Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком





НазваниеУчебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком
страница1/9
Дата публикации16.04.2015
Размер1.27 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Московская духовная семинария
Сектор заочного обучения




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ВЕТХОГО ЗАВЕТА
(Учительные книги)

Учебное пособие для студентов 4 класса

Составлено преподавателем С.М. Костюком

Сергиев Посад

2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

Понятие об учительных книгах Ветхого Завета………………………….......6

Общее содержание учительных книг…………………………………………8
КНИГА ИОВА……………………..………………………………………….11
Основная идея книги и цель её написания………..………………………....13

Обзор содержания книги Иова…………………………………..…………...14

Главные предметы учения в книге Иова…………………………………….23

1. Учение об отношении Бога к миру и об отношении

земных благ к достоинству человека……………………………………...23

2. Учение об ангелах добрых и злых…...……………………………………25

3. Учение о человеке, о его сотворении и состоянии на земле…………….25

3.1. О состоянии души после смерти человека……………………………...25

3.2. Об искуплении грешного человека……………………………………...26

3.3. О будущем воскресении и суде………………………………………….26

Прообразовательный смысл истории Иова………………………………….26
ПСАЛТИРЬ…………………………………………………………………...29
Название книги и её разделение на псалмы…………………………………29

Авторы и время написания псалмов……...………………………………….29

Первоначальные сборники псалмов и соединение их в одну книгу………32

Надписание псалмов………………………………………………………….33

Деление псалмов по содержанию……………………………………………34

Богослужебное употребление Псалтири…………………………………….35

Избранные пророчески-мессианские псалмы………………………………37

II Псалом……………………………………………………………..………..37

Толкование II псалма…………………………………………………………38

Псалом VIII……………………………………………………………..……..41

Толкование VIII псалма……………………………………………………....42

Псалом ХХI……………………………………………………………..……..45

Толкование ХХI псалма……………………………………………………....45

Псалом ХХХIХ…………………………………………………………..……51

Псалом ХLIV………………………………………………………..………...52

Псалом LXVIII………………………………………………...………………54

Псалом CVIII……………………………………………..…………………....55

Псалом CIX…………………………………………..………………………..56

Учительные псалмы………………………………..…………………………58

Псалом I………………………………………..……………………………....58

Псалом XIV……………………………...…………………………………….59

Псалом XC…………………………..………………………………………....60

Псалом CXXXVI……………………………………………………………...61

Молитвенно-утешительные псалмы…………………………….…………..63

Псалом L………………………………………………………….…….……..63

Псалом LXXXIX………………………………………………...……………64

Благодарственно-хвалебные псалмы………………………….…………….67

Псалом XXXIII…………………………………………………………..……67

Псалом CIII………………………………………………………..…………..68
Краткий очерк жизни Соломона и его писания…………………………….70
Книга притчей…………………………………………………..…………….73

Основные предметы учения в книге Притчей………………………….…..74
Книга Екклезиаста……………………………………………….…………...76

Учение о суетности………………………………………….……………......78

Учение о доброделании, о памятовании смерти и богобоязненности…….78
Песнь Песней…………………………………………………………..……..80
Книга Премудрости Соломона………………………………………………81
Учение о Премудрости Божией……………………………………………...83

Учение о происхождении идолопоклонства………………………………..84
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова………………………….……85

Учение о мудрости…………………………………………………………...86

О славе Творца в творении…………………………………………………..87

Молитва Иисуса, сына Сирахова……………………………………………88
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

по СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ ВЕТХОГО ЗАВЕТА для 4 класса

Сектора заочного обучения Московской духовной семинарии
1 билет – Понятие об учительных книгах Ветхого Завета и их число.

Особенности учительных книг по их содержанию и форме

наложения.

2 билет – Книга Иова. Название книги.

Время и место жизни Иова.

Время написания книги, её автор.

3 билет – Главная мысль книги, её форма и разделение на разделы.

Пролог книги Иова (1-2 главы).

4 билет – Первый цикл бесед (3-11 главы).

Прибавление в конце книги.

5 билет – Второй цикл бесед (12-20 главы).

Учение об ангелах добрых и злых.

6 билет – Третий цикл бесед (21-27 главы). Учение о человеке.

7 билет – Речь праведного Иова (28-31 главы). О будущем воскресении

и суде.

8 билет – Речь Елиуя (32-37 главы). Прообразовательное

значение жизни Иова.

9 билет – Речи Бога (38-42,8 главы). Эпилог (42,9-42,17 главы).

10 билет – Нравоучительное значение книги Иова.

Учение об ангелах добрых и злых. Учение о человеке.

11 билет – Автор и время написания книги Псалтирь.

Надписание псалмов. Богослужебное употребление книги

Псалтирь в Ветхом и Новом Завете.

12 билет – Музыкальное сопровождение пения псалмов.

Разделение псалмов по содержанию (на пророческие,

благодарственно-хвалебные).

13 билет – Псалом 2 (наизусть) – надписание, повод к написанию,

содержание.

14 билет – Псалом 8 (наизусть 3 стих).

15 билет – Псалом 21 (2 и 19 стихи наизусть).

16 билет – Псалом 39 (7-9 стихи наизусть).

17 билет – Псалом 44 (7-9 стихи наизусть).

18 билет – Псалом 68 (10 и 22 стихи наизусть).

19 билет – Псалом 108 (8, 24-25 стихи наизусть).

20 билет – Псалом 109 (наизусть).

21 билет – Псалом 1 – надписание, повод к написанию, содержание.

22 билет – Псалом 14 – “ –

23 билет – Псалом 90 – “ –

24 билет – Псалом 136 –

25 билет – Псалом 50 –

26 билет – Псалом 89 –

27 билет – Псалом 33 –

28 билет – Псалом 103 –

29 билет – Краткий очерк жизни Соломона и его Священные Писания.

Книга Притчей. Название книги.

Составитель книги и время её происхождения.

Богослужебное употребление книги.

30 билет – Основные места в книге Притчей:

а) учение о мудрости (1 глава);

б) учение об Ипостасной Премудрости (2 глава);

в) учение о Царстве Небесном, устроенном

Премудростью Божией (9 глава).

31 билет – Книга Екклезиаст. Название книги.

Главный предмет книги и цель её написания.

Разделение на части и обзор содержания.

32 билет – Основные места в книге Екклезиаст:

а) учение о суетности (1-2 главы);

б) учение о добродетели, о памятовании смерти

и о Богопознании (11-12 главы);

33 билет – Книга Песнь Песней. Название книги.

Писатель, время и цель написания книги.

Подлинность и каноническое достоинство.

Обзор содержания и истинный смысл книги.
Понятие об учительных книгах Ветхого Завета
Учительные книги Ветхого Завета содержат учение Ветхозаветной Церкви о предметах веры и благочестия. Они написаны богодухновенными мужами Ветхого Завета. Всего учительных книг Ветхого Завета в составе Библии перевода LXX имеется семь. Из них 5 книг – канонических: Иова, Псалтырь, Притчей, Екклезиаста и Песнь Песней; и две: Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова – неканонические.

Особенность учительных книг Ветхого Завета по содержанию и по форме изложения состоит в том, что предметом их учения являются преимущественно истины нравоучительные, определяющие религиозно-нравственное поведение ветхозаветного человека, и редко – чисто догматическое. Если же в них излагается догматическое учение, то оно опять-таки имеет уклон практический, т.е. преследует нравственную цель. Сама мудрость или знание (богословское ведение), согласно учительным книгам Ветхого Завета, может быть обретена в подвигах святой богоугодной жизни. «Се благочестие есть премудрость, а еже удаляется от зла, есть ведение», - говорится в книге Иова (28, 28). Основным его началом богословского ведения является внутреннее, духовное чувство, страх Господень: «Начало премудрости – страх Господень» (Притч. 1,7). Таким образом, благоговейный страх является основным началом в богословствовании ветхозаветных писателей.

Особенность учительных книг Ветхого Завета по форме литератур-ного выражения содержащегося в них учения состоит в том, что учение в них излагается в поэтических действиях и образах стихотворным языком. Существенное отличие поэтических произведений Ветхого Завета от поэтических произведений светской литературы состоит в том, что содержание первых есть плод не только творческого ума и таланта писателей, но, прежде всего – результат Божественного откровения (вдохновления). Таким образом, учительная письменность Ветхого Завета является произведением творческого действия Святого Духа и всегда носит религиозный характер.

По своему языку эти книги являются лучшими памятниками поэтического творческого гения еврейского народа. Большая часть учительных книг Ветхого Завета (Иов, большая часть Псалтыри, книга Притчей, Екклезиаст и Песнь Песней) своим происхождением обязана эпохе Давида и Соломона. Время жизни этих ветхозаветных царей в истории священной еврейской литературы по справедливости может быть названо золотым веком как по количеству литературных памятников, так и по силе поэтического проникновения в глубину человеческой души. Творческий гений писателей того времени был настолько сильным и оригинальным, что он оставил глубокий след на все последующие времена и явился таким образом для подражания.

Поэтические священные произведения Ветхого Завета разделяются на два главных вида: на песнь и на притчу (по-еврейски - «машал»).

Песнью называется такой вид поэтических произведений, в котором образно выражены религиозные чувства священного писателя, вызванные созерцанием явлений природы и событий нравственного характера. Форма таких гимнов – краткое стихотворение, предназначенное для церковно-богослужебного употребления. Их пение сопровождалось аккомпанемен-том музыкального инструмента (например, псалмы). Этот вид священной поэзии можно назвать священной лирикой.

Притчей же называется такой вид священных поэтических произведений, в которых нравоучительная мысль выражается в форме пословиц, поговорок, загадок, аллегорий (например, псалом 29, 9 – 17 о винограднике Божием, или Екклезиаст, 12, 1–7). Форма притчи – посло-вицы особенно развита и обработана в книгах Притчей Соломона, Еккле-зиаста, Иисуса, сына Сирахова. Подобный вид священных литературных произведений можно назвать священной дидактической поэзией. Оба эти общеупотребительные вида священной поэзии особенно достигли своего совершенства в двух великих произведениях Ветхого Завета: притчи с историческим сюжетом явились основой для высоко-торжественной исторической поэмы книги «Иова», а песни с пророческим характером – для книги «Песнь Песней».

Главным содержанием законоположительных книг Ветхого Завета является изложение того закона, который был дан еврейскому народу Богом для устройства им своей жизни согласно общим и частным предписаниям. Изложение этого закона со всеми его многочисленными правилами устройства религиозно-нравственной общественной, семейной и политической жизни составляет главный предмет содержания этих книг. Главным действующим лицом в них является Бог и Его Закон.

Исторические книги Ветхого Завета заключают в себе внешнюю историю жизни еврейского народа со времени выхода его из Египта. Они посвящают свое содержание изложению фактов политической, семейной и общественной жизни евреев. Главным действующим лицом здесь является весь народ, его типичные представители.

Исторические книги дополняются пророческими. В исторических книгах жизнь еврейского народа изображается с внешней стороны, в пророческих же – с внутренней, со стороны высоты чистоты его религиозно – нравственных воззрений. В тех и других книгах жизнь еврейского народа рассматривается со стороны соответствия её тому закону, который был дан Богом .

Учительные книги значительно отличаются от законоположитель-ных, исторических и пророческих. Тот же самый Божественный Закон, который лежит в основании содержания законоположительных, истори-ческих и пророческих книг, находится и в содержании учительных книг. Но там он даётся от Бога, как непреложная истина для уяснения и выполнения её людьми, здесь же истина является как бы плодом человеческих колебаний, рассуждений человеческого ума и духа. Та же истина в первых книгах является аксиомой, априорным положением, а здесь – как искомое, как вывод, основанный на многообразных наблю-дениях над жизнью и природой (например, книга Иова и Екклезиаста).

Учительные книги очень подробно знакомят читателя с внутренним миром мыслей, чувств и желаний их писателей; авторское начало имеет здесь более яркое и полное выражение, сравнительно с предыдущими. Учительные книги Ветхого Завета отличаются так же от других ветхозаветных книг своим общечеловеческим характером: они одинаково понятны всем людям, а не одним лишь евреям. Их содержание наполнено общим ходом и развитием духовной жизни, совершаемым по одним и тем же основным законам, общим всем людям, и то, о чём повествует писатель учительной книги, доступно в одинаковой мере всякому читателю, к какой бы нации не принадлежал. Содержанием учительных книг Ветхого Завета являются общие положения веро – и нравоучения, они одинаково интересны и занимают внимание всякого мыслящего человека.
Общее содержание учительных книг
Книга Иова изложена в форме диалога между Иовом и его друзьями и между Богом и Иовом. Поводом к написанию книги были чрезвычайно тяжёлые испытания – страдания Иова. Иову было непонятно, зачем родится и живёт человек, поскольку его могут постигнуть такие незаслуженные наказания (3 глава). По воззрениям Иова, жизнь человека на земле есть испытание его духовных сил, и чем оно лучше выдерживается, тем, по закону справедливости, должна быть выше и награда (7 глава). По отношению к себе Иов видит непонятное и полное нарушение этого закона. Он не знает за собой никакого сознательного греха, а страдает (7, 20; 9, 2I). Перед ним стоит вопрос: как понять и объяснить свои незаслуженные страдания?

Друзья Иова, исходя из того положения, что Бог правосуден и незаслуженно никого не наказывает, объясняют страдания Иова его грехами, что счастье несчастье человека на земле находится в полном соответствии с его благочестием и бесчестием.

Иов принуждает друзей молчаливого согласия с тем, что их утверждение о соответствии между нравственным достоинством внешним положением человека на земле не соответствует действительности (9, 24). Если это так, то как же тогда объяснить всё это с понятием о боге как о благом Промыслителем мира и праведном Судии? Ответ на него даётся в речи Бога и Иову. Господь указывает на многочисленные явления и предметы физического и животного мира и на их внутреннюю целесообразность и господство в мире Промысла Божия. Из этой речи становиться ясным, что судьба человека в руках Промысла Божия, и отрицании его ведёт к пагубным последствиям в духовном совершен-ствовании. Последующая жизнь Иова стала наглядным примером, что верность человека богу и следование Его заповедям награждается и здесь, на земле.

Итак, особенности содержания книги Иова:

1) предмет её – господства Промысла Божия в мире;

2) постижение его – путём рассудочным, на основании данных опыта;

3) решение вопроса ведёт человека к сознательному подчинению своей воли водительству Божию.

Содержание псалтири чрезвычайно разнообразно. Здесь встреча-ются песни благодарственные, просительные, покаянные, учительные, пророческие и др. Посредством такого разнообразия в псалтири даётся, с одной стороны, изображения Бога, как Существа Всемогущего, Творца мира и человека, Законодателя, Судии и Промыслителя; с другой, мы видим человека, существо ограниченное и слабое, склонное к постоянным падениям. Жизнь его вне Бога – жалкое существование; а жизнь в Боге и с Богом – условие душевного мира и благополучия. Всё содержание Псалтири изложено в форме лирических гимнов. Теплота и искренность чувств писателя – отличительная черта всей Псалтири.

Книга Притчей главным содержанием имеет выяснение превосходства премудрости Божей над человеческой. Божественная мудрость указывает человеку истинный пут жизни, направляет его и приближает к Богу; человеческие мудрования через проповедь удовлет-ворения земных влечений отдаляют его от Бога. Кроме того, в книге имеется много советов для земной жизни, согласных с заповедями Премудрости. Под премудростью разумеется Бог и Его закон данный через Моисея.

Книга Екклезиаста путём рассудочного анализа и критики теории земного благополучия доказывает ошибочность такого пути. Ошибочность и несостоятельность состоит в ограниченность человеческого ума, стремящегося к удовольствиям временной земной жизни, ценность которой преувеличивается. Удовольствия же должны иметь цену не сами по себе, но как средства подкрепления сил человека в его стремлении для достижения жизни вечной.

Книга Песнь Песней повествует о взаимоотношениях двух действующих жениха и невесты, причём под женихом разумеется Бог под невестой – Церковь или душа человека. В поэтических картинах книги изображается стремление к соединению с Богом. Средством приближения к Богу является верность и преданность Ему.

Книга Премудрости Соломона вся посвящена выяснению превос-ходства Премудрости Божией перед человеком. Этой цели автор достигает двумя путями: во-первых, указанием на ценность предлагаемого от Бога учения; во-вторых, указанием на факты из истории чудесного водительства Премудростью богоизбранного народа, освоение Премудрости есть самое главное и необходимое условие человеческого благополучия.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, раскрывает учение о значении и свойствах Премудрости Божией. Автор предлагает множество частных советов и предписаний житейного характера. Следование им он считает необходимым условием для всех людей. Книга предназначена в руководство и наставление всему народу земли.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconУчебное пособие составлено преподавателем государственного общеобразовательного...
Рабочая тетрадь является обязательным пособием к курсу «Основы патологии» для студентов второго курса по специальностям: «Сестринское...
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconУчебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии...
Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной...
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconУчебное пособие по русскому языку и культуре речи составлено в соответствии...
Л. А. Юдашкина. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения [Текст]. Тюмень: «Тюменская...
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconУчебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л....
Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека”
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconУчебное пособие для студентов специальности 271200 «Технология продуктов...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, аспирантов и преподавателей, может быть полезно практическим работникам
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconУчебное пособие для студентов педагогических учебных заведений
Педагогика. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое...
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconУчебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г
Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления "бакалавр", преподавателей, аспирантов
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconУчебное пособие Для специальности: 030501 Юриспруденция Ростов-на-Дону
Учебное пособие «Теория конституционализма в России» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconУчебное пособие Печатается по решению Учебно-методической комиссии...
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дополнительные разделы сейсморазведки
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconУчебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет»
Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconУчебное пособие для студентов технического отделения по дисциплине «Немецкий язык»
Учебное пособие предназначено для студентов Омгкпт технического отделения специальностей 1705, 1706
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconМетодическое пособие по дисциплине «Логика»
Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного...
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconУчебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для...
Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа»....
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconУчебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для...
Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа»....
Учебное пособие для студентов 4 класса Составлено преподавателем С. М. Костюком iconУчебное пособие для студентов медицинских вузов Волгоград 2003г
Л. В. Крамарь, В. А. Петров Неотложные состояния при острых кишечных инфекциях у детей: патогенез, клиника, лечение: Учебное пособие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск