень у Чур-ручья

        • Заветные ели у д.Чикозеро

        • Заветная часовня д. Сарозеро

        • Мистическая сила реки Оять

        • Часовня д. Шондовичи

        • Ильин камень в д. Озёра

        • Камень у Чурручья

Интересна история происхождения святого места под названием «Пещера» в д. Холодный Ручей (ярославские вепсы), возникшего в результате слияния языческого и христианского культов. Раньше пилили молодой лес, сплавляя его по ручью. Кто-то поднялся от ручья подальше и вдруг увидел, обнаженная скала и на ней лик Николая Угодника. У подножья его нашли маленькую сантиметров 40 в диаметре нору. Ребенка туда боялись запустить, а взрослому человеку было не протиснуться. Предполагали, что там жил монах, отшельник. На основе этих легенд жители пристроили к камню часовню. Люди понесли туда иконы, красивые полотенца. Спустя время, никто ничего не менял, человек не притрагивался, но видели совершенно иное изображение. Сама природа изменила камень. Нынче приходишь к нему, и видится, будто склонилась в поклоне фигурка монаха. Та деревня называется Холодный Ручей. Выше, километра полтора – Чур-ручей. Над ручьём и находится этот камень.

Есть интересное место на реке Тянуксе. Во время паводка там вымыло из берега странный камень с иероглифами.

Возле каждой вепсской деревни было раньше особое место поклонения – дерево, камень или пещера. К нему после молитвы в часовне шли с самым с сокровенным, с тем, что и священнику не всегда доверяли на исповеди. Поэтому и обращались к заветным местам в самом крайнем случае, когда других надежд не оставалось.

  • Заветные ели у д.Чикозеро

Почти на вершине Вепсской возвышенности в деревне Чикозеро, возле старинного храма растут заветные ели, им уже несколько сотен лет. В стволах до сих пор видны выемки для икон. Их ставят туда, чтобы усилить церковную молитву.

  • Заветная часовня д. Сарозеро

На живописном островке, затерянном среди лесов Сарозера, построена заветная часовенка. Здесь нет священника, только молящиеся, которые оставляют полотенца, одежду и другие личные вещи в качестве особой жертвы, называемой заветом. Важным условием завета является обязательство сделать кому-то доброе дело.

  • Мистическая сила реки Оять

Река Оять, в переводе с вепсского озночающая «ручей», согласно верованиям вепсов, имеет огромную мистическую силу, способную преодолеть даже, родительский запрет. Если девушке запрещают выходить замуж за какого-то человека, она может бросить в Оять каравай: если тот утонет, значит, идти против воли родителей нельзя, если поплывет можно. Все пожилые вепсы с особым почтением относятся к лесным духам, которых они называют «метсямезь»: именно их они считают хозяевами природы и верят, что духи постоянно следят за людьми и наказывают тех, кто наносит вред любому живому существу. Старые люди рассказывают, что видели этих духов ранним утром в виде высоких длинноволосых людей в просторных балахонах. Перед их появлением лес по непонятным причинам начинает шуметь, будто от сильного ветра.2

Почти в каждой вепсской избе над порогом до сих пор прибиты ветки можжевельника и щучьи головы как защита от злых сил.

  • Часовня д. Шондовичи

В Шондовичах старожилы сколотили небольшую часовенку на месте несохранившейся старой, повесили на грубо сколоченной башенке старинный колокол, а внутри часовенки сделали подобие иконостаса, перед кем и читаются молитвы. По краям иконостаса развешены вышитые вручную полотенца и скатерти от дарительниц с заветами, к стене прикреплено даже платье с юбкой от женщины, которая просила у бога исцеления от недуга и излечилась, поэтому каждый год приезжает на это место с заветом.

На другом конце деревни сохранилась старая часовня. И здесь самодельный иконостас и полотенца- заветы. И здесь старожилы сами служат церковную службу, как делали это предки.

В некоторых деревнях у северных вепсов известны случаи, когда окропление скота освященной водой совершалось на перекрестках дорог у крестов, которые у вепсов считались священными местами. Обход скота с магическими предметами главами семейств, запрет работы в день праздника, трапезы и жертвоприношения у священных деревьев (ольхи, ели) – все эти компоненты частично трансформированные, встречаются в составе ритуала первого выгона скота на пастбища в Егорьев день у южных вепсов.

У ярославских вепсов в Петров день жители несли к часовне масло, творог, сметану. Встречавшихся на пути к часовне людей угощали творогом. Принесенные молочные продукты раздавались «бескоровным». В этот же день происходило ритуальное купание коров и лошадей.

У средних и южных вепсов важным обрядом праздников являлось также приношение заветов к священному месту. Так в д. Пяжозеро в Иванов день, который считался заветным праздником, жители совершали паломничество к ручью, бросали в него серебряные монеты, брали из ручья воду и окропляли ею скот.

  • Ильин камень в д. Озёра

В д. Озера в Ильин день крестьяне оставляли заветы около Ильина камня. По местным поверьям, происхождение его связано с возникновением большого столба дыма, на месте которого был обнаружен большой камень с отпечатком головы в шлеме.

Непременным условием было возвращение е священному месту после исполнения просьбы с очередными дарами.

У деревни Заозерье есть ель, на которую крепится посудный шкафчик с иконами и свечами. Действо, свершается здесь на праздник Ильи Пророка.

«Заветные камни» есть во многих местах вепсского края (например, в Немже).

  1. Заключение. Итоги работы.

Проблемы сохранение наследия прошлого.

Тема исследования вепсской культуры очень интересна и актуальна. Хочется сохранить культуру этого малого народа.

В своей работе я пришла к выводам:

  • Создание «Заповедных мест поклонения вепсов» связано с соединением бытовой и праздничной культуры вепсов.

  • Тесно переплетается культура православная и культура языческая.

  • По данной теме мне не удалось найти фотоматериалов и подробного описания «заповедных мест поклонения вепсов» и в последующем, надеюсь, будет возможность продолжить исследование данной темы.

Изучение вепсского языка, проведение фольклорного праздника «Дерево жизни», сохранение народных ремёсел и промыслов, уход за «заповедными местами поклонения вепсов» местными жителями энтузиастами – всё это моменты того, что культура этого народа не забывается.

Вепсский край до сих пор хранит и чтит заветные тайные места. Как и сотни лет, назад жители окрестных сел и деревень Винницкого края приходят к местам поклонения в Пещеру в Ярославичах, к Заветному камню в д. Немжа и Вековой Ели в д. Чикозеро. И в XXI веке вепсы набираются энергией, жизненной силой и тонусом, берут защиту от всего плохого в этих местах известных, пожалуй, далеко за их пределами.

Список литературы

  1. «Вепсы: история, культура и межэтнические контакты», сборник, Петрозаводск, 1999 г.

  2. «Проблемы истории и культуры вепсской народности», сборник, Петрозаводск, 1989 г.

  3. «Историко-культурное наследие вепсов и роль музея в жизни местного сообщества», сборник, Петрозаводск, 2008 г.

  4. «Аргументы и факты» заметка в архиве библиотеки

  5. «Вести», №124, 7 июля 2009

  6. «Вести», №126, 9 июля 2009

  7. «Всемирный следопыт», №4, 2008

  8. «Вести» 2004, июнь

  9. «Свирские огни», №7 28, октября 2004

  10. «Свирские огни» 7 июля 1992,№78

1 Рассказывает Алевтина Захаровна Шустрыгина, статья о вепсах С. Евстифеева. См. Евстифеев, Сергей Юрьевич В гнезде каннибалов / Сергей Юрьевич; С. Евстифеев. - Изд. 1-е, сокр. - Омск : Полиграф, 2010. - 158, [1] с. : ил., цв. ил., портр. ; 31.


2Петр Васильев, Вепсские заветы См. http://www.vsled.ru/archive/?article=227


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconИтоги ншк 5а выборнова Ксения Махметовна Проектная работа «Любимый...
Проектная работа «Любимый уголок природы. Заповедные места лосиных заповедников»
Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconЗаповедные территории и люди
Заповедные территории и люди. Опыт работы со школьниками: методики, программы, сценарии. Выпуск II / Эколого-просветительский Центр...
Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconЗаповедные территории и люди Опыт работы со школьниками
Заповедные территории и люди. Опыт работы со школьниками: методики, программы, сценарии. Выпуск II / Эколого-просветительский Центр...
Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconПрограмма по краеведению «Школа юного краеведа»
Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое...
Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconРабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно — методических материалов по краеведению
Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconЗаповедные территории и люди Формы и методы работы Выпуск III москва 2001
...
Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconЗаповедные территории и люди Формы и методы работы Выпуск III москва 2001
...
Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconРабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка
В основной школе «Краеведение» изучается с 5-го по 9-ой класс данной ступени обучения. Программа по краеведению направлена на реализацию...
Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconКонспект урока по краеведению. Елховская школа Тема урока: «Святые места села Елховка»
Оборудование: портрет Ф. И тютчева, плакат с годами его жизни; иллюстрации о зиме; грамзапись пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена...
Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconРеферат по краеведению на тему «Проблемысела»
Время и окружающая действительность ставят перед человеком новые и новые проблемы, задают множество вопросов
Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconАдминистрации Калачеевского муниципального района
В сборнике освещается опыт работы по школьному краеведению в семеновской сош калачеевского района, дается краткая аналитическая информация...
Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconРабочая программа Горбатенко Ольги Петровны по историческому краеведению, 7 класс «Согласовано»
Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть...
Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconРабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс
Гречухин Г. Б. // Сборник методических материалов по историческому краеведению в основной школе. 7-8 кл. – Н. Новгород: нгц, 2006....
Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconТема: Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени
Спп с придаточной места и времени, правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях, отличать придаточные места от придаточной...
Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconРабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования...
Реферат по краеведению «Заповедные места поклонения вепсов» iconРабочая программа по историческому краеведению (наименование учебного...
Рабочая программа разработана на основе использования учебника Балдин К. Е., Барвенко В. Г., Иванов Г. В. Ивановский край в истории...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск